Если выдвигаем теорию о подростковом кризисе, то по идее надо указать и Про кризис (в файле об этом Нет ничего) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Если выдвигаем теорию о подростковом кризисе, то по идее надо указать и Про кризис (в файле об этом Нет ничего)



Если выдвигаем теорию о подростковом кризисе, то по идее надо указать и про кризис (в файле об этом нет ничего)

Если сверхтребовательность, то проверяем по АСВ стиль семейного воспитания, может быть стиль доминирующая гиперпротекция (Может она записала ее на сто кружков и ребенок не выдерживает).

А может родители разводятся и тогда можно сказать что у нее острая эмоциональная реакция на ситуацию развода.

Проверка: школьную дезадаптацию: так как девочке 10 лет, школьные навыки уже должны быть сформированы, то мы предполагаем, что есть проблема школьной дезадаптации, в плане отношения со сверстниками, в плане эмоционально-личностная, следовательно используем в первую очередь методики Дембо-рубинштейн, что бы посмотреть самооценку и методику неоконченных предложений, вазаимоотношения во многих сферах, рисунок Я в школе. Рисунок Моя семья (в действии). Дембо рубинштейн (самооценку посмотреть, добавить шкалы для того что бы посмотреть взаимоотношения со сверстниками. Что обо мне думают мои враги и друзья и т д)

Если по методикам все в порядке и в отношения ДРО тоже, то скорее всего ранний подростковый кризис.

Методика рисуночный диалог: когда на одном листе рисует и мама и ребенок, очень наглядный и творческий процесс. Видно кто лидер, кто ведет, кто придумывает, взаимодействие.

Методику два дома (с 5 и до подросткового, для подростков больше как предлог что бы поговорить)

 

Ниже все то что поможет решить эту задачу.

КАЖДОЕ СЛОВО В ЗАДАЧЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ: ВОЗРАСТ, ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ХАРАКТЕРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.

При ответе на задачу необходимо сначала дать план ответа и идти по плану.

 

Общий план ответа (все должно быть написано психологическим языком):

1) Представить проблему:

· причина проблемы и как они проявляются,

· дать теоретическую часть (как вступление). Тут нужно дать центральное понятие (пример, если говорим о школьной дезадаптации, то нужно рассказать что это такое, дать имена теоретиков)

· Как проверить эти проблемы, тоже теория

2) Выдвинуть гипотезу психологическим языком (желательно дать две гипотезы)

3) План диагностики по каждой гипотезе

 

Виды задач:

1) Про семью: ДРО, семья (конфликты, развод)

2) Про детей:

· ВПК (в ответе обязательно сказать о возрастной норме)

· Готовность к школе (под вопросом)

3) Готовность к беременности и родам

 

ПРО ДЕТЕЙ:

ВПК

1. Общие сведения о ребенке и о его семье. (Имя ребенка, возраст, имя матери отца, образование, брат, сестры (с кем живут) их возраста, где учится)

2. Причина обследования (жалоба, запрос) Жалоба – жалоба родителя, запрос – перевод жалобы на психологический язык.

3. Краткие сведения об истории развития ребенка. (основные результаты анамнеза собираются через беседу с мамой и/или папой, анкеты)

С учетом того, что получено выдвигаются гипотезы, подбираются методики и проводится обследование, гипотеза может подтвердится, опровергнута или усложнится. С учетом этого мы идем либо на следующий этап, либо выдвигаем новые гипотезы и продолжаем обследование.

Пишем заключение:

1. Ставим психологический диагноз развития ребенка (соотнесение с возрастной нормой, индивидуально-личностные особенности, формы неблагополучия, причины неблагополучия)

2. условно-вариантный прогноз (3 ветки)

3. рекомендации

Заключительный этап: беседа с родителем, тут мы рассказываем результаты обследования родителю, излагаем заключение родителям.

краткое описание содержания и результаты обследования

Обследование познавательной сферы проводилось с использованием методик:

  • пробы Пиаже

определить стадию развития интеллектуальных операций – дооперациональный, операциональный, контретные

  1. Степень овладения операцией сериации.
  2. Степень овладения пространственными представлениями (понятие вертикальности).
  3. Степень овладения понятия сохранения количества жидкого вещества.
  4. Степень овладения пространственными представлениями (понятие вертикальности и горизонтальности).
  5. Степень овладения координацией двух схем – пространственной и числовой.
  6. Стадия конкретно-операционного мышления. Развития умственных образов.
  • Цветные прогрессивные матрицы Ровена (5-12 лет) (оценка общего интеллектуального развития; диагностика наглядно-образного мышления, пространственных представлений, простейших предпосылок логического мышления),
  • вербальные субтесты Векслера -определение уровня развития вербального интелекта
  • методика Бендер изучение возможностей ребенка в области перцептивной и моторной организации пространства. Микроорганические нарушения, диффузные (сбои)
  • рисунок человека по Гудинаф-Харрису – диагностика общего развития ребенка

Обследование эмоционально-личностной сферы:

  • методика «Три желания» определяет значимую сферу, межличностные проблемы, к значимым сферам можно отнести – учебная, игровая, направленности желания – на себя, на других…
  • рисунок семьи – особенность семейных взаимоотношений,
  • «Два дома» (5-подростковый) определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
  • методика самооценки Дембо-Рубинштейн,
  • методика неоконченных предложений – определяет сферу взаимоотношений (к матери, к отцу, сиблингу, сверстники, школа к людям в целом, индивидуально-личностные отношения – к своим способностям, мечты, планы на будущие, желания)
  • рисунок неизвестного животного – тип воображения и мышления
  • методика Кернс – привязанность к отцу и к матери.

Обследование сферы общения: «Два дома», методика неоконченных предложений.

ДИАГНОЗЫ:

Готовность к школе:

Надо сказать, про кризис, обусловлен не формированием НО, а возрастом ребенка, надо идти в школу.

Мотивационная готовность – желание пойти в школу, продиктованное адекватными мотивами. Адекватные мотивы: познавательный, позиционный (желание быть школьником), учебный (он бывает редко). Есть неадекватные мотивы: игровой, внешний (в школу идти хочет, но к школе это не имеет отношения – за компанию или спать днем не хочу), мотив социальной перспективы – (я хочу учится в школе чтобы выбрать хорошую профессию, получать большие деньги – «поет» со слов родителей).

Внутренняя позиция школьника: отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обуславливает соответствующее поведение в учебной ситуации.

1) Мотивация:

1. Лесенка уроков / Расписание (сила выраженности уч. мотива)

2. 6 историй (мотивы, определяющие желание идти в школу)

3. Беседа Нежновой (сформированность ВПШ)

4. Рис. «Я в школе» Характер ВПШ (система отношений)

2) Волевая готовность (произвольность):

5. Да - Нет не говорите (произвольность присутствует в игровой ситуации)

6. Графический диктант (Венгер или Эльконин) (уровень развития произвольности) (уровень развития произвольности соответствует/нет возрастной норме)

7. Зеркало (тип отношения к заданию взрослого)

Интеллект

9. 4ый лишний (Понятийное обобщение/ комплексное)

10. Полянки (уровень развития наглядно-образного мышления соответствует/нет возрастной норме)

11.Керн-Иерасек (Интеллект готовность к школе)

12. МЭДИС (Высокий/средний уровень развития интеллектуальных способностей )

Коммуникативная готовность

13. 3 вопроса взрослому (деловая форма общения со взрослым/ личностная форма общения)

14. «Рукавички» (если будет возможность коммуникации с другим ребенком)

Учет позиции партнера (планирование, согласование, взаимопомощь, контроль)

 

КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ

Кризис семи лет – это переломный, критический возраст, которым открывается весь период школьных возрастов.

Особенность его заключается в том, что нет четких границ, когда он начнется (он не начнется ровно в день рождения ребенка и не начнется 1 сентября, все индивидуально), и когда закончится (в качестве критерия окончания кризиса семи лет можно было бы принять появление у ребенка проблем, связанных с особенностями формирования и функционирования ведущей деятельности младшего школьного возраста – учебной деятельности)

Проблемы и трудности (являются отражением постепенного вхождения ребенка в новую социальную ситуацию развития), связанным с самим фактом поступления в школу, их возможные причины:

· Трудности, связанные с новым режимом дня. У ребенка появляются «режимные» обязанности – вовремя быть в школе, соблюдать расписание занятий, уделять время подготовке домашнего задания даже в ущерб естественным потребностям (в игре и отдыхе) Наиболее значимы для детей, не посещавших сад. У них чаще наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности).

· Трудности адаптации ребенка к классному коллективу (наиболее выражены у тех, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах). Наиболее значимы для детей, не посещавших детский сад.

· Трудности, локализующиеся в области взаимоотношений с учителем. Наиболее значимы для детей, не посещавших детский сад.

· Трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка (изменяется социальная позиция ребенка в семье – ему, как правило, выделают особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, для подготовки уроков. Изменяется отношение к нему всех членов семьи). Неготовность родителей к новым обязанностям ребенка как ученика и его новым правилам.

Таким образом, трудности «школьной части» кризиса семи лет являются продолжением трудностей подготовки к школьному обучению и следствием неполной работы взрослых по подготовке ребенка к школьному обучению по оперативному изменению его семейной ситуации, навыков самоорганизации деятельности и т.д.

 

Школьная дезадаптация.

Психогенная школьная дезадаптация (ПШД) определяется как психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка нарушающее его субъективны и объективный статус в школе и семье и затрудняющее учебно-воспитательный процесс.

Поведенческое проявление ПЩД:

· Затруднения в учебе вплоть до стойкой неуспеваемости

· Нарушения взаимоотношений со сверстниками и учителем

· Нарушения дисциплины

· Отказы ходить в школу, или угрозы сделать это

Основные сферы проявления ПШД:

· Пространственно-временные отношения (режим дня, личное пространств в семейной среде)

· Личностно-смысловые (место в коллективе сверстников, взаимоотношения с сиблингами, отношения с преподавателем и родителями)

Четыре основные точки зрения на причины ПШД:

· Психотравмирующим фактором признается сам процесс обучения. Вызванные им нарушения называются дидактогенными.

· Своеобразная «конвергенция» дидактогенной и конституциональное (индивидуальной) уязвимости организма ребенка и его центральной нервной системы (речь идет (В.Е. Каган) о якобы изначально, фатально больном ребенке, дезадаптация которого обусловлена мозговым повреждением или отягощающей наследственностью)

· Дидаскалогения, т.е. вариант последствий неправильного отношения учителя к ученику, неправильной организации учебного процесса и учебной деятельности)

· Специфические отношения к ребенку в семье, стиль родительского поведения, характерный – типичный и актуальный – семейный климат считаются рядом психологов едва ли не главной и единственной причиной возникновения ПШД.

Еще одна гипотеза – учитывает все перечисленные факторы. (Е.В. Новикова – причиной возникновения психогенных нарушений нарушения являются не сами по себе промахи в деятельности младших школьников, а их переживания по этому поводу. Формой выражения этого отношения является стиль общения взрослого с младшим школьником, который может затруднять овладение ребенком учебной деятельностью, а порой может приводить к тому, что реальные, а подчас и надуманные трудности, связанные с учебой, и начнут восприниматься ребенком как неразрешимые, порожденные его неисправимыми недостатками. Если негативные переживания ребенка не компенсируются, если не находится значимых лиц, способных повысить самооценку школьника, у него могут возникнуть психогенные реакции на школьные проблемы, которые в случаях повторяемости или фиксации складываются в картину синдрома, названного ПШД.)

 

КЛАССИФИКАЦИЯ

Классификация случаев обращения родителей детей младшего школьного возраста в ВПК (в основе классификации лежат выделенные формы ПШД):

· Несформированность элементов и навыков учебной деятельности (снижение успеваемости. Причины: уровень интеллекта, педагогическая запущенность, невнимательное отношение родителей)

· Несформированность мотивации учения, их направленность на другие, нешкольные деятельности (нет интереса к учебе, ему бы играть и играть.)

· Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности (Причины: в особенностях семейного воспитания)

· Неумение приспособиться к темпу школьной жизни. (Причины: чаще ММД, соматически ослабленных детей)

 

СХЕМА

Схема обследования ребенка строится исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и на основе учета гипотез о причинах ПШД.

1. Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, при необходимости – ручной праксис)

2. Проверяются обучаемость ребенка (задачи с дозированной помощью взрослого), сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.

3. Анализируются особенности мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.

4. Обязательно проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради по математике, русском языку, даются пробы на чтение, письмо, решение задач.

5. Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости: как ребенок относится к плохим (удовлетворительным) оценка, какую получает типичную обратную связь от взрослых – родителей и учителей, есть ли сфера деятельности, позволяющие ребенку компенсировать неуспех в обучении, по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка

6. Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности: кто занимается с ним, как много, какие приемы использует. Интересны и анализ стиля родительского воспитания в семье в целом, роль второго родителя (помимо обратившегося в консультацию)

7. Очень важно выяснить предысторию консультируемого случая. Собирается подробный анамнез, случаи обращения к врачу, какой диагноз был поставлен, как долго и чем лечили. С чем родители сами связывают плохую успеваемость ребенка, что явилось непосредственным поводом обращения к психологу, как давно и кем было принято решение о необходимости психологической консультации.

1. ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ И ОСОБЕННОСТИ ВПК В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ (ПО ЛИТЕРАТУРЕ)
Отрочество— этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью (младший подростковый возраст (10-11лет), средний (11-12 лет) и старший (13-14 лет). Черты отрочества: · стремление к общению со сверстниками; · появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Возраст относится к периодам нормативных возрастных кризисов. Более точно — два кризиса: как переход от младшего школьного возраста к собственно подростковому и другой нормативный возрастной кризис - от подросткового возраста к младшему юношескому возрасту Основная особенность периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. · Ведущая деятельность – общение со сверстниками. · Центральное новообразование – становление Я-Концепции (Эго-идентичности), самосознания, формирование гендерной идентичности (второе рождение личности по Леонтьеву) · Физиологическое созревание – пубертат, новый телесный облик (Я-физическое), интенсивность и острота эмоциональных переживаний В литературе описаны два основных пути протекания возрастных кризисов. 1. Наиболее распространенный — кризис независимости(рывок вперед).Его симптомы — строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. 2. Симптомы кризиса зависимости(возврат назад)противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. С точки зрения развития наиболее благоприятным оказывается первый вариант. Основными задачамидля практического психолога при работе с подростками в связи с переживанием ими кризиса являются: 1. оказание подросткам помощи впонимании того, что с ними происходит и выработке конструктивных форм преодоления кризиса (например, работа по самопознанию, углублению рефлексии; поиске новых личностных смыслов); 2. создание условий для продуктивного разрешения кризиса: · разъяснение родителям и педагогам причин и особенностей переживаемого подростком периода, возможностей и опасностей периода, · помощь в формировании оптимальных форм взаимоотношений между детьми и взрослыми (в том числе развитие приемлемых способов выражения своего негодования по отношению к другим людям); · помощь в формировании оптимальных форм взаимоотношений со сверстниками (например, работа с отвергаемыми подростками; зависимостью от группы; развитие коммуникативных навыков и т.д.); · помощь в регуляции эмоциональных состояний 3. своевременная диагностика крайних, непродуктивных форм «кризиса независимости» и проявления «кризиса зависимости» и оказание необходимой психологической помощи; 4. дифференциация «нормальных» проявлений, свидетельствующихо возрастном кризисе, от проявлений, свидетельствующих о значительных отклонениях в развитии и требующих вмешательства других специалистов (например, где кризис, а где уже акцентуация; подростки из группы риска: подростковый суицид; алкоголизм, наркомания; дебют психических расстройств; ранний сексуальный опыт). Далее написано по: Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: /Г. В. Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. Этот раздел писал Лидерс В подростковом возрасте два нормативных кризиса: 1) переход от младшего школьного возраста к собственно подростковому; 2) переход от подросткового возраста к младшему юношескому возрасту. Подростковый возраст— один из самых сложных для психологов. В этом возрасте идет резкий рост обращений за психологической помощью и резко расширяется диапазон запросов клиентов (т.е. родителей): от проблем первой любви— до опасности наркомании и алкоголизма, от признаков дизморфоманий —до нежелания ходить в школу. Подросток уже может сам стать клиентом психолога, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей. Это еще более выделяет этот период с точки зрения особенностей психологического консультирования.   Ориентиры консультирования родителей детей подросткового возраста и самих подростков: Во-первых, возрастной психолог-консультант в своей деятельности всегда исходит из психологических нормативных задач возраста. Психологические задачи подростков— задачи самоопределения в трех сферах: · психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) · социальной. · сексуальной Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: 1. потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; 2. потребности в независимости и эмансипации от семьи; 3. потребности в привязанности; 4. потребности в успехе, в проверке своих возможностей; 5. потребности в самореализации и развитии собственного Я; 6. физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков   Во-вторых, надо суметь посмотреть на предъявляемую психологу ситуацию глазами подростка, потому что объективная социальная ситуация развития подростка детерминирует его психическое развитие и определяет его психическое здоровье не сама по себе, а только будучи преломленной в его субъективных переживаниях, (принцип нашего ВПК, сформулированный Л.С.Выготским). Но здесь есть проблема разговорить подростка, если его привели родители. Если не разговорить, то и нельзя посмотреть на ситуацию его глазами. Выход - создание контакта с подростками за пределами консультативной комнаты, а именно —в процессе групповой психологической работы с одними подростками. В-третьих, при консультировании диады «родитель —подросток» вступают в действие многие рекомендации и особенности, характерные и для консультирования супружеской пары. Преимущества работы с парой: · большая диагностичность беседы с супружеской парой, наглядность проблем в паре; · работа с обоими супругами позволяет уже в ходе консультирования непосредственно апеллировать к паттернам их отношений «здесь и теперь», прямо в условиях консультации, что всегда более убедительно, чем анализ того, что происходит за ее пределами; · присутствие пары позволяет использовать некоторые техники консультирования и психологической интервенции —психодрамы, семейной скульптуры, организации совместной деятельности и пр., что просто невозможно при работе с одним клиентом; · приход пары в консультацию означает более серьезную мотивацию на работу; предполагается, что такая работа будет более глубокой и длительной; · консультирование пары облегчает клиентам обсуждение происходившего во время консультации: они оба были участниками консультативной работы и изменения в одном из супругов более понятны и принимаемы другим. Трудности при работе с парой: · вести консультативный прием сразу двух клиентов труднее, чем одного: их еще надо научить сотрудничать в консультировании, а не перебивать друг друга или не становиться в позу обиженного и пр.; · работая с парой, необходимо всеми силами не давать супругам повод упрекать психолога в коалиции с одним из них; · работа с парой более уязвима: нежелание работать одного супруга мешает работе с парой в целом; · работая с парой, необходимо особым образом решать проблему конфиденциальности   В-четвертых, есть принцип ВПК - анализ случая через призму целостного жизненного пути личности. Что здесь берется за целостный жизненный путь? - Индивидуальный жизненный путь подростка, а не диада «родитель—ребенок», не семья, не сознание мамы или папы и даже не сам ребенок как таковой. Трудности подростка, как и трудности отношений подростка и родителей, это есть закономерное отдаленное следствие проблем давно минувших возрастов его жизни, трудное для восстановления в условиях консультирования Синдромный анализ типовых случаев, разработанный А.Л. Венгером в консультировании родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста здесь мало пригоден. При работе с подростком необходимо учитывать влияние отдаленного прошлого на: а) проблемы самого подростка или б) проблемы отношений родителей с подростком, а также учитывать влияние отдаленного будущего на эти проблемы. Для подростка характерно расширение рамок «здесь и теперь» в прошлое и в будущее. Многие техники консультирования используют приемы работы с ориентировкой подростка во времени — в будущем и в прошлом. Вопросы личностного и профессионального самоопределения важнее для будущего больше, чем для настоящего. В-пятых, большое внимание уделять зарождающейся сексуальности подростка, вести себя с ними как с нарождающимся мужчиной или с нарождающейся женщиной. Задача половой идентификации —центральная для подросткового возраст а. Существует даже гипотеза о ведущей деятельности подросткового возраста как деятельности по возрастно-половой идентификации.

 

Если выдвигаем теорию о подростковом кризисе, то по идее надо указать и про кризис (в файле об этом нет ничего)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.044 с.)