Общая оценка психологического развития ребенка с точки зрения соответствия показателям нормативного возрастного развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая оценка психологического развития ребенка с точки зрения соответствия показателям нормативного возрастного развития.



Если пограничный уровень или ниже нормы, то смотрим особенно внимательно. Своеобразие нужно кратко описать на психологическом языке.

2. Описание основных индивидуально психологических особенностей ребенка (ребенок всегда индивидуален).

Представляются наиболее яркие индивидуальные черты и особенности ребенка, отличающие его от сверстников, потому что родители их часто не видят

3. Психологическая квалификация характера и черт ребенка, описание сути установленных психологических проблем.

Это конкретное психологическое неблагополучие ребенка на основе его особенностей. Надо указать не только на затруднения, а найти их ядро и выразить на языке психологических понятий.

Эти понятия обладают объяснительной силой в отношении проблем ребенка (идентификация проблем) и дают направление деятельности.

Система диагностических категорий не носит исчерпывающий характер. (см энцикл словарь)

А. Венгер выделяет психологический синдром (синдром – это совокупность системы синдромов)

4. Указание на причины или условия возникновения установленного психологического неблагополучия или вариантов развития.

Группы причин:

а) из области системы значимых взаимоотношений;

б) из области нервно-психического благополучия. Психологи должны указывать и это в качестве предположения. Если для нарушений не находим обоснования в психологической картине, то ищем их в ослаблении нервно психического здоровья.

 

Позднее Выготский (1932) дополнил указанные требования к ПД еще одним важным требованием: не только определять уровень достигнутого, актуального развития, но и исследовать «зону ближайшего развития», т.е. характеризовать состояние развития ребенка «как со стороны созревшего, так несозревшего процесса».

 

возрастная периодизация в рамках теории Д. Б. Эльконина делится на 6 этапов:

  1. Младенческий. До 1 года. Ведущей деятельностью (далее- ВД) детей этого возраста является общение со взрослыми. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в первую очередь, с мамой с помощью жестов, мимики и звуков. Близкое эмоциональное общение позволяет развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир, учится реагировать и общаться.
  2. Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трогать, кусать, ломать и т.д. Таким образом, ребенок понимает, что может влиять на окружающий мир, влиять, в частности, на те предметы, которые доступны для воздействия. В этот период развивается наглядно-действенное мышление за счет манипуляций с предметами.
  3. Дошкольный возраст. До 7 лет. ВД этого периода - ролевая игра, в которой дети учатся взаимодействию друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно-значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать.
  4. Младший школьный возраст. До 11 лет. ВД-учение, ребенок-школьник учится контролировать свое поведение согласно требованиям и принятым правилам. У него развивается произвольность (сидеть за партой 30 минут, слушая учителя и не отвлекаясь), самоконтроль (отложить игру и делать домашнее задание) и внутренний план действий (выстраивать порядок выполнения домашнего задания).
  5. Подростковый возраст. До 15 лет. ВД-общение со сверстниками. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка - то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность - быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.
  6. Юношеский возраст. До 17 лет. В этот период внимание юношей и девушек направлено на осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего пути в жизни. Осмысляются возможные варианты развития событий после школы. Ребята чаще задаются вопросами: "Кем я хочу стать? Чем хочу заниматься? Какая профессия мне подойдет?" ВД - учебно-профессиональная. Появляется ответственность за свое будущее.

 

Если мы не знаем что отвечать, то можно обратится к такой модели: (если кто помнит, это круг

4 сферы развития ребенка:

  1. Познавательная сфера
  2. Эмоционально-личностная
  3. Сфера взаимоотношений
  4. Деятельность

 

Ну и конечно не забываем про треугольник:

1) ССР

2) НО (познавательные, регулятивные (произвольность), эмоционально-личностные)

3) ВД

 

Жалобаэто выражение недовольства по поводу проблем ребенка. Жалоба всегда имеет вектор, локус, она ориентирована на кого-то или что-то. Часто содержит самодиагностику, сопровождается попыткой объяснить причину этих трудностей.

· Субъективная жалоба – по направленности на кого: на ребенка, его поведение, на семейную ситуацию, на супруга, супружеские отношения по вопросу воспитания, на самого себя («кричу на ребенка»), на третьих лиц – бабушка, няня, учитель

· Объективная жалоба – по направленности на что: а) на индивидуально-психологические особенности ребенка, например, неорганизованность; б) нарушение психосоматического здоровья; в) проблемы психологического и умственного развития; г) нарушение взаимопонимания в семье (не слушается, грубит) и т.д.

Виды запросов:

· Конструктивный запрос – конкретный, понятный

· Неконструктивный запрос –недопустимо общий, неконкретный, нереалистичные установки («хочу всегда поступать правильно» - надо уточнить в чем сомнения, трудности)

· Манипулятивный запрос – изменить кого-то: ребенка (сделайте так, чтобы мой ребенок меня слушался), членов семьи, желание управлять чужим поведением, делегирование ответственности психологу («сделайте мне ребенка послушным»)

 

 

Говоря о проблемах младшего школьного возраста как фазы онтогенеза фактически имеется в виду проблемы двух возрастных отрезков:

· Кризиса семи лет как критического возраста (по терминологии Выготского)

· Проблемы младшего школьного возраста (литический возраст по терминологии Выготского)

КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ

Кризис семи лет – это переломный, критический возраст, которым открывается весь период школьных возрастов.

Особенность его заключается в том, что нет четких границ, когда он начнется (он не начнется ровно в день рождения ребенка и не начнется 1 сентября, все индивидуально), и когда закончится (в качестве критерия окончания кризиса семи лет можно было бы принять появление у ребенка проблем, связанных с особенностями формирования и функционирования ведущей деятельности младшего школьного возраста – учебной деятельности)

Проблемы и трудности (являются отражением постепенного вхождения ребенка в новую социальную ситуацию развития), связанным с самим фактом поступления в школу, их возможные причины:

· Трудности, связанные с новым режимом дня. У ребенка появляются «режимные» обязанности – вовремя быть в школе, соблюдать расписание занятий, уделять время подготовке домашнего задания даже в ущерб естественным потребностям (в игре и отдыхе) Наиболее значимы для детей, не посещавших сад. У них чаще наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности).

· Трудности адаптации ребенка к классному коллективу (наиболее выражены у тех, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах). Наиболее значимы для детей, не посещавших детский сад.

· Трудности, локализующиеся в области взаимоотношений с учителем. Наиболее значимы для детей, не посещавших детский сад.

· Трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка (изменяется социальная позиция ребенка в семье – ему, как правило, выделают особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, для подготовки уроков. Изменяется отношение к нему всех членов семьи). Неготовность родителей к новым обязанностям ребенка как ученика и его новым правилам.

Таким образом, трудности «школьной части» кризиса семи лет являются продолжением трудностей подготовки к школьному обучению и следствием неполной работы взрослых по подготовке ребенка к школьному обучению по оперативному изменению его семейной ситуации, навыков самоорганизации деятельности и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.006 с.)