Суровцева Н.А., Фирсова А.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суровцева Н.А., Фирсова А.В.



Суровцева Н.А., Фирсова А.В.

Учебное пособие по предмету «Организация предпринимательской деятельности»: СПбГМТУ. – СПб., 2009. – с.


 

Оглавление

Введение.............................................................................................................................................................................................

1. Характерные условия предпринимательства.....................................................................................................................

1.1. Определение и особенности предпринимательской деятельности в РФ.............................................................

1.2. Правовые основы и ведения предпринимательской деятельности в РФ..............................................................

1.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ....................................................

1.4. Условия стратегического развития предпринимательской деятельности..........................................................

2. Формы организации и этапы предпринимательской деятельности.............................................................................

2.1. Формы организации предпринимательской деятельности......................................................................................

2.2. Документы, отражающие организационно - правовую форму деятельности предприятия..........................

2.3. Цели и стратегии фирмы в процессе расширения предпринимательской деятельности................................

2.4. Организация регистрации предпринимателей без образования юридического лица....................................

3. Характеристика предпринимательской среды..................................................................................................................

3.1. Внутренняя среда предприятия.......................................................................................................................................

3.2. Внешняя среда предприятия.............................................................................................................................................

Заключение........................................................................................................................................................................................

Глоссарий..........................................................................................................................................................................................

Перечень контрольных вопросов................................................................................................................................................

Рекомендуемая литература..........................................................................................................................................................

Приложения.......................................................................................................................................................................................


ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в жизнедеятельности общественном производстве и способ получения финансовых средств, для обеспечения его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

· собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);

· наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);

· индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);

· государственного или муниципального служащего;

· менеджера (управляющий чужим предприятием);

· пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

· учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

· безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

· занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

· вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательская деятельность характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Данный курс дает вводную информацию о том, что такое предпринимательство и инновационная деятельность, и какую поддержку получают предприниматели РФ. Ориентирует начинающих и работающих в бизнесе людей на нужды потребителей. Рассматриваются вопросы анализа рыночных потребностей и спроса на новые товары и услуги, выявление сегментов потребителей и их основных потребностей. Создание товаров и услуг. Определение цены. Продвижение товаров на рынок. Даёт представление о менеджменте и его основных понятиях менеджмента, внешней и внутренней среде предприятия. Организационная культура и структура. Также курс содержит основы теории бухучета, определение размера выручки, расчет затрат, себестоимости и прибыли, анализ и планирование финансов.


Органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам, осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг и не подлежащих регистрации в этом качестве в соответствии законодательством РФ о физических лицах, которым выданы или у которых отозваны или прекратили действие указанные документы в таком же порядке, как указано выше.

Внешняя среда бизнеса.

Под внешней средой бизнеса понимаются все условия и факторы окружающей среды, которые воздействуют на функционирование предприятия (фирмы) и требуют его соответствующего реагирования. Бизнес как открытая система зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей и т. д. Поэтому предприятия должны учитывать факторы внешней среды в своей деятельности и приспосабливаться к ним.

В этой связи предприятия подобны биологическим организмам. Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина сохранившиеся виды выжили потому, что смогли приспособиться к изменениям среды обитания. Бизнес также вынужден приспосабливаться, чтобы выжить и сохранить эффективность.

 

Внешняя среда бизнеса характеризуется рядом свойств:

  1. Взаимозависимость факторов: изменение одного фактора воздействует на другие.
  2. Сложность: число факторов, на которые бизнес должен реагировать.
  3. Динамичность: относительная скорость изменения среды.
  4. Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.

Состав внешней среды бизнеса можно разделить на две группы факторов: прямого и косвенного воздействия на бизнес. Это облегчает учет степени их влияния на деятельность предприятия.

Среда прямого воздействия (микросреда) содержит факторы, которые непосредственно влияют на бизнес и, в свою очередь, испытывают прямое влияние деятельности предприятия: законы и учреждения государственного регулирования, трудовые ресурсы, поставщики, потребители и конкуренты.

Среда косвенного воздействия (макросреда) включает факторы, которые могут и не оказывать прямого немедленного воздействия на бизнес, но впоследствии сказываются на нем. Речь идет о состоянии экономики, научно-техническом прогрессе, социально-культурных и политических изменениях в обществе, природно-географических и демографических показателях.

Обычно предприятие само определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и на перспективу и какие меры необходимо принять для успешного ведения бизнеса.

Рассмотрим основные группы факторов внешней среды бизнеса — экономическую среду, научно-технический прогресс, политическую и правовую среду, социально-культурные условия, демографическую и природно-географическую среду.

Экономическая среда бизнеса характеризует условия его организации, функционирования и эффективности. Это покупательная способность населения, которая, в свою очередь, зависит от уровня текущих доходов и цен, экономического подъема или спада, уровня безработицы, системы налогов и др. Экономическая среда включает макроэкономические факторы и внешнюю микросреду (табл. 3.1.1.).

 

Таблица 3.1.1.

Внутренняя среда бизнеса

 

Внутренняя среда включает те условия производства и реализации продукции (услуг), которые поддаются регулированию со стороны предприятия в процессе внутрифирменного планирования и управления. В этом состоит основное отличие внутренней среды от внешней, факторы которой необходимо учитывать в работе предприятия, но влиять на их изменение оно не способно.

К ним относятся структура предприятия, его цели и задачи, технология производства и люди с их способностями, потребностями, квалификацией.

Все внутренние факторы взаимосвязаны (рис. 3.2.1.). Изменение одного из них в определенной степени влияет на все другие.

 

ПРЕДПРИЯТИЕ
 
Технология
    Люди   Цели   Структура  
Задачи
 
             

 

Рис. 3.2.1.. Взаимосвязь внутренних факторов

 

Задача предпринимателя состоит в том, чтобы ясно понимать степень влияния каждого внутреннего фактора на успех дела и изменять его при необходимости в нужном направлении. Поэтому факторы внутренней среды требуют постоянного внимания руководства фирмы.

Рассмотрим кратко их основные характеристики. Как видно из рис. 4, в центре всей совокупности внутренних факторов находятся цели предприятия. И не случайно, так как цели — это конкретное конечное состояние или желаемый результат, к которому стремится коллектив данного предприятия, работая вместе. В ходе планирования руководство предприятия разрабатывает цели и сообщает их коллективу. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования действий всех членов коллектива, потому что он дает возможность знать, чего они должны добиться. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства предприятия.

Исходя из целей предприятия осуществляется их выработка для каждого из подразделений. При этом цели последних должны составить конкретный вклад в развитие предприятия и не вступать в противоречие с задачами других подразделений.

Важнейший элемент внутренней среды — структура предприятия, под которой понимается логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей предприятия.

Задача заключается в том, чтобы создать организационную структуру, которая не только позволяла бы предприятию постоянно адаптироваться к происходящим переменам, но и активно содействовать этому процессу. Это означает, что структура следует за стратегией предприятия (а значит, и за требованиями рынка), а не наоборот. Чтобы сделать возможным такой адаптационный процесс, необходима организационная структура, всемерно соответствующая условиям окружающей среды.

Построение структуры основано на разделении труда. Деление всей работы на составляющие называется горизонтальным разделением труда. Это позволяет производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое число людей работало самостоятельно. Степень горизонтального разделения труда на различных предприятиях не одинакова. Она зависит от масштабов и сложности производства. Чем крупнее и сложнее предприятие, тем выше степень разделения труда и наоборот.

На основе горизонтального разделения труда образуются подразделения предприятий, выполняющие конкретные специфические задания. Их обычно называют отделами или службами.

Поскольку работа людей в организации разбивается на составляющие части, кто-то должен ее координировать для того, чтобы она была успешной. На этой основе осуществляется вертикальное разделение труда.

Таким образом, в организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Вторая называется вертикальным и отделяет работу по координированию действий людей от самих действий.

Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач. Задача— это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее оговоренным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что если задача выполняется предписанным способом и в сроки, организация будет действовать успешно.

Важнейшая внутренняя переменная — это технология. Технологию можно определить как сочетание квалификационных навыков, оборудования, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе. По сути своей технология представляет способ, который позволяет преобразовать исходные материалы (сырье) в желаемый на выходе продукт.

Никакая технология не может быть полезна и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества коллектива. Руководство достигает намеченных целей организации через других людей. Следовательно, люди являются центральным фактором успеха. Понимание и успешное управление человеческой переменной очень сложно. Поведение человека в обществе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды.

Человек в организации находится в поле взаимодействующих интересов и ценностей, мотивов и установок, стимулов и социальных ограничений. В совокупности это определяет его активность и дисциплинированность в деятельности (готовность следовать требованиям и ограничениям).

Взаимосвязь компонентов, влияющих на активность деятельности человека, показана на рис. 3.2.2.


 

Человек
Потребности   Установки Интересы
 
Мотивы Ценности Стимулы
 
Активность деятельности

 

Рис. 3.2.2. Факторы активности человека

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.

В заключение хочется заметить, что сегодня у каждого есть шанс организовать собственное дело, но не стоит думать, что это просто, и успех не гарантирован.

Успех достигается легко только там, где поле деятельности убого. Поэтому стоит помнить, что какой бы вид деятельности ни был избран, всегда необходимо ставить перед собой реальные цели и детально планировать их достижение.


Глоссарий

АКТИВЫ — имущество и материальные ценности предприятия в денежном выражении.1. любая собственность компании: машины и оборудование, здания, запасы, банковские вклады и инвестиции в ценные бумаги, патенты (в западной практике также деловая репутация); 2. часть бухгалтерского баланса, отражающая материальные и нематериальные ценности предприятия с точки зрения их состава и размещения; 3. превышение доходов над расходами в некоторых видах балансов (платежный баланс и гл.).

АМОРТИЗАЦИЯ – 1. бухгалтерская и налоговая концепции, используемые для оценки потери величины стоимости активов с течением времени. 2. списание балансовой стоимости основных фондов.

АРЕНДА — распоряжение и пользование каким-либо имуществом в течение определенного срока за установленную плату в соответствии с договором.

АССОЦИАЦИЯ — объединение организаций или лиц для достижения общей хозяйственной или какой-либо иной цели.

АУКЦИОН — публичная продажа, при которой продаваемая вещь приобретается лицом, предложившим наибольшую цену.

АУТСОРСИНГ (outsourcing)– привлечение внешних ресурсов (ситуация, когда организация-заказчик привлекает внешние фирмы для выполнения каких-либо работ, которые являются частью ее основной деятельности; заказчик только формулирует задачи перед поставщиком услуг; право контроля, способ достижения задачи, ответственность за достигнутый результат ложится на поставщика услуг).

БАЛАНС ПРЕДПРИЯТИЯ (ф. № 1)-таблица с показателями на начало и конец отчетного периода, характеризующими источники привлечения средств предприятия (пассив) и размещение средств предприятия (актив).

БАНКРОТСТВО — долговая несостоятельность, отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств. Предприятие становится банкротом после решения суда о его неспособности рассчитываться по долговым обязательствам. Судебное решение выносится или по просьбе самого предприятия (добровольная ликвидация), или по требованию его кредиторов (принудительная ликвидация).

БИЗНЕС — экономическая деятельность, дающая прибыль; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды.

БИЗНЕС МАЛЫЙ — совокупность мелких и средних частных предприятий, не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике. Основная часть внешнеэкономических связей приходится на малый бизнес развитых стран.

БИЗНЕС-ОПЕРАЦИЯ — совокупность действий, составляющих содержание одного акта бизнес-деятельности.

БИЗНЕС ОПТИМАЛЬНЫХ МАСШТАБОВ — масштаб бизнеса, определяющий эффективное управление.

БИЗНЕС-ПЛАН — внутрифирменный документ, представляющий основные аспекты разработки коммерческого мероприятия, анализ возникающих проблем, возможные препятствия и методы их преодоления, показатели-индикаторы текущего состояния дел. Служит основанием для предоставления кредита и средством анализа коммерческого проекта на реалистичность и эффективность. Разработка бизнес-плана осуществля­ется при личном участии руководителя фирмы или предпринимателя.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ОТЧЕТНОСТЬ) — отражение в денежной форме хозяйственных процессов, их результатов и использованных ресурсов предприятия.

ВАЛЮТА БАЛАНСА - итого актива и пассива бухгалтерского баланса.

ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ - задолженность других предприятий, ответственных лиц и государства (дебиторов) данному предприятию.

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

ДЕНЕЖНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору или по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ.

ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК – сумма чистого дохода, амортизационных отчислений и прочих выплат, увеличивающих или уменьшающих величину денежных средств предприятия.

ДИСКОНТИРОВАНИЕ – процесс приведения денежных поступлений от инвестиций к их текущей стоимости.

ДОГОВОР — письменное соглашение о взаимных обязательствах двух и более лиц.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА - это задолженность предприятия, которая должна быть погашена не менее чем через 12 месяцев.

ДОЛЖНИК — гражданин или юридическое лицо, не способное удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трехмесячного срока (без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов, пени и иных экономических санкций), сумма обя­зательств которого превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

ДОЛЯ — 1. участие в капитале компании: ценная бумага (акция), дающая право на долю в акционерном капитале компании и на пропорциональную часть прибыли и остатка активов при ликвидации (также обычно право голоса на общих собраниях акционеров при выборах директоров и утверждении результатов деятельности компании); право собственности представлено сертификатом акции; 2. пай (акция) во взаимном фонде, кооперативе, строительном обществе, товариществе; 3. участие в партнерстве; 4. часть чего-либо, удельный вес.

ЗАДАТОК — сумма, уплачиваемая вперед в обеспечение выполнения обязательств.

ЗАКАЗ – предложение покупателя, потребителя изготовить, поставить, продать ему продукцию, товар определенного вида и качества или выполнить работу, оказать услуги. Заказ должен содержать сведения о запрашиваемых товарах и услугах (количество, свойства), сроках его выполнения, виде и величине оплаты. Заказ обычно оформляется документально и считается принятым, если он подтвержден лицом, которому направлен, адресован. Такое подтверждение называют акцептом.

ИНВЕСТИЦИИ — совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства.

КАПИТАЛИЗАЦИЯ — 1. превращение прибавочной стоимости в капитал; 2. исчисление ценности имущества по приносимому им доходу; 3. превращение дохода в капитал, то есть использование дохода на расширение дела; 4. отнесение издержек на прирост капитальных активов, а не на расходы отчетного периода.

КОММЕРЦИЯ — деятельность по продаже товаров или услуг с целью получения прибыли.

KOMMЕРЧЕСКИЙ — 1. торговый; 2. при карточной системе снабжения – относящийся к торговле без карточек по повышенным ценам.

КОНКУРЕНТ — лицо, группа лиц, фирма (предприятие), соперничающие при достижении идентичных целей в стремлении обладать теми же ресурсами и положением на рынке.

КОНКУРЕНЦИЯ — состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья. Является действенным механизмом регулирования пропорции общественного производства. Различают ценовую (снижение цен) и неценовую конкуренцию (совершенствование качества продукции и условий ее продажи).

КОНКУРЕНЦИЯ В МАРКЕТИНГЕ — конкуренция, проявляющаяся как ценовая и неценовая. Через ценовую конкуренцию продавцы товаров и услуг влияют на спрос, повышая или понижая цену. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги за счет продвижения, упаковки, доставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов.

КОНКУРЕНЦИЯ ОТКРЫТАЯ — обмен информацией о ценах между промышленными фирмами, выпускающими аналогичную продукцию.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ — свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с аналогичными товарами, услугами или субъектами.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА — способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара. Главными составляющими конкурентоспособности товара являются; технический уровень товара; уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения; соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам; организация сервиса, авторского надзора, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны; срок поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий; цена, условия платежей; актуальность (своевременность) появления данного товара на конкретном рынке; политико-экономическая ситуация в данном регионе. Оценка конкурентоспособности товара производится на основе сопоставления данного товара с продукцией других фирм, которая получила признание, высокую оценку и обладает в данный период времени высокой конкурентной способностью.

КОРПОРАЦИЯ – форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность участников, самостоятельный юридический статус и сосредоточение функций управления в руках профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. Различают государственные и частные корпорации.

КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА - это задолженность предприятия, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев (задолженность кредиторам, краткосрочные кредиты, полученные авансы).

КРЕДИТ — предоставление в долг товаров или денег на условиях возврата через установленное время с определенными процентами.

КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ — задолженность данного предприятия другим предприятиям, ответственным лицам и государству (кредиторам).

КРИЗИС — опасное состояние, перелом.

ЛИЦЕНЗИЯ — разрешение, выдаваемое государственными органами, на право выполнения определенного вида деятельности.

ЛИКВИДНОСТЬ БАЛАНСА ПРЕДПРИЯТИЯ - способность предприятия оплачивать текущие обязательства, совершать обо рот средств и производство.

ЛИКВИДНЫЕ АКТИВЫ (легкореализуемые активы) - активы, которые можно быстро превратить в денежные средства. Ликвидные активы равны текущим активам за вычетом товарно-материальных запасов: Л.А. = стр. 216 + стр. 240 + стр. 250 + стр. 260.

ЛОГИСТИКА — 1. наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Основными объектами исследования в логистике являются логистические издержки, информационный поток, логистическая система, логистическая функция, логистическая цепь, логистические операции, материальный поток и другие. Логистика охватывает ряд взаимосвязанных разделов, в том числе логистику снабжения, производства, сбыта, транспорта и др. В рамках логистических систем решается ряд задач, включая прогнозирование потребности в продукции, транспорте, контроль за состоянием запасов; сбор и обработка заказов, определение последовательности и звенности продвижения материального потока по логистической цепи и т.д.; 2. (логицизм, или логистицизм) — одно из направлений философии математики, сущность которого состоит в попытках отождествить математику с логикой, превратив при этом последнюю в чисто символическое исчисление. Термин «Логистика» употребляется иногда для обозначения математической логики при решении экономических задач, оптимизации управленческих функций и т.д.

МОРАТОРИИ — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей; в период внешнего управления штрафы и пени не увеличиваются. Распространяется на ста­рые долги предприятия, срок которых наступил до введения внешнего управления. Не допускает безакцептного списания средств со счета должника, приостанавливает ряд имущественных взысканий. Не затрагивает интересы отдельных лиц (заработная плата, алименты и компенсация за вред жизни и здоровью должны быть выплачены в первую очередь).

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) — система налогообложения товаров на сумму стоимости, добавленной на каждом этапе их производства, обмена или перепродажи. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. Такой налог взимается в нашей стране при реализации всех товаров, услуг и выполнении всех работ за редкими исключениями, оговариваемыми в специальных постановлениях. НДС включается производителем или продавцом в цену товара, оплачивается покупателем и рассчитывается как разность между НДС, уплаченным покупателем, и НДС, уплаченным в связи с расходами, включаемыми в себестоимость продукции. В платежных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО - активы, предназначенные для сравнительно долгосрочного использования в хозяйственной деятельности пред­приятия (более 12 мес).

НЕДОИМКА — сумма налога или другого обязательного платежа в доход бюджета, не внесенная плательщиком в установленный срок и подлежащая взысканию в бесспорном порядке.

НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ — неспособность вовремя оплатить свои долги.

НЕПЛАТЕЖИ — отказ должника производить расчеты с кредитором, а также отказ плательщика от акцепта или оплаты векселя; непоступление взносов и отчислений в бюджет.

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязатель­ствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ — неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств над имуществом или неудовлетворительной структурой баланса должника.

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА БАЛАНСА - превышение долговых обязательств предприятия над его активами.

НЕУСТОЙКА — штрафная санкция за невыполнение условий договора в целях возмещения понесенных убытков или полученного ущерба.

ОБЪЕМ — 1. общая величина количества; 2. величина пространства трех измерений, измеряемая в кубических единицах; 3. количественный экономический показатель, отражающий величину расходуемых ресурсов, затрат факторов производства, произведенного или потребляемого продукта, спроса и предложения товаров и услуг. Измеряется в натуральных (физических) или в денежных единицах. Например, объем продукции, товаров, услуг, работ, объем потребления, объем экспорта и импорта, объем платежей.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

ОПТИМИЗАЦИЯ — 1. процесс нахождения экстремума функции, то есть выбор наилучшего варианта из множества возможных, процесс выработки оптимальных решений; 2. процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние.

ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ (ОФ) — часть национального имущества, созданная общественным трудом, находящаяся в различных формах собственности, которая длительное время неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме используется в экономике, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты и услуги. К ОФ относят объекты со сроком службы не менее года и стоимостью, не меньше устанавливаемой в нормативном порядке. Совокупность ОФ., которые непосредственно воздействуют на предмет труда (машины, оборудование, инструмент и так далее), называется активной частью ОФ. К пассивной части относят ОФ., посредством которых обеспечиваются условия для нормального протекания процесса производства (здания, сооружения и т.п.). ОФ. группируют по формам собственности, территории, отраслям экономики. Данные о наличии ОФ используются при оценке фондовооруженности труда, фондоотдачи, фондоемкости, фондооснащенности производства.

ОТРАСЛЬ — совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих. По участию в создании общественного продукта и национального дохода выделяют: отрасли материального производства и отрасли непроизводственной сферы. К первой группе относятся промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, транспорт и т.д. Ко второй группе относятся отрасли сферы обслуживания — наука, образование, культура, искусство и т.д.

ПАССИВЫ — обязательства предприятия (за исключением дотаций, собственных средств и других источников), состоящие из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность.

ПЕРИОД — промежуток времени, в течение которого происходит что-либо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.068 с.)