Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные обязательства рф по борьбе с коррупцией и международные тенденцииСтр 1 из 7Следующая ⇒
Глава Первая Международные обязательства РФ по борьбе с коррупцией и международные тенденции Часть первая (Примаков Д.Я.) Порядок имплементаций и учета обязательств
К концу ХХ- началу XXI века сложился целый корпус международных актов в области противодействии коррупции. Данные акты приняты международными организациями, в первую очередь: ООН, Всемирный Банк, ЕС, СНГ. Россия, являясь членом международных организаций, может присоединяться к существующим Конвенциям и Декларациям и (или) принимать участие в их разработке и принятии. В силу ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, ратифицированные Российской Федерацией на основании федеральных законов и вступившие для нее в силу международные правовые акты занимают в иерархической системе источников внутригосударственного права место выше федеральных законов и обладают приоритетом в применении перед любыми противоречащими им актами текущего законодательства независимо от того, изданы ли они до или после вступления в силу для Российской Федерации данных Конвенций или Деклараций. Механизм имплементации международных норм в российскую правовую систему закреплен в Федеральном законе от 15 июля 1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[1], который разработан с учетом положений Конституции РФ и Венской Конвенции о праве международных договорах от 1969 г.[2] В соответствии с ч.2 ст.3 данного Закона, международные договоры РФ заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). В п.2 ст.32 данного Закона устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами России, обеспечивают выполнение обязательств российской стороны по договорам и осуществление прав российской стороны, вытекающих из этих договоров, а также наблюдают за выполнением другими участниками договоров их обязательств. Относительно регионального уровня, в п.3 ст.32 обсуждаемого Закона закреплено положение, согласно которому «органы государственной власти соответствующих субъектов РФ обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров РФ».
В Руководстве ООН по международным договором 2002 г. подчеркивается, что договор и международное соглашение должны налагать на их участников не просто обязательства политического характера, а юридические обязательства, имеющие императивную силу в соответствии с международным правом[3]. Обязательства в рамках ОЭСР
Очень важным для России следующим международным актом в области коррупции является Конвенция ОЭСР[19] по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок (далее – Конвенция ОЭСР), подписанной 21 ноября 1997 г[20]. Однако только 2012 г. в силу Федерального закона от 01.02.2012 № 3-ФЗ, Российская Федерация присоединилась к Конвенции.
Основными положения данной Конвенции являются: · установление уголовной ответственности физических лиц за подкуп иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок; · установление уголовной ответственности юридических лиц за то же деяние; · установление конфискации в пользу государства имущества полученного при совершении данных деяний.
Совет ОЭСР начал переговоры с РФ о присоединении страны к организации в 2007 г. Основным критерием для вступления в организацию стало выполнение требований Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок (С(2007)103/FINAL). 8 февраля 2009 г. Правительство РФ формально присоединилось к Генеральному Секретариату с целью стать полноправным членом Рабочей группы по ОЭСР и в июне 2011 года стала полноправной участницей данной группы. Поэтому еще до ратификации Конвенции ОЭСР, в КоАП РФ в 2008 г. был дополнен статьей «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» и в примечании к этой статье, впервые в российском законодательстве, было закреплено определение к понятию «иностранное должностное лицо». Так, в примечании № 3 к ст.19.28 КоАП РФ указано: «Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени». В УК РФ понятие 04 мая 2011 года были внесены поправки, которые ввели в ст.290 («получение взятки»), 291 («дача взятки») и 291.1 УК РФ («посредничество во взяточничестве») специальный субъект – «иностранное должностное лицо».
Рабочая группа ОЭСР по коррупции и международным деловым сделкам (The OECD Working Group on Bribery in International Business Transactions (WGB)) проводит мониторинг выполнения требований Конвенции каждой страной на основе четких критериев-принципов (peer review), таких как: эффективность, равное отношение, координация с ОЭСР, координация с другими организациями и публичность мониторинга[21]. Доклад по России был подготовлен в марте 2012 г. под названием «Первый этап доклада по выполнению РФ Конвенции ОЭСР»[22], в котором, в частности, отмечено, что России рекомендуется: - обеспечить, чтобы любое лицо могло предстать перед законом за подкуп иностранных должностных лиц и процесс снятия иммунитета для лиц, вовлеченных в данные преступления, был эффективным и прозрачным для того, чтобы можно проводить расследования и привлекать к суду; - усовершенствовать систему выявления фальсификаций и подделки документов и финансовых бумаг с целью подкупа иностранных должностных лиц или сокрытия взяток; - улучшить взаимодействие с международными организациями в области обмена правовой информации по вопросам Конвенции и др.
Заключение Механизмы оценки и мониторинга процесса выполнения обязательств, взятые страной при присоединении к международному документу, разработаны и хорошо работают. Россия, подписывая ту или иную конвенцию в области противодействия коррупции, берет на себя обязательства, за выполнением которых будет следить международное сообщество. Конечно, еще много предстоит сделать, как на пример, в области защиты заявителей о преступлениях коррупционной направленности, до введения уголовной ответственности юридических лиц при одновременном пересмотре определенных положений КоАП РФ.
Вторая часть (К.Коник, Д.Я.Примаков) Комплаенс Все больше международных, а вслед за ними и российских компаний приходят к осознанию актуальности комплаенс. Сегодня это важнейший принцип ведения бизнеса, требующий особой компетенции для сотрудников. Система внутреннего антикоррупционного мониторинга в коммерческих компаниях (anti-corruption compliance policy) последнее 10 лет широко вводится за рубежом. Специальное подразделение каждой компании отслеживает коррупционные риски, и выявляет нарушения в данной области. Развитию этого института во многом обязано американскому Закону Сарбанса-Оксли 2002 г. (US Sarbanes–Oxley Act of 2002)[23], и британскому Закону о взяточничестве 2010 г. (Bribery Act of 2010)[24]. Закон Сарбанса-Оксли 2002 г[25]. является продолжением другого американского закона - «О борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности» (The Foreign Corrupt Practices Act (FCPA))[26], принятого в 1977 г., который, в свою очередь, не в малой степени повлиял на принятие Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок от 1997 г.
Британский закон предусматривает ответственность коммерческих организаций за ненадлежащую организацию своей деятельности, приведшую к взяточничеству. Впервые в британское законодательство было введено положение норма об ответственности юридических лиц за непредотвращение взяточничества, совершенного от имени компаний лицами, связанными с ними (менеджерами, работниками, агентами, посредниками, консультантами и иными лицами). Надо заметить, что она повлекла за собой необходимость разработки на правительственном уровне специального руководства по ее применению. Наряду с этим, обязательным условием действия данного закона стало издание Руководства по мерам воздействия, которые могут применяться компаниями с целью предотвращения взяточничества в отношении связанных с ними лиц, подготовленное Министерством юстиции Великобритании. Этот документ рекомендует компаниям осуществлять проверку бизнес-партнеров на причастность к коррупционным правонарушениям; внедрять внутрикорпоративные процедуры предотвращения коррупции; принимать обязательные к исполнению инструкции о действиях сотрудников в случаях шантажа или вымогательства со стороны чиновников и конкурентов[27]. Должностные лица могут быть подвергнуты наложению штрафных санкций без ограничений и возбуждению судебных дел со сроком тюремного заключения до 10-ти лет лично против них. Для граждан Соединенных Штатов: Закон о личный штраф до 250-ти тысяч долларов, и до 5-ти лет тюремного заключения для должностного лица. К тому же, закон касается не только тех, кто имеет отношение к правонарушению, но также любых лиц, связанных с компанией (должностные лица, агенты, директора, сотрудники дочерних компаний и т.д.). За нарушения данного закона в 2008 г. на компанию «Сименс» (Германия) были наложены штрафы в размере 800 млн.долл. В 2010 к ответственности привлекались компании БАЕ (Великобритания) - 400 млн долл.; Снампрогетти/Ени (Нидерланды/Италия) - 365 млн. долл.; Технип (Франция) –338 млн. долл.; Даймлер (Германия) 2010 г. – 185 млн. долларов и другие.[28] Многие компании, заинтересованные в сохранении капитала, стали работать над развитием внутреннего антикоррупционного аудита. Под термином «compliance» в узком смысле следует понимать комплекс мероприятий, направленных на проверку соблюдения законов, правил и стандартов, принятых внутри компании.
Международная практика включает в себя принятие Кодексов корпоративного поведения (Code of conduct), регламентирующих нормы поведения сотрудников организации при взаимодействии с клиентами, другими сотрудниками, контрагентами, надзорными органами и иными лицами, с которыми сталкивается тот или иной сотрудник в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей и пронизывает все сферы ведения бизнеса. Данные документы обладают ненормативным характером, однако репутационные и финансовые риски организаций после принятия данных кодексов снижаются в несколько раз. Помимо Кодекса корпоративного поведения в организации могут быть разработаны такие документы как: Политика принятия и дарения подарков, Политика сообщения о нарушениях (Whistleblowing policy), Политика о конфиденциальности данных и т.д. На данный момент, в российском законодательстве нет официального определения данного термина, что порождает некие проблемы в связи с принятием актов направленных на осуществление комплаенс-контроля. В 2010 году в России и СНГ начала работу компания International Compliance Association (ICA). Созданная в Великобритании в 2001 году, ICA является единственной признанной во всем мире международной организацией, объединяющей специалистов по комплаенс. ICA имеет значительный опыт по формированию регуляторной среды в успешно развивающихся финансовых центрах. В частности, организацией были разработаны квалификации, включенные в Finance Industry Competency Standards (FICS of Singapore)[29]. Также ICA имеет обширный опыт в проведении различных тренингов для государственных служащих и иных лиц в целях информирования их о мерах и способах осуществления комплаенс-контроля. Что касается России, то Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции» был дополнен статьей 13.3, которая обязывает организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Согласно данной статье, меры по предупреждению коррупции могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов[30]. До включения статьи 13.3 в Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» необходимость наличия системы мер по предупреждению коррупции вытекала из ст. 2.1 КоАП РФ, которой установлено, что административным правонарушением признается только виновное действие или бездействие и что юридическое лицо признается виновным в случае непринятия всех зависящих от него мер по соблюдению положений Кодекса. Таким образом, юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности за коррупционные правонарушения по статье 19.28 Кодекса («незаконное вознаграждение от имени юридического лица»), могло ссылаться на свои фактические действия по предупреждению коррупции в подтверждение принятия мер по соблюдению положений данной статьи. Вместе с тем Кодексом не была установлена обязанность по принятию таких мер.
С включением статьи 13.3 в Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» ситуация поменялась, и теперь на организации возложена обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, которые соответствуют требованиям данной статьи. Таким образом, отсутствие в организации системы указанных мер будет свидетельствовать о несоблюдении данной организацией российского антикоррупционного законодательства. Как правило, главным документом является Кодекс корпоративного поведения (англ. Code of conduct), регламентирующий нормы поведения сотрудников организации. В государственном секторе также разработаны профессиональные этические кодексы различных профессиональных категорий, среди которых: Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 05.04.2007), "Кодекс судейской этики" (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012), Приказом МВД РФ от 19.11.1993 № 501 "Об объявлении решения коллегии МВД России от 29 октября 1993 г. № 5 принят "Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации". Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" также содержит главу 12, в которой говорится о регулировании конфликта интересов, создании Кодекса профессиональной этики, разработке мер защиты информации. Закон г. Москвы от 04.07.2012 № 34 "Об Общественной палате города Москвы" включает в себя ст. 24, в которой сказано о Кодексе этики членов Общественной палаты и т.д. Частные и государственные компании также активно участвуют в разработке и внедрении Кодексов деловой этики внутри корпораций. Сегодня профессиональные этические кодексы уже приняты или находятся в процессе обсуждения в большинстве сфер предпринимательства. Разберем преимущества данной меры антикоррупционного регулирования на примере таких компаний, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть»[31]. Transparency International в исследовании 2012 г. «Transparency in Corporate Reporting: Assessing the World’s Largest Companies»[32] проверила транснациональные корпорации на прозрачностьи поставила Газпром вместе с двумя китайскими банками на последнюю строку по антикорупционной политике с показателем 0%, вскоре после этого Решением Совета директоров ОАО «Газпром» 30 июля 2012 г. № 2038 был принят Кодекс корпоративной этики ОАО «Газпром»[33]. На 18 страницах Концерн закрепляет корпоративные ценности Общества, а также определяет основанные на них и принятые в Обществе наиболее важные правила делового поведения, а также включает в себя политику принятия подарков. Так, ОАО «Газпром» запрещает принимать работникам «от любых третьих лиц подарки: ¾ за совершение каких-либо действий (бездействия), связанных с работой в Обществе; ¾ стоимостью свыше 3 000 рублей; ¾ в виде денег или денежных эквивалентов; ¾ в отсутствие очевидного, общепринятого повода для подарка». Как следует из текста Кодекса ОАО «Газпром» в Обществе «создана и поддерживается атмосфера нетерпимости к коррупционному поведению». Как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, «работники Общества соблюдают требования и ограничения, определенные в соответствии с законодательством о противодействии коррупции». В Концерне неприемлемы любые формы оказания незаконного влияния на решения государственных органов, в том числе взяточничество, и др. Что касается ОАО «НК «Роснефть», в 2008 году в Компании был принят Кодекс деловой этики, в котором представлены основные правила поведения сотрудников и их взаимодействия. Кодекс также «регулирует поведение сотрудников в зонах этического риска (конфликт интересов[34], обращение с конфиденциальной информацией, подарки и т.д.)». В настоящее время в Компании идет формирование Совета по деловой этике, в который войдут топ - менеджеры Компании. Одной из первых задач Совета станет разработка Стандарта по взаимодействию заинтересованных сторон и структурных подразделений в процессе применения и исполнения положений Кодекса. В Кодексе четко прописаны Действия в ситуации конфликта интересов, а также методы его предотвращения. В частности, в компании не допускается использования своего служебного положения в личных целях, например, для получения подарков, вознаграждения или иных выгод для себя лично или других лиц, в том числе в обмен на поставку Компанией продукции, работ или услуг либо в обмен на предоставление конфиденциальной информации. В случае возникновения или риска возникновения конфликта интересов необходимо обязательно обсудить этот вопрос со своим непосредственным руководителем. В целом, можно сказать, что данная мера весьма эффективна, ведь за несоблюдение положений, включенных в разработанный организацией Кодекс, неизбежно следует мера воздействия, увольнение работника. Выявление серьезного нарушения (взяточничество и тд.) влечет за собой привлечение сотрудника к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Принципы этики корпоративных отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в обществе, которые указывают на нормы поведения участников деловых отношений.
Глава Первая Международные обязательства РФ по борьбе с коррупцией и международные тенденции
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.73.187 (0.028 с.) |