Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема контролируемого наблюдения за поведением тренера
Класс I. Реактивное поведение 1. Желаемые действия: 1) положительное подкрепление; 2) отсутствие подкрепления. 2. Реакции на поведение спортсменов: 1) на ошибки спортсменов; 2) на невыполнение действия спортсменами; 3) успокоение и одобрение после ошибки; 4) исправление, коррекция; 5) наказание, неодобрение; 6) исправление с неодобрением; 7) игнорирование ошибки; 8) поддержание порядка. Р. Смит, Ф. Смолл, Э. Хант, 1976. Цит. по: Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. - М.: ФиС, 1980. - С. 155-157. 170 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте Класс II. Спонтанное поведение 3. Связанное со спортивной деятельностью: 1) общие технические указания и замечания; 2) общая поддержка и одобрение; 3) организация деятельности. 4. Не связанное со спортивной деятельностью: Как видно из вышеприведенной схемы, реактивное поведение тренера ориентировано на успешные или неуспешные действия спортсменов (ошибки), а также на нарушения дисциплины или порядка в команде. Спонтанное поведение может быть как связано, так и не связано непосредственно со спортивной (игровой) деятельностью участников команды. Чтобы воспользоваться данной схемой в научно-практической работе или в исследованиях, приведем краткую сводку основных поведенческих маркеров и категорий визуально наблюдаемого поведения тренера. 1. Реактивное поведение. 1) Реакции на желаемые действия и успешную деятельность: а) положительное подкрепление или похвала (К) со стороны тре б) отсутствие подкрепления (NR) после успешного действия — 2) Реакции на ошибки или невыполнение требуемого действия: а) успокоение и одобрение спортсмена после допущенной им б) исправление ошибки (TIM) — объяснение или показ спорт в) наказание (Р) — негативная реакция со стороны тренера на
Тема 1. Методы наблюдения в процессе занятий спортом 171 г) исправление с наказанием и неодобрением (TIM + Р). Иногда TIM и Р наблюдаются в одной реплике или замечании тренера. Например: «Сколько раз я должен тебе говорить, что мяч нужно ловить двумя руками?» Всякий раз, когда тренер делает конкретное замечание в раздраженном или повышенном тоне, это отмечается как коррекция с наказанием (TIM + P); д) игнорирование ошибок (IM). Отсутствие положительной или отрицательной реакции на ошибки спортсмена. Эта категория (IM) отмечается, когда тренер не реагирует на ошибки какой-либо из реакций, рассмотренных выше (ЕМ, TIM, P пли TIM+P). 3) Реакции на нарушения дисциплины и отвлечения: а) поддержание порядка (КС). Любые замечания, направленные на поддержание порядка и дисциплины. Обычно это реакции тренера на спортсменов, нарушающих дисциплину или отвлекающихся на занятиях, мешающих другим. 2. Спонтанное поведение. 1) Поведение тренера, связанное непосредственно со спортивной деятельностью: а) общие технико-тактические указания и замечания (TIG). Как
и указания из категории TIM, эти обращения тренера нацелены на то, чтобы способствовать овладению техникой движений или решению какой-то тактической задачи. В отличие от реактивной категории TIM, речь здесь идет о замечаниях, не связанных с какой-то непосредственной ошибкой и не являющихся реакцией на непосредственную ситуацию, а инициируемых самим тренером (указания в перерывах о расстановках, зонах защиты или нападения, установки на игру и др.); б) общая поддержка и ободрение (EG), которые не следуют сразу
совершенные спортсменами, а побуждение к выполнению задачи в будущем; в) организация деятельности (О) — все замечания и указания, касающиеся очередности выполнения деятельности, предполагаемых замен, характера работы, распределения функций и т. д. Таким образом, речь идет об организационных указаниях, которые не направлены на то, чтобы сразу изменить
172 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте деятельность спортсменов. Поэтому сообщение о замене относится к категории О, а указание игроку, вышедшему на замену, взять на себя опеку определенного нападающего из команды противника является технической инструкцией. 2) Спонтанное поведение, непосредственно не связанное со спортивной деятельностью: а) обращения общего характера и посторонние разговоры (ОС) — шутки, обсуждение вопросов, не связанных с тренировками или соревнованиями (беседы тренера о домашних и учебных делах спортсменов и др.). К недостаткам метода наблюдения относятся: а) его трудоемкость и продолжительность; б) трудность предсказания определенных событий (например, кон в) невозможность наблюдения какого-то события или явления из-за г) недоступность некоторых ситуаций для постороннего наблюдателя; д) серьезную проблему представляет также обеспечение необходимой Завершение работы. Преподаватель предлагает студентам обсудить следующие вопросы: 1) Чем отличается внешнее наблюдение от внутреннего? 2) Каковы преимущества и недостатки методов наблюдения, применяемых в спортивной практике? Студентам дается задание на педагогическую практику с применением методов наблюдений за спортсменами. Тема 2. Изучение мотивации в подготовке спортсменов Пояснения к теме. В спорте обнаруживаются несколько различных типа мотивов занятий спортом — в тренировках и соревнованиях. Изучение мотивов спортивной деятельности помогает педагогически пра- Для решения этой проблемы Е. С. Кузьмин, например, рекомендует изучать индивидуальное и групповое поведение в значимых ситуациях совместной деятельности. вильно построить процесс обучения и воспитания юных спортсменов. Очень важен учет мотивов и в подготовке спортсменов к соревновательной борьбе, например мотивы достижения успеха ради победы над соперниками и мотивы избегания неудачи ради той же цели. Цель у всех участников спортивных соревнований может быть одна — улучшение спортивного результата, победа над собой, над соперниками, а мотивы и следующие за ними действия соревнующихся спортсменов могут быть у участников соревнований разными. Различные типы мотивов тесно переплетены в сознании спортсменов, образуют единую систему внутренних побуждающих к деятельности духовных сил, называемых в психологии «мотивацией». Таким образом, под мотивацией следует понимать такое побудительное состояние личности спортсмена, которое формируется как система мотивов в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом деятельности, служащее основой для сознательной постановки и осуществления ее целей1. Задание 1. Изучение доминирующего типа мотивации у спортсмена2 Вводные замечания. Различие в мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи в психологию впервые ввел американский психолог А. Аткинсон. Наблюдая за поведением участников спортивных состязаний, можно воочию убедиться в действии этих двух типов мотивации — достижения успеха и избегания неудачи, на примерах тактико-технических действий спортсменов, которые применяют то атакующие, то защитные приемы борьбы с соперниками ради победы в соревнованиях. В единоборствах, например, принято классифицировать участников соревнований по стилю их соревновательной деятельности на: 1) спортсменов атакующего стиля; 2) спортсменов защитного стиля; 3) спортсменов смешанного стиля. В футболе и в хоккее, например, игроки делятся на нападающих, защитников, полузащитников, а вратарь команды, по сути своей игровой роли, руководствуется мотиваций избегания неудачи — главное, не пропустить мяч в свои ворота.
Сурков Е. Н. Мотивация. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях: Словарь-справочник / Под ред. В. У. Агеевца. — СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. - С. 175. Задание подготовлено на основе методики Н. Б. Стамбуловой «Мотивы поведения» (см.: Практические занятия по психологии: Учеб. пос. для ИФК. — М.: ФиС, 1989. — С. 45-49). 174 Раздел 3. Психология воспитания, о бучения и тренировки в спорте
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.008 с.) |