Основные тенденции в противодействии коррупции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции в противодействии коррупции



 

Коррупция в той или иной форме существует во многих зарубежных государствах, общепризнан ее международный характер. Коррупция в международно-правовых актах определяется как одна из глобальных проблем в сфере обеспечения международного правопорядка. За последние десятилетия выработаны подходы в борьбе с коррупцией, отраженные как, в международно-правовых документах, и описанные в первой части, так и в ненормативных актах - кодексах компаний и государственных учреждений, программы комплаенса. Именно данные документы отражают те тенденции, которые, с одной стороны, являются продолжениям международно-правовых обязательств, закрепленных в Конвенциях, с другой - новеллами.

В данной части будут представлены основные тенденции в сфере антикоррупционной защиты, как на международном уровне, так и непосредственно в РФ.

 

Комплаенс

Все больше международных, а вслед за ними и российских компаний приходят к осознанию актуальности комплаенс. Сегодня это важнейший принцип ведения бизнеса, требующий особой компетенции для сотрудников.

Система внутреннего антикоррупционного мониторинга в коммерческих компаниях (anti-corruption compliance policy) последнее 10 лет широко вводится за рубежом. Специальное подразделение каждой компании отслеживает коррупционные риски, и выявляет нарушения в данной области. Развитию этого института во многом обязано американскому Закону Сарбанса-Оксли 2002 г. (US Sarbanes–Oxley Act of 2002)[23], и британскому Закону о взяточничестве 2010 г. (Bribery Act of 2010)[24]. Закон Сарбанса-Оксли 2002 г[25]. является продолжением другого американского закона - «О борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности» (The Foreign Corrupt Practices Act (FCPA))[26], принятого в 1977 г., который, в свою очередь, не в малой степени повлиял на принятие Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок от 1997 г.

Британский закон предусматривает ответственность коммерческих организаций за ненадлежащую организацию своей деятельности, приведшую к взяточничеству. Впервые в британское законодательство было введено положение норма об ответственности юридических лиц за непредотвращение взяточничества, совершенного от имени компаний лицами, связанными с ними (менеджерами, работниками, агентами, посредниками, консультантами и иными лицами). Надо заметить, что она повлекла за собой необходимость разработки на правительственном уровне специального руководства по ее применению. Наряду с этим, обязательным условием действия данного закона стало издание Руководства по мерам воздействия, которые могут применяться компаниями с целью предотвращения взяточничества в отношении связанных с ними лиц, подготовленное Министерством юстиции Великобритании. Этот документ рекомендует компаниям осуществлять проверку бизнес-партнеров на причастность к коррупционным правонарушениям; внедрять внутрикорпоративные процедуры предотвращения коррупции; принимать обязательные к исполнению инструкции о действиях сотрудников в случаях шантажа или вымогательства со стороны чиновников и конкурентов[27].

Должностные лица могут быть подвергнуты наложению штрафных санкций без ограничений и возбуждению судебных дел со сроком тюремного заключения до 10-ти лет лично против них.

Для граждан Соединенных Штатов: Закон о личный штраф до 250-ти тысяч долларов, и до 5-ти лет тюремного заключения для должностного лица. К тому же, закон касается не только тех, кто имеет отношение к правонарушению, но также любых лиц, связанных с компанией (должностные лица, агенты, директора, сотрудники дочерних компаний и т.д.). За нарушения данного закона в 2008 г. на компанию «Сименс» (Германия) были наложены штрафы в размере 800 млн.долл. В 2010 к ответственности привлекались компании БАЕ (Великобритания) - 400 млн долл.; Снампрогетти/Ени (Нидерланды/Италия) - 365 млн. долл.; Технип (Франция) –338 млн. долл.; Даймлер (Германия) 2010 г. – 185 млн. долларов и другие.[28]

Многие компании, заинтересованные в сохранении капитала, стали работать над развитием внутреннего антикоррупционного аудита. Под термином «compliance» в узком смысле следует понимать комплекс мероприятий, направленных на проверку соблюдения законов, правил и стандартов, принятых внутри компании.

Международная практика включает в себя принятие Кодексов корпоративного поведения (Code of conduct), регламентирующих нормы поведения сотрудников организации при взаимодействии с клиентами, другими сотрудниками, контрагентами, надзорными органами и иными лицами, с которыми сталкивается тот или иной сотрудник в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей и пронизывает все сферы ведения бизнеса. Данные документы обладают ненормативным характером, однако репутационные и финансовые риски организаций после принятия данных кодексов снижаются в несколько раз.

Помимо Кодекса корпоративного поведения в организации могут быть разработаны такие документы как: Политика принятия и дарения подарков, Политика сообщения о нарушениях (Whistleblowing policy), Политика о конфиденциальности данных и т.д.

На данный момент, в российском законодательстве нет официального определения данного термина, что порождает некие проблемы в связи с принятием актов направленных на осуществление комплаенс-контроля.

В 2010 году в России и СНГ начала работу компания International Compliance Association (ICA). Созданная в Великобритании в 2001 году, ICA является единственной признанной во всем мире международной организацией, объединяющей специалистов по комплаенс.

ICA имеет значительный опыт по формированию регуляторной среды в успешно развивающихся финансовых центрах. В частности, организацией были разработаны квалификации, включенные в Finance Industry Competency Standards (FICS of Singapore)[29]. Также ICA имеет обширный опыт в проведении различных тренингов для государственных служащих и иных лиц в целях информирования их о мерах и способах осуществления комплаенс-контроля.

Что касается России, то Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции» был дополнен статьей 13.3, которая обязывает организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Согласно данной статье, меры по предупреждению коррупции могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов[30].

До включения статьи 13.3 в Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» необходимость наличия системы мер по предупреждению коррупции вытекала из ст. 2.1 КоАП РФ, которой установлено, что административным правонарушением признается только виновное действие или бездействие и что юридическое лицо признается виновным в случае непринятия всех зависящих от него мер по соблюдению положений Кодекса. Таким образом, юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности за коррупционные правонарушения по статье 19.28 Кодекса («незаконное вознаграждение от имени юридического лица»), могло ссылаться на свои фактические действия по предупреждению коррупции в подтверждение принятия мер по соблюдению положений данной статьи. Вместе с тем Кодексом не была установлена обязанность по принятию таких мер.

С включением статьи 13.3 в Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» ситуация поменялась, и теперь на организации возложена обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, которые соответствуют требованиям данной статьи. Таким образом, отсутствие в организации системы указанных мер будет свидетельствовать о несоблюдении данной организацией российского антикоррупционного законодательства.

Как правило, главным документом является Кодекс корпоративного поведения (англ. Code of conduct), регламентирующий нормы поведения сотрудников организации.

В государственном секторе также разработаны профессиональные этические кодексы различных профессиональных категорий, среди которых: Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 05.04.2007), "Кодекс судейской этики" (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012), Приказом МВД РФ от 19.11.1993 № 501 "Об объявлении решения коллегии МВД России от 29 октября 1993 г. № 5 принят "Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации". Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" также содержит главу 12, в которой говорится о регулировании конфликта интересов, создании Кодекса профессиональной этики, разработке мер защиты информации. Закон г. Москвы от 04.07.2012 № 34 "Об Общественной палате города Москвы" включает в себя ст. 24, в которой сказано о Кодексе этики членов Общественной палаты и т.д.

Частные и государственные компании также активно участвуют в разработке и внедрении Кодексов деловой этики внутри корпораций. Сегодня профессиональные этические кодексы уже приняты или находятся в процессе обсуждения в большинстве сфер предпринимательства.

Разберем преимущества данной меры антикоррупционного регулирования на примере таких компаний, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть»[31].

Transparency International в исследовании 2012 г. «Transparency in Corporate Reporting: Assessing the World’s Largest Companies»[32] проверила транснациональные корпорации на прозрачностьи поставила Газпром вместе с двумя китайскими банками на последнюю строку по антикорупционной политике с показателем 0%, вскоре после этого Решением Совета директоров ОАО «Газпром» 30 июля 2012 г. № 2038 был принят Кодекс корпоративной этики ОАО «Газпром»[33]. На 18 страницах Концерн закрепляет корпоративные ценности Общества, а также определяет основанные на них и принятые в Обществе наиболее важные правила делового поведения, а также включает в себя политику принятия подарков.

Так, ОАО «Газпром» запрещает принимать работникам «от любых третьих лиц подарки:

¾ за совершение каких-либо действий (бездействия), связанных с работой в Обществе;

¾ стоимостью свыше 3 000 рублей;

¾ в виде денег или денежных эквивалентов;

¾ в отсутствие очевидного, общепринятого повода для подарка».

Как следует из текста Кодекса ОАО «Газпром» в Обществе «создана и поддерживается атмосфера нетерпимости к коррупционному поведению».

Как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, «работники Общества соблюдают требования и ограничения, определенные в соответствии с законодательством о противодействии коррупции».

В Концерне неприемлемы любые формы оказания незаконного влияния на решения государственных органов, в том числе взяточничество, и др.

Что касается ОАО «НК «Роснефть», в 2008 году в Компании был принят Кодекс деловой этики, в котором представлены основные правила поведения сотрудников и их взаимодействия. Кодекс также «регулирует поведение сотрудников в зонах этического риска (конфликт интересов[34], обращение с конфиденциальной информацией, подарки и т.д.)».

В настоящее время в Компании идет формирование Совета по деловой этике, в который войдут топ - менеджеры Компании. Одной из первых задач Совета станет разработка Стандарта по взаимодействию заинтересованных сторон и структурных подразделений в процессе применения и исполнения положений Кодекса.

В Кодексе четко прописаны Действия в ситуации конфликта интересов, а также методы его предотвращения. В частности, в компании не допускается использования своего служебного положения в личных целях, например, для получения подарков, вознаграждения или иных выгод для себя лично или других лиц, в том числе в обмен на поставку Компанией продукции, работ или услуг либо в обмен на предоставление конфиденциальной информации.

В случае возникновения или риска возникновения конфликта интересов необходимо обязательно обсудить этот вопрос со своим непосредственным руководителем.

В целом, можно сказать, что данная мера весьма эффективна, ведь за несоблюдение положений, включенных в разработанный организацией Кодекс, неизбежно следует мера воздействия, увольнение работника. Выявление серьезного нарушения (взяточничество и тд.) влечет за собой привлечение сотрудника к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Принципы этики корпоративных отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в обществе, которые указывают на нормы поведения участников деловых отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.015 с.)