Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая идеология либерализмаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Либерализм (от лат. – свободный) – учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства. В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций ХVIII – ХIХ вв. Теоретики классического либерализма Дж. Локк (1632 – 1704 гг.), Адам Смит (1723 – 1790 гг.), Ш. Л. Монтескье (1689 – 1755 гг.) выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии. Либерализм снял привилегии с монархов и других, стоящих у власти, у них отняли их божественное право монарха, статус наследника и устоявшуюся религию. В либерализме считаются с индивидуальными правами на жизнь, личную свободу и собственность. Исходя из учения о либерализме, все равны перед законом и все наделены равными правами. Правительство должно избираться на открытых и честных выборах. У избирателей и избираемых будут свои права и все будут равны. Функции государственной власти сводятся к минимуму, они предназначены только для того, чтобы максимально выполнять порученные ему дела. В начале становления либеральной идеологии считалось, что власть должна быть полностью сосредоточена в руках физических и юридических лиц, а само государство должно существовать и функционировать только для того, чтобы оберегать их собственность. Современный либерализм объединил в себе множество течений, которые конфликтуют между собой и имеют глубокие противоречия, часто мешающие нормальному функционированию учения. Консерватизм - политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, траке, семье, собственности. Разновидности консерватизма: 1)традиционализм;2)либертаризм;3)неоконсерватизм. Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать «греховную» природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали. В теориях неоконсерватизма на первый план выдвинуты 2 основные идеи:1. Необходимость ограничения индивидуализма современного человека;2. Идея укреплепления политического и духовного единства нации, сохранения её самобытности; приоритетом в социальном развитии являются приоритеты государства и нации, а не отдельного индивида. Неоконсерваторы выступают за сохранение в обществе прочных позиций государства и политической власти. Они признают совершенной и эффективной такую структуру политической власти, в которую допускаются лишь представители элитарных слоёв общества. Сила государственной власти состоит в её профессионализме и нравственности. Во внешнеполитической деятельности неоконсерваторы провозглашают высшей целью укрепление могущества своего государства на международной арене. Во взаимоотношениях с другими государствами на первом месте должны быть национальные интересы, прежде всего, экономическая выгода. Защищая эти ценности, можно прибегнуть и к применению силы в отношении «непослушных государств».
7 Социал-демократическая доктрина Социал-демократия, как одно из направлений социалистической идеологии, возникла в конце XIХ в. в недрах марксизма и в своем развитии прошла три этапа. На первом этапе (80-е – 90-е годыXIХ в.) большая часть социал-демократических партий были объединены во ІІ Интернационале, созданном Ф. Энгельсом в 1889 г. и разделяла основные марксистские принципы относительно революционного пути перехода к социализму, насильственных форм преобразования общественных отношений и роли диктатуры пролетариата в этих процессах. Но уже в концеXIХ – начале ХХ в.в. начинается критическое переосмысление марксистской теории, связанное с именами известных деятелей немецкого рабочего движения Ф. Лассаля (1825-1864), Э. Бернштейна (1850-1932) и К. Каутского (1854-1938) - именно они и считаются родоначальниками социал-демократии. Ф. Лассаль выдвинул положение о возможности мирного перехода к социализму на основе всеобщего избирательного права (что противоречило марксистскому положению о роли революции), а также рассматривал государство как институт, стоящий над классами (что шло вразрез с марксистским положением о государстве как аппарате насилия одного класса над другим). Э. Бернштейн и К. Каунтский стали агитировать против таких марксистских положений, как классовая борьба, социальная революция и диктатура пролетариата (в издававшихся ими газетах "Социал-демократ" и "Нойецайт"). Второй этап в развитии социал-демократической мысли (первая треть ХХ в.) – очень сложный. В начале ХХ в. происходит раскол социал-демократии на три течения: правое (оппортунистическое - "соглашательское"), левое (революционное) и центристское (колебавшееся между "правыми" и "левыми"). Этот раскол был выражен организационно: в 1919 г. "левые", возглавляемые Лениным, создали Коммунистический Интернационал (1919-1943) – его иногда называют ІІІ Интернационалом; "правые" в 1920 г. провозгласили о возрождении ІІ Интернационала (практически прекратившего свою деятельность в годы І мировой войны). В 1923 г. была сделана попытка объединения "правых" и "центристов" созданием Рабочего Социалистического Интернационала (РСИ). Однако деятельность социал-демократических партий в сложных социально-политических условиях в период между двумя мировыми войнами не была развернута, а в 1940 г. РСИ прекратил свое существование (после оккупации фашистами Брюсселя, где располагалась штаб-квартира РСИ). Третий этап относится к послевоенному времени. На этом этапе завершается формирование социал-демократической доктрины, что в значительной мере связано с деятельностью Социнтерна, восстановленного в 1951 г. на международном конгрессе, состоявшемся во Франкфурте-на-Майне. В принятой на этом конгрессе Франкфуртской декларации Социнтерна открыто заявлено об отказе от марксизма, как идейно-теоретической основы рабочего движения и переходе к реформизму. Наиболее полная современная интерпретация социал-демократической идеологии содержится в выдвинутой Социнтерном концепции "демократического социализма" (термин ввел К. Каутский), которая, как декларировалось в принятой первой программе, должна стать основой для преобразования капиталистического общества в социалистическое. В 1989г. в Стокгольме, принят новый программный документ - "Декларация принципов", в котором содержится попытка раскрыть смысл концепции демократического социализма. Характерные черты социал-демократической доктрины, которая воплощена в концепции демократического социализма: - социализм – общественной строй, который достигается не в результате классовой борьбы и революционной ликвидации капитализма, а путем реформ; - в экономической сфере – сохранение частной собственности и функционирование других форм собственности, т.е. поддержка идеи смешанной экономики; - государственное регулирование экономикой; - национализация крупнейших компаний; - самоуправление рабочих коллективов и фермеров; - участие профсоюзов в разработке национальной экономической политики; - участие трудящихся в принятии решений на уровне компаний и предприятий; - разработка и поддержание социальных программ, направленных на обеспечение роста среднего класса, достижения высшего уровня политической, социальной, экономической свободы, социального равенства и справедливости, особенно в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации; - в международном плане – разработка и поддержание программ, обеспечивающих стабильность в мире. Как следует из основополагающих документов Социнтерна, демократический социализма – это "общественная модель, которая на базе парламентской демократии и правового государства постепенно шаг за шагом устраняет недостатки и классовую разобщенность, осуществляет демократию в государстве, экономике и обществе ….. равно как и личную и духовную свободу и тем самым завоевывает и охраняет свои ценности: свободу, справедливость и солидарность." На современном этапе социал-демократическая идеология - одна из трех наиболее влиятельных: она объединяет партии этой направленности в более, чем ста государствах мира. Наибольший успех социал-демократия достигла в странах Западной и Северной Европы, всему миру известны имена Вилли Брандта (председатель Социнтерна, федеральный канцлер ФРГ в 1969-1974 г.г.), Улофа Пальме (премьер-министр Швеции в 1969-1976 г.г. и 1982-1986 г.г.), Франсуа Миттерана (президента Франции в 1981-1995 г.г.), Филиппе Гонсалеса (первый секретарь Испанской социалистической рабочей партии, возглавивший испанское правительство в 1982 - 1996 г.г.) и др. Социал-демократы создали свою организационную структуру в Европарламенте – Социалистическая группа европейского парламента (СГЕП). По результатам выборов в этот орган стран Евросоюза с конца 79-х годов СГЕП является самой многочисленной. Выработав общую позицию по многим политическим и экономическим вопросам, они реально влияют на развитие Европы и мира. Социалистические идеи разделяют и партии других направлений: "зеленые" (входившие в коалиционное правительство ФРГ до 2006г., возглавляемое социал-демократом Г. Шредером); христианские партии, проповедующие идею избавления трудящихся от эксплуатации и бедности путем морально-религиозного самоусовершенствования, сохранения частной собственности и осуждения классовой борьбы и социальных революций
8 Марксистское понимание социализма: В теории марксизма социализмом называли общество, находящееся на пути развития от капитализма к коммунизму, то есть уже не общество социальной справедливости, а только подготовительная ступень к нему.- Социалистическое общество выходит из капиталистического и поэтому «во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло» Критика Готской программы К. Маркс. Результат труда распределяется сообразно тому, сколько каждый индивидуальный производитель вкладывает (трудовой пай).Он получает квитанцию о том, какой он сделал вклад, и получает такое количество предметов потребления из общественных запасов, на которое затрачено данное количество труда. Господствует принцип эквивалентности: равное количество труда обменивается на равное. Но, так как разные индивиды обладают разными способностями, то они получают неодинаковую долю предметов потребления. В отличие от капитализма, запрещено частное предпринимательство (уголовное преступление).Государство представляет собой революционную диктатуру пролетариата. Черты социализма: 1.Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.2.Высокий прогрессивный налог.3.Отмена права наследования.4.Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.5.Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с государственной монополией.6.Централизация, монополия всего транспорта в руках государства.7.Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.8.Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.9.Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.10.Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. 9.Становление Бел.национал.государственности: процесс становления можно разделить на три этапа. Первый этап начинается с момента придания Верховным Советом БССР статуса конституционного закона Декларации «О государственном суверенитете БССР» 25 августа 1991 года. 19 сентября 1991 г. принят закон об изменении названия БССР, она стала именоваться Республика Беларусь. 19 сентября 1991 года были приняты постановление о переименовании БССР в Республику Беларусь и законы «О Государственном флаге РБ» и «О Государственном гербе РБ». 8 декабря 1991 г. руководители Российской Федерации, Украины и Беларуси подписали Беловежское соглашение, положившее конец существованию СССР. Образовывалось Содружество независимых государств (СНГ), членом которого стала Республика Беларусь. Ратификация этих документов 10 декабря 1991 года, стали логическим завершением первого этапа. Первыми странами, признавшими независимость Бел. и установившими с ней дипломатические отношения, были Украина и США. В течение 1992 года произошло полное международное признание РБ. Второй этап связан с принятием Конституции 15 марта 1994 года и избранием в том же году Президента РБ. Третий этап начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года.14 мая 1995 года проводятся парламентские выборы и одновременно референдум по вопросам придания русскому языку равного статуса с белорусским, установления нового Государственного флага и Государственного герба, экономической интеграции с Россией и расширения полномочий Президента. Для этого времени характерно укрепление отношений с Российской Федерацией. 26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка была устранена граница между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, а 2 апреля 1996 года президенты двух стран подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, согласно которому оба государства сохраняли свой суверенитет, независимость и территориальную целостность, свои конституции и атрибуты государственной власти (герб, флаг, гимн). По договору, оба государства являлись полноправными субъектами международного права, сохраняли членство в ООН и других международных организациях. Завершением третьего этапа было проведение референдума 24 ноября 1996 года, в результате которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 15 марта 1994 года. На современном этапе происходит укрепление бел. государственности, а также дальнейшее развитие интеграции с Россией. 2 апреля 1997 года был создан Союз Беларуси и России, а 25 декабря 1998 года президенты двух стран подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, одновременно с которой было также подписаны Соглашения о равных правах граждан и равных условиях субъектов хозяйствования. 8 декабря 1999 года Беларусь и Россия подписали Договор о создании Союзного государства. Кроме укрепления связей с Россией, в Беларуси в этот период прошли парламентские (в 2000, 2004,2008 годах) и президентские (2001, 2006) выборы, референдум по вопросу изменения ч. 1 ст. 81 Конституции в 2004 году, а также Всебелорусские народные собрания (1996, 2001,2006).Обретение независимости и создание суверенного государства РБ в начале 90-х годов XXв.ознаменовало тот факт, что Беларусь впервые стала суверенным государством, приобрела самостоятельность на международной арене, а белорусский народ получил политическое самоопределение. Как записано в ст. 3 Конституции Республики Беларусь «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ». 10. Государственная идеология как социально-политический феномен Идеология бел. государства – это учение об идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития.. Предмет государственной идеологии -жизненно важные для каждого народа и гражданина идеи, ценности, представления и идеалы, которые входят в систему деятельности государства и должны поддерживаться всеми его институтами. В РБ идеология рассматривается в самом широком смысле как теоретическая программа государственного строительства на ближайшую и отдаленную перспективу. Она охватывает экономику, политику, социальную и духовную сферы. Государственная идеология – сложное многокомпонентное и многоуровневое образование. Составными элементами являются – идеи, взгляды, представления, концепции, теории, верования и убеждения – историко-культурологического, политического, экономического и социально-гуманитарного характера. Историко-культурологическая составляющая- совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования белорусского этноса, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытного народа или, что то же самое, особой нации. Политическую составляющую образует, комплекс идей и представлений бел. народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, включает в себя представления о характере социально-политического строя РБ в целом, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, других общественных формирований в социально-политическом процессе. Экономическая составляющая- комплекс реализуемых государством и отвечающих интересам народа идей относительно формирования и развития национальной экономики. Социально-гуманитарную составляющую- образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Речь идет, о подходе к человеку как высшей ценности и цели общества и государства, об ответственности государства за создание условий для свободного и достойного развития личности и об ответственности граждан за неукоснительное исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. В гос. идеологии есть многоуровневый феномен. Выделяется высший, средний и низший уровни. Высший уровень образуют сочинения, претендующие на научность. Это – учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи и доклады. Средний ур. составляют произведения, в которых популяризируются и пропагандируются идеи, содержащиеся в вышеуказанных сочинениях. Сюда относятся книги, статьи, лекции, доклады, беседы, интервью широкого круга специалистов. Низший ур. образуют средства человеческой деятельности, в которых, так или иначе, закрепляется содержание гос. идеологии – произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, концертные программы, школьные уроки и даже реклама. Три уровня: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий. Теоретико-концептуальный формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. Программно-директивный -философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам. Поведенческий. Внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований приводит к определенному типу политического поведения. Компоненты представлены четырьмя блоками: Методологический блок предполагает обоснование системы формирования идеологии государства, рассмотрение специфики проявления ее основных элементов, целенаправленность и эффективность идеологической работы. Процессуальный блок ориентирован на определение субъектов и объектов идеологической работы. Институциональный блок предполагает совершенствование путей повышения эффективности идеологической работы. Инструментальный включает разработку механизма идеологической работы. Механизм гос. идеологии с одной стороны, приложение постоянных усилий по формированию, воспроизводству, обновлению и закреплению идеологии социального субъекта. С другой- механизм государственной идеологии составляет совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием систематизацией, нормативно-правовым закреплением и распространением идей среди членов данного сообщества. В анализе механизма выделяют горизонтальный и вертикальный срезы: Горизонтальный срез представлен следующим образом: 1) философско-мировоззренческие идеи (картина мира); 2) политические концепции; 3) экономические взгляды и представления; 4) правовые теории и нормы; 5) художественно-эстетические идеалы; 6) нравственные убеждения; 7) ценностные ориентации; 8) воля и решимость действовать в направлении достижения поставленных целей. Вертикальный срез включает в себя: 1) теоретико-мировоззренческие основы идеологии; 2) воплощение теоретических идей в конкретных лозунгах, установках; 4) практическая деятельность идеологических служб, адаптированная к особенностям различных социальных групп и регионов; 5) воплощение чувств, представлений, верований в убеждениях граждан, социальных групп, политических партий и организаций
11.Структура идеологии бел.гос.: Идеология бел.гос. – это государственно-патриотическая идеология, направленная на консолидацию белорусского общества и нацеленная на построение сильной и процветающей Беларуси.Основные составляющие идеологии бел.гос.: Идеологическая составляющая – белорусская идеологическая доктрина, выступающая в форме белорусской национальной идеи. В контекст идеологической доктрины включены такие понятия как общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм. Правовая составляющая – Конституция РБ как главный идеологический документ, в котором прописаны все приоритеты и основные цели государства. Экономическая составляющая – белорусская экономическая модель. Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики является постепенное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания человека на основе новых технологий и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании. Политическая составляющая – белорусская политическая система, отражающая систему взаимодействия властных структур с гражданами.Итак, основными структурными компонентами идеологии белорусского государства являются: белорусская идеологическая доктрина или национальная идея, конституция, белорусская экономическая модель, белорусская политическая система.
12 вопрос. Идейный плюрализм гражданского общества и национально - государственная идеология. Формирование государственной идеологии диалектически взаимосвязано со становлением гражданского общества, его идейным плюрализмом. Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных отношений и институтов, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Основными институтами, посредством которых удовлетворяются личные и групповые интересы граждан, выступают политические партии, общественные организации, а также правовые, нравственные и идеологические нормы, регулирующие отношения собственности, свободу распространения информации, идей, идеологий. Между идеологиями социальных субъектов, составляющими гражданское общество, и государственной идеологией существует диалектическая взаимосвязь и взаимовлияние. Идеологии действующих в гражданском обществе социально-политических сил по-своему отражают общенациональные интересы, а государственная идеология, в свою очередь учитывает частные интересы граждан, социальных групп и их объединений. Государственная идеология по своей сути является «скрепой», общим знаменателем функционирования гражданского общества, его частных идеологий. И в то же время государство не допускает открытой пропаганды идей и доктрин, направленных на разрушение общенациональных ценностей и устоев. В ст. 4 Конституции РБ отмечается: «Демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан». В силу данного требования только национально-государственная идеология, выражающая интересы всего народа, в любом обществе занимает приоритетное значение. При анализе государственной идеологии как системной модели необходимо учитывать все сферы жизнедеятельности нашего общества и белорусского пути развития. Правовой основой белорусской государственной идеологии является Конституция РБ. Экономической основой – белорусская социально-ориентированная рыночная экономика. Политической основой- белорусской государственной идеологии является политическая система, которая находится в процессе творческого развития. Важной составляющей белорусской государственной идеологии является национальная идея, как ее мировоззренческая основа.
13 Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности бел народа Общие ценности - коллективизм, стремление к справедливости, ориентация на общинно-коллективистские ценности. Традиционные ценности:ценность Родины. Многие люди относятся к своей Родине с трепетом и любовью, это значит, что они осознают значение этого слова. Свойственная бел. национальному сознанию и самосознанию живительная идея патриотизма высочайшей ценности Родины. Коллективистская сущность сельской общины в ценностных проявлениях белорусского национального самоопределения теснейшим образом переплетается с трудолюбием. Доброжелательность .- представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки другим людям. Толерантность - это такое социальное качество личности и социальной группы, которое характеризует отношение к другому человеку, к другой культуре или религии как к равнодостойному собеседнику, партнёру. Самоуважение и независимость личности. Современные тенденции в развитии самосознания белорусов свидетельствуют о том, что жизненная ценность самоуважения и независимости в процессе трансформации нашего общества из тоталитарного в демократическое, в котором права и свободы человека станут заботой не только его граждан, но и государства, несомненно, повысится, поскольку она становится фундаментальной для самовыражения и саморазвития личности. Свобода. В настоящее время свобода понимается как возможность беспрепятственного и разностороннего развития личности, свободной от угнетения, произвола властей, преступных посягательств и ориентированной на служение добру, социальной справедливости, материальному и духовному благосостоянию народа. Терпение, терпеливость. Под терпением понимают душевное качество человека,Оно воспринимается людьми как способность стойко и безропотно переносить что-либо неприятное, а также как способность мириться с чем-либо, с существованием кого-то, чего-то нежелательного. Нетерпимостью ко всякому гнету, то есть к насильственному воздействию сильного, богатого на более слабого, бедного. Справедливость - Самое главное заключается в понимании должного, содержащем в себе нравственное и правовое требование соответствия между социальным положением личности, группы или социального слоя и их практической ролью в обществе, между их правами и обязанностями, между трудом и его вознаграждением, между преступлением и наказанием. Осознание принадлежности белорусов к христианской цивилизации - духовные ценности белорусов, несомненно, формировались в контексте восточнославянского менталитета, традиционно испытывая трудности существования между Востоком и Западом и осуществляя поиск собственного пути развития. Ценностиполит.общ-ва:,ценность автономии. Это означает независимость и самоуправление основаны на гос. суверенитете РБ и проявляются в самостоятельном осуществлении внутренней и внешней политики. Ценность сильного и эффективного государства. Сложный характер современных социально-экономических и политических проблем, стоящих перед республикой, порождает объективную тенденцию к усилению системы государственной власти. Ценность института президентства. Государственная власть в РБ персонифицируетсяее Президентом, который во многом является лицом не только государства, но и белорусской политики вообще. Конституция РБ фактически обосновывает статус института президентства в качестве самостоятельной ветви власти. Президент как Глава государства обладает сегодня рядом функций исполнительного, законодательного, арбитражного и контрольного характера. Ценность гражданского общества. На современном этапе развития политического общества в РБ гражданское общество находится в стадии своего формирования. Основные идеалы: Основы государственной позиции по вопросу о национальной идее белорусского народа изложил А.Г. Лукашенко в докладе 27 марта 2003 г.:«Для нас единственно верное решение - оставаться на родной, сложившейся веками белорусской почве. Бессмысленно копировать чужие ценности и установки на основании того, что та или иная страна в данный момент времени сильна и богата. Ведь мы не отказываемся от своих родителей, хотя они и не миллионеры.Да, белорусское общество должно развиваться, но делать это надо, прежде всего, в рамках собственной культурной традиции. К заимствованию идеалов, ценностей и целей необходимо подходить осторожно. Собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа. Они не придуманы, а выстраданы нашим народом, результат естественного приспособления общества к окружающему природному и социальному мирам.Внедрение чуждых установок никогда не сможет сделать тот или иной народ похожим на западный. А разрушить основы самобытной цивилизации может. В этом случае можно со всей определенностью сказать, что исчезнет не только культура народа, но и сам народа.
14 Конституция РБ Идеология - это мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому ни государство, ни партия, ни общественная организация не могут существовать без признания своими членами определённых целей, принципов и программ политического, экономического и социального развития. В самом общем понимании идеология – это система целей, ценностей, программ политического, экономического и социального развития, отражающая интересы определённых слоёв, партий, государств, международных организаций. Осознавая свои интересы, люди объединяются в общественные или политические организации, определенным образом участвуют в выборах и референдумах. Невозможно вообразить политическую партию или политического лидера, которые не предлагают никакой программы развития и не претендуют на поддержку граждан. Государство, в котором нет общепринятых правил и принципов политической, экономической и общественной жизни, не существует программ развития конкретных сфер, обуславливающих экономическое, социальное, политическое развитии и внешнюю политику просто не сможет существовать. Идеология белорусского государства – это цели, задачи и принципы белорусского пути общественного развития, систематизированные и юридически закрепленные Республикой Беларусь. Предметом изучения дисциплины «Основы идеологии белорусского государства» являются особенности белорусского пути общественного, экономического и политического развития. Цель дисциплины: способствовать утверждению гражданственности, осознанного отношения граждан к происходящим в обществе и государстве процессам, выработке активной жизненной позиции, что особенно важно для специалистов высшей квалификации, которые составляют основу руководства в сфере производства или оказания услуг. Структура дисциплины позволяет изучить как вопросы общетеоретического характера (понятие идеологии, история развития, основные идеологии современности, политическая культура и идеологические процессы), так и конкретные аспекты, связанные с формированием, содержанием и реализацией идеологии белорусского государства (Конституция как основа государственной идеологии, идеология избирательных кампаний, роль Президента Республики Беларусь и других органов власти в формировании и реализации идеологи белорусского государства, белорусская экономическая модель, социальная и молодёжная политика, а также внешняя политика как важная часть идеологии белорусского государства). Носителями идеологии могут быть не только индивид, социальные группы, общественные объединение, политические партии, но и государства. Идеология государства – совокупность идей, идеалов, ценностей, концепций и доктрин систематизированная и юридически закреплённая на государственном уровне. Правовой основой государственной идеологии является Конституция. Государственная идеология дает представление гражданам о направлении развития общества и государства, утверждает общие принципы существования государства и его политики. Составляющие государственной идеологии (по В.А.Мельник): культурно-историческая (совокупность представлений об особенностях и роли данного народа в мировом историческом и культурном процессе); политическая (комплекс идей и норм, которые касаются функционирования общественно-политических институтов: государственных органов власти, политических партий, избирательного процесса, специфики взаимоотношений между гражданами и государством, а также, принципы взаимоотношений с другими государствами); экономическая (система концепций и программ экономического развития); социально-гуманитарная (система концепций и программ, реализуемых государством в области прав и свобод человека, в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, пропаганде определённых морально-нравственных и гражданских идей). Государственная идеология отражает соотношение влияния в обществе различных политических идеологий относительно перспектив экономического, социального и политического развития государства. Чем стабильнее экономическая, социальная, политическая ситуация в государстве, тем меньшая
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.239.65 (0.012 с.) |