Обязательства в рамках Конвенций Совета Европы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязательства в рамках Конвенций Совета Европы



 

На Европейском уровне действует несколько организаций – ГРЕКО, Европол, Венецианская Комиссия и др., которые выполняют контрольные функции в области Европейских Конвенций.

Одна из них - ГРЕКО, Группа стран по борьбе с коррупцией (Group States against Corruption - GRECO[9]), созданная в 1999 г. для мониторинга антикоррупционных стандартов Совета Европы в странах, вступивших в эту организацию. Эти стандарты изложены в ряде актов:

· В Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности

за коррупцию от 1999 г[10]. Данный документ вступил в силу с 1 июля 2002 года. Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 1 февраля 2007 года. Россия ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 25.07.2006 N 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию". Указом Президентом РФ от 18 декабря 2008 г. № 1800 «О центральных органов РФ, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества» на Минюст возложена обязанность сотрудничества по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел, на Прокуратуру РФ – иные вопросы международного сотрудничества. В данной Конвенции были разъяснены такие важные понятия, как «должностное лицо», «публичный служащий», «мэр», «министр», «судья». Также в Конвенции получили разработки такие понятия как активный и пассивный подкуп, которые распространяются и на частный сектор. Конвенция требует от государств-участников на основе международных договоренностей выработать нормы, влекущие обязанность установления единообразного и принятого на взаимной основе законодательства и учет национального законодательства при проведения расследования дел коррупционных дел.

· Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответств-

енности за коррупцию. Конвенция (CETS No.: 174) вступила в силу с 1 ноября 2011 г. после ее ратификации 14 государствами, однако РФ не присоединилась к этой Конвенции.

· 20 Руководящих принципов по борьбе с коррупцией. Приня-

та 6 ноября 1997 года на 101-й сессии Совета Европы Резолюция (97) 24 Комитета министров. В этом документы впервые был провозглашено, что коррупция стала международной проблемой и в борьбе с этим злом нужны координация сил международного сообщества в обнаружении и пресечении коррупционных преступлений.

· Рекомендация Совета Европы № 7 R(2000) 10 о кодексах по-

ведения для государственных служащих, принятая на 106 сессия Комитета министров Совета Европы 11 мая 2000 г. Приложение к Рекомендации – Модельный кодекс поведения для государственного служащего

В этих актах прямо установлено, что ГРЕКО является в отношении них контрольным механизмом.

Основной формой деятельности ГРЕКО выступает процесс взаимной оценки. Он помогает идентифицировать пробелы в национальной антикоррупционной политике, инициируя проведение необходимых законодательных и институциональных реформ.

Оценочная работа ГРЕКО включает прохождение страной раундов оценки, каждый из которых посвящен изучению определенной темы. Так, Первый раунд (2000-2002 гг.) предусматривал оценку:

· независимости и специализации национальных органов, включенных в борьбу с коррупцией.

· Лишения иммунитета должностных лиц от судебного преследования[11].

Второй раунд (2003-2006 гг.) состоял из оценки:

· идентификации и конфискации коррупционных доходов;

· государственное управление и коррупции (аудиты и конфликт интересов);

· налоговое и финансовое законодательство в борьбе с коррупцией;

· связь между коррупцией, организованной преступностью и отмыванием денежных средств;

· криминализация ответственности юридических лиц, которые участвуют в коррупционных преступлениях[12].

Третий раунд оценки (2007-2011 гг.) предусматривает анализ таких вопросов:

· Криминализация, деяний, предусмотренных Европейской Конвенции об уголовной ответственности от 1999 г.

· Определению прозрачности партийного финансирования[13].

Четвертый раунд (с 1 января 2012 г.) посвящен оценке таких вопросов, как:

· Этические принципы членов парламента, судей и государственных служащих;

· урегулирование конфликта интересов и правоприменение в этой области;

· декларации доходов и активов;

· активность общественности в обнаружении коррупции[14].

В результате завершения прохождения двух раундов оценки, Россия вступила в состав ГРЕКО 1 февраля 2007 г. В ходе 40 Пленарной Сессии в Страсбурге 1-5 2008 г. был принят сводный доклад 1 и 2 раундов оценки по Российской Федерации, по итогам которого были сформулированы 26 рекомендаций[15].

30 июня 2010 г. Россия представила Оперативный отчет (Situation Report), предусмотренный Процедурой выполнения ГРЕКО. На основе данного отчета 3 декабря 2010 г. на 49 пленарной сессии ГРЕКО был принят Сводный доклад 1 и 2 раундов выполнения Россией требования ГРЕКО[16].

В докладе признавалось, что Россия успешно выполнила большинство рекомендаций касательно создание стратегии борьбы с коррупцией (Рекомендация i); расширения состава антикоррупционного Совета при Президент (Рекомендация ii); улучшения взаимодействия между правоприменителями, ответственных за противодействие коррупции (Рекомендация vi); создания Кодекса судейской этики (Рекомендация х); обеспечения повышенной защитой правоприменителей (Рекомендация xii); проведения учебных курсов и написание учебных пособий для тех, кто занимается конфискацией у лиц, признанных виновными в коррупционных преступлениях (Рекомендация xv) и проведение учебных курсов для налоговых органов (Рекомендация xxv)[17]. Вместе с тем, остались не выполненными следующие рекомендации: создание режима исключительного уголовного преследования за коррупционные преступления (Рекомендация iv) и установление уголовной ответственности в отношении юридических лиц (Рекомендация xxiv). Остальные рекомендации признавались, как частично выполнены.

15 марта 2013 года был опубликован Сводный доклад: дополнение к докладу о выполнении РФ[18], в котором признано, что РФ должным образом проводит оценку коррупции в стране, но частично выполнило рекомендацию ГРЕКО по установлению режима исключительного уголовного преследования за коррупционные преступления. Кроме этого, рекомендации по снижению числа лиц, защищенных иммунитетом (Рекомендация xi), по усилению судебной власти (Рекомендация ix).

 

Обязательства в рамках ОЭСР

 

Очень важным для России следующим международным актом в области коррупции является Конвенция ОЭСР[19] по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок (далее – Конвенция ОЭСР), подписанной 21 ноября 1997 г[20]. Однако только 2012 г. в силу Федерального закона от 01.02.2012 № 3-ФЗ, Российская Федерация присоединилась к Конвенции.

 

Основными положения данной Конвенции являются:

· установление уголовной ответственности физических лиц за подкуп иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок;

· установление уголовной ответственности юридических лиц за то же деяние;

· установление конфискации в пользу государства имущества полученного при совершении данных деяний.

 

Совет ОЭСР начал переговоры с РФ о присоединении страны к организации в 2007 г. Основным критерием для вступления в организацию стало выполнение требований Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок (С(2007)103/FINAL). 8 февраля 2009 г. Правительство РФ формально присоединилось к Генеральному Секретариату с целью стать полноправным членом Рабочей группы по ОЭСР и в июне 2011 года стала полноправной участницей данной группы.

Поэтому еще до ратификации Конвенции ОЭСР, в КоАП РФ в 2008 г. был дополнен статьей «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» и в примечании к этой статье, впервые в российском законодательстве, было закреплено определение к понятию «иностранное должностное лицо». Так, в примечании № 3 к ст.19.28 КоАП РФ указано: «Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени». В УК РФ понятие 04 мая 2011 года были внесены поправки, которые ввели в ст.290 («получение взятки»), 291 («дача взятки») и 291.1 УК РФ («посредничество во взяточничестве») специальный субъект – «иностранное должностное лицо».

Рабочая группа ОЭСР по коррупции и международным деловым сделкам (The OECD Working Group on Bribery in International Business Transactions (WGB)) проводит мониторинг выполнения требований Конвенции каждой страной на основе четких критериев-принципов (peer review), таких как: эффективность, равное отношение, координация с ОЭСР, координация с другими организациями и публичность мониторинга[21]. Доклад по России был подготовлен в марте 2012 г. под названием «Первый этап доклада по выполнению РФ Конвенции ОЭСР»[22], в котором, в частности, отмечено, что России рекомендуется:

- обеспечить, чтобы любое лицо могло предстать перед законом за подкуп иностранных должностных лиц и процесс снятия иммунитета для лиц, вовлеченных в данные преступления, был эффективным и прозрачным для того, чтобы можно проводить расследования и привлекать к суду;

- усовершенствовать систему выявления фальсификаций и подделки документов и финансовых бумаг с целью подкупа иностранных должностных лиц или сокрытия взяток;

- улучшить взаимодействие с международными организациями в области обмена правовой информации по вопросам Конвенции и др.

 

Заключение

Механизмы оценки и мониторинга процесса выполнения обязательств, взятые страной при присоединении к международному документу, разработаны и хорошо работают. Россия, подписывая ту или иную конвенцию в области противодействия коррупции, берет на себя обязательства, за выполнением которых будет следить международное сообщество. Конечно, еще много предстоит сделать, как на пример, в области защиты заявителей о преступлениях коррупционной направленности, до введения уголовной ответственности юридических лиц при одновременном пересмотре определенных положений КоАП РФ.

 

Вторая часть (К.Коник, Д.Я.Примаков)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.01 с.)