Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис концептуального видения будущего↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Зарубежные теории, гипотезы, прогнозы Достигнутый уровень научного осмысления глобальных проблем современности позволяет дифференцировать идеи и концепции относительно будущего, обеспечить междисциплинарный подход к анализу. Наряду с прогнозированием социальных и политических систем идет процесс прогнозирования отдельных аспектов социальной жизни, ее будущего, качества, развития различных отраслей и сфер в обществе соотношения технического прогресса и духовности, растущей поляризации между богатыми и бедными, угрожающего возрастания терроризма и других социальных процессов. В последнее время появилось несколько историографических исследований, посвященных зарубежным прогностическим концепциям, среди них наиболее значительные — монографии Т. Е.Демидовой1. 1 См.: Демидова Т.Е. Социальные и духовные процессы. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта. XX век. Историография проблемы. — М., 1999; Она же. Социальные технологии в контексте духовно-нравственных отнощений в отечественном и зарубежном опыте. — М., 2000; и др. Многие переведенные ею на русский язык труды современных зарубежных ученых впервые стали известными для отечественных исследователей. Учитывая сложность исследуемых проблем, существенно необходимым становится сопоставление различных теорий не только отдельных ученых, школ и направлений, но и групп ученых разных стран, взгляды которых в значительной мере детермированы общественно-политическим, социальным, экономическим и духовно-нравственным укладом тех обществ, представителями которых они являются. Подобный сравнительный анализ необходим не только для выявления несходств взглядов, определенных различий в воззрениях на исследуемую проблему, но и для нахождения того общего, что объединяет ученых разных стран. Генезис концептуального видения будущего Правомерно истоки прогнозирования и моделирования находить на самых ранних стадиях развития человеческого общества. Суть расхождений взглядов может заключаться в том, на каком уровне осознания и понимания первоначальные процессы моделирования происходили, какова была степень их влияния на жизнь людей и как они воспринимались сообществом. Ведь любой образ человеческого мышления, основанный на использовании условных обозначений или теорий, является своего рода моделированием. Слова — тоже модели, если устно — то это звук, если письменно — то это знак. Одно слово, например «город», рождает в воображении целую картину. Использование определенных символов, знаков, образов, т.е. моделей тех вещей, событий, явлений, процессов и т.д., в которых протекает жизнь и с помощью которых становится более доступной, упрощенной, — это необходимость, но жизнь постоянно меняется, и вслед за ней любая модель не остается неизменной, она развивается, обогащается, изменяется... и, в свою очередь, воздействует на человека. Модели лежат в основе научного поиска и прогнозирования, и потому их история неотделима от истоков научного осмысления мира. В первобытных обществах модели действительности, выражавшиеся в мифологических, умозрительных образах, играли организующую и охранительную роли. Так, модели «бога — охранителя живых», «бога — удачи в охоте» способствовали благополучию верящих в них людей, они формировали их мировосприятие, которое, как показывает история, в свою очередь, влияло на формирование идеологических взглядов, психологии мышления, культурных укладов. До сих пор есть племена, сохранившие собственные модели видения мира, которые оказывают на весь уклад их жизни столь сильное влияние, что удерживают их вне цивилизационного пути развития и объективно предопределяют примитивность, бедность, невежество. Ученые также строят картину мира посредством моделей. Историко-философские концепции будущего, религиозные воззрения — тоже своего рода модели. Писатели-фантасты с помощью своих моделей заглядывают далеко вперед и иногда оказываются провидцами, хотя предполагать адекватность моделей реальной действительности нельзя. Пять веков не исчезает интерес к Нострадамусу, французскому предсказателю XVI в. В своих «Центуриях» он запечатлел то, что, по его мнению, должно случиться в будущих столетиях, начиная с XVI в. В воображаемом путешествии по грядущему он доходит до седьмого тысячелетия. Восприятие его предвидений и современниками, и ныне живущими было и есть двоякое: и позитивное, и негативное. Для одних он провидец, для других — шарлатан. Но предсказания технических достижений и открытий (подводные лодки, космос и др.) оправдались. И вполне правомерными были предупреждения, что технические достижения повлекут за собой революции, разрушения, войны. Он полемизирует с «Утопией» Т. Мора, пытается разрушить идеалистические представления, утопические иллюзии, не верит в них. В «Знамениях» Нострадамус предсказывает «роковой смысл» исторических закономерностей, указывает на определенную ритмическую последовательность истории. При этом следует отметить, что подобное толкование неясных, нечетких и более чем туманных предсказаний Нострадамуса не все исследователи разделяют. Многие считают, что четко выраженный в них смысл принадлежит скорее толкователям, чем самому автору. В прогностической, как и в любой другой, научной деятельности значительное место занимает интуиция. Каковы ее содержание и отличительные характеристики? Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью доказательства. Это специфический интеллектуально-психологический компонент предвидения. В истории интеллектуальной мысли понятие «интуиция» несло разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит в виде внезапногс сверхчувственного озарения, предполагающего, однако, длительную подготовку. Начиная с Античности интуиция противопоставлялась не только чувственным формам познания, но и дискурсивному (логическому) мышлению. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией ^ разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция...»1. 1 Декарт Р. Избр. произв. — М., 1950. — С. 86. Интуиция представляет собой своеобразный тип мышления когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли — истина. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство, которое предполагает опору на широкий круг знаний и на саму практику. В одном ряду с научным прогнозированием, предвидением интуицией находится гипотеза. Гипотеза — это научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно. Различают гипотезы как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположения, и как структурный элемент научной теории. В античной науке и естествознании Нового времени метод гипотезы применялся в основном лишь в скрытой форме в рамках других методов научного познания (в мысленном эксперименте в генетически-конструктивном и индуктивном методах). Научная гипотеза всегда выдвигается в контексте развития науки для решения какой-либо конкретной задачи с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории с отрицательными результатами эксперимента. Замена в процессе развития науки одной какой-либо гипотезы другой более подходящей, не означает признания ее абсолютной ложности и бесполезности на определенном этапе познания; выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на новые результаты на результаты проверки старой (даже в том случае, если эти результаты были отрицательными). Поэтому выдвижение гипотезы в конечном итоге оказывается необходимым историческим и логическим этапом становления другой — новой — гипотезы. В качестве научных положений гипотезы должны удовлетворять ряду требований. Среди них - проверяемость, означающая, что они обладают свойствами фальсифицируемое™ (опровержения) и верифицируемое™ (подтверждения). Однако наличие такого рода свойств является необходимым, но недостаточным условием научной гипотезы. Свойство фальсифицируемости достаточно строго фиксирует предположительный характер научной гипотезы. Другое свойство научной гипотезы - верифицируемость — позволяет установить и проверить ее относительно эмпирического содержания. Наибольшую эмпирическую ценность представляют собой гипотезы, подтверждаемые такими фактами и экспериментальными данными, существование которых невозможно было предположить до выдвижения проверяемой гипотезы. Наибольшую проверяемость гипотезы имеют в сфере естественных наук. В социальной сфере проверяемость сопряжена со значительными временными параметрами. Свойство верифицируемости служит эмпирической основой становления и развития гипотезы и других форм теоретического знания, обусловливая относительно непрерывный характер развития науки. Теории будущего создавались во все времена. В Новое время широкую известность приобрели концепции социалистов-утопистов. Один из них — английский юрист и философ Томас Мор — в своем философском сочинении «Утопия» создал концепцию идеального государства будущего с отчуждением собственности в пользу государства, где будут править закон, социальная справедливость и равенство на основе духовного воспитания. Другой - Шарль Фурье, футуролог, представитель французского утопического социализма предвидел необходимость нового, неэгоистического экономического общества, принципом которого будет создание территориальных товариществ, которые не будут препятствовать естественному человеческому стремлению к удовольствию и радости. Футурология — общая концепция будущего Земли и человечества; теории прогнозирования социальных процессов; разработка математических методов для составления верифицируемых прогнозов для экономики, науки, техники, социальной и политической сфер. В широком значении это совокупность представлений о будущем человечества, в узком значении — область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов; часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики. Термин «футурология» предложил в 1943 г. немецкий социолог О.Флехтхейм в качестве названия некой надклассовой «философии будущего», которую он противопоставил идеологии и утопии. В начале 1960-х гг. этот термин получил распространение на Западе в смысле «теории будущего», «науки о будущем», призванной монополизировать прогностические (предсказательные функции существующих научных дисциплин (социологии, про гностики, философии, кибернетики).
В западной футурологии выделилось несколько течений: апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. В 1960-х гг. преобладало открыто апологетическое течение, которое опиралось на разного рода теории индустриализма, сводившие социальный процесс к росту уровня технико-экономического развития, преувеличивая его значение в обеспечении достойного образа жизни людей и в целом общества (3.Бжезинский, Г. Кан, Р.Арон, Б.де Жувенель, Ж.Фурастье). Представители реформистского течения опираются на теоретическую платформу «конвергенции» капитализма с социализмом (Д. Белл, О. Тоффлер, Ф. Баадье, Р. Юнкг, Ф. Полак, Ю. Гальтунг). Представители леворадикального направления считают неизбежной катастрофу «западной цивилизации» перед лицом научно-технической революции (А.Ускоу и др.). Современная практика неумолимо подтверждает, что ни одна общественная формация не застрахована от экологического кризиса, вызываемого научно-техническим прогрессом, т. е. это глобальное противоречие, разрешению которого должны быть подчинены научные силы в союзе с политиками мирового сообщества. В начале 1970-х гг. на передний план выдвинулось течение, которое выступило с концепцией неизбежности «глобальной катастрофы» при существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние в этом течении приобрел так называемый Римский клуб, по инициативе которого развернулось глобальное моделирование перспектив развития человеческого общества на основе использования ЭВМ. Участники этих исследований и другие футурологи разделились на два основных направления: одни из них развивают идеи социального пессимизма (Дж. Форрестер, Д. Медоуз, Р.Хейлбронер), другие пытаются доказать возможность избежать катастрофы с помощью «оптимизации» государственно-монополистического капитализма (О. Тоффлер, М.Месарович, Э.Ласло, В.Феркисс, Э.Пестель, К.Фримен, И.Кайя, А.Эррера). В настоящее время Римский клуб потерял свое былое влияние в теоретическом и организационно-практическом аспектах. Как видим, футурология имеет свои особенности. Основное отличие футурологии состоит в том, что в содержание исследований входят глобальные проблемы населения Земли, устройства общества, достаточность продовольствия для всех людей, последствия научно-технического прогресса и т.д. В то время как прогнозирование ставит своей целью исследовать и такие проблемы, которые носят частный характер, если так можно сказать, расчленяют целое на «части», хотя это не исключает глобального прогнозирования. В хронологическом аспекте прогнозирование в отличие от футурологии, ориентирующейся на далекое будущее, также имеет свои особенности: прогнозы могут быть краткосрочными (1—3 года), среднесрочными (3 — 5 лет), долгосрочными (до 25 лет). Не ставя себе задачу дать оценку эффективности футурологических концепций, следует все же отметить, что футурологические клубы, объединения, центры, ученые разных направлений не свободны от идеологического воздействия, а это не способствует более объективному исследованию социальных процессов и их прогнозированию. Теории К.Маркса, В.И.Ленина как прогностические модели будущего сыграли огромную роль в жизни нескольких поколений в десятках стран мира и внесли в него существенные изменения. Как отмечал американский ученый Дж.М.Ричардсон в своей статье «Глобальное моделирование в 80-е годы», «...мир претерпевает существенные изменения под воздействием идей Маркса и Ленина». И несмотря на произошедшие социально-политические изменения в бывших странах социализма, и прежде всего в СССР, нет оснований «вместе с водой выплеснуть и ребенка», многие концептуальные подходы к видению будущего сохраняют и сохранят свою непреходящую ценность. Это модели духовности, нравственности общества, модели коллективности, общности, солидарности людей, строящих свою жизнь на основе социальной справедливости, и многие другие. Известно, что ни одна модель, какой бы теоретически совершенной она ни была, не может претендовать на абсолютную адекватность действительности, и к тому же ее воплощение всегда требует таланта, знаний, ответственности, удачного сочетания разнохарактерных факторов экономического, социально-политического, духовного плана и учета многих внешних связей и взаимодействий. Оценка масштабных системных моделей социализма не может быть упрощенной. Бесспорно позитивными были, по общему признанию международных экспертов, ее человеческие измерения, ее составные компоненты - модели образования, воспитания, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и др.1. См.: Наука и общество. — М., 1983 Актуальны сегодня и предвидения целой плеяды выдающихся русских мыслителей и ученых — Н.Ф.Федотова, В.В.Докучаева, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, Л.А.Чижевского, Н.Г.Холодного и других. В их концепциях как бы вновь возрождается идея философов и ученых Античности о человеке, не отделимом от природы, непосредственном и активном участнике космической жизни. В их философской и конкретно-научной работе рассматривается сложная система антропокосмических и социокосмических связей и взаимодействий, что позволяет обосновать неразрывность человеческой деятельности и природных сил. Наиболее известным и плодотворным глобальным предвидением является учение В.И.Вернадского о «ноосфере». Согласно его взглядам, становление «ноосферы» подготовлено всем предшествующим ходом биологической, социальной и космической эволюции, их тесным взаимодействием. Учение Вернадского и взгляды других космистов, их прогностическое видение вызывают ныне все больший интерес, способствуют развитию научной мысли, рождению альтернативных направлений внутри науки. Их заслуга — в опережающем видении развития мира, его взаимосвязей. А потому и понятно, что нередко их идеи современниками принимались с трудом. Например, К. Э. Циолковский отмечал, что его воспринимали лишь как изобретателя космической ракеты, тогда как он сам в своем творчестве более всего ценил своеобразное учение об отношении человека и Вселенной. И современная космонавтика, хотя она и считает его своим основателем, ставит ему в заслугу лишь техническую сторону дела. Так же обстоит дело и с гелиобиологией А. Л. Чижевского: хотя в ней на огромном статическом материале и устанавливается целый спектр нетривиальных земно-космических связей, но более чем полвека она не принималась ученым обществом'. 1 См.: Чижевский А.Л. Вся жизнь. — М., 1974. И ныне используемые его идеи в космической медицине и космической биологии далеко не в полной мере выражают сущность его учения. Тот факт, что концепции русских космистов вызвали настороженность в научном сообществе, не удивителен. Так и должно быть, коль скоро это альтернативные концепции, намного опережающие время и не имеющие своего должного концептуального выражения, сети понятий и теорий, способных конкурировать с ортодоксальной наукой. И не только конкурировать: необходимо взаимодействие с современной наукой, взаимообогащение. Многое следует заново осмыслить и социальным наукам, продолжающим рассматривать человека лишь как продукт замкнутых самодостаточных социальных структур. Но, как отмечает академик Н.Н.Моисеев, «даже в такой форме космизм стимулирует поиски ученых в новых областях научного знания»2. 2 Моисеев Н.Н. Экология человека глазами математика. — М., 1988. И на его основе, по-видимому, возможно проявление альтернативных наук, в наибольшей степени отражающих реальные процессы. Большой вклад в научное осмысление современных процессов вносят отечественные ученые, исследующие различные аспекты, тенденции, перспективы отечественного развития3. 3 См.: Моисеев Н. Н. Как далеко до завтрашнего дня. Свободные размышления.
Проблемам прогнозирования социальных процессов посвящены работы автора данного пособия1. 1 См,: Сафронова В.М. Социальное прогнозирование и моделирование: учеб, пособие. — М., 1995; Она же. XXI век: основные тенденции и прогнозы // Стратегия социального прорыва России в XXI веке. — М., 2000; Она же. О тенденциях социального развития в XXI веке: через призму прогноза: сб. публичных лекций. — М., 2001; Она же. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб, пособие. — М., 2002; Она же. Прогнозирование социальных процессов: проблемы теории и методологии // Ученые записки: научно-теоретический сборник МГСУ. — 1998. — № 2; Она же. Современное образование: модели и прогнозы. — М., 2001; Она же. Общество будущего: горизонты предсказуемости. — М., 2005; и др.
Определенное методологическое значение имеет широко используемая в прогнозировании вероятностная и сравнительная оценка соперничающих гипотез по отношению к классу уже установленных фактов. В социальной сфере это, в частности, гипотезы, касающиеся развития рыночной экономики в системе стран бывшей и настоящей социалистической ориентации, сохранения семьи, будущего молодежи, и другие. Особое место занимают теоретические концепции социоэкологической направленности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.011 с.) |