Олигофренопедагогика как отрасль педагогической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олигофренопедагогика как отрасль педагогической



науки об изучении, образовании и воспитании

Умственно отсталых детей

Ребенок с нарушением интеллекта как субъект и объект воспитания. Основные понятия и термины олигофренопедагогики. Объект, субъект, предмет, цели и задачи олигофренопедагогики. Место олигофренопедагогики в системе педагогических наук и предметных областей современной специальной педагогики. Междисциплинарная интеграция в специальной педагогике.

 

Психология детей с нарушением интеллекта

Развитие подходов в определении понятия «умственная отсталость»: исторический аспект в учении об умственной отсталости. Интеллектуальный дефект. Степени снижения интеллекта, систематика умственной отсталости. Необратимость дефекта при умственной отсталости. Учащиеся с грубым недоразвитием личности и нарушениями работоспособности.

Л.С. Выготский о развитии высших психических функций, о первичных дефектах и вторичных отклонениях в развитии психики умственно отсталых детей. Психологическая характеристика состава учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Патопсихологический и психодиагностический метод исследования умственной отсталости.

Концепция развития умственно отсталого ребенка в научных положениях Л.С. Выготского. Соотношение развития и обучения детей с нарушением интеллекта. Взаимосвязь мышления и речи. Специфика взаимодействия мышления и речи у учащихся с разной степенью выраженности интеллектуального дефекта. Структура мыслительной деятельности и критерии ее оценки. Психологические закономерности развития личности нормально развивающихся детей и умственно отсталых детей. Системогенез и его значение в онтогенетическом развитии личности. Роль различных видов деятельности в развитии личности умственно отсталого ребенка. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта.

Учет возрастных, психофизиологических, психологических и личностных особенностей умственно отсталого ребенка в коррекционно-воспитательной работе. Организация экспериментально-психологического изучения для обоснованной оценки умственного развития ребенка.

 

Система педагогической помощи умственно отсталым детям и подросткам

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность различных типов специальных учреждений: медико-социальных, дошкольных, школьных, психолого-педагогических и социально-педагогических. Образование умственно отсталых детей с сенсорными, двигательными, речевыми нарушениями. Организация помощи детям с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Перспективы развития помощи: система ранней помощи; модели интегрированного обучения, интеграция и дифференциация; гуманизация; социально-правовая защита; профессиональная ориентация, профессиональное образование, социально-трудовая адаптация и реабилитация.

 

  1. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ

ИНТЕЛЛЕКТА

 

Организация учебно-воспитательного процесса в системе специального коррекционного образования

Становление и развитие теории и практики воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта за рубежом. Отечественная практика обучения и воспитания лиц с нарушением интеллекта на разных этапах историогенеза.

Развитие личности с позиций единства биологических и социальных факторов. Критика «теории потолка». Определяющая роль обучения и воспитания в процессе коррекции. Сущность коррекционно-воспитательной работы.

Исследования отечественных ученых по проблемам коррекции. Дифференциация учебных требований. Развитие содержательного, операционального и мотивационного компонентов интеллектуальной деятельности. Расширение и активизация положительных социальных контактов. Комплексное решение коррекционных задач в системе лечебной, оздоровительной и педагогической работы. Коррекционные технологии: разнообразие в направленности и организации.

 

Процесс обучения

Особенности учебных и познавательных потребностей умственно отсталых детей, их развитие в обучении. Образовательные и коррекционно-воспитательные задачи процесса обучения. Обусловленность процесса обучения своеобразием познавательной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых школьников. Пропедевтический период в обучении. Взаимосвязь воспитания и обучения.

Структура процесса овладения знаниями: восприятие, осмысление, закрепление, применение.

Сообщение нового учебного материала. Требования к отбору материала, на основе которого формируются понятия, правила.

Закрепление и повторение учебного материала. Учет особенностей преднамеренного и непреднамеренного запоминания.

Принципы обучения

Соотношение в использовании общедидактических и специальных принципов обучения. Специфика в реализации общедидактических принципов обучения в специальной школе.

Специальные принципы в обучении: принцип педагогического оптимизма; ранняя педагогическая помощь при умственной отсталости; коррекционно-компенсирующая направленность специального образования; социально-адаптивная и практикоориентированная направленность в обучении; необходимость специального педагогического руководства учебной деятельностью.

Содержание коррекционно-образовательных программ

Требования к содержанию образования умственно отсталых детей, вытекающие из особенностей их познавательной деятельности: коррекционная направленность образования, его завершенность, доступность, научность, систематичность, практическая направленность, концентричность расположения материала, наличие пропедевтических этапов в предметном обучении, реализация межпредметных и внутрипредметных связей.

Базисный учебный план. Отражение в учебном плане основных требований к содержанию образования. Общие и специфические предметные области учебного плана.

Учебные программы. Структура программы. Принципы построения учебных программ. Дифференциация программных требований. Взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Школьные учебники. Основные требования к учебникам: структурная простота знаний, коррекционная и практическая направленность содержания. Методический аппарат учебников.

Учебные предметы: общая характеристика, особенности структурирования учебного материала.

 

Методы обучения

Обусловленность применения методов особенностями процесса обучения умственно отсталых детей. Общая характеристика современных классификаций методов обучения. Особенности продуктивных методов обучения. Характеристика особенностей реализации словесных, наглядных, практических методов. Обучение с использованием компьютерных технологий. Роль проблемных ситуаций в обучении. Методы стимулирования и формирования положительной мотивации учебно-познавательной деятельности.

Зависимость методов обучения от конкретной дидактической задачи, особенностей содержания, средств и организационных форм обучения. Использование методов обучения в младших и старших классах. Учет особенностей познавательной деятельности учащихся при выборе методов в условиях одного класса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.007 с.)