Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные проблемы постиндустриального общества в работах даниела белла.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Тема 4 Социальные проблемы общества в отражении концепций постиндустриализма
Классовое противостояние в постиндустриальном обществе Тема 4 Социальные проблемы общества в отражении концепций постиндустриализма
Социальные проблемы постиндустриального общества в работах Даниела Белла. Работа Даниела Белла «Грядущее постиндустриальное общество» является наиболее известным, но не единственным исследованием современного общества и его проблем. Область культуры насыщена противоречиями, которые не только кажутся, но зачастую и реально являются неразрешимыми; исследование их представляется Д.Беллу предметом самостоятельной работы, которая должна была последовать за выходом в свет «Грядущего постиндустриального общества». Книга «Культурные противоречия капитализма», третья из наиболее известных работ Д.Белла, вышла в свет в 1976 году; через два года было опубликовано новое издание с большим предисловием автора, пояснявшим как целый ряд выдвинутых в книге тезисов, так и характер ее связи с «Грядущим постиндустриальным обществом»; именно это издание стало одним из самых известных научных бестселлеров 70-х и 80-х годов. Книга состоит из шести глав, разделенных на две части, и пространного введения, основным предметом которого является определение границ между различными сферами социальной жизни. По его словам, начиная с середины нашего столетия «культура завладела инициативой в деле инициации перемен, в то время как экономика оказалась вынужденной удовлетворять появляющиеся новые желания». Д.Белл одним из первых высказал подобное утверждение; в 80-е и 90-е годы тезис об автономи-зации культурной сферы оказался инкорпорированным в социологическую науку прежде всего в виде положения о растущем значении нематериалистических, или постматериалистических, ценностей. И хотя Д.Белл не акцентирует в своей книге внимания именно на этой стороне вопроса, его роль в появлении такой трактовки не вызывает сомнений. Проблема автономизации культуры представляется автору исключительно важной в первую очередь потому, что ее следствием выступает рост непредсказуемости общественных процессов, в свою очередь ведущий к утрате значения прежних методов, применявшихся в течение десятилетий в социологической науке. Указывая на тот факт, что поведение современного человека все меньше подчиняется закономерностям, характерным для массового индустриального общества, Д.Белл имеет в виду распространение новых ценностей и ориентиров, а также формирование нового, в большей мере интравертного, нежели непосредственно обусловленного внешней средой, стиля жизни. Это явление обозначается им как «discretionary social behaviour» и, по его словам, не может быть предметом традиционного социологического анализа. Если соотнести данное утверждение с общей логикой авторского подхода, предполагающего резкое повышение роли культурного фактора в современном обществе, то фактически можно говорить о постепенном вытеснении социологии культурологией в качестве научной дисциплины, важной для изучения закономерностей перехода к новому общественному состоянию. Как отмечает в связи с этим М.Уотерс, проделанный Д.Беллом анализ новых тенденций в сфере культуры может иметь даже большее значение для развития современного обществоведения, нежели его оценка формирующегося постиндустриального общества.
Автор постоянно обращается в своей книге к различным проявлениям постиндустриальных тенденций, и в этой связи так или иначе отмечает, по крайней мере, что переход от протестантской этики и господства традиционных ценностей (что само по себе соответствует культурным ориентирам Д.Белла) к массовому обществу и затем к зарождению постиндустриальных явлений не противоречит основному направлению социального прогресса. Здесь также возникают весьма характерные алогизмы. Будучи противником постмодернизма, автор полагает, что уже сама эпоха модернити в значительной мере определила подрыв прежних культурных форм и обусловила современные изменения в сфере культуры. Если ранее сферы социальности и культуры были фактически слиты воедино, то в условиях массового общества возникает явная переоценка поверхностных форм, индивидуального опыта, разрушаются привычные центры власти и влияния, а само общество недопустимо атомизируется. Между тем еще в первой главе утверждается, что культура в современных условиях обретает особую роль потому, что она направлена в будущее и имеет важное значение в формировании реалий нового, неизвестного еще сегодня общества. Культура становится доминирующей потому что «игра воображения художника предвосхищает... социальную реальность завтрашнего дня»; в результате Д.Белл заключает: «Задача культуры уникальна в том смысле, что это беспрестанный поиск нового чувствования». Таким образом, нельзя не признать, что культурное развитие, каким бы противоречивым и нигилистическим оно порой ни представлялось, обусловливает реальный прогресс общества в направлении постиндустриализма, позитивный характер которого автором не оспаривается.
Обратимся теперь к тем аспектам книги Д.Белла, где он развивает и углубляет анализ проблем, непосредственно связанных со становлением постиндустриального общества. Если рассматривать структуру и содержание работы с этой точки зрения, то ее можно (с определенной степенью условности, разумеется) считать продолжением прежних исследований автора, вполне находящимся в их русле. Так, во введении он дает комплексное определение индустриального строя, фактически отсутствовавшее в «Грядущем постиндустриальном обществе», и анализирует взаимосвязь индустриального и капиталистического обществ, их основные признаки и исторические пределы. Рассматривая соотношение культуры и религии, Д.Белл приводит обстоятельный анализ свойственных доиндустриальному, индустриальному и постиндустриальному обществам видов взаимодействия между человеком и природой, а также между отдельными людьми. Повторяя свое прежнее положение о возможности определения постиндустриального строя как «игры между людьми», подчеркивающее растущий индивидуалистический характер новой общности и субъективистские черты доминирующих в нем ценностейавтор как бы забывает, что в рамках сугубо культурологического анализа эти явления не находили положительной оценки. Нельзя не заметить, что Д.Белл как исследователь постиндустриального общества в большинстве случаев «преодолевает» усилия Д.Белла как культуролога; в контексте изучения конкретных проблем выдвигаемые им тезисы оказываются, как правило, не столь дискуссионными и радикальными, как предлагаемые в теоретических частях работы. Например, мы уже отмечали, что при оценке новой роли культуры в современном обществе автор прямо утверждал возможность если не преодоления социологии, то, по крайней мере, существенного снижения ее роли в среде других общественных наук; вместе с тем в четвертой главе, обращаясь к основным характеристикам постиндустриального общества, он противопоставляет его как social world доиндустриальному и индустриальному состояниям, рассматриваемым им соответственно как natural и technical. В этой связи уместно вспомнить слова, недавно сказанные Ф.Фукуямой, который совершенно справедливо заметил, что «американская демократия и экономика эффективны не столько из-за индивидуализма или коммунитаризма, сколько благодаря взаимодействию этих двух противоположных тенденций». На наш взгляд, Д.Белл несколько искусственно противопоставляет способность личности к нестандартным и порой непредсказуемым действиям и ее социальность; в современных условиях эти факторы настолько взаимосвязаны, что разделение их вряд ли может быть плодотворным. Здесь важно отметить, однако, что формирование современной позиции в данном вопросе в значительной мере связано с дискуссиями 70-х и 80-х годов, в том числе и инициированными работами Д.Белла.
Немалое место в книге Д.Белла занимают проблемы, связанные с тенденцией к политизации постиндустриального общества и повышением роли коммунальных институтов. Они интересуют нас прежде всего в связи с тем, что содержат анализ экономического характера как современного, буржуазного, так и предшествовавших и последующих форм общества. Выделение в истории человечества некоей центральной стадии является, как мы уже отмечали, одним из активно используемых Д.Беллом методологических приемов; так, он совершенно определенно говорит о доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах, достаточно уверенно проводит различия между общественными состояниями, которые можно было бы без натяжки обозначить «до-культурный», «культурный» и «пост-культурный» периоды, многократно заявляет о возможности преодоления «идеологического» общества, то есть допускает вероятность формирования «постидеологического» сообщества. В таком контексте кажется очень интересным вопрос о правомерности выделения в истории доэкономического, экономического и постэкономического состояния. По меньшей мере дважды Д.Белл обращается к нему в «Культурных противоречих капитализма». В свое время он эпизодически применял понятие постэкономического общества скорее всего, как мы полагаем, под влиянием попытки Г.Кана использовать этот термин. В «Грядущем постиндустриальном обществе» этот сюжет не получил существенного развития, зато в «Культурных противоречиях капитализма» мы обнаруживаем интересный ход автора в данном направлении. В шестой главе, посвященной общественному сектору хозяйства и общесоциальным потребностям, Д.Белл анализирует различия между доиндустриальными и индустриальными обществами и приходит к выводу, что в первых общественное хозяйство было организовано на основе главным образом политической целесообразности, тогда как во втором речь должна идти об обеспечении максимальной хозяйственной эффективности. С таких позиций он утверждает, что античные хозяйственные структуры не могут считаться экономикой, а соответствующие общества — экономическими обществами. Но несколько ниже в той же главе Д.Белл резко выступает против попытки обозначить формирующееся общество будущего как постэкономическое. Он пишет: «Обстоятельством, неизбежным для любого общества... является невозможность освободиться от экономических критериев», однако аргументом в пользу этого тезиса стало для него утверждение о том, что «люди постоянно меняют оценки своих потребностей, и то, что прежде было их желанием, становится настоятельной необходимостью, ограниченность же ресурсов остается весьма существенным фактором». В случае, когда для обозначения одного из обществ в качестве доэкономического считается достаточной апелляция к его политическому характеру, а другому социуму «отказывается» в постэкономическом статусе на основе того, что оно неспособно преодолеть извечную ограниченность благ, нельзя не констатировать недостаточную убедительность применяемых аргументов.
Книга о культурных противоречиях капитализма породила среди социологов и философов даже более интенсивные дискуссии, нежели работа о постиндустриальном обществе. Причиной тому является, на наш взгляд, ее гораздо более всеобъемлющий и широкий характер, позволивший автору в той или иной мере затронуть фактически все основные социологические проблемы, встававшие перед исследователями в 70-е годы. В то же время эта работа завершила тот большой цикл исследований, который был начат «Концом идеологии» и продолжен «Грядущим постиндустриальным обществом». В дальнейшем автор главным образом сосредоточился на детализации выдвинутых им аргументов, на исследовании более конкретных проблем социальной трансформации в направлении становления постиндустриального порядка и, что наиболее существенно, на анализе соответствия реально происходящих изменений ранее выдвинутым теоретическим гипотезам. Подобная работа, и это совершенно очевидно, может приводить к новым и новым интересным и важным результатам, но при этом никогда, по-видимому, не будет иметь логического завершения. В 1980-1990-е гг. Белл публикует ряд работ по проблемам постиндустриального общества: «Извилистый путь: социологические эссе и искания. 1960—1980 гг.», статья «Человечество и Соединенные Штаты в 2013 году» (1987, журнал «Daedalus»), статья «Третья технологическая революция и ее возможные социально-экономические последствия» (1989, журнал «Dissent»). Извилистый путь: социологические эссе и искания. 1960—1980 гг.», а также в статье «Человечество и Соединенные Штаты в 2013 году», опубликованной в 1987 году в журнале «Daedalus», издаваемом Американской академией гуманитарных и точных наук, и статье «Третья технологическая революция и ее возможные социально-экономические последствия», вышедшей в 1989 году в журнале «Dissent» Рассматривая статью «Человечество и Соединенные Штаты в 2013 году», следует отметить, что прогноз, непосредственно касающийся постиндустриальных стран, прежде всего США, удался автору в большей степени, нежели оценка глобальной расстановки сил в мире. Анализируя перспективы американской экономики, Д.Белл отмечал ее возрастающее тяготение к высокоразвитым центрам информационного хозяйства, расположенным на атлантическом и тихоокеанском побережье, и предупреждал в связи с этим о возможном упадке центральной части страны, ориентированной на индустриальный тип производства; он предсказывал также раскол традиционного среднего класса и формирование относительно неустойчивой системы социальных страт с доминированием работников сервисного сектора; наконец, автор обращал внимание на снижающуюся эффективность мер федерального правительства на фоне роста этнической и социальной неоднородности общества[1]. В этой связи, Д.Белл предвидел те проблемы, которые неизбежно будут вызываться к жизни демографическими процессами и связанными с ними тенденциями в развитии социальных услуг (в их ряду старение населения развитых стран выглядит центральной). Наконец, что весьма нетипично для авторов середины 80-х, Д.Белл не считал достаточно опасными проблемы, связанные с недостатком ресурсов, поскольку в рамках постиндустриального типа развития подобные вопросы могут быть эффективно решены путем создания новых материалов, заменяющих ограниченные полезные ископаемые, и разработки технологий, позволяющих радикально снизить энергопотребление. В этой связи Д.Белл полагает, что работы, подобные алармистскому докладу Римскому клубу, написанному Д. и Д. Мидоузами, основываются на экстраполяции индустриальных тенденций и потому не обладают существенным прогностическим значением. Следует признать, что эти оценки, обещающие Соединенным Штатам место мирового лидера в начале XXI века, основаны на последовательном и глубоком анализе реальных экономических тенденций.
Прогнозируя ситуацию в других регионах мира, Д.Белл отметил две тенденции: во-первых, возрастающее давление на национальные государства (исходящее как со стороны растущей глобализации хозяйства, так и усиливающегося регионализма) и, во-вторых, обострение демографических проблем в «третьем мире», обусловленных неконтролируемым ростом населения и увеличением количества больших городов при остающемся относительно низким уровне жизни. Его прогноз содержит относительно оптимистичный взгляд на развитие постиндустриальных тенденций в планетарном масштабе; соглашаясь с тезисом о возможности быстрого хозяйственного роста в азиатских странах, он в той или иной мере считал возможным их вхождение в постиндустриальный мир, а также образование атланти-ко-тихоокеанского «пояса» развитых стран. Тенденции к глобализации рассматривались им в этой работе как определяющие мировое развитие; между тем именно данный тезис оспорен самим реальным ходом событий, в частности, азиатским кризисом 1997 года, все последствия которого, быть может, еще не осознаны.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.01 с.) |