Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельности и личности тренера

Поиск

Пояснения к теме. По своему содержанию и целям тренерская дея­тельность является педагогическим трудом. Однако по своей струк­туре и компонентному составу тренерская деятельность несет в себе многие характеристики организаторской деятельности, воспитатель­ный эффект которой трудно переоценить, ибо тренер воздействует на спортсмена не только методами обучения и спортивной тренировки, которые применяет, сколько всей своей личностью во всем многооб­разии ее свойств и способностей к социально-психологическому влия­нию. В связи с этим важнейшими основами психологии тренерской деятельности являются самооценка тренером своих педагогических воз­можностей, стиль руководства тренера спортивной командой, инди­видуальный стиль его воспитательного воздействия на спортсменов и др. Ниже представлены задания для овладения методиками изучения психологических особенностей тренерской деятельности.


Тема 4. Психология тренерской деятельности и личности тренера 133

Задание 1. Оценочные стереотипы восприятия и понимания тренером себя и других1

Вводные замечания. Педагогическая цель задания состоит в ознаком­лении студентов с методом оценочной биополяризации и в обучении их умениям исследовательской работы с помощью этого метода для измерения оценочных стереотипов восприятия и понимания тренером себя и других людей в совместной работе и в общении со спортсмена­ми. Данный тест, как показывает исследовательская практика в сфере спорта, можно с успехом применять также и для психодиагностики предрасположенности тренера к тому или иному стилю руководства, а также для изучения особенностей структуры его самосознания по показателям самооценки.

Методика исследования. Для оперативной количественной обработ­ки результатов группового эксперимента необходим электронный каль­кулятор. Тест состоит из набора биполярных качеств личности, значи­мых для тренера по его работе с точки зрения успешности влияния в общении с партнерами: а) как товарищами по межличностному обще­нию (личностные качества); б) как сотрудниками по совместному де­лу — работе (деловые качества). Обычно набор биполярных качеств в одном опыте не превышает более 20 противоположных по смыслу ка­честв: отрицательное качество оттеняет значение положительного ка­чества, что делает его оценку более точной (так называемые прилага­тельные антонимы, например «честный—лживый).

Инструкция. «Перед вами набор биполярных качеств личности. Вы­раженность каждого биполярного качества оценивается с помощью 10-балльной шкалы:

Пользуясь данной шкалой, выполните следующие три действия:

1) выберите из числа знакомых вам людей наиболее предпочитаемо­го человека как сотрудника по совместной работе и оцените его ка-кчества в столбце П протокола опыта;

Практические занятия по психологии: Учеб. пос. — М.: ФиС, 1989. — С. 49-52.


134 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

2) выберите из числа знакомых вам людей наименее предпочитаемо­го человека как сотрудника и оцените его качества в столбце Н протокола опыта;

3) оцените самого себя в столбце С протокола опыта».

Методика работы. Испытуемые получают протокол опыта, заполня­ют его в соответствии с инструкцией и затем проводят первичную ко­личественную обработку данных — подсчитывают суммы баллов по столбцам и высчитывают индексы оценочной биполяризации: АСО^ (об­щее); АСОл (личностное), АСОд (деловое).

Обработка данных. Индекс оценочной биполяризации выводится как разность между суммами оценок по столбцам П и Н, т. е. разность меж­ду суммами оценок предпочитаемого и непредпочитаемого сотрудни­ков.

Рассчитываются три индекса оценочной биполяризации:

1) по набору биполярных личностных качеств (см. качества 1-5 в протоколе опыта):


Тема 4. Психология тренерской деятельности и личности тренера 135

2) по набору биполярных деловых качеств (см. качества 6-10 в про­токоле опыта):

3) суммарный индекс:

4) оценки самого себя ОСС по данным столбца С:

где УП — сумма оценок предпочитаемого сотрудника; УН — сумма оценок не предпочитаемого сотрудника.

Анализ и интерпретация данных. Интерпретируя индексы оценоч­ной биполяризации, следует иметь в виду, что они количественно ха­рактеризуют проявление оценочных стереотипов испытуемого при вос­приятии других людей в значимых ситуациях совместной деятельности.

Чем выше индекс оценочной биполяризации (т. е. чем больше раз­ность между суммой оценок предпочитаемого и не предпочитаемого сотрудников), тем критичнее, категоричнее оценочные суждения дан­ного испытуемого о других людях, тем консервативнее и эмоциональ­нее его оценочные стереотипы, тем больше его склонность к домини­рованию, проявлению своего влияния на организацию общения в ма­лой группе, применению авторитарных методов руководства други­ми людьми.

Указанную тенденцию индивидуальных особенностей социальной перцепции характеризует прежде всего индекс АСО,^. Различия в ве­личине АСОд и АСОд могут свидетельствовать о предпочтительности для испытуемого деловой или межличностной ситуации общения. Так, если у испытуемого АСОд равен 6 баллам, а АСОл 24 баллам, то это означает, что в ситуации совместной работы или общего дела дан­ный испытуемый в 3-4 раза сильней склонен проявлять повышенную критичность и категоричность в своих оценочных суждениях при вос­приятии действий партнеров (своих спортсменов), нежели в ситуации межличностного неделового общения с ними (за пределами спортив­ной деятельности). Можно также обоснованно предположить, что дан­ный испытуемый сильнее ориентирован на дело, чем на межличност­ные отношения.

Индекс оценки самого себя принято обозначать ОСС. В интерпре­тации индекса ОСС важно учитывать знак итоговой суммы — минус (отрицательный индекс ОСС) или плюс (положительный индекс ОСС). Отрицательный индекс ОСС предполагает, что выше его вели-


136 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

чина в сравнении с суммой оценок предпочитаемого сотрудника, тем более эгоцентричен и автономен (независим) в своем поведении и в принимаемых решениях данный испытуемый, тем сильнее он может противопоставить себя коллективу, ориентирован в своей тренерской деятельности на самого себя. Наоборот, чем выше положительный индекс ОСС, тем более зависим испытуемый от влияния коллектива, мнений и ожиданий окружающих людей, тем более он ориентирован в своем самосознании («Я») на социум. Величины ОСС, близкие к нулю, могут свидетельствовать об адекватности его самооценки, величи­ны со знаком минус — о завышенной самооценке, а величины со зна­ком плюс о заниженной самооценке. Следовательно, образы предпо­читаемого и непредпочитаемого сотрудников могут служить для ис­пытуемого своеобразными «социумными зеркалами», одновременно смотрясь в которые он получает возможность корректировать поток своего влияния на других и на самого себя с позиций социума, в кото­ром он привык действовать как субъект совместной деятельности с другими людьми. Данные теста дают возможность определить склон­ность испытуемого к стилю руководства и сформулировать рекомен­дации по совершенствованию своей самооценки и самоконтроля в об­щении на работе и в быту.

Завершение работы. Преподаватель организует групповое обсужде­ние полученных результатов исследования, предлагая студентам про­вести аналогичный эксперимент с другими людьми во внеурочное вре­мя, проанализировать и представить его результаты в групповой дис­куссии на следующем занятии по методикам исследования в спортив­ной психологии.

Задание 2. Экспертная оценка успешности спортивного менеджера (руководителя, чиновника)1

Вводные замечания. Цель задания — выявление личностных ограни­чений в проявлении и совершенствовании психолого-педагогической компетентности менеджера-руководителя спортивной команды (ор­ганизации, клуба, группы и пр.).

Методика исследования. Опросник со списком из ПО утверждений для экспертной оценки качеств и стиля руководства тренера-менед-

Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. — М.: Дело, 1991. - С. 294-305.


Тема 4. Психология тренерской деятельности и личности тренера 137

жера заполняется группой экспертов из числа лиц, знающих испытуе­мого и способных дать оценку его качества и стиля руководства. Ме­тодика пригодна для профотбора спортивных специалистов в кадро­вый резерв на менеджерские должности. Экспериментатор подбирает группу экспертов (не менее 4-5 чел.) для оценки изучаемого менед­жера. Опрос каждого эксперта проводится индивидуально и анонимно. Результаты опыта суммируются в итоговом протоколе опыта. Список экспертов может также составляться руководителем вышестоящей организации либо специальной комиссией по работе со спортивными кадрами.

Инструкция, папишите в протоколе ответов имя человека, которого вы оцениваете. Прочитайте каждое утверждение и решите, подходит ли оно для описания и характеристики этого человека как менеджера спортивной организации или команды, которой он руководит. Если вам представляется, что «да, подходит!», то отметьте номер этого суж­дения знаком «+» в соответствующей клеточке протокола ответов. Ес­ли же вы считаете, что «нет, не подходит», либо у вас нет определен­ной точки зрения, то оставьте клеточку в протоколе ответов чистой. Опрос анонимный, протокол ответов вами не подписывается. Отве­чайте на все вопросы максимально правдиво. Ваше мнение принесет наибольшую пользу нашей спортивной организации и оцениваемому лицу, если вы выскажете его абсолютно честно. Заполненный прото­кол ответов сдайте экспериментатору.

Список утверждений

Мне представляется, что он (она)...

1)...слишком перенапрягается, чтобы соответствовать своей должно­сти.

2)...не имеет четкой пезиции по принципиальным вопросам.

3)...не проявляет достаточной решительности, когда требуются важ­ные личные самостоятельные решения.

4)...не прилагает особых усилий к самосовершенствованию.

5)...часто не в состоянии эффективно решать проблемы.

6)...склонен к бюрократизму, не любит экспериментировать или про­бовать новые идеи.

7)...придерживается взглядов, которые коллеги обычно не принима­ют во внимание.

8)...по-видимому, недостаточно разбирается в основах и методах управления.


138 Раздел 2. Психология личности спортс мена и тренера

9)...с трудом налаживает эффективную работу подчиненных.

10)...действует так, будто за обучение подчиненных отвечает кто-то другой.

11)...считает, что вести собрания и заседания — трудное и неблагодар­ное дело.

12)...похоже, в сохранении своего здоровья зависим от вредных при­вычек.

13)...редко просит других людей высказаться по поводу его подхода к жизни и работе.

14)...с трудом мог бы ответить на вопрос, чего сам хочет добиться в жизни.

15)...судя по всему, не обладает большим потенциалом для дальней­шего обучения и профессионального совершенствования в работе.

16)...системно подходит к решению проблем.

17)...к нему подходит выражение «человек, который не любит перемен».

18)...зачастую ему бывает трудно успешно влиять на других людей.

19)...вероятно, часто не задумывается о последствиях своего стиля ру­ководства.

20)...по-видимому, не пользуется полной поддержкой подчиненных и коллег по работе.

21)...прилагает мало усилий к обучению и развитию подчиненных.

22)...ему не хватает умения создавать эффективный психологический климат в коллективе.

23)...ему очень не нравится, что он непопулярен.

24)...часто под давление «сверху» идет по линии наименьшего сопро­тивления вместо того, чтобы делать то, что нужно для успеха дела.

25)...часто вынужден менять цели жизни или работы, потому что дела идут неудовлетворительно.

26)...не стремится найти вдохновение в своей трудовой жизни.

27)...редко анализирует цели работы.

28)...обладает меньшими творческими способностями, чем другие ме­неджеры.

29)...не производит благоприятного первого впечатления.

30)...редко обсуждает и не стремится узнать чужое мнение о своих слабых и сильных сторонах.

31)...ему с трудом удается построить позитивные взаимоотношения с подчиненными.


 

 

Тема 4. Психология тренерской деятельности и личности тренера 139 2)...редко выделяет время на оценку потребностей своих подчинен­ных в личном развитии.

33)...не обладает реальным опытом формирования коллектива.

34)...не умеет эффективно руководить коллективом.

; 35)...редко занимает твердую позицию в принципиальных вопросах.

36)...по-видимому, необъективно оценивает результаты работы.

37)...редко стремится приобрести новый опыт в управлении людьми.

38)...не справляется с потоком информации для успешной работы.

39)...часто акцентирует внимание на установленных правилах в ущерб экспериментированию.

40)...часто не проявляет должной настойчивости в вопросах руково­дства коллективом. /

41)...исходит из предположения, что невозможно изменить отноше­ние людей к работе.

42)...некоторым из его подчиненных кажется, что он не вносит доста­точного вклада в работу организации.

43)...мало доверяет системам оценки.

44)...не создает атмосферы открытости и доверия.

45)...позволяет работе наносить серьезный ущерб своей личной (се­мейной) жизни.

46)...иногда ведет себя вразрез с декларируемыми убеждениями.

47)...допускает, чтобы работа слишком глубоко вторгалась в его лич­ное время.

48)...редко стремится услышать мнение окружающих о его поведении или способностях.

49)...плохо умеет планировать работу коллектива.

50)...обычно слишком эмоционально «выходит из себя», если необхо­димые решения не лежат на поверхности.

51)...с трудом налаживает взаимопонимание с окружающими.

52)...не совсем понимает то, что заставляет людей трудиться лучше.

53)...не умеет эффективно делегировать полномочия своим подчи­ненным.

54)...обычно избегает высказывать окружающим свое мнение о них.

55)...ему следует улучшить отношения между коллективом, которым он руководит, и другими подразделениями организации.

56)...часто выглядит на работе усталым.


140 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

57)...недостаточно подвергает сомнению свои убеждения и ценности.

58)...похоже, работа не приносит ему особого удовлетворения.

59)...похоже, он (она) не получает удовольствия от преодоления труд­ностей.

60)...не проводит трезвого анализа своих достижений и показателей.

61)...часто бывает слишком самоуверен.

62)...с трудом может добиться, чтобы другие сотрудники действовали как надо.

63)...придерживается устаревших взглядов на руководство другими.

64)...недостаточно поощряет эффективную работу подчиненных.

65)...редко консультирует подчиненных.

66)...придерживается точки зрения, что руководитель должен быть лидером для подчиненных во всех случаях жизни.

67)...имеет склонность слишком много есть (или пить).

68)...часто бывает непоследовательным в своих решениях.

69)...ему не хватает доброго взаимопонимания с коллегами по работе.

70)...редко задумывается над тем, что мешает совершенствованию его деловых качеств.

71)...не прибегает к помощи других людей при решении проблем.

72)...часто сталкивается с трудностями в управлении высоко творче­скими людьми.

73)...не умеет публично выступать на заседаниях и собраниях.

74)...управляет всеми сотрудниками в одинаковом ключе.

75)...иногда сталкивается с большими трудностями в своем общении с подчиненными.

76)...упускает возможности для обучения и развития подчиненных.

77)...не очень старается разъяснить подчиненным, что же от них тре­буется.

78)...не выглядит энергичным и жизнерадостным.

79)...похоже, не знает о том, как воспитание повлияло на его взгляды.

80)...не имеет определенного плана своей профессиональной карьеры.

81)...готов быстро сдаться, когда дело принимает «крутой оборот».

82)...неуверенно ведет групповые собрания и заседания по решению проблем.

83)...выработка идей часто дается ему (ей) с трудом.

84)...слово часто расходится с делом.


______ Тема 4. Психология тренерской деятельности и личности тренера 141

85)...не любит, когда люди ставят под сомнение его решения.

86)...не прилагает усилий к определению функций и задач каждому из подчиненных.

87)...мало способствует профессиональному росту подчиненных, хо­тя они в этом нуждаются.

88)...не обладает достаточным умением, чтобы организовать дружную работу трудового коллектива.

89)...люди видели, как он небрежно относился к себе.

90)...часто колеблется в принятии ответственного решения.

91)...вряд ли когда-либо обсуждает с другими свои долгосрочные цели.

92)...вряд ли его можно назвать «открытым и гибким».

93)...обычно не придерживается методического подхода к решению про­блем.

94)...сделав ошибку, становится явно раздраженным или огорченным.

95)...не умеет слушать других.

96)...не умеет эффективно делегировать другим свои полномочия.

97)...если бы возникли трудности, то он, вероятно, не получил бы полной поддержки со стороны подчиненных.

98)...исходит из предположения, что консультирование других при­носит мало пользы. 99)...не помогает подчиненным повысить отдачу от их труда сверх то­го, что они уже делают в настоящее время.

100)...иногда ему трудно справиться со своими собственными эмоцио­нальными трудностями.

101)...его ценности не совпадают с теми, которыми руководствуется организация.

102)...на работе ему неудается осуществить свои личные амбиции.

103)...редко напрягает все свои силы в трудный момент.

104)...похоже, сегодня ему труднее, чем год назад.

105)...не владеет юмором в деловых взаимоотношениях, не любит шу­ток коллег и подчиненных в свой адрес.

106)...в неофициальной обстановке часто его не принимают всерьез.

107)...руководит методами, в которые сам не очень верит.

108)...подчиненные низкого мнения о его способности быть успешным руководителем.

109)...не готовит себе преемника.

110)...не умеет играть в одной «управленческой команде».


                       
   
   
   
       
 
 
       
 
 
   
 
 



142 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера


Тема 4. Психология тренерской деятельности и личности тренера 143

Использование данной методики в тренинговых целях. Данная ме­тодика с успехом может применяться в процессе социально-психоло­гического тренинга (СПТ) руководителей спортивных коллективов и организаций.

Инструкция для участников СПТ: «Вам предлагается упражнение по оценке и выявлению личностных ограничений руководителя в целях разработки рекомендаций по психокоррекции и преодолению выяв­ленных ограничений. Выберите кого-либо из членов вашей тренинго-вой группы в качестве модели руководителя и оцените его по предло­женному набору утверждений. Опрос анонимный». После проведения опроса результаты его обсуждаются в тренинговой группе.

Завершение работы. Результаты экспертной оценки в общей форме доводятся до сведения испытуемого в стиле рекомендаций по повы­шению его профессиональной квалификации с указанием на наибо­лее уязвимые в его личности качества, которые требуют коррекции, исправления или усиления в позитивном плане.

Задание 3. Диагностика направленности личности тренера

Вводные замечания. Цель задания — выявить доминирующую соци­альную направленность тренера как специалиста. Для этой цели при­меняют так называемую ориентационную анкету Б. Басса, которая со­стоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности лич­ности.

1. Направленность на себя {Я) — ориентация на прямое вознаграж­дение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к сопер­ничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) — стремление при любых усло­виях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одоб­рение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмо­циональных отношениях с людьми,

3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны


                                       
   
 
   
   
   
   
 
     
 
     
 
 
 
 
 
     
 
     
       
 
 


Тема 4. Психология тренерской деятельности и личности тренера 145

144 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

три варианта ответов: А, Б, В. Испытуемый должен выбрать один из трех вариантов ответов.

Инструкция. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Воз­можно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноцен­ными. Тем не менее мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению, более всего ценен для вас.

1. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».

2. Затем из двух оставшихся ответов на каждый из вопросов анкеты выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, т. е. наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен данный ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соот­ветствующего пункта, в столбце под рубрикой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцьГ По­старайтесь быть искренним. Среди вариантов ответов нет «хоро­ших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать «правильный» или «лучший» ответ, выбирайте, что больше всего или меньше всего нравится.

4. Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записы­ваете ответы. Если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно в протоколе опыта.


Опросник Б. Басса

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) одобрения моей работы;

б) сознания того, что работа сделана хорошо;

в) сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивиду­
альный подход;

б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольст­
вием углубляют свои знания в этом предмете;

в) создает в учебном коллективе такую атмосферу, при которой
никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представ­
ляются возможности;

б) были верными преданны мне;

в) были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

а) когда у меня что-то не получается;

б) когда портятся отношения с товарищами;

в) когда меня критикуют.


                       
     
     
 
   
 
 
 
   
 
 


Тема 4. Психология тренерской деятельности и личности тренера 145

144 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

три варианта ответов: А, Б, В. Испытуемый должен выбрать один из трех вариантов ответов.

Инструкция. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Воз­можно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноцен­ными. Тем не менее мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению, более всего ценен для вас.

1. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».

2. Затем из двух оставшихся ответов на каждый из вопросов анкеты выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, т. е. наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен данный ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соот­ветствующего пункта, в столбце под рубрикой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. По­старайтесь быть искренним. Среди вариантов ответов нет «хоро­ших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать «правильный» или «лучший» ответ, выбирайте, что больше всего или меньше всего нравится.

4. Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записы­ваете ответы. Если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно в протоколе опыта.


Опросник Б. Басса

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) одобрения моей работы;

б) сознания того, что работа сделана хорошо;

в) сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивиду­
альный подход;

б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольст­
вием углубляют свои знания в этом предмете;

в) создает в учебном коллективе такую атмосферу, при которой
никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представ­
ляются возможности;

б) были верны и преданны мне;

в) были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

а) когда у меня что-то не получается;

б) когда портятся отношения с товарищами;

в) когда меня критикуют.


146 Раздел 2, Психология личности спортсмена и тренера

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, на­
смехается и подшучивает над ними;

б) вызывает дух соперничества в коллективе;

в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

а) проводить время с друзьями;

б) ощущение выполненных дел;

в) когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

а) добился успеха в жизни;

б) по-настоящему увлечен своим"делом;

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;

б) развивать прежде всего индивидуальные способност» уче­
ника;

в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с
людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я
использовал бы его:

а) для общения с друзьями;

б) для отдыха и развлечений;

в) для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;

б) у меня интересная работа;

в) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю когда:

а) другие люди меня ценят;

б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;

в) приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, то хотелось бы, чтобы:

а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с уче­
бой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участ­
вовать;

б) написали о моей деятельности;

в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.


Тема 4. Психология тренерской деятельности и личности тренера 147

il6. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а) имеет ко мне индивидуальный подход;

б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

б) неудача при выполнении важного дела;

в) потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

а) успех;

б) возможности хорошей совместной работы;

в) здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

а) считают себя хуже других;

б) часто ссорятся и конфликтуют;

в) возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

а) работаешь над важным для всех делом;

б) имеешь много друзей;

в) вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

а) доступным;

б) авторитетным;

в) требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отноше­
ния с людьм'и;

б) о жизни знаменитых и интересных людей;

в) о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

а) дирижером;

б) композитором;

в) солистом.

24. Мне бы хотелось:

а) придумать интересный конкурс;

б) победить в конкурсе;

в) организовать конкурс и руководить им.


148 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

25. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать;

б) как достичь цели;

в) как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а) другие были им довольны;

б) прежде всего выполнить свою задачу;

в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

а) в общении с друзьями;

б) просматривая развлекательные фильмы;

в) занимаясь своим любимым делом.

Обработка и интерпретация данных опроса. Подсчитайте в протоко­ле опыта количество ответов, совпадающих с ключом соответствую­щей направл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.206 (0.012 с.)