Детско- родительские отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детско- родительские отношения



 

1) Методики предъявляемые детям:

· рисунок семьи – направленность на взаимоотношения в семье

· два дома – определение межличностных отношений, страхов и конфликтных отношений.

· Методика Рене Жиля – определение межличностных отношений

· Дембо-Рубинштейн – самооценка

· Методика: три желания

· ДРОП – Трояновская – для подростков (Блоки: эмоциональное отношение родителя и подростка, особенности общения и взаимодействия, блок контроля и блок протеворичивости. Два бланка: один делает на мать, один на отца)

· ADOR – подростки о родителях – Матейчиком и П. Ржичаном в 1983 г.изучает установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем юношеском возрастах. Дается подростку два вариантана отца и на мать, затем строим на графике две линии и сравниваем. (Шкалы: автономность, директивность, непоследовательнось, позитивный интерес, враждебность)

· Шкала К.Кернс на определение надежности привязанности ребенка к родителям (подросткам не предъявляется) Заполняется на маму и на папу.

· Методика самооценки Дембо-Рубинштейн (Я-реальный, идеальный, глазами мамы – смотрим дифференцированность.)

· Цветовой тест отношений (ЦТО) А. Эткинда) – определяет межличностные отношения, самооценку.

 

2) Методики предъявляемые родителям:

Опросник родительского отношения (ОРО) - Варга Столин - Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Один опросник и для отца и для матери. Шкалы: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник.

Родительское сочинение (родительская позиция, тип семейного воспитания, эмоц. Отношения к ребенку, переживания родителем характера взаимоотношения с ребенком. Бывает в двух видах – свободное сочинение или как незаконченные предложения. Иногда можно определить даже ролевую структуру и взаимоотношения мамы и папы)

АСВ – анализ семейного воспитания – Эйдемиллер, Юстицкис – стиль семейного воспитания (гипопротекция, гоперпротекция…..)

Опросник PARI – определяет родителя к семейной роли в целом, отношения к ДРО. Измеряют эмоциональный контакт или дистанцию с ребенком.

ОДРЭВ – Захарова- опросник эмоционального отношения (три блока: чувствительности, эмоционального принятия, поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия)

3) Опросники и детям и родителям

  • Опросник для изучения взаимодействия родителей и детей(ВРР) (Марковская). Для родителей два варианта: родитель подростка, родитель дошкольника и млад. школьника). Для детей – только для подростка. Базовые шкалы в ДРО: автономия- контроль, отвержение-принятие.
  • Проба на совместную деятельность – обследование диады родитель-ребенок. Мы предполагаем, что в этой игре они ведут себя как в обычной жизни, то есть воспроизводят привычные паттерны делового, эмоционального взаимодействия.

Пример такой пробы: архитектор-строитель, тут проверяем: кому принадлежит инициатива, помощь и запрос о помощи, оценка действий партнера и кому и принадлежат функции контроля; ведется строгий протокол наблюдения.

ПРО ДЕТЕЙ:

ВПК

1. Общие сведения о ребенке и о его семье. (Имя ребенка, возраст, имя матери отца, образование, брат, сестры (с кем живут) их возраста, где учится)

2. Причина обследования (жалоба, запрос) Жалоба – жалоба родителя, запрос – перевод жалобы на психологический язык.

3. Краткие сведения об истории развития ребенка. (основные результаты анамнеза собираются через беседу с мамой и/или папой, анкеты)

С учетом того, что получено выдвигаются гипотезы, подбираются методики и проводится обследование, гипотеза может подтвердится, опровергнута или усложнится. С учетом этого мы идем либо на следующий этап, либо выдвигаем новые гипотезы и продолжаем обследование.

Пишем заключение:

1. Ставим психологический диагноз развития ребенка (соотнесение с возрастной нормой, индивидуально-личностные особенности, формы неблагополучия, причины неблагополучия)

2. условно-вариантный прогноз (3 ветки)

3. рекомендации

Заключительный этап: беседа с родителем, тут мы рассказываем результаты обследования родителю, излагаем заключение родителям.

краткое описание содержания и результаты обследования

Обследование познавательной сферы проводилось с использованием методик:

  • пробы Пиаже

определить стадию развития интеллектуальных операций – дооперациональный, операциональный, контретные

  1. Степень овладения операцией сериации.
  2. Степень овладения пространственными представлениями (понятие вертикальности).
  3. Степень овладения понятия сохранения количества жидкого вещества.
  4. Степень овладения пространственными представлениями (понятие вертикальности и горизонтальности).
  5. Степень овладения координацией двух схем – пространственной и числовой.
  6. Стадия конкретно-операционного мышления. Развития умственных образов.
  • Цветные прогрессивные матрицы Ровена (5-12 лет) (оценка общего интеллектуального развития; диагностика наглядно-образного мышления, пространственных представлений, простейших предпосылок логического мышления),
  • вербальные субтесты Векслера -определение уровня развития вербального интелекта
  • методика Бендер изучение возможностей ребенка в области перцептивной и моторной организации пространства. Микроорганические нарушения, диффузные (сбои)
  • рисунок человека по Гудинаф-Харрису – диагностика общего развития ребенка

Обследование эмоционально-личностной сферы:

  • методика «Три желания» определяет значимую сферу, межличностные проблемы, к значимым сферам можно отнести – учебная, игровая, направленности желания – на себя, на других…
  • рисунок семьи – особенность семейных взаимоотношений,
  • «Два дома» (5-подростковый) определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
  • методика самооценки Дембо-Рубинштейн,
  • методика неоконченных предложений – определяет сферу взаимоотношений (к матери, к отцу, сиблингу, сверстники, школа к людям в целом, индивидуально-личностные отношения – к своим способностям, мечты, планы на будущие, желания)
  • рисунок неизвестного животного – тип воображения и мышления
  • методика Кернс – привязанность к отцу и к матери.

Обследование сферы общения: «Два дома», методика неоконченных предложений.

ДИАГНОЗЫ:

Готовность к школе:

Надо сказать, про кризис, обусловлен не формированием НО, а возрастом ребенка, надо идти в школу.

Мотивационная готовность – желание пойти в школу, продиктованное адекватными мотивами. Адекватные мотивы: познавательный, позиционный (желание быть школьником), учебный (он бывает редко). Есть неадекватные мотивы: игровой, внешний (в школу идти хочет, но к школе это не имеет отношения – за компанию или спать днем не хочу), мотив социальной перспективы – (я хочу учится в школе чтобы выбрать хорошую профессию, получать большие деньги – «поет» со слов родителей).

Внутренняя позиция школьника: отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обуславливает соответствующее поведение в учебной ситуации.

1) Мотивация:

1. Лесенка уроков / Расписание (сила выраженности уч. мотива)

2. 6 историй (мотивы, определяющие желание идти в школу)

3. Беседа Нежновой (сформированность ВПШ)

4. Рис. «Я в школе» Характер ВПШ (система отношений)

2) Волевая готовность (произвольность):

5. Да - Нет не говорите (произвольность присутствует в игровой ситуации)

6. Графический диктант (Венгер или Эльконин) (уровень развития произвольности) (уровень развития произвольности соответствует/нет возрастной норме)

7. Зеркало (тип отношения к заданию взрослого)

Интеллект

9. 4ый лишний (Понятийное обобщение/ комплексное)

10. Полянки (уровень развития наглядно-образного мышления соответствует/нет возрастной норме)

11.Керн-Иерасек (Интеллект готовность к школе)

12. МЭДИС (Высокий/средний уровень развития интеллектуальных способностей )



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.012 с.)