Новая парадигма социального развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новая парадигма социального развития



Одной из проблем, возникающих при попытке определить социальные критерии информационного общества, является то, что очень часто социальные и политические аспекты совпадают. Особенно это касается социального критерия, поскольку, по определению, он может включать в себя практически все, что связано социальными изменениями, вызванными информацией или ин формационными технологиями. Он может включать в себя законодательство о свободе информации или ее ограничении. Или возможностъ, отмеченную в работе У. Е.Халала, когда электронные системы могут привести к улучшению качества жизни людей, разнообразить услуги, предоставляемые семье обществом, и т.д.

И.Майлс предвидел то, что взаимодействие, ставшее возможным после внедрения новых, основанных на информации технологий, рассчитанных на потребителя, может привести к изменению образа жизни, включая возникновение частных видов услуг и товаров. Хотя существует и вероятность отчуждения стран, не обладающих информацией, от основного электронного общества или же использования потогонной системы в «телекоттеджах», когда работающие с компьютером на дому оказываются лишенными прав, оговариваемых в контрактах для лиц, работающих на полную ставку

Анализ многих работ, в том числе таких авторов, как Е. Масу-нп, У. Е.Халал, позволяет сделать вывод, что информационное оощество скорее всего будет представлять собой общество, в ко-юром информационные ценности будут более значимыми, чем м.псриальные, и основой экономики будет информационный ка­питал, а не материальный. И как бы идеалистично это ни выгля-Н1МЮ, но Е. Халал полагает, что в будущем акцент будет делаться мс на материальные, а на интеллектуальные ценности.

Автор монографии «Глобальное информационное общество» V. Дж. Мартин ставит своей задачей дать всеобъемлющую картину информационного общества путем детального анализа социаль­ной, экономической, политической и культурных ролей инфор­мации и информационной технологии.

У. Дж. Мартин предлагает новый взгляд на общество, позволя­ющий лучше понять социальные и экономические процессы, про­исходящие в информационном обществе. Исследователь считает, что, хотя в определении информационного общества не ука­пывался конкретный способ производства, предполагалось, что но относится к западным капиталистическим обществам.

Определение культурного критерия «информационного обще­ства» является весьма сложной задачей. Японцы как нация имеют невольно долгую историю того, что можно бы назвать «информа­ционным сознанием», начиная с древних времен до наблюдаемого сегодня использования информации и продвижения всего японского общества к превращению его во всеобъемлющую коммуни­кационную инфраструктуру. Не удивительно, что японский уче­ный Е.Масуда является наиболее оптимистичным защитником ин­формационного общества, основанного на целях, которые при­умножали общественное достояние и обещали достижение боль­шей согласованности. Многие последователи полагают, что США будут способствовать изменению культурных ценностей, являю­щихся следствием перехода к информационному обществу. Одна­ко следует помнить, что разные общества по-разному реагируют на внедрение в жизнь новейших технологий и что даже возника­ющая глобальная электронная культура подвержена влиянию ме­стных и национальных особенностей. Поэтому, скорее всего, в случае возникновения глобального информационного общества оно тем не менее будет представлять собой развитие и взаимо­действие широкого спектра различных культур. При этом суще­ствует опасность доминирования какой-то одной культуры, на­пример «культуры кока-колы», которая представляет западные ма­териальные ценности. Замена ею других культур может заметно обеднить мир.

К исследователям, делающим попытки осмыслить путь в ин­формационное общество, относятся С. Бэнкс и К. Билдер. Они рас­суждают об изменениях, вносимых в общество постоянным движением и обменом информацией и идеями, ведущими к перерас­пределению власти, связанной с владением информацией в об­ществе, а не к концентрации ее только в руках элиты. У. Е.Халал предсказывает, что эволюция информационного века будет ха­рактеризоваться динамичным развитием новейших социально-информационных систем, охватывающих весь земной шар, а по­лучатели информации будут использовать ее только в законных целях и в той форме, в которой она будет служить на благо и тем, кто ее создал, и тем, кто ею обладает, и тем, на кого она направ­лена.

Итак, развитие знания и информации было решающим и объек­тивным фактором в росте и развитии общества, основанного на информации, хотя мотивации для возникновения и развития ин­формационного общества у его субъектов были случайными -стремление к благосостоянию и желанию избежать страха и не­определенности, стремление к развлечениям и желание избавиться от скуки и депрессии, стремление контролировать ситуацию во избежание хаоса.

Несмотря на субъективность и кажущуюся неосновательность всех этих побуждений, все это — весьма значительные цели общества. Для того чтобы достичь их, все большее количество людей должны заниматься деятельностью, непосредственно связанной с информационными технологиями. Движение «информационной эры» — это своего рода путешествие, полное опасностей и связанное со многими проблемами. Это своего рода необходимость разработки новой системы ценностей, присущей «человеку информационному»; обеспечение контроля за внедрением технологий с учетом человеческих ценностей.

Анализ прогностических концепций позволяет сделать ряд выводов и обобщений. Для западной историографии характерна множественность порою полярных теорий и воззрений на сущность информационного общества: одни видят его как общество, где информационные ценности будут значительнее, чем материальные, другие — как утопическую модель, третьи считают, что разнообразие интересов, политической ситуации и социального устройства обществ приведет к разнообразию типов информационного общества.

Обобщающей идеей является необходимость выработки концепции применения технологий на практике. Слишком большая увлеченность «чудесами» технологии приводит к игнорированию человека, его нужд, в то время как истина заключается в том, что с развитием информационных технологий, которые умножают возможности воздействия на социальные процессы, зависимость от них людей не уменьшается, а увеличивается.

Необходимы дальнейшие научные поиски в осмыслении того что же дают обществу новые технологии? Недопустимо маниакальное стремление к технологическому прогрессу без гуманной цели, без улучшения качества жизни человека, формирования его способности к сопричастности жизни других людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.007 с.)