Для детей с нарушением интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для детей с нарушением интеллекта



 

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение как самостоятельная система и подсистема других систем в образовательном пространстве.

Системное устройство образовательного пространства и уровни управления в соответствии с подсистемными конструктами: система специального образования как особая область управления, специальное образование как область потребления и удовлетворения особых образовательных потребностей детей с общим психическим недоразвитием, образовательное учреждение для детей с общим психическим недоразвитием как особая технологическая система.

Организация и управление процессом изучения, оценки, прогнозирования и развития умственно отсталого ребенка. Оценка условий развития детей с общим психическим недоразвитием.

Функции специального (коррекционного) образовательного учреждения как области управленческой деятельности.

Субъекты управленческой деятельности: администрация учреждения, семья, умственно отсталый ребенок, педагоги (учитель, логопед, воспитатель, педагог дополнительного образования, социальный педагог), психолог, медицинский работник.

Направления управленческой деятельности: самоуправление и регулирование деятельности подразделений, материально-техническое обеспечение, правовое обеспечение, финансово-экономическое обеспечение, информационное обеспечение, научно-методическое обеспечение.

Управление процессами системного развития специального (коррекционного) образовательного учреждения. Педагогическое проектирование как основная форма планирования и управления процессами развития: разработка проектов, моделирование, конструирование, управленческое консультирование, мониторинг и процессы регулирования межобъектным взаимодействием.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

1. Система специального образования: состояние, проблемы и перспективы развития.

2. Развитие подходов в определении понятия «умственная отсталость».

3. Уроки труда в младших классах специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с нарушением интеллекта. Трудовое обучение в четвертом классе как важнейший этап профориентационной работы.

4. Принципы воспитания умственно отсталых детей.

5. Л.С. Выготский о развитии высших психических функций, о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики умственно отсталых детей.

6. Концепция развития умственно отсталого ребенка в научных положениях Л.С. Выготского.

7. Подготовка учителя к уроку в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта.

8. Организация экспериментально-психологического изучения для обоснования оценки умственного развития ребенка.

9. Урок как основная форма обучения. Типы уроков. Особенности урока в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта.

10. Образование умственно отсталых детей с сенсорными, двигательными, речевыми нарушениями.

11. Организация помощи детям с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

12. Общие и специфические задачи физического воспитания в школе для умственно отсталых детей.

13. Учебные предметы специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с нарушением интеллекта.

14. Социально-правовая защита как перспективное направление в работе с умственно отсталыми детьми и лицами их ближайшего окружения.

15. Школьные учебники специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с нарушением интеллекта.

16. Учебные программы специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с нарушением интеллекта.

17. Базисный учебный план специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с нарушением интеллекта.

18. Обзор основных этапов развития и оказания помощи умственно отсталым детям.

19. Основные направления в изучении слабоумия в конце XIX в. – начале XX в.

20. Закрепление и повторение учебного материала умственно отсталыми школьниками.

21. Характеристика основных направлений в развитии общественной помощи слабоумным в России.

22. Выдающиеся отечественные олигофренопедагоги XIX-XX в.в.

23. Пропедевтический период в обучении умственно отсталых детей. Взаимосвязь воспитания и обучения.

24. Характеристика этапов советского периода в развитии олигофренопедагогики.

25. Особенности учебных и познавательных потребностей умственно отсталых детей, их развитие в обучении.

26. Управление и руководство специальным (коррекционным) образовательным учреждением для детей с нарушением интеллекта.

27. Организация учебно-воспитательного процесса в системе специального образования.

28. Профессиональная ориентация, профессиональное образование, социально-трудовая адаптация и реабилитация как перспективное направление в работе с умственно отсталыми детьми и лицами их ближайшего окружения.

29. Физическое воспитание умственно отсталых детей в процессе трудового обучения.

30. Особенности эстетического воспитания умственно отсталых детей.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Виневская, А.В. Педагогика: словарь-справочник коррекционного педагога. – М., 2013. – 268 с. (5 экз.)

2. Выготский, Л.С. Основы дефектологии: учебник. СПб.: Лань, 2003. – 656 с. (23 экз.).

3. Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): учебное пособие для студентов гуманитарных и пед. вузов. – М., 2012. – 256 с. (7 экз.)

4. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева,Н.В. Яллаева; под ред. В.А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 271 с. (5 экз.)

5. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середине XX века: учеб. пособие для студентов вузов / Х. С. Замский - М.: Академия, 2008. – 368 с. (25 экз.)

6. Коркунов, В.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе. – Екатеринбург, 2009. – 235 с. (25 экз.)

7. Коррекционная педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов / И.А. Зайцева [и др.]; под ред. В.С. Кукушкина. – Изд. 3-е перераб. и доп. – Ростов /Н/Д: МарТ: Феникс, 2010. – 352 с. (5 экз.)

8. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие. СПб.: Академия, 2006 (45 экз.)

9. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учебное пособие для студентов / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2010. – 319 с. (5 экз.)

10. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире: Европа: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с. (7 экз.)

11. Назарова, Н. М. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики. М.: Академия, 2008. – 252 с. (25 экз.)

12. Назарова, Н.М. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Н.М. Назарова, Е.Н. Моргачева, Т.В. Фуряева – М.: Академия, 2011. – 336 с. (10 экз.)

13. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс. – 2-е изд., стереот. – М., 2010. – 376 с. (8 экз.)

14. Обучениедетей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Г.Л. Пузанова и др. М.: Академия, 2006. – 272 с. (15 экз.)

15. Попова Л.А. Основы генетики в коррекционной педагогике. Гриф УМО МО РФ. – М., 2009. – 176 с. (5 экз.)

16. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов / под ред. Н.М. Назаровой. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 400 с. (20 экз.)

17. Специальная психология: учебное пособие для высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.И. Лубовского. М.: Издательский центр «Академия», 2007 (10 экз.).

Дополнительная литература

 

1. Забрамная, С.Д. Изучаем обучая: рек. по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью (из опыта работы) М., 2002. – 112 с. (7 экз.)

2. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: учебное пособие. СПб.: Речь, 2003. – 391 с. (12 экз.)

3. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студентов вузов пед. спец./ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М.: Владос, 2005. – 207с. (1 экз.)

4. Коркунов, В. В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации / В. В. Коркунов. – Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1998. – 124 с. (5 экз.)

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. – М. Академия: Смысл, 2004. – 352 с. (9 экз.)

6. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие _ А. Р. Маллер. - М.: АРКТИ, 2002. – 176 с. (8 экз.)

7. Мамайчук, И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии междунар. ун-та семьи и ребенка им. Р. Валенберга. 2000. – 52 с. (12 экз.)

8. Мачихина, В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: пособие для учителей и воспитателей/ В. Ф. Мачихина. - М.: Просвещение, 1983. – 104 с. (21 экз.)

9. Назарова, Н. М. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 1. История специальной педагогики. М.: Академия, 2007. – 352 с. (40 экз.)

10. Нигаев, А.Н. Очерки истории развития специального образования /А.Н. Нигаев, Е.В. Шиврина; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 96 с. (69 экз.)

11. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хрестоматия Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валенберга / сост. Л. М. Шипицина. - СПб., 1997. – 256 с. (12 экз.)

12.Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью: практика спец. психологии: монография. СПб.: Речь, 2008. – 246 с. (Современный учебник). (3 экз.)

13.Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. – 400 с. (192 экз.)

14.Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития /авт.-сост. В.М. Астапов (и др.).- СПб.: Питер, 2008. – 384 с. (10 экз.)

15.Шипицына, Л. М. Школа — центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии: (науч. метод. док.) / Шипицына Л. М, Сергеева Т. А., Политова А. В. - Спб.: Образование, 1994. – 81с. (2 экз.)

18. Основы управления специальным образованием: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Д.С. Шилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с. (26 экз.)

19. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие. М.: ACADEMIA, 2002. – 160 с. (143 экз.), 2004 (15 экз.)

20. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – 496 с. (34 экз.), 2005 (3 экз.)

 

 

Периодические издания

1.Денисова, О.А. Стратегия и тактика подготовки педагогов инклюзивного образования / О.А. Денисова, В.Н. Панкратова, О.Л. Леханова // Дефектология, 2012. – №3. – С. 81-89

2.Малофеев, Н.Н. Система специального образования на этапе модернизации / Н.Н. Малофеев // Дефектология, 2011. – №2. – С. 3 – 17

3.Коробейников, И.А. О соотношении и роли органических и социальных факторов в формировании диагноза «легкая умственная отсталость» / И.А. Коробейников // Дефектология, 2012. – №2. – С. 14-21

4.Никитина, Л.Н. Отношение учителей к дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.Н. Никитина // Дефектология, 2012. – №2. – С. 14-21

5.Заиграева, Н.В. Формирование гендерных представлений девочек-подростков с умственной отсталостью / Н.В. Заигрева // Дефектология, 2011. - №6. – С. 10-16

6.Бабкина, Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР в условиях интегрированного обучения / Н.В. Бабкина // Дефектология, 2012. – №1. – С. 18-31

7.Жаворонков, Р.Н. Определение понятия «инвалид» на современном этапе развития российского общества / Р.Н. Жаворонков // Дефектология, 2011. – №6. – С. 48-61

8.Жаворонков, Р.Н. Правовое регулирование образования лиц с ОВЗ: противоречия и перспективы // Дефектология, 2013. - №3. – С. 84-92

9. Инденбаум, Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности в разных образовательных средах / Е.Л. Инденбаум // Дефектология, 2011. – №2. – С. 18 – 27

10. Кобрина, Л.М. Отечественная система специального образования – фундамент инклюзивного обучения и воспитания / Л.М. Кобрина // Дефектология, 2012. – №3. – С. 81-89

11. Лучков, В.В. Значение теории Л.С. Выготского для психологии и дефектологии / В.В. Лучков, М.С. Певзнер // Дефектология, 2011. – №1. – С. 3– 14

12. Нурлыгаянов, И.Н. Представления о человеке с нарушениями интеллекта в современном российском сообществе / И.Н. Нурлыгаянов // Дефектология, 2012. – №5. – С. 77 – 83

13. Репринцева, Е.А. Проблемы и перспективы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство современной школы / Е.А. Репринцева // Дефектология, 2012. – №6. – С. 8-16

14. Смолин, О.Н. Эксклюзив об инклюзиве / О.Н. Смолин // Дефектология, 2012. – №6. – С. 3-7

15. Шипицына, Л.М. Психологические риски воровства у младших школьников с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына // Дефектология, 2011. – №2. – С. 28 – 35

16. Поляков, Е.А. Личностные особенности подростков – социальных сирот с нормативным развитием, ЗПР и умственной отсталостью / Е.А. Поляков // Дефектология, 2011. - №3. – С. 56-62

17. Филатова, И.А. Деонтологическая подготовка педагогов-дефектологов: теоретико-методологические аспекты / И.А. Филатова // Дефектология, 2011. - №4. – С. 84-89

18. Юдина, И.А. О международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения» / И.А. Юдина, Н.А. Абрамова, Н.Э. Куликовская // Дефектология, 2012. - №1. – С. 88-94

Информационное обеспечение

Электронные информационные ресурсы, обеспечивающие внедрение инновационных методов изучения дисциплины – сайты сети Интернет:

Название сайта, информационного портала Интернет-ссылка
«Мир психологии» www.persev.net
«Психология для всех» www.pslog.net
«Библиотека по педагогике» www.pedagogic.ru
«Психология» www.psixologiya.org
«Министерство Образования и Науки РФ» минобрнауки.рф
«Мир книг» mirknig.com
Дистанционный образовательный портал «Продленка» www.prodlenka.org
«Педагогическое образование в России» (журнал) journals.uspu.ru/pedagogicheskoe-obrazovanie-v-rossii
«Специальное образование» (журнал) journals.uspu.ru/spetsialnoe-obrazovanie.html
Альманах Института Коррекционной педагогики almanah.jkprao.ru

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

для ООП «050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль «Олигофренопедагогика»

 

Подписано в печать_____________________. Формат 60*84 16

Бумага для множительных аппаратов

Усл. печ. л ___________

Тираж экз. Заказ

Уральский государственный педагогический университет

620017 Екатеринбург, проспект космонавтов, 26.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.045 с.)