Трудности литического периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудности литического периода



Конец критического периода – это начало литического (момент, когда на место проблем, связанных с самим фактом подготовки и поступления в школу, приходят проблемы, связанные уже с собственно особенностями обучения в школе как новой деятельности)

Психологические трудности собственно младшего школьного возраста – это трудности литического периода жизни.

Психологические проблемы этого возраста более тесно связаны с ведущей учебной деятельностью ребенка.

Школьная дезадаптация.

Психогенная школьная дезадаптация (ПШД) определяется как психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка нарушающее его субъективны и объективный статус в школе и семье и затрудняющее учебно-воспитательный процесс.

Поведенческое проявление ПЩД:

· Затруднения в учебе вплоть до стойкой неуспеваемости

· Нарушения взаимоотношений со сверстниками и учителем

· Нарушения дисциплины

· Отказы ходить в школу, или угрозы сделать это

Основные сферы проявления ПШД:

· Пространственно-временные отношения (режим дня, личное пространств в семейной среде)

· Личностно-смысловые (место в коллективе сверстников, взаимоотношения с сиблингами, отношения с преподавателем и родителями)

Четыре основные точки зрения на причины ПШД:

· Психотравмирующим фактором признается сам процесс обучения. Вызванные им нарушения называются дидактогенными.

· Своеобразная «конвергенция» дидактогенной и конституциональное (индивидуальной) уязвимости организма ребенка и его центральной нервной системы (речь идет (В.Е. Каган) о якобы изначально, фатально больном ребенке, дезадаптация которого обусловлена мозговым повреждением или отягощающей наследственностью)

· Дидаскалогения, т.е. вариант последствий неправильного отношения учителя к ученику, неправильной организации учебного процесса и учебной деятельности)

· Специфические отношения к ребенку в семье, стиль родительского поведения, характерный – типичный и актуальный – семейный климат считаются рядом психологов едва ли не главной и единственной причиной возникновения ПШД.

Еще одна гипотеза – учитывает все перечисленные факторы. (Е.В. Новикова – причиной возникновения психогенных нарушений нарушения являются не сами по себе промахи в деятельности младших школьников, а их переживания по этому поводу. Формой выражения этого отношения является стиль общения взрослого с младшим школьником, который может затруднять овладение ребенком учебной деятельностью, а порой может приводить к тому, что реальные, а подчас и надуманные трудности, связанные с учебой, и начнут восприниматься ребенком как неразрешимые, порожденные его неисправимыми недостатками. Если негативные переживания ребенка не компенсируются, если не находится значимых лиц, способных повысить самооценку школьника, у него могут возникнуть психогенные реакции на школьные проблемы, которые в случаях повторяемости или фиксации складываются в картину синдрома, названного ПШД.)

 

КЛАССИФИКАЦИЯ

Классификация случаев обращения родителей детей младшего школьного возраста в ВПК (в основе классификации лежат выделенные формы ПШД):

· Несформированность элементов и навыков учебной деятельности (снижение успеваемости. Причины: уровень интеллекта, педагогическая запущенность, невнимательное отношение родителей)

· Несформированность мотивации учения, их направленность на другие, нешкольные деятельности (нет интереса к учебе, ему бы играть и играть.)

· Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности (Причины: в особенностях семейного воспитания)

· Неумение приспособиться к темпу школьной жизни. (Причины: чаще ММД, соматически ослабленных детей)

 

СХЕМА

Схема обследования ребенка строится исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и на основе учета гипотез о причинах ПШД.

1. Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, при необходимости – ручной праксис)

2. Проверяются обучаемость ребенка (задачи с дозированной помощью взрослого), сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.

3. Анализируются особенности мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.

4. Обязательно проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради по математике, русском языку, даются пробы на чтение, письмо, решение задач.

5. Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости: как ребенок относится к плохим (удовлетворительным) оценка, какую получает типичную обратную связь от взрослых – родителей и учителей, есть ли сфера деятельности, позволяющие ребенку компенсировать неуспех в обучении, по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка

6. Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности: кто занимается с ним, как много, какие приемы использует. Интересны и анализ стиля родительского воспитания в семье в целом, роль второго родителя (помимо обратившегося в консультацию)

7. Очень важно выяснить предысторию консультируемого случая. Собирается подробный анамнез, случаи обращения к врачу, какой диагноз был поставлен, как долго и чем лечили. С чем родители сами связывают плохую успеваемость ребенка, что явилось непосредственным поводом обращения к психологу, как давно и кем было принято решение о необходимости психологической консультации.

1. ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ И ОСОБЕННОСТИ ВПК В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ (ПО ЛИТЕРАТУРЕ)
Отрочество— этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью (младший подростковый возраст (10-11лет), средний (11-12 лет) и старший (13-14 лет). Черты отрочества: · стремление к общению со сверстниками; · появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Возраст относится к периодам нормативных возрастных кризисов. Более точно — два кризиса: как переход от младшего школьного возраста к собственно подростковому и другой нормативный возрастной кризис - от подросткового возраста к младшему юношескому возрасту Основная особенность периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. · Ведущая деятельность – общение со сверстниками. · Центральное новообразование – становление Я-Концепции (Эго-идентичности), самосознания, формирование гендерной идентичности (второе рождение личности по Леонтьеву) · Физиологическое созревание – пубертат, новый телесный облик (Я-физическое), интенсивность и острота эмоциональных переживаний В литературе описаны два основных пути протекания возрастных кризисов. 1. Наиболее распространенный — кризис независимости(рывок вперед).Его симптомы — строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. 2. Симптомы кризиса зависимости(возврат назад)противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. С точки зрения развития наиболее благоприятным оказывается первый вариант. Основными задачамидля практического психолога при работе с подростками в связи с переживанием ими кризиса являются: 1. оказание подросткам помощи впонимании того, что с ними происходит и выработке конструктивных форм преодоления кризиса (например, работа по самопознанию, углублению рефлексии; поиске новых личностных смыслов); 2. создание условий для продуктивного разрешения кризиса: · разъяснение родителям и педагогам причин и особенностей переживаемого подростком периода, возможностей и опасностей периода, · помощь в формировании оптимальных форм взаимоотношений между детьми и взрослыми (в том числе развитие приемлемых способов выражения своего негодования по отношению к другим людям); · помощь в формировании оптимальных форм взаимоотношений со сверстниками (например, работа с отвергаемыми подростками; зависимостью от группы; развитие коммуникативных навыков и т.д.); · помощь в регуляции эмоциональных состояний 3. своевременная диагностика крайних, непродуктивных форм «кризиса независимости» и проявления «кризиса зависимости» и оказание необходимой психологической помощи; 4. дифференциация «нормальных» проявлений, свидетельствующихо возрастном кризисе, от проявлений, свидетельствующих о значительных отклонениях в развитии и требующих вмешательства других специалистов (например, где кризис, а где уже акцентуация; подростки из группы риска: подростковый суицид; алкоголизм, наркомания; дебют психических расстройств; ранний сексуальный опыт). Далее написано по: Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: /Г. В. Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. Этот раздел писал Лидерс В подростковом возрасте два нормативных кризиса: 1) переход от младшего школьного возраста к собственно подростковому; 2) переход от подросткового возраста к младшему юношескому возрасту. Подростковый возраст— один из самых сложных для психологов. В этом возрасте идет резкий рост обращений за психологической помощью и резко расширяется диапазон запросов клиентов (т.е. родителей): от проблем первой любви— до опасности наркомании и алкоголизма, от признаков дизморфоманий —до нежелания ходить в школу. Подросток уже может сам стать клиентом психолога, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей. Это еще более выделяет этот период с точки зрения особенностей психологического консультирования.   Ориентиры консультирования родителей детей подросткового возраста и самих подростков: Во-первых, возрастной психолог-консультант в своей деятельности всегда исходит из психологических нормативных задач возраста. Психологические задачи подростков— задачи самоопределения в трех сферах: · психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) · социальной. · сексуальной Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: 1. потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; 2. потребности в независимости и эмансипации от семьи; 3. потребности в привязанности; 4. потребности в успехе, в проверке своих возможностей; 5. потребности в самореализации и развитии собственного Я; 6. физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков   Во-вторых, надо суметь посмотреть на предъявляемую психологу ситуацию глазами подростка, потому что объективная социальная ситуация развития подростка детерминирует его психическое развитие и определяет его психическое здоровье не сама по себе, а только будучи преломленной в его субъективных переживаниях, (принцип нашего ВПК, сформулированный Л.С.Выготским). Но здесь есть проблема разговорить подростка, если его привели родители. Если не разговорить, то и нельзя посмотреть на ситуацию его глазами. Выход - создание контакта с подростками за пределами консультативной комнаты, а именно —в процессе групповой психологической работы с одними подростками. В-третьих, при консультировании диады «родитель —подросток» вступают в действие многие рекомендации и особенности, характерные и для консультирования супружеской пары. Преимущества работы с парой: · большая диагностичность беседы с супружеской парой, наглядность проблем в паре; · работа с обоими супругами позволяет уже в ходе консультирования непосредственно апеллировать к паттернам их отношений «здесь и теперь», прямо в условиях консультации, что всегда более убедительно, чем анализ того, что происходит за ее пределами; · присутствие пары позволяет использовать некоторые техники консультирования и психологической интервенции —психодрамы, семейной скульптуры, организации совместной деятельности и пр., что просто невозможно при работе с одним клиентом; · приход пары в консультацию означает более серьезную мотивацию на работу; предполагается, что такая работа будет более глубокой и длительной; · консультирование пары облегчает клиентам обсуждение происходившего во время консультации: они оба были участниками консультативной работы и изменения в одном из супругов более понятны и принимаемы другим. Трудности при работе с парой: · вести консультативный прием сразу двух клиентов труднее, чем одного: их еще надо научить сотрудничать в консультировании, а не перебивать друг друга или не становиться в позу обиженного и пр.; · работая с парой, необходимо всеми силами не давать супругам повод упрекать психолога в коалиции с одним из них; · работа с парой более уязвима: нежелание работать одного супруга мешает работе с парой в целом; · работая с парой, необходимо особым образом решать проблему конфиденциальности   В-четвертых, есть принцип ВПК - анализ случая через призму целостного жизненного пути личности. Что здесь берется за целостный жизненный путь? - Индивидуальный жизненный путь подростка, а не диада «родитель—ребенок», не семья, не сознание мамы или папы и даже не сам ребенок как таковой. Трудности подростка, как и трудности отношений подростка и родителей, это есть закономерное отдаленное следствие проблем давно минувших возрастов его жизни, трудное для восстановления в условиях консультирования Синдромный анализ типовых случаев, разработанный А.Л. Венгером в консультировании родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста здесь мало пригоден. При работе с подростком необходимо учитывать влияние отдаленного прошлого на: а) проблемы самого подростка или б) проблемы отношений родителей с подростком, а также учитывать влияние отдаленного будущего на эти проблемы. Для подростка характерно расширение рамок «здесь и теперь» в прошлое и в будущее. Многие техники консультирования используют приемы работы с ориентировкой подростка во времени — в будущем и в прошлом. Вопросы личностного и профессионального самоопределения важнее для будущего больше, чем для настоящего. В-пятых, большое внимание уделять зарождающейся сексуальности подростка, вести себя с ними как с нарождающимся мужчиной или с нарождающейся женщиной. Задача половой идентификации —центральная для подросткового возраст а. Существует даже гипотеза о ведущей деятельности подросткового возраста как деятельности по возрастно-половой идентификации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.6.55 (0.013 с.)