Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Методы наблюдения в процессе занятий спортом
Пояснения к теме. Ниже будут описаны лишь некоторые методики; наблюдения, доступные тренеру с элементарным уровнем психолого-педагогической подготовки в области психологии своего вида спорта1. Некоторые из предлагаемых методик требуют специальных профессиональных знаний, однако общая психолого-педагогическая ори-| ентация в вопросах тестирования может быть очень полезна начинаю- \ щему тренеру, бакалавру, молодому спортивному специалисту, маги-|. стру физической культуры и спорта: I а) для психологически грамотного выбора нужного метода (изучение наблюдаемого внешнего поведения, действий либо субъективных переживаний, оценок и самооценок спортсменов); б) для понимания, какую именно информацию и когда он может получить; ' в) для сбора объективных данных, необходимых для работы с конкретными спортсменами; \ г) для выявления наиболее важных проблем в команде; д) для сбора предварительных «исходных» данных, которые затем могут быть использованы при контакте с психологом команды. Прежде чем применять тот или иной метод психолого-педагогического контроля в спортивной деятельности, следует: 1. Внимательно ознакомиться с его описанием, назначением, интерпретацией и показаниями к применению. См.: Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. — М.: ФиС, 1980. — С. 148-162. 164 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте 2. Заранее отработать процедуру сбора, обработки интерпретации данных исследования. 3. Продумать вводную инструкцию и провести ее так, чтобы у испытуемых был максимум активности и желания участвовать. 4. Во время тестирований соблюдать правила служебной и профессиональной этики во взаимоотношениях со спортсменами, уважать их как личность, признавать их право на собственное мнение, которое может отличаться от взглядов тренера. 5. Участие тренера в исследованиях следует рассматривать как проявление доверия к нему со стороны спортсменов и относиться к этому с пониманием, педагогическим тактом и осторожностью, ни в коем случае не нарушая правил сохранения профессиональной тайны и неразглашения индивидуальных характеристик. 6. Результаты исследований использовать только в интересах спортсмена и команды. Естественно, что результаты, например, только опросных методов дают представление лишь об одной стороне психологических явлений, процессов и отношений, возникающих в спортивной деятельности, — о субъективных представлениях спортсменов. Опросные методы поэтому всегда должны дополняться другими методами (например, наблюдением, инструментальными и аппаратурными методиками), а также опросами других экспертов (компетентных судей, товарищей спортсмена, его родителей, спортсменов, партнеров и др.). Это повысит достоверность и надежность данных, необходимых для эффективного психолого-педагогического контроля в спорте.
Задание 1. Наблюдение за поведением и действиями спортсменов Вводные замечания. Метод наблюдения представляет собой специально организованный способ визуальной фиксации различных сторон внешнего поведения, действий и общения человека. Контролируемое или структурное наблюдение, в котором есть четко сформулированная цель исследования, схема фиксации происходящего и соответствующих процедур регистрации, позволяет упорядочить наши представления об особенностях спортивной деятельности — интенсивности спортивного общения (количество обращений в единицу времени или за определенный период деятельности — тайм, партию, сет), объеме общения (общее количество инициированных обращений), направленности общений (от кого к кому, к одному или нескольким партнерам, Тема 1. Методы наблюдения в процессе занятий спортом 165 к команде как целому), средствах коммуникации (речевые, неречевые коммуникации, сочетание тех и других) и, наконец, о содержании общения (смысловое значение обращений) и др.1 В спортивной практике давно известны различные способы записи визуально наблюдаемых игр и эффективности игровых действий. Известны и другие виды наблюдения: общее, частное, тематическое, сплошное, выборочное, включенное, невключенное и др. Подробнее о процедуре и технике наблюдения см. в кн.: Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. — Л.: ЛГУ, 1967; Здравомыслие А. Г. Методология и процедура социологических исследовании. — М.: Мысль, 1969; Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. С. Семенова. — Л: ЛГУ, 1977; Ядов В. А. Социологическое исследование. — М.: Наука. 1986.
По Ю. Л. Ханину (См.: Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. — М.: ФиС, 1980. — С. 150). 166 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте Широко используется видеозаписывающая аппаратура. Эти технические средства наблюдения позволяют целостно и в деталях анализировать наблюдаемые нюансы поведения спортсменов на старте и во время соревнований, воспроизводить целостные картины и периоды соревновательной деятельности, учитывать частоту и результативность применения отдельных тактико-технических приемов, направление и характер нападающих ударов, нацеленность подач, размещение игроков при выполнении защитных действий, активность спортсменов в отдельные игровые моменты, их общую результативность.Однако видеокамера бывает слепа ко многим субъективно значимым для спортсменов психологическим особенностям их поведения, состояний, взаимоотношений, мыслей и чувств во время тренировок и соревнований. Пожалуй, труднее всего систематизировать наблюдения о содержательной стороне общения партнеров. Поэтому ниже будут представлены описания двух схем контролируемого наблюдения за общением спортсменов и тренера, которые прошли практическую проверку в работе с командами в специальных исследованиях, проведенных в лаборатории ЛНИИФКа под руководством проф. Ю. Л!*Ха-нина (1976-1978 гг.)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.006 с.) |