Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте

Поиск

Пояснения к теме. В современной теории и практике спорта менталь­ный тренинг (от англ. mental — умственный, психический) рассмат­ривается как целостная система методов психологической подготов­ки спортсменов к соревнованиям (П. В. Бундзен), используемая в про­цессе систематического воспитания и самовоспитания спортсмена (Л. Э. Унесталь). Поэтому содержание понятий «психологическая под­готовка» (ПП) и «ментальный тренинг» (МТ) в отечественной спор­тивной психологии в известном смысле тождественно. Традиционная для советской психологии спорта система методов морально -волевой подготовки спортсменов в системе ментального тренинга дополняется аутогенной, идеомоторной, сюжетно-ролевой умственной подготов­кой спортсменов, методами умственной репетиции соревнований, а так­же различными методами ауто- и гетеровнушений, методиками меди­тации и др. (см. ниже).

Ментальные методы психотренинга (ММП) ныне подкреплены использованием тренерами и спортсменами аудиовизуальной аппа­ратуры, компьютерных методов ввода информации в сознание, под­сознание и непосредственно в мозг спортсменов, применением элек­тронных технических средств для организации биологической обрат­ной связи в процессе МТ. Однако как бы ни были высоки успехи электронной компьютерной техники и создания видео- и аудиосеан-сов МТ, самым главным и основным инструментом психотренинга остается психика и мозг спортсменов и их тренеров. Психика и мозг


Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 243

действующего спортсмена для ученого, изучающего личность спорт­смена, — тождественные понятия.

Мозг человека является универсальным психобиокомпьютером, спо­собным мгновенно обрабатывать огромный массив информации объ­емом в 10 бит, что равносильно числу звезд в видимой части Вселен­ной. Отметим также и то, что по современным научным данным мозг нормального человека загружен лишь на 7-9% своей природной энерго­информационной мощности, а в спортивной деятельности еще мень­ше. Следовательно, методы ментального психотренинга полезны для мобилизации скрытых в мозгу, в психике, в организме человека еще не реализованных функциональных возможностей развития челове­ка как вида Homo sapiens, на что и направлен спорт.

Ниже приводится краткий обзор методов ментальной тренировки (МТ), применяемых в современной общей и специальной психологи­ческой подготовке спортсменов к соревнованиям.

Задание 1. Характеристика методов ментального тренинга1

Аутогенная тренировка (AT). В основе существующих методов AT лежит механизм самовнушения (психического самовоздействия), впер­вые изученный в практических целях французским аптекарем Э. Куэ в начале XX века, впервые примененный во врачебной практике не­мецким терапевтом И. Шульцем в 1930-х годах, впервые применен­ный в практике отечественного спорта Л. Н. Радченко при подготовке борцов к соревнованиям в 1962 г. Источником самовоздействия в AT является наше самосознание, центр которого находится в «Я». Сло­вом «Я» первого лица единственного числа, произносимым на выдо­хе, мы обозначаем реальное существование источника самовнушения. Имманентная связь «Я-образа», слитого с «образом тела», ощущается нами на выдохе. Отсюда и возникает влияние «Я» на все другие психо­физиологические состояния человека. Влияние «Я» (сам) лежит в основе всех эффектов AT — самовнушение состояний вялости, тепла и тяжести в мышцах. Самовнушения являются условием повышения активности процессов саморегуляции состояний. В качестве критерия эффектив­ности AT обычно берется уровень психомышечной релаксации, до­стигнутый субъектом в процессе упражнений AT. Таким образом, са­морегуляция в AT реализуется посредством аутокоммуникации между

Задание 1 подготовлено кандидатом психологических наук, мастером спорта между­народного класса И. В. Мининым (керлинг).


244 Раздел 5. Психолого-педагогическое об еспечение подготовки...

«Я» субъекта и частями его тела («не-Я»), воспринимаемыми субъек­том как субличности или элементы внутриличностной сферы. Техника и процедуры AT подробно описаны в спортивно-психологической лите­ратуре в работах Л. Н. Радченко, Л. Д. Гиссена, А. Т. Филатова, В. Л. Ма-рищука, Е. Генова, Г. Д. Горбунова, А. В. Родионова и др.

Идеомоторная тренировка (ИТ). В основе идеомоторной трениров­ки лежит «загадочный эффект» связи мысли и движения. Представ­ление о движении каким-то образом тесно связано с самим движением. Образ движения (представление о движении) вызывает само движе­ние, что проявляется в идеомоторных актах — микродвижениях мышц, ответственных за выполнение данного движения в целом. Идеомотор-ные акты были известны ученым еще в XVII веке, но эксперимен­тально стали изучаться лишь в конце XIX века. Первые эксперимен­тальные исследования, проведенные М. Шаврель, Дж. Бредом, Д. Мен­делеевым, а в спорте — П. Ф. Лесгафтом, А. Ц. Пуни, Р. С. Абельской, А. А. Белкиным, Г. Д. Горбуновым, П. В. Бундзеном и др., показали, что чем ярче и полнее представляет человек желаемое движение, тем легче и точнее оно воспроизводится в реальной спортивной деятель­ности. На основе ИТ в 1970-е годы возник новый метод ментального психотренинга, получивший название «мысленной репетиции» пред­стоящего соревнования.

Мысленная репетиция (MP). Как пишет В. П. Некрасов с сотрудни­ками, «оптимальное психическое состояние не является подарком судь­бы. Требуется систематическая работа над собой для того, чтобы уметь управлять своими эмоциями и чувствами, снимать влияние психоло­гического груза временных неудач, боязни предстоящей деятельно­сти»1. Этой цели лучше всего соответствует метод мысленной репети­ции, широко используемый в практике психологической подготовки спортсменов высокой квалификации. Примером эффективности это­го метода может служить психологическая подготовка известного не­мецкого теннисиста Бориса Беккера, который, начиная с 14-летнего возраста, часами «прокручивал» в воображении мысленные картины его предстоящих встреч со звездами мирового тенниса в положении лежа после просмотра очередной видеозаписи с участием звезд тен­ниса. Метод мысленной репетиции успешно используется для адап­тации психики спортсменов к условиям предстоящего соревнования

Некрасов В. П. и др. Психоро-уляция в подготовке спортсменов. — М.: ФиС, 1995. — С. 95-96.


Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 245

в сочетании с ментальным видеотренингом (просмотр видеозаписей соревнований).

Ментальный имаготренинг (ИВ). Метод имаготренинга (от англ. image — образ, изображение) основан «на функциях продуктивного (творческого) воображения, позволяющего спортсмену создать в сво­ем уме нужную картину предстоящих действий, представить себя в желаемом образе, спроектировать этот образ в будущее, вжиться в не­го. Для этого и существует имаготренинг и его групповые варианты психодрама и социодрама, что помогает изобразить и пережить себя тем, кем желаешь, перевоплотиться в образ. Данные методы широко практикуются в сценической подготовке актеров. Существует боль­шое число психотехнических упражнений для имаготренинга. Спорт­смен во многом подобен актеру, что очевидно для артистических ви­дов спорта, например, акробатики, футбола, гимнастики, синхронного плавания, фигурного катания на коньках и др....Однако неталантли­вому актеру не помогут никакие законы творчества. Но эти законы помогут одаренному актеру проявить талант и развить его»1. Извест­но, например, что мировой рекордсмен по спортивному плаванию Марк Спитц использовал в своей имаготренировке образ прыгающего со стар­товой тумбочки тигра, а другой рекордсмен мира австралиец Холландер (800,1500 м в/с) отождествлял себя в своей ментальной тренировке и на соревнованиях с образом маленькой рыбки, пугливо убегающей от желающей проглотить ее акулы. Известный спринтер Джесси Оуэне, прозванный «черной пулей» (мировой рекорд в беге на 100 м — 10,2 с на Берлинской Олимпиаде 1936 г.), использовал образ пули, выстре­ливаемой со стартового пистолета. Вживаясь в избранный образ, спорт­смен растормаживал свои скрытые функциональные возможности, де­монстрируя высшие спортивные результаты. Принятая «маска-образ» создает спортсмену эффект «психологической защиты» и делает его недосягаемым для соперников уже на старте.

Психотренинг волевого внимания (ПВВ). К этой группе методов мен­тального тренинга относятся традиционные приемы и упражнения на концентрацию внимания, развитие памяти, навыков тактического мыш­ления, принятие решений, коррекцию самооценки и др. В психологии спорта существует обширная научная литература по методам менталь­ного тренинга произвольного и волевого внимания, разработанным и апробированным в практике спорта высших достижений (Р. М. Най-

1 Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. — М; Л.: Искусство, 1967. — С. 7.


246 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...

диффер, Дж. Салмел, А. Ц. Пуни, Г. Д. Горбунов, Б. Н. Смирнов и др.) Систематическое описание психотехнических упражнений для пси­хотренинга процессов внимания спортсменов можно найти в работе Н. В. Цзена и О. В. Пахомова «Психотехнические игры в спорте» (М.: ФиС, 1985).

Методы гипноза (МГ). Данная группа методов относится к специаль­ным методам интенсивной психологической подготовки спортсменов к конкретным соревнованиям. Гипноз оперирует состоянием транса, в которое спортсмен вводится с помощью внушения. Применение этих методов в спорте ограничено, поскольку многие спортсмены и трене­ры не желают подвергать психику спортсменов гипнотическому воз­действию, опасаясь, что последние утратят чувство самодостаточно­сти и возникнет подсознательная зависимость спортсмена от воли гип­нолога. Однако для мобилизации резервных возможностей в спорте методы гипноза, как показали эксперименты со спортсменами и кос­монавтами, весьма эффективны, но их использование требует высо­кой профессиональной подготовки психолога (гипнолога). Кроме тр-го, имеется риск отставленных эффектов, например эффекта привы­кания. Данные методы применяются лишь с согласия спортсмена и тренера, что также ограничивает сферу их применения в спорте. Си­стематическое использование гипноза в ментальной тренировке спорт­сменов в нашей стране начал в 1970-х годах психолог В. В. Кузьмин. Затем эти же методы успешно применяли на сборных командах СССР А. Т. Филатов, А. В. Алексеев, Г. Д. Горбунов, И. П. Волков и другие спортивные психологи. Однако до сих пор нет методических публи­каций по результатам применения этих методов, что затрудняет их ана­лиз и дальнейшее внедрение в спорт без опасений повредить психи­ке спортсменов. Больший оптимизм внушают методы неформального гипноза, разработанные американским психологом Милтоном Эрик-соном (1900-1980).

Медитационные методы (ММ). Ментальный психотренинг спортсме­нов с помощью медитационных методов является новым и нетради­ционным для отечественного спорта по сравнению с вышеописанными методами. Причиной непопулярности этой группы методов является их иррациональность, ориентация на религиозные доктрины восточ­ных духовных учений и оккультную практику их применения. Тем не менее нельзя отрицать полезность этих методов, их высокую психо­логическую эффективность при правильном использовании. Медита­тивные техники ментального тренинга еще с древних времен использо-


Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 247

вались в практической йоге, в духовных практиках первых христиан, в обучении дзен- и чань-буддистов, в подготовке спортсменов к сорев­нованиям в разнообразных видах восточных единоборств. В последние ' годы эти методы начали применяться и в спортивной практике при подготовке квалифицированных спортсменов к ответственным сорев­нованиям (В. В. Шлахтер). Известный американский спортсмен и психолог Р. М. Найдиффер в статье «Трансцендентальная медитация» (1988)' отмечает, что с помощью медитационных методов спортсмен может быстро восстанавливать свой биоэнергетический потенциал, лег­ко управлять своим вниманием/и психическим состоянием, достигать ясности мышления в критических ситуациях соревновательной борь­бы и др. В статье описывается техника медитационных упражнений для спортсменов.

Ментальный видеотренинг (ВМ). Это весьма популярная ныне тех­ника ментальной психологической подготовки спортсменов, осуще­ствляемая с использованием видеозаписей игр и спортивных сорев­нований. Просмотр видеозаписей соревнований позволяет спортсменам воочию увидеть собственные ошибки и промахи на соревнованиях, луч­ше изучить своих соперников, повысить уровень собственной саморе­гуляции состояний. Психологические эффекты психотренинга дости­гаются в этом методе путем группового просмотра и обсуждения в груп­повой дискуссии по поводу тех или иных демонстрируемых в фильме действий или коммуникативных актов спортсменов. Вовлечение в груп­повую дискуссию активирует коммуникативный потенциал спортсме­нов, заставляет корректировать аутокоммуникативные процессы с по­мощью визуальных картин и представлений, почерпнутых из видео­фильмов. В практике спорта бывали случаи, когда правильный подбор видеофильма и его просмотр накануне соревнований, обеспечивал ко­манде процессов и психических сил спортсмена. Макетное моделирование действий. Данный метод наиболее попу­лярен в тактической подготовке спортигровиков, разыгрывающих раз­личные тактические варианты своих возможных действий в пред­стоящих соревнованиях на макете реального игрового поля, на кото­ром цветными фишками представлены игроки своей и чужой команды. Аналогичный тактико-психологический тренинг осуществляют участ­ники в спортивном туризме, используя карту местности предстоящих соревнований.

1 Найдиффер Р. М. Трансцендентальная медитация // Психология спорта. Зарубежные научные исследования. - М: ВНИИФК, 1988. - № 1. - С. 17-31.


248 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...

Завершение работы. Преподаватель опрашивает студентов о том, что входит в содержание понятия «ментальный тренинг» и просит дать характеристику его отдельным методам и приемам в работе со спорт­сменами.

Задание 2. Мысленная репетиция

соревновательной ситуации в состоянии релаксации1

Вводные замечания. Цель данного задания — психотренинг адапта­ции спортсменов к соревновательной ситуации. Занятие проводится в теплом, уютном помещении, оборудованном креслами с высокими спинками либо ковром. Ведет занятие психолог, владеющий приемами суггестии, внушения и гипноза. Спортсмены проходят сеанс психо­тренинга накануне соревнований в положении свободно сидя в крес­лах либо лежа на ковре в положении на спине руки вдоль туловища, глаза закрыты.

Методика сеанса (для пловцов).

Первый этап. Задача — короткая релаксация.

Инструкция: «Устраиваемся поудобнее. Ничего не мешает. Спо­койно и мягко, не напрягаясь, но и не отвлекаясь, следуйте за моими словами и вызывайте нужные ощущения. Расслабляются мышцы ли­ца: лоб расслаблен... глаза... щеки... зубы разжаты. Лицо словно маска. Расслабляются мышцы рук: пальцы расслаблены... кисти... предпле­чья... плечи. Руки, словно плети, лежат расслабленные. Расслабляют­ся мышцы ног: пальцы... стопы... голени... бедра. Ноги полностью рас­слаблены. Расслаблены плечи, спина. Совершенно спокойно, легко­легко лежит голова. Расслаблены грудь и живот. Дыхание ровное и спокойное».

Второй этап. Задача — оживление образов представлений.

Инструкция: «Открыли глаза. Сосредоточенно смотрим на "этот предмет" (инструктор показывает ручку или другой предмет). Внима­тельно изучаем его, запоминаем детали. Закрыть глаза. Как можно четче представить себе эту ручку. Не открывая глаз, вспомнить обста­новку комнаты, в которой мы сейчас находимся. Открыть глаза. Не поворачивая головы, изучить то, что находится сейчас перед вами. За­крыть глаза. Как можно четче воспроизвести увиденное на внутрен-

Горбунов Г. Д. Психотренинг адаптации спортсменов к соревновательной ситуации // Практические занятия по психологии. — М.: ФИС, 1989. — С. 127-130.


Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 249

нем экране представлений. Закончили. Воссоздать образ титульного листа книги, желательно той, которую вы читали сегодня, или любой другой. Закончили. Представьте себе грозу с громом и молнией... Вспомните ощущения, когда вы стоите под душем... Представьте себе "чувство воды", которое было у вас в состоянии хорошей спортивной формы». На каждое представление дается 10-15 с. Третий этап. Задача — воспоминание о заплыве в олимпийском бас­сейне.

Инструкция: «Вы стоите на тумбочке четвертой дорожки олим­пийского бассейна. Никто не плавает. Представьте себе гладь воды, дорожки, трибуны. Вспомните себя в последних соревнованиях в этом бассейне. На воспоминание дается 3 минуты. Фрагментарно воспро­изведите свои действия, а главное, переживания перед выходом на старт, у тумбочки, когда вы готовились к старту, и все детали заплыва: старт, "чувство воды", технику, поворот, финальные усилия». Четвертый этап. Задача — сюжетное воображение ситуации будуще­го старта на предстоящих соревнованиях.

Инструкции:

1. Вечер накануне старта. «Четко представьте себе, как вы отправляе­тесь в постель на отдых. Вы чувствуете себя спокойно и уверенно. Вы удобно устроились в постели... расслабились... быстро и неза­метно заснули».

2. Утро в день соревнований. «Просыпаетесь отдохнувшими, в празд­ничном настроении. Представьте себя, как вы спокойно, четко вы­полняете обычный утренний ритуал».

3. Путь в бассейн. «Представьте себя в автобусе. Вокруг знакомые ли­ца, кто-то включил магнитофон. Ваше внимание останавливается на лице вашего соцерника».

4. Разминка. «После выполнения очередного отрезка вы стоите у бор­тика. На соседней дорожке стоит ваш соперник. Четко представьте себе его образ, ваши переживания»,

5. Проплывание контрольного 25-метрового отрезка. «По моему сиг­налу оттолкнитесь от бортика. Ощутите всем телом, образно пред­ставьте себе проплывание 25-метрового отрезка с толчка. Образ дол­жен быть не столько зрительным, сколько мышечно-двигательньм. Когда закончите, приподнимите кисть руки, чтобы я зафиксиро­вал время. По окончании угадайте время проплывания отрезка. Вни­мание! Толчок».


250 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...

Пятый этап. Задача — сюжетное воображение старта.

Инструкция: «Четко вообразите себя в предстоящих соревновани­ях, в общении с тренером, в комнате судьи, при участниках, в окруже­нии товарищей и соперников. Заострите внимание на переживаниях, на своем волнении... Воссоздайте боевое воодушевление, уверенность в себе, в своих силах, все нарастающее желание вступить в борьбу, ды­шите свободно, насладиться счастьем победителя... Вот судья пригла­шает вас на старт. Вы выходите на стартовую площадку в зал бассейна. Справа на трибуне сидит ваша команда. Тренеры, спортсмены при­ветствуют вас. Четко представьте себе лица, их конкретные движе­ния, слова. Постарайтесь отчетливо увидеть и себя как бы со стороны. Вы идете к старту твердой уверенной походкой, улыбаетесь, отвечае­те на приветствия. У стартовой тумбочки еще раз воссоздайте боевое воодушевление, дышите легко и свободно. В деталях представьте себе все ваши привычные движения согласно сигналам стартера. Нари­суйте зрительный образ, как вы стоите в ожидании выстрела на старте, теперь вы в состоянии максимальной сосредоточенности... Выстрел. Второй выстрел — это фальстарт. Представьте себе, как вы выходихе из воды, возвращаетесь к своей стартовой тумбочке. После слова "старт", которое я сейчас произнесу, представьте себе весь ваш будущий за­плыв. Я включу секундомер, а вы в конце дистанции попробуйте уга­дать время, за которое "проплывете" ее. Теперь старайтесь предста­вить себе весь заплыв в целом и зрительно, и мышечно-двигательно, прочувствуйте все детали техники плавания — движения на поворо­тах, гребковые усилия, финишный рывок, — нет тяжести утомления, вы уверены в себе, дышите легко и свободно! Внимание! Снова пер­вый сигнал стартера. Второй. Старт! Секундомер включен» (пауза 1-2 мин).

Завершение сеанса психотренинга. Инструкция: «Итак, вы проигра­ли в своем уме предстоящее соревнование, вы уверены в себе, можете рассчитывать на успех. А сейчас я буду считать до 5, на счет "пять!" вы откроете глаза, ощутите бодрость и ясность сознания, вы встанете и пойдете заниматься своими делами. Итак, я начинаю счет... 1... 2... 4... 5».

Методика работы со студентами. На основе изучения этапов и содер­жания сеанса студенты самостоятельно составляют текст сеанса пси­хотренинга адаптации для соревнований своего вида спорта. Препо­даватель выбирает лучший из текстов и проводит сеанс с ним.

Первые два этапа, единые для любой специализации, берутся из примера. В конце второго этапа добавляются специфические ощуще-


Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 251

ния, актуализируются зрительные, слуховые, кожные, мышечно-дви-гательные образы, имеющие отношение к соревновательной деятель­ности спортсмена. Далее идет воссоздание ситуации прошедших ранее соревнований. Наконец в деталях описывается картина предсоревно-вательных действий спортсмена, наиболее распространенный вари­ант ритуала предсоревновательного поведения в конкретном виде спор­тивного упражнения, описывается сам процесс участия в конкретных соревнованиях. При этом рекомендуется вживаться в соревнователь­ную ситуацию, предельно четко представлять все образы, особенно стараться представить и внутренне воспроизвести мышечно-двига-тельные ощущения, «чувство воды» и пр. Во время сеанса постоянно фиксируется внимание на переживаниях, их значимости, на ожидае­мом позитивном итоге соревнований и их воображаемых условиях (в том числе возможных трудностях), адаптация к которым и являет­ся целью данной специальной психологической подготовки к кон­кретному соревнованию.

Завершение задания. По окончании сеанса студенты делятся своими ощущениями, впечатлениями, мыслями о пережитом в сеансе. Препо­даватель комментирует их высказывания, подводит итоги.

Задание 3. Ментальные методы формирования психологической самозащиты от сбивающих влияний1

Вводные замечания. Цель предлагаемых ментальных упражнений за­ключается в формировании у студентов-спортсменов умений форми­ровать субъективное состояние «психологической защищенности». Для этого студенты должны знать о коммуникативных и внушающих функциях взгляда, о возможностях взгляда как средства невербаль­ной коммуникации в межличностном и спортивном общении, а также иметь представление о феномене биополя человека. Преподаватель объясняет, что биополевая оболочка тела человека представляет со­бой волновое образование в виде энергетического футляра, окружаю­щего тело со всех сторон. Функции биополевой (торсионной) оболоч­ки физического тела человека состоят в кодировании информации, поступающей, с одной стороны, из организма человека, а с другой — из внешней среды и окружающих людей. С помощью биополевой обо-

Задание подготовлено кандидатом психологических наук, доцентом И. Г. Станислав­ской.


252 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...

лочки обеспечивается дублирование всех функций организма и пси­хическая защита тела и мозга спортсмена от сбивающих энергоинфор­мационных воздействий и факторов «чужого поля» в соревнователь­ной деятельности. Каждый спортсмен может усилить свою «психоло­гическую защищенность» путем специальных ментальных упражнений, направленных на создание дополнительных слоев или мысленных кон­туров по границе своей биополевой капсулы, которая не видима, но ре­ально существует, мыслима и представляема.

Увидеть биополевую капсулу можно с помощью прибора Корот-кова, действующего по механизму «эффекта Карлиан» (поле токов высокой частоты). Благодаря своим визуальным представлениям и «мысленному взгляду» каждый психически нормальный человек спо­собен контролировать воображаемую границу своей биополевой ауры, создавая эффект «психологической защиты» от чуждого его психике информационно-волнового воздействия. Практическая значимость предлагаемых ниже упражнений состоит в формировании у спорт­сменов умственного умения управлять своим взглядом.


Инструкция 1. «Воспользуйтесь своими воображением, представ­лениями, образной памятью и мысленно вообразите, что невидимая

Методика работы. Студентам демонстрируется рисунок с контурами ауры биополя тела человека — биоэнерго-информационной оболоч­ки, окружающей тело человека в форме эллипсоида. Объясняется, что оболочка защищает их тело и психику от чужого психического воз­действия. Студентам предлагается встать, закрыть глаза и представить себя внутри своей биополевой оболочки, как это показано на рис. 12.


Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 253

плотная волновая оболочка окружает все ваше тело, не позволяя про­никнуть в ваш мозг и ваше сознание чужеродным сбивающим воздей­ствиям. Прислушайтесь к своим ощущениям, взгляните на себя со стороны, — представьте, что вы находитесь в своем "биопсихическом скафандре" — биополевая оболочка тела, она защищает вас всего».

Студенты разбиваются на пары, встают напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Инструкция 2. «А теперь попытайтесь мысленно создать непрони­цаемую прозрачную преграду между собой и партнером, которого вы видите напротив себя. О пережитых ощущениях, чувствах и мыслях вы расскажете позже» (рис. 13).

Упражнение 1. Партнер А взглядом должен поставить перегородку от партнера Б. Если партнер Б ощутил эту ментальную перегородку, то он говорит об этом партнеру А. Затем партнеры меняются позиция­ми. Результаты своих^аблюдений они вносят в протокол.

Упражнение 2. Партнер А, визуально установив ментальную перего­родку между собой и партнером Б, стремится удерживать ее, не допус­кая в свое «личностное пространство» мысленных воздействий парт­нера Б, который пытается своим умственно-волевым усилием проник­нуть через препятствие и повлиять<на психическое состояние партне­ра А. Опыт длится 3 мин, затем партнеры меняются позициями. Ре­зультаты своих ощущений, мыслей и наблюдений испытуемые А и Б вносят в протокол произвольной формы.

Упражнение 3. Партнер А, установив перегородку, перемещает ее на различные расстояния от себя, при этом он говорит партнеру Б об этом.


254 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...

Это упражнение проделывается несколько раз. Задача партнера Б со­стоит в том, чтобы прочувствовать или угадать ментальные действия партнера А.

Упражнение 4. Партнер А делает то же самое, что и в упражнении 3, но ничего не говорит о своих действиях партнеру Б, предлагая ему са­мому определить, на каком расстоянии находится «психическая пере­городка». Затем партнеры меняются позициями. По окончании опыта результаты своих наблюдений испытуемые А и Б записывают в про­токол.

Завершение работы. Студенты вместе с преподавателем обсуждают общие результаты работы, делают заключения о психологическом влия­нии взгляда на характер общения с партнером и возможностях созна­тельной психологической защиты от сбивающих воздействий факторов «чужого поля» на соревнованиях. Студентам предлагается составить практические рекомендации спортсменам, готовящимся к старту, для повышения эффективности их психологической защищенности от сби­вающих факторов путем влияния своим взглядом на соперников пред­стоящих соревнований. Дается домашнее задание по ментальной тре­нировке управления взглядом.

Задание 4. Аудиокассетные методики

ментального тренинга в спорте1

Вводные замечания. Психорегуляция состояний — это система тео­ретических принципов, методов и комплекса мероприятий, направ­ленных на обучение спортсмена саморегуляции состояний и форми­рование у него желаемого психического состояния в период подготовки к соревнованиям. Владение приемами психической регуляции состоя­ний способствует наиболее полной реализации потенциальных воз­можностей спортсменов во время соревнований.

Психологические факторы успешности использования МТ на аудио­кассетах (методики СПбНИИФК):

Методы психорегуляции в практике МТ делятся на две группы:

1) гетерогенные методы воздействия (извне, кем-то, через науш­ники);

2) аутогенные методы воздействия (внутренняя речь, идеомото-рика, имагинация);

Задание 4 подготовлено доктором медицинских наук, профессором П. В. Бундзеном.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.99.221 (0.013 с.)