Международные обязательства рф по борьбе с коррупцией и международные тенденции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные обязательства рф по борьбе с коррупцией и международные тенденции



Глава Первая

Международные обязательства РФ по борьбе с коррупцией и международные тенденции

Часть первая (Примаков Д.Я.)

Порядок имплементаций и учета обязательств

 

К концу ХХ- началу XXI века сложился целый корпус международных актов в области противодействии коррупции. Данные акты приняты международными организациями, в первую очередь: ООН, Всемирный Банк, ЕС, СНГ. Россия, являясь членом международных организаций, может присоединяться к существующим Конвенциям и Декларациям и (или) принимать участие в их разработке и принятии.

В силу ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, ратифицированные Российской Федерацией на основании федеральных законов и вступившие для нее в силу международные правовые акты занимают в иерархической системе источников внутригосударственного права место выше федеральных законов и обладают приоритетом в применении перед любыми противоречащими им актами текущего законодательства независимо от того, изданы ли они до или после вступления в силу для Российской Федерации данных Конвенций или Деклараций. Механизм имплементации международных норм в российскую правовую систему закреплен в Федеральном законе от 15 июля 1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[1], который разработан с учетом положений Конституции РФ и Венской Конвенции о праве международных договорах от 1969 г.[2]

В соответствии с ч.2 ст.3 данного Закона, международные договоры РФ заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

В п.2 ст.32 данного Закона устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами России, обеспечивают выполнение обязательств российской стороны по договорам и осуществление прав российской стороны, вытекающих из этих договоров, а также наблюдают за выполнением другими участниками договоров их обязательств. Относительно регионального уровня, в п.3 ст.32 обсуждаемого Закона закреплено положение, согласно которому «органы государственной власти соответствующих субъектов РФ обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров РФ».

В Руководстве ООН по международным договором 2002 г. подчеркивается, что договор и международное соглашение должны налагать на их участников не просто обязательства политического характера, а юридические обязательства, имеющие императивную силу в соответствии с международным правом[3].

Обязательства в рамках ОЭСР

 

Очень важным для России следующим международным актом в области коррупции является Конвенция ОЭСР[19] по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок (далее – Конвенция ОЭСР), подписанной 21 ноября 1997 г[20]. Однако только 2012 г. в силу Федерального закона от 01.02.2012 № 3-ФЗ, Российская Федерация присоединилась к Конвенции.

 

Основными положения данной Конвенции являются:

· установление уголовной ответственности физических лиц за подкуп иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок;

· установление уголовной ответственности юридических лиц за то же деяние;

· установление конфискации в пользу государства имущества полученного при совершении данных деяний.

 

Совет ОЭСР начал переговоры с РФ о присоединении страны к организации в 2007 г. Основным критерием для вступления в организацию стало выполнение требований Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок (С(2007)103/FINAL). 8 февраля 2009 г. Правительство РФ формально присоединилось к Генеральному Секретариату с целью стать полноправным членом Рабочей группы по ОЭСР и в июне 2011 года стала полноправной участницей данной группы.

Поэтому еще до ратификации Конвенции ОЭСР, в КоАП РФ в 2008 г. был дополнен статьей «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» и в примечании к этой статье, впервые в российском законодательстве, было закреплено определение к понятию «иностранное должностное лицо». Так, в примечании № 3 к ст.19.28 КоАП РФ указано: «Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени». В УК РФ понятие 04 мая 2011 года были внесены поправки, которые ввели в ст.290 («получение взятки»), 291 («дача взятки») и 291.1 УК РФ («посредничество во взяточничестве») специальный субъект – «иностранное должностное лицо».

Рабочая группа ОЭСР по коррупции и международным деловым сделкам (The OECD Working Group on Bribery in International Business Transactions (WGB)) проводит мониторинг выполнения требований Конвенции каждой страной на основе четких критериев-принципов (peer review), таких как: эффективность, равное отношение, координация с ОЭСР, координация с другими организациями и публичность мониторинга[21]. Доклад по России был подготовлен в марте 2012 г. под названием «Первый этап доклада по выполнению РФ Конвенции ОЭСР»[22], в котором, в частности, отмечено, что России рекомендуется:

- обеспечить, чтобы любое лицо могло предстать перед законом за подкуп иностранных должностных лиц и процесс снятия иммунитета для лиц, вовлеченных в данные преступления, был эффективным и прозрачным для того, чтобы можно проводить расследования и привлекать к суду;

- усовершенствовать систему выявления фальсификаций и подделки документов и финансовых бумаг с целью подкупа иностранных должностных лиц или сокрытия взяток;

- улучшить взаимодействие с международными организациями в области обмена правовой информации по вопросам Конвенции и др.

 

Заключение

Механизмы оценки и мониторинга процесса выполнения обязательств, взятые страной при присоединении к международному документу, разработаны и хорошо работают. Россия, подписывая ту или иную конвенцию в области противодействия коррупции, берет на себя обязательства, за выполнением которых будет следить международное сообщество. Конечно, еще много предстоит сделать, как на пример, в области защиты заявителей о преступлениях коррупционной направленности, до введения уголовной ответственности юридических лиц при одновременном пересмотре определенных положений КоАП РФ.

 

Вторая часть (К.Коник, Д.Я.Примаков)

Комплаенс

Все больше международных, а вслед за ними и российских компаний приходят к осознанию актуальности комплаенс. Сегодня это важнейший принцип ведения бизнеса, требующий особой компетенции для сотрудников.

Система внутреннего антикоррупционного мониторинга в коммерческих компаниях (anti-corruption compliance policy) последнее 10 лет широко вводится за рубежом. Специальное подразделение каждой компании отслеживает коррупционные риски, и выявляет нарушения в данной области. Развитию этого института во многом обязано американскому Закону Сарбанса-Оксли 2002 г. (US Sarbanes–Oxley Act of 2002)[23], и британскому Закону о взяточничестве 2010 г. (Bribery Act of 2010)[24]. Закон Сарбанса-Оксли 2002 г[25]. является продолжением другого американского закона - «О борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности» (The Foreign Corrupt Practices Act (FCPA))[26], принятого в 1977 г., который, в свою очередь, не в малой степени повлиял на принятие Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок от 1997 г.

Британский закон предусматривает ответственность коммерческих организаций за ненадлежащую организацию своей деятельности, приведшую к взяточничеству. Впервые в британское законодательство было введено положение норма об ответственности юридических лиц за непредотвращение взяточничества, совершенного от имени компаний лицами, связанными с ними (менеджерами, работниками, агентами, посредниками, консультантами и иными лицами). Надо заметить, что она повлекла за собой необходимость разработки на правительственном уровне специального руководства по ее применению. Наряду с этим, обязательным условием действия данного закона стало издание Руководства по мерам воздействия, которые могут применяться компаниями с целью предотвращения взяточничества в отношении связанных с ними лиц, подготовленное Министерством юстиции Великобритании. Этот документ рекомендует компаниям осуществлять проверку бизнес-партнеров на причастность к коррупционным правонарушениям; внедрять внутрикорпоративные процедуры предотвращения коррупции; принимать обязательные к исполнению инструкции о действиях сотрудников в случаях шантажа или вымогательства со стороны чиновников и конкурентов[27].

Должностные лица могут быть подвергнуты наложению штрафных санкций без ограничений и возбуждению судебных дел со сроком тюремного заключения до 10-ти лет лично против них.

Для граждан Соединенных Штатов: Закон о личный штраф до 250-ти тысяч долларов, и до 5-ти лет тюремного заключения для должностного лица. К тому же, закон касается не только тех, кто имеет отношение к правонарушению, но также любых лиц, связанных с компанией (должностные лица, агенты, директора, сотрудники дочерних компаний и т.д.). За нарушения данного закона в 2008 г. на компанию «Сименс» (Германия) были наложены штрафы в размере 800 млн.долл. В 2010 к ответственности привлекались компании БАЕ (Великобритания) - 400 млн долл.; Снампрогетти/Ени (Нидерланды/Италия) - 365 млн. долл.; Технип (Франция) –338 млн. долл.; Даймлер (Германия) 2010 г. – 185 млн. долларов и другие.[28]

Многие компании, заинтересованные в сохранении капитала, стали работать над развитием внутреннего антикоррупционного аудита. Под термином «compliance» в узком смысле следует понимать комплекс мероприятий, направленных на проверку соблюдения законов, правил и стандартов, принятых внутри компании.

Международная практика включает в себя принятие Кодексов корпоративного поведения (Code of conduct), регламентирующих нормы поведения сотрудников организации при взаимодействии с клиентами, другими сотрудниками, контрагентами, надзорными органами и иными лицами, с которыми сталкивается тот или иной сотрудник в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей и пронизывает все сферы ведения бизнеса. Данные документы обладают ненормативным характером, однако репутационные и финансовые риски организаций после принятия данных кодексов снижаются в несколько раз.

Помимо Кодекса корпоративного поведения в организации могут быть разработаны такие документы как: Политика принятия и дарения подарков, Политика сообщения о нарушениях (Whistleblowing policy), Политика о конфиденциальности данных и т.д.

На данный момент, в российском законодательстве нет официального определения данного термина, что порождает некие проблемы в связи с принятием актов направленных на осуществление комплаенс-контроля.

В 2010 году в России и СНГ начала работу компания International Compliance Association (ICA). Созданная в Великобритании в 2001 году, ICA является единственной признанной во всем мире международной организацией, объединяющей специалистов по комплаенс.

ICA имеет значительный опыт по формированию регуляторной среды в успешно развивающихся финансовых центрах. В частности, организацией были разработаны квалификации, включенные в Finance Industry Competency Standards (FICS of Singapore)[29]. Также ICA имеет обширный опыт в проведении различных тренингов для государственных служащих и иных лиц в целях информирования их о мерах и способах осуществления комплаенс-контроля.

Что касается России, то Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции» был дополнен статьей 13.3, которая обязывает организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Согласно данной статье, меры по предупреждению коррупции могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов[30].

До включения статьи 13.3 в Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» необходимость наличия системы мер по предупреждению коррупции вытекала из ст. 2.1 КоАП РФ, которой установлено, что административным правонарушением признается только виновное действие или бездействие и что юридическое лицо признается виновным в случае непринятия всех зависящих от него мер по соблюдению положений Кодекса. Таким образом, юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности за коррупционные правонарушения по статье 19.28 Кодекса («незаконное вознаграждение от имени юридического лица»), могло ссылаться на свои фактические действия по предупреждению коррупции в подтверждение принятия мер по соблюдению положений данной статьи. Вместе с тем Кодексом не была установлена обязанность по принятию таких мер.

С включением статьи 13.3 в Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» ситуация поменялась, и теперь на организации возложена обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, которые соответствуют требованиям данной статьи. Таким образом, отсутствие в организации системы указанных мер будет свидетельствовать о несоблюдении данной организацией российского антикоррупционного законодательства.

Как правило, главным документом является Кодекс корпоративного поведения (англ. Code of conduct), регламентирующий нормы поведения сотрудников организации.

В государственном секторе также разработаны профессиональные этические кодексы различных профессиональных категорий, среди которых: Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 05.04.2007), "Кодекс судейской этики" (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012), Приказом МВД РФ от 19.11.1993 № 501 "Об объявлении решения коллегии МВД России от 29 октября 1993 г. № 5 принят "Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации". Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" также содержит главу 12, в которой говорится о регулировании конфликта интересов, создании Кодекса профессиональной этики, разработке мер защиты информации. Закон г. Москвы от 04.07.2012 № 34 "Об Общественной палате города Москвы" включает в себя ст. 24, в которой сказано о Кодексе этики членов Общественной палаты и т.д.

Частные и государственные компании также активно участвуют в разработке и внедрении Кодексов деловой этики внутри корпораций. Сегодня профессиональные этические кодексы уже приняты или находятся в процессе обсуждения в большинстве сфер предпринимательства.

Разберем преимущества данной меры антикоррупционного регулирования на примере таких компаний, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть»[31].

Transparency International в исследовании 2012 г. «Transparency in Corporate Reporting: Assessing the World’s Largest Companies»[32] проверила транснациональные корпорации на прозрачностьи поставила Газпром вместе с двумя китайскими банками на последнюю строку по антикорупционной политике с показателем 0%, вскоре после этого Решением Совета директоров ОАО «Газпром» 30 июля 2012 г. № 2038 был принят Кодекс корпоративной этики ОАО «Газпром»[33]. На 18 страницах Концерн закрепляет корпоративные ценности Общества, а также определяет основанные на них и принятые в Обществе наиболее важные правила делового поведения, а также включает в себя политику принятия подарков.

Так, ОАО «Газпром» запрещает принимать работникам «от любых третьих лиц подарки:

¾ за совершение каких-либо действий (бездействия), связанных с работой в Обществе;

¾ стоимостью свыше 3 000 рублей;

¾ в виде денег или денежных эквивалентов;

¾ в отсутствие очевидного, общепринятого повода для подарка».

Как следует из текста Кодекса ОАО «Газпром» в Обществе «создана и поддерживается атмосфера нетерпимости к коррупционному поведению».

Как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, «работники Общества соблюдают требования и ограничения, определенные в соответствии с законодательством о противодействии коррупции».

В Концерне неприемлемы любые формы оказания незаконного влияния на решения государственных органов, в том числе взяточничество, и др.

Что касается ОАО «НК «Роснефть», в 2008 году в Компании был принят Кодекс деловой этики, в котором представлены основные правила поведения сотрудников и их взаимодействия. Кодекс также «регулирует поведение сотрудников в зонах этического риска (конфликт интересов[34], обращение с конфиденциальной информацией, подарки и т.д.)».

В настоящее время в Компании идет формирование Совета по деловой этике, в который войдут топ - менеджеры Компании. Одной из первых задач Совета станет разработка Стандарта по взаимодействию заинтересованных сторон и структурных подразделений в процессе применения и исполнения положений Кодекса.

В Кодексе четко прописаны Действия в ситуации конфликта интересов, а также методы его предотвращения. В частности, в компании не допускается использования своего служебного положения в личных целях, например, для получения подарков, вознаграждения или иных выгод для себя лично или других лиц, в том числе в обмен на поставку Компанией продукции, работ или услуг либо в обмен на предоставление конфиденциальной информации.

В случае возникновения или риска возникновения конфликта интересов необходимо обязательно обсудить этот вопрос со своим непосредственным руководителем.

В целом, можно сказать, что данная мера весьма эффективна, ведь за несоблюдение положений, включенных в разработанный организацией Кодекс, неизбежно следует мера воздействия, увольнение работника. Выявление серьезного нарушения (взяточничество и тд.) влечет за собой привлечение сотрудника к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Принципы этики корпоративных отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в обществе, которые указывают на нормы поведения участников деловых отношений.

 

Глава Первая

Международные обязательства РФ по борьбе с коррупцией и международные тенденции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.73.187 (0.028 с.)