Определение напряжений изгиба 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение напряжений изгиба



Допускаемые напряжения изгиба зубьев шестерни [σ]F1 и колеса [σ]F2 определяют по общей зависимости (но с подстановкой соответсвующих параметров для шестерни и колеса), учитывая влияние на сопротивление усталости при изгибе долговечности (ресурса), шероховатости поверхности выкружки (переходной поверхности между смежными зубьями) и реверса (двустороннего приложения) нагрузки:

[σ]F = [σ]FlimYNYRYA/SF.

Предел прочности [σ]Flim при отнулевом цикле напряжений вычисляют по эмпирическим формулам (табл. 3).

Табл. 3 [1, табл. 2.3., стр. 14]

Способ термической или химико-термической обработки Группа сталей Твердость зубьев σFlim, МПа
на поверхности в сердцевине
Улучшение 45, 40Х, 40ХН, 35ХМ < 350 HB < 350 HB 1,75 HBср
Закалка ТВЧ по контуру зубьев   40Х, 40ХН, 35ХМ 48 - 52 HRCэ 27 - 35 HRCэ 600 - 700
Закалка ТВЧ сквозная (m< 3мм) 48 - 52 HRCэ 48 - 52 HRCэ 500 - 600
Цементация 20Х, 20ХН2М, 18ХГТ, 25ХГМ, 12ХН3А   57 – 62 HRCэ   30 – 45 HRCэ 750 – 800
Цементация с автоматическим регулированием процесса   850 - 950
Азотирование 38Х2МЮА, 40ХНМА < 67 HRCэ 24 – 40 HRCэ 12 HRCэ ср + 290

Принимаем для выбранной марки стали и ТО (Сталь 40Х, улучшение) шестерни

[σ]Flim 1 = 1,75 HBср = 1,75 ∙ 246 = 431 МПа.

Для колеса (Сталь 40Х, улучшение)

[σ]Flim 2 = 1,75 HBср = 1,75 ∙ 246 = 431 МПа.

Минимальное значение коэффициента запаса прочности: для цементованных и нитроцементованных зубчатых колес - SF = 1,55; для остальных - SF = 1,7.

Принимаем для шестерни (улучшение) SF 1 = 1.7.

Для колеса (улучшение) SF 2 = 1.7.

Коэффициент долговечности YN учитывает влияние ресурса:

(2)

где YNmax = 4 и q = 6 - для улучшенных зубчатых колес; YNmax = 2,5 и q = 9 для закаленных и поверхностно упрочненных зубьев. Число циклов, соответсвующее перелому кривой усталости, NFG= 4 ∙ 106. [1, стр.15]

Для выбранной ТО шестерни (улучшение) принимаем YNmax 1 = 4 и q1 = 6.

Для выбранной ТО колеса (улучшение) принимаем YNmax 2 = 4 и q2 = 6.

Назначенный ресурс Nk вычисляют так же, как и при расчетах по контактным напряжениям.

В соотеветствии с кривой усталости напряжения σF не могут иметь значений меньших σFlim. Поэтому при Nk > Nsub>FG принимают Nk = NFG.

Для длительно работающих быстроходных передач Nk ≥ NFG и, следовательно YN = 1, что и учитывает первый знак неравенства в (2). Второй знак неравенства ограничивает допускаемые напряжения по условию предотвращения пластической деформации или хрупкого разрушения зуба.[1, стр.15]

Для шестерни:

Nk ш = 60 ∙ 959.33 ∙ 1 ∙ 19985.94 = 1150386709.21

Т.к. Nk ш > NFG, то принимаем Nk ш = NFG = 4000000.

YN ш = 1

Для колеса:

Nk кол = 60 ∙ 209.92 ∙ 1 ∙ 19985.94 = 251726911.488

Т.к. Nk кол > NFG, то принимаем Nk кол = NFG = 4000000.

YN кол = 1

Коэффициент YR, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности между зубьями, принимают: YR = 1 при шлифовании и зубофрезеровании с параметром шероъоватости RZ ≤ 40 мкм; YR = 1,05...1,2 при полировании (большие значения при улучшении и после закалки ТВЧ).

Принимаем YR = 1,1.

Коэффициент YA учитывает влияние двустороннего приложения нагрузки (реверса). При одностороннем приложении нагрузки YA = 1. При реверсивном нагружении и одинаковых нагрузке и числе циклов нагружения в прямом и обратном направлении (например, зубья сателлита в планетарной передаче): YA = 0,65 - для нормализованных и улучшенных сталей; YA = 0,75 - для закаленных и цементованных; YA = 0,9 - для азотированных.

Так как в проектируемой передаче не будет реверсивного хода, то принимаем для шестерни и колеса

YA = 1.

Для шестерни:

[σ]F1 = [σ]Flim 1YN шYRYA 1/SF 1 = 278.88 МПа.

Для колеса:

[σ]F2 = [σ]Flim 2YN колYRYA 2/SF 2 = 278.88 МПа.

Проектный расчет

Межосевое расстояние

Предварительное значение межосевого растояния aw', мм:

где знак "+" (в скобках) относят к внешнему зацеплению, знак "-" - к внутреннему; T1 - вращающий момент на шестерне (наибольший из длительно действующих), Н∙м; u - передаточное число.

Коэффициент K в зависимости от поверхностной твердости H1 и H2 зубьев шестерни и колеса соответсвенно имеет следующие значения [1, стр. 17]:

Поверхностная твердость и шестерни до 262 HB и колеса до 262 HB, поэтому коэффициент K принимаем равным 10.

U = 4.57;

aw' = 132 мм.

Окружную скорость ν, м/с, вычисляют по формуле:

ν = 2.38 м/с.

Степень точности зубчатой передачи назначают по табл. 4:

Табл. 4 [1, табл. 2.5, стр. 17]

Степень точности по ГОСТ 1643-81 Допустимая окружная скорость υ, м/с, колес
прямозубых непрямозубых
цилиндрических конических цилиндрических конических
6 (передачи повышенной точности) 7 (передачи нормальной точности) 8 (передачи пониженной точности) 9 (передачи низкой точности) до 20   до 12   до 6   до 2 до 12   до 8   до 4   до 1,5 до 30   до 20   до 10   до 4 до 20   до 10   до 7   до 3

При окружно скорости 2.38 м/с (что меньше 6 м/с) выбираем степень точности 8.

Уточняем предварительно найденное значение межосевого расстояния:

где Ka = 450 - для прямозубых колес; Ka = 410 - для косозубых и шевронных, МПа; [σ]H - в МПа.

ψba - коэффициент ширины принимают из ряда стандартных чисел: 0,1; 0,15; 0,2; 0,25; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63 в зависимости от положения колес относительно опор:

при симметричном расположении 0,315-0,5;

при несимметричном 0,25-0,4;

при консольном расположении одного или обоих колес 0,25-0,4;

Для шевронных передач ψba = 0,4 - 0,63; для коробок передач ψba = 0,1 - 0,2; для передач внутреннего зацепления ψba = 0,2 (u+1)/(u-1). Меньшие значения ψba - для передач с твердостью зубьев H ≥ 45HRC.

Принимаем ψba = 0,31.

Коэффициент нагрузки в расчетах на контактную прочность

KH = KKK.

Коэффициент K учитывает внутреннюю динамику нагружения, связанную прежде всего с ошибками шагов зацепления и погрешностями профилей зубьев шестерни и колеса. Значения Kпринимают по табл. 5 в зависимости от степени точности передачи по нормам плавности, окружной скоросто и твердости рабочих поверхностей.

Табл. 5 [1, табл. 2.6, стр. 18]

Степень точности по ГОСТ 1643-81 Твердость на поверхности зубьев колеса Значения K при υ, м/с
         
    > 350 HB 1,02 1,01 1,06 1,03 1,10 1,04 1,16 1,06 1,20 1,08
≤ 350 HB 1,03 1,01 1,09 1,03 1,16 1,06 1,25 1,09 1,32 1,13
    > 350 HB 1,02 1,01 1,06 1,03 1,12 1,05 1,19 1,08 1,25 1,10
≤ 350 HB 1,04 1,02 1,12 1,06 1,20 1,08 1,32 1,13 1,40 1,16
    > 350 HB 1,03 1,01 1,09 1,03 1,15 1,06 1,24 1,09 1,30 1,12
≤ 350 HB 1,05 1,02 1,15 1,06 1,24 1,10 1,38 1,15 1,48 1,19
    > 350 HB 1,03 1,01 1,09 1,03 1,17 1,07 1,28 1,11 1,35 1,14
≤ 350 HB 1,06 1,02 1,12 1,06 1,28 1,11 1,45 1,18 1,56 1,22

Примечание. В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе - для косозубых хубчатых колёс.

Для степени точности 8, максимальной окружной скорости 2.38 м/с, твердости HB≤350 принимаем K = 1.15.

Коэффициент K учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, обусловливаемую погрешностями изготовления (погрешностями направления зуба) и упругими деформациями валов, подшипников. Зубья зубчатых колес могут прирабатываться: в результате повышенного местного изнашивания распределение нагрузки становится более равномерным. Поэтому рассматривают коэффициенты неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы K0 и после приработки K.

Значение коэффициента K0 принимают по таблице 6 в зависимости от коэффициента ψbd = b2/d1, схемы передачии твердости зубьев. Так как ширина колеса и диаметр шестерни еще не определены, значение коэффициента ψbd вычисляют ориентировочно:

ψbd = 0,5ψba (u 1);

ψbd = 0,5 ∙ 0.31 ∙ (4.57 + 1) = 0.9.

Коэффициент K определяют по формуле:

K = 1 + (K0 - 1)KHw,

где KHw - коэффициент, учитывающий приработку зубьев, его значения находят в зависимости от окружной скорости для зубчатого колеса с меньшей твердостью (табл. 7).

Коэффицент K определяют по формуле:

K = 1 + (K0 - 1)KHw,

где KHw - коэффициент, учитывающий приработку зубьев, его значения находят в зависимости от окружной скорости для зубчатого колеса с меньшей твердостью (табл. 7).

Рис. 1 [1, рис. 2.4, стр. 19]


Табл. 6 [1, табл. 2.7, стр. 19]

Ψbd Твердость на поверхности зубьев колеса Значения Ko для схемы передачи по рис. 1 [1, рис. 2.4, стр. 19]
             
0,4     0,6     0,8     1,0     1,2     1,4     1,6   ≤ 350 HB > 350 HB   ≤ 350 HB > 350 HB   ≤ 350 HB > 350 HB   ≤ 350 HB > 350 HB   ≤ 350 HB > 350 HB   ≤ 350 HB > 350 HB   ≤ 350 HB > 350 HB 1.17 1.43   1.27 ---   1.45 ---   --- ---   --- ---   --- ---   --- --- 1,12 1,24   1,18 1,43   1,27 ---   --- ---   --- ---   --- ---   --- --- 1,05 1,11   1,08 1,20   1,12 1,28   1,15 1,38   1,18 1,48   1,23 ---   1,28 --- 1,03 1,08   1,05 1,13   1,08 1,20   1,10 1,27   1,13 1,34   1,17 1,42   1,20 --- 1,02 1,05   1,04 1,08   1,05 1,13   1,07 1,18   1,08 1,25   1,12 1,31   1,15 --- 1,02 1,02   1,03 1,05   1,03 1,07   1,04 1,11   1,06 1,15   1,08 1,20   1,11 1,26 1,01 1,01   1,02 1,02   1,02 1,04   1,02 1,06   1,03 1,08   1,04 1,12   1,06 1,16


Табл. 7 [1, табл. 2.8, стр. 19]

Твердость на поверхности зубьев Значения KHw при ν, м/с
           
200 HB 250 HB 300 HB 350 HB 43 HRCэ 47 HRCэ 51 HRCэ 60 HRCэ 0,19 0,26 0,35 0,45 0,53 0,63 0,71 0,80 0,20 0,28 0,37 0,46 0,57 0,70 0,90 0,90 0,22 0,32 0,41 0,53 0,63 0,78 1,00 1,00 0,27 0,39 0,50 0,64 0,78 0,98 1,00 1,00 0,32 0,45 0,58 0,73 0,91 1,00 1,00 1,00 0,54 0,67 0,87 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

Начальное значение коэффициента K0 распределения нагрузки между зубьямив связи с погрешностями изготовления (погрешностями шага зацепления и направления зуба) определяют в зависимости от степени точности (nст = 5, 6, 7, 8, 9) по нормам плавности:

для прямозубых передач

K0 = 1 + 0,06(nст - 5), при условии 1 ≤ K0 ≤ 1,25;

для косозубых передач

K0 = 1 + A(nст - 5), при условии 1 ≤ K0 ≤ 1,6,

где A = 0,15 - для зубчатых колес с твердостью H1 и H2 > 350 HB и A = 0,25 при H1 и H2 ≤ 350 HB или H1 > 350 HB и H2 ≤ 350 HB.

K0 = 1 + 0,06(8 - 5) = 1.18

Принимаем коэффициент KHw по табл. 7 равным (ближайшее значение твердости по таблице 250 HB или 23 HRC к твердости колеса 262 HB) 0.28.

K = 1 + (1.18 - 1)0.28 = 1.0504;

Принимаем коэффициент K0 по табл. 6 (схема 3) равным 1.15.

K = 1 + (1.15 - 1) 0.28 = 1.042;

KH = 1.15 ∙ 1.042 ∙ 1.0504 = 1.26.

Уточнённое значение межосевого расстояния:

aw = 154.5 мм;

Вычисленное значение межосевого расстояния округляют до ближайшего числа, кратного пяти, или по ряду размеров Ra 40 [1, табл. 24.1]. При крупносерийном производстве редукторов awокругляют до ближайшего стандартного значения: 50; 63; 71; 80; 90; 100; 112; 125; 140; 160; 180; 200; 224; 250; 260; 280; 300; 320; 340; 360; 380; 400 мм. [1, стр. 20]

Принимаем aw = 160 мм;

Предварительные основные размеры колеса

Делительный диаметр:

d2 = 2awu/(u 1);

d2 = 2 ∙ 160 ∙ 4.57 / (4.57 + 1) = 262.55 мм;

Ширина:

b2 = ψba ∙ aw;

b2 = 0.31 ∙ 160 = 50 мм.

Принимаем выбранное из стандартного ряда Ra 40 значение ширины:

b2 = 50 мм.

Модуль передачи

Максимально допустимый модуль mmax, мм, определяют из условия неподрезания зубьев у основания [1, стр. 20]

mmax ≈ 2aw/[17(u 1)];

mmax ≈ 2 ∙ 160 / [17(4.57 + 1)] = 3.38 мм.

Минимальное значение модуля mmin, мм, определяют из условия прочности [1, стр. 20]:

где Km = 3,4 ∙ 103 для прямозубых и Km = 2,8 ∙ 103 для косозубых передач; вместо [σ]F подставляют меньшее из значений [σ]F2 и [σ]F1.


Табл. 8 [1, табл. 2.9, стр. 20]

Степень точности по ГОСТ 1643-81 Твердость на поверхности зубьев колеса Значения K при υ, м/с
         
    > 350 HB 1,02 1,01 1,06 1,03 1,10 1,06 1,16 1,06 1,20 1,08
≤ 350 HB 1,06 1,03 1,18 1,09 1,32 1,13 1,50 1,20 1,64 1,26
    > 350 HB 1,02 1,01 1,06 1,03 1,12 1,05 1,19 1,08 1,25 1,10
≤ 350 HB 1,08 1,03 1,24 1,09 1,40 1,16 1,64 1,25 1,80 1,32
    > 350 HB 1,03 1,01 1,09 1,03 1,15 1,06 1,24 1,09 1,30 1,12
≤ 350 HB 1,10 1,04 1,30 1,12 1,48 1,19 1,77 1,30 1,96 1,38
    > 350 HB 1,03 1,01 1,09 1,03 1,17 1,07 1,28 1,11 1,35 1,14
≤ 350 HB 1,11 1,04 1,33 1,12 1,56 1,22 1,90 1,36 --- 1,45

Примечание. В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе - для косозубых зубчатых колес.

Коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба

KF = KKK.

Коэффициент K учитывает внутреннюю динамику нагружения, связанную прежде всего с ошибками шагов зацепления шестерни и колеса. Значения K принимают по табл. 8 [1, табл. 2.9, стр. 20] в зависимости от степени точности по нормам плавности, окружной скорости и твердости рабочих поверхностей.

Для степени точности 8, максимальной окружной 2.38 м/с, твердости HB≤350 принимаем K=1.30.

K - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца, оценивают по формуле

K - коэффициент, учитывающий влияние погрешности изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями, определяют так же как при расчетах на контактную прочность: K = K0.

В связи с менее благоприятным влиянием приработки на изгибную прочность, чем на контактную, и более тяжелыми последствиями из-за неточности при определении напряжений изгиба приработку зубьев при вычислении коэффициентов K и K не учитывают. [1, стр. 21]

KF = K = 1.30.

mmin = 0.58 мм.

Из полученного диапазона (mmin...mmax) модулей принимают меньшее значение m, согласуя его со стандартным (ряд 1 следует предпочитать ряду 2) [1, стр. 21]:

Ряд 1, мм..... 1,0; 1,25; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0; 8,0; 10,0;
Ряд 2, мм..... 1,12; 1,37; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7,0; 9,0;  

Принимаем из стандартного ряда m = 1.75 мм.

Значения модулей m < 1 при твердости ≤ 350 HB и m<1,5 при твердости ≥ 40 HRCэ для силовых передач использовать нежелательно. [1, стр. 21]

Суммарное число зубьев

Суммарное число зубьев

zs = 2aw/m = 182.86.

Полученное значение zs округляют в меньшую сторону до целого числа.

zs = 182.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.047 с.)