Единство прав,свобод и обязанностей граждан РБ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство прав,свобод и обязанностей граждан РБ.



НЕТ ПРАВ БЕЗ ОБЯЗАННОСТЕЙ,

КАК НЕТ ОБЯЗАННОСТЕЙ БЕЗ ПРАВ

Человек не живёт изолированно от других людей. Мы должны считаться с окружающими, и общество должно считаться с правами конкретного человека.

ПРАВО – это система установленных обществом в лице представительных органов власти норм, определяющих права и обязанности каждого человека и устанавливающих ориентиры для выбора того или иного варианта поведения.

ОБЯЗАННОСТЬ – это определённый круг возложенных на кого-нибудь действий, безусловных для выполнения, это мера должного поведения. Каждый человек выполняет какие-либо обязанности

Конституция Республики Беларусь – основной Закон нашего государства. Наша Конституция состоит из 8 глав, 9 разделов и 146 статей.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА

ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

· право на жизнь (ст.24)

· право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст.25)

· право на защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ст.32)

· право на труд (ст. 41)

· право на отдых (ст. 43)

· право собственности (ст. 44)

· право на охрану здоровья (ст. 45)

· право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причинённого нарушением этого права (ст. 46)

· право на социальное обеспечение (ст. 47)

· право на жильё (ст.48)

· право на образование (ст. 49)

· право сохранять свою национальную принадлежность (ст.50)

· право на участие в культурной жизни (ст. 51)

· право на свободу объединений (ст. 36)

Существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определёнными обязанностями.Добросовестное исполнение гражданами конституционных обязанностей является важнейшей гарантией реализации их прав и свобод.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

· Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать её Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст. 52)

· Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53)

· Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54)

· Охрана природной среды – долг каждого (ст. 55)

· Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путём уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст.56)

· Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст.57)

 

18. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке

Будущее нашей республики связано с формированием общества постиндустриального типа, в рамках которого может быть обеспечен прогресс Беларуси. Альтернативы данному пути общественного развития в мире в настоящее время не существует.

В современном значении термин "постиндустриализм" был применен в конце 50-х годов ХХ века, а широкое признание специальная концепция, раскрывающая основные черты постиндустриального общества, получила в работе профессора Гарвардского университета Дениэл Белла "Грядущее постиндустриальное общество" в 1973 году. Эта теория стала основной альтернативой традиционному марксистскому учению об обществе, прогноз которого относительно возможного построения коммунистического общества не оправдался.

В данной теории, с одной стороны, прогнозируется появление нового типа общества (постиндустриального) во всем мире, а с другой, – к данному типу общества автором причисляются уже существующие в мире страны с высокоразвитой экономикой, социальной сферой, наукой, культурой (США, страны Западной Европы, Япония).

Белорусская экономическая модель предполагает формирование социально-ориентированной многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием различных форм собственности и государственным регулированием экономической деятельности в интересах человека и общества, на основе справедливой и честной конкуренции.

Ее основные черты:

-сильная и эффективная государственная власть;

-развитие частного сектора наравне с государственным;

-приватизация – не самоцель, а средство поиска заинтересованного инвестора, создание эффективного собственника;

-интеграционные процессы с Россией и странами СНГ;

-сильная социальная политика государства.

Одним из важнейших краеугольных камней белорусской модели социально-экономического развития выступает эффективная и авторитетная власть, которая позволяет обеспечивать национальную безопасность, социальную справедливость и общественный порядок. В короткий срок Республике Беларусь удалось подняться и в полный голос заявить о себе как о суверенном государстве с самостоятельной, сильной и поистине народной политикой.

Несмотря на всю сложность переходного периода руководству удалось уберечь страну от мафиозных кланов, не допустить к управлению криминал. Власть не "разбазарила" народное достояние, и страна не погрязла в долгах, отдавать которые пришлось бы последующим поколениям.

Власти Беларуси исходят из того, что любые реформы, любые преобразования не должны идти в ущерб людям. Поэтому реформирование экономики в нашей стране идет эволюционным путем, при сохранении и увеличении доли социальных программ, приоритете социальной защиты населения. Разумное сочетание рыночных и социально-ориентированных механизмов обеспечивает сегодня устойчивость белорусской экономики, доверие населения к проводимым реформам.

Жизнь подтвердила правильность экономического курса белорусского государства. Не пойдя на обвальную приватизацию, резкое имущественное расслоение, куплю-продажу сельскохозяйственных земель, децентрализацию в управлении экономикой и страной, руководству страны удалось сохранить не только промышленность, науку, социальную сферу, но и социально-политическую стабильность.

Однако современные вызовы времени требуют новых качественных преобразований белорусской экономики. Возникла объективная необходимость перехода к новому этапу инновационного, интенсивного пути развития на основе разработки и внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, эколого-защитных технологий, одним словом – к постиндустриальному информационному обществу.

Одной из главных задач в экономической сфере является формирование среднего класса – основного носителя политической стабильности. Решению данной задачи будет способствовать стимулирование малого и среднего предпринимательства, которое способно обеспечить долгосрочный экономический рост. Оно создает в экономике конкурентную среду, поддерживает внутренний спрос и служит важным источником занятости.

Усилия следует направить на упрощение процесса регистрации предприятий, сокращение видов лицензируемой деятельности, уменьшение бюрократического бремени, оптимизацию налоговой нагрузки, расширение льготного кредитования, поддержку инновационных технологий, подготовку высококвалифицированных и профессиональных кадров.

По мере роста и укрепления малого и среднего бизнеса государственное регулирование экономики целесообразно сократить при одновременном повышении ответственности субъектов хозяйствования за выполнение законодательства Республики Беларусь.

В дальнейшем будет осуществляться оживление отечественного производства и подъем инвестиционной активности, обеспечение занятости населения и создания условий для экономического роста, повышение конкурентоспособности товаров белорусских производителей, значительное повышение доходов граждан Беларуси. Притом прирост ВВП должен обеспечиваться при снижении материало- и энергоёмкости производства за счет разработки и внедрения достижений научно-технического прогресса.

Это будет общество, в котором государственная политика должна быть подчинена созданию условий для удовлетворения всеми гражданами своих социальных потребностей, развития их способностей.

 

19 вопрос. Политология как наука и учебная дисциплина

Политология - наука о политической системе общества.

Центральная тема науки - политическая власть: ее сущность, принципы, формы, ресурсы, полит институты, проблемы разделения властей и т д. 2- ой комплекс вопросов связан с гос-вом, как полит институтом: формы гос-ва, полит режимы, гражданское общество. 3- ий - полит лидерство, полит элита, то есть субъекты полит власти, ее носители. 4 -ый - полит партии и движения. 5- ый – современные избирательные системы. 6- ой - полит процесс, его содержание, структура и формы, особенности принятия и реализации управленческих решений. 7 -ой - полит культура общества, ее формирование и развитие.

Задачи политологии: изучение структуры и функционирования полит системы общества. Реализация цели осуществляется решением задач:

1)исследование общих и специфических условий возникновения и развития полит системы;

2) создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку полит системы в целом и ее основных элементов;

3)анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии полит системы и путей их урегулирования;

4) аргументированное объяснение происходящих полит процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества;

5)выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития полит системы общества.

Общие методы (подходы) политологии:

Институциональный подход -изучение полит институтов: гос-ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деятельности, полит партий и иных общ организаций.

Сравнительный - направлен на сравнительный анализ различных полит систем, а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов.

Исторический - основан на изучении полит явлений в их развитии.

Социологический -направлен на выяснение зависимости полит процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк отношений, от идеологии и полит культуры общества.

Нормативно-ценностный - выяснение значения для общества тех или иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости.

Системный - полит система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся.

Функциональный - анализируются те конкретные механизмы, кот.позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде.

Бихевиористский - основывается на рассмотрении полит системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития.

Антропологический - базируется на обосновании политики природой человека.

Значение политологии. 1) познавательная ф-ция. развитие теории полит. науки дает возможность глубоко освоить различные проблемы полит. бытия и хорошо разбираться в полит. жизни общества. 2) прогностическая-изучая полит. реальность, политология прогнозирует события и дает консультации как решить те или иные проблемы, политологи дают прогнозы в избирательных кампаниях, дают консультации представителям администрации, профсоюзам, вырабатывают рекомендации политикам, бизнесменам, предоставляют материал СМИ.

 

20 вопрос. Понятие политика.

Политика – неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, предъявляемых людьми друг другу в условиях разрешения противоречий между ними, властного распределения дефицитных благ и руководства в процессе достижения общих целей. Сложный характер явления приводит к разнообразным трактовкам понятия политика.

В самом широком смысле политика – деятельность по организации совместной жизни людей в обществе и охватывает по меньшей мере 4 взаимосвязанных процесса:

- регулирование взаимоотношений людей, особенно на уровне социальных групп,

- разработка определённого порядка и правил функционирования общества, т.е. законы и др. нормативные акты,

- управление и контроль за развитием социальных процессов

- политическая деятельность, предполагающая наличие власти в руках политиков.

Необходимость регулирования общественной жизни осознавалось людьми с периода, когда человеческое общество было слабо дифференцированным и находилось на начальном уровне удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. В первобытных обществах организующей силой выступали механизмы самоорганизации и саморегулирования с помощью кровно-родственных связей, системы языческих табу, религиозных догматов и нравственных ограничений. По мере развития общества и его социального роста, т.е. имущественной дифференциации, эволюции семейных отношений и общего повышения социальной мобильности прежние способы регулирования отношений между людьми утратили свою эффективность. Появилась необходимость в новых социальных регуляторах, способных разрешать сложные внутренние и внешние противоречия и конфликты. Возникла потребность в особой социальной силе, которая, используя инструменты власти, обеспечила бы реализацию интересов каждого отдельного человека на фоне урегулирования межгрупповых разногласий, сохранения целостности и защиты интересов общества на международной арене. Социальной силой, выполняющей эти задачи, стала политика как новый вид общественных отношений, инструмент и способ разрешения конфликтного социального взаимодействия между людьми.

Характерные черты политики:

- связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности;

- любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования гос-ва;

- связь с действиями и интересами больших масс людей

- целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость анализа учётом многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность, хотя довольно часто встречается в реальной политике;

- властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей;

- инклюзивность.

Политика – объективно обусловленное целенаправленное участие больших масс организованных групп людей в делах государства и общества.

Классификация политики:


А) по направленности:

- внутренняя

- внешняя

Б) по сферам общественной жизни:


- экономическая

- социальная

- правовая

- научная

- национальная и др.


В) как вид деятельности политика осуществляется на нескольких уровнях:


- местном

- региональном

- государственном

- международном


Г) по содержанию и характеру:

- прогрессивной

- консервативной

- реакционной

- гуманной и антигуманной

- реалистической

- валюнтаристской

Д) по критерию масштабности и цели:

- стратегическая

- тактическая

Политика как целеполагающая форма деятельности осуществляется для достижения определённых целей путём использования разнообразных средств. Цель в политике – это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий.

 

Субъекты политики

Субъекты политики — это социальные и национальные общности, организации, учреждения, способные участвовать в политической жизни, принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями. Субъект политики — носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия. Политических субъектов можно классифицировать на три группы: Первая — субъекты социального и национального уровня (первоисточники власти): социальные общности, классы, группы, элиты, индивиды и др. Вторая — институциональные носители политической власти: государство и его органы, политические партии, общественно-политические организации и движения. Это постоянно действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь. Третья — функциональные политические субъекты: оппозиция, лобби, средства массовой информации и др. Они борются за политическую власть, прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении. Движущей силой политики служат интересы людей, тех или иных социальных общностей, групп, наций и т. д. Выражают и защищают эти интересы партии, общественно-политические организации, представительные органы государства. Без интереса политика мертва. Можно сказать, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, а есть вечные интересы. Объективная основа интереса — потребность, а из всех потребностей определяющими являются экономические.

 

22 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

I. Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.

Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

 

II. Понятие «политическая власть» тесно связано с понятием «легитимность». Власть бывает легитимной или нелегитимной. Термин «легитимность» происходит от латинского «легетимус», означающий «согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный». Применительно к политике легитимность означает ее признание, объяснение, оправдание.

Надо иметь в виду, что легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство.

Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности данной политической власти. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политологии существует типологизация легитимности власти.

Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.

Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.

Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них, что и позволяет характеризовать легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.

 

III. Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей.

Теория разделения властей, то есть теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами.

В соответствии с современным уровнем этой теории для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная. Данная теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По принципу разделения властей построены конституции многих государств, в том числе США, РФ. Статья 10 ныне действующей Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Это призвано предотвратить монополизацию публично-властных полномочий каким-либо одним из этих институтов и тем самым резко уменьшить вероятность злоупотреблений ею со стороны аппарата государственной власти.

Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти.

Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти.

Современная демократия как форма организации политической власти и всей общественной жизни является на сегодняшний день высшим и наиболее совершенным достижением человечества в этом плане с точки зрения самоценности личности. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.

Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются конституцией. Как конституционное закрепление, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.138.70 (0.072 с.)