Раздел 1. Основы организации банковской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Основы организации банковской деятельности



Тезисы лекций

По дисциплине «Банковское дело»

 

Специальности «5В050900 - Финансы»

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятию «коммерческий банк».

2. Перечислите основные функции банков.

3. Перечислите какие основные операции осуществляются банками второго уровня РК.

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

Вопросы для самопроверки

1. Какие нормативные и законодательные акты регулируют деятельность БВУ РК.

2. Рассмотрите подробно законы, регулирующие деятельность БВУ РК.

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

Раздел 2. Фондирование банковских операций и управление фондами

Вопросы для самопроверки

1. Сущность и особенности формирования и источники банковских ресурсов.

2. Классификация пассивов банка. Направления формирования банковских ресурсов на современном этапе, пути капитализации.

3. Собственный капитал банка: структура, функции, источники прироста,

4. Регулирование и достаточность собственного капитала банка

5. Пруденциальные нормативы.

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

4. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 2006 г.

5. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: «Финансы и статистика»,2005г.
6. Роуз С. Питер. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. Москва, Дело ЛТД, 1998 г.

7. Рид, Коттер, Гилл, Смит. Коммерческие банки.М., 1994.

8. Спицин И.О., Спицин Я.О. Маркетинг в банке. М, 1998 г.

9. Усоскин В. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М., Ваззар-Ферро,1998 г.

 

Вопросы для самопроверки

1. Сущность и классификация депозитных операций.

2. Вклады до востребования.

3. Сберегательные и срочные вклады.

4. Депозитный портфель коммерческого банка и депозитная политика.

5. Развитие депозитного рынка в Казахстане: проблемы и пути их решения.

6. Системы защиты вкладов, её разновидности. Зарубежный опыт страхования вкладов.

7. Казахстанский фонд гарантирования вкладов физических лиц и особенности его функционирования на современном этапе.

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

4. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 2006 г.

5. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: «Финансы и статистика»,2005г.

6. Роуз С. Питер. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. Москва, Дело ЛТД, 1998 г.

7. Рид, Коттер, Гилл, Смит. Коммерческие банки.М., 1994.

8. Спицин И.О., Спицин Я.О. Маркетинг в банке. М, 1998 г.

9. Усоскин В. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М., Ваззар-Ферро,1998 г.

Вопросы для самопроверки

1. Недепозитные источники привлечения средств.

2.. Управление пассивами в коммерческих банках.

3. Управление портфелем обязательств банка.

4.Риски пассивных операций: их сущность, виды и классификация.

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

4. Роуз С. Питер. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. Москва, Дело ЛТД, 1998 г.

5. Рид, Коттер, Гилл, Смит. Коммерческие банки.М., 1994.

6. Спицин И.О., Спицин Я.О. Маркетинг в банке. М, 1998 г.

7. Усоскин В. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М., Ваззар-Ферро,1998 г.

Вопросы для самопроверки

1. Сущность, структура, качество активов банка.

2. Управления активами. Цель и принципы управления активами.

3. Активы банка: состав и содержание, группировка и степень ликвидности, политика размещения.

4. Способы и методы управления активами. Международный опыт управления активами.

5. Секьюритизация активов. Оптимизация управления портфеля активов

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

4. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 2006 г.

5. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: «Финансы и статистика»,2005г.
6. Роуз С. Питер. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. Москва, Дело ЛТД, 1998 г.

7. Рид, Коттер, Гилл, Смит. Коммерческие банки.М., 1994.

Тема 7. Элементы системы кредитования и кредитный процесс.

Цель: Рассмотреть особенности системы кредитования и практики осуществления кредитного процесса в БВУ.

Вопросы лекции:

1. Объекты кредитования и субъекты кредитных отношений. Классификация банковских кредитов. Принципы банковского кредитования.

2. Система банковского кредитования и её основные элементы.

3. Методы кредитования. Формы ссудных счетов.

4. Кредитная политика коммерческого банка.

5. Этапы выдачи кредита.

6. Порядок выдачи банковских ссуд.

7. Порядок погашения ссуд.

8. Контроль за использованием и погашением ссуд. Кредитные санкции.

Содержание лекции:

Непосредственно кредитный процесс начинается со дня первой выдачи ссуды. Однако этому моменту предшествует значительная работа.

Первый этап: Формируется портфель кредитных заявок. Интервью с клиентом. Сбор информации о заявителе на кредит.

Второй этап: Оценка кредитоспособности клиента, объекта кредитования, обеспечения, качества залога и гарантий и оценка риска.

Третий этап: Оформление кредитной документации и выдача кредита.

Четвертый этап: контроль за использованием и погашением кредита. Соблюдение лимита кредитования (кредитная линия), целевого использования ссуды, уплаты ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата ссуд.

На данном этапе не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов, при необходимости проводятся переговоры с клиентом, уточняются сроки и условия кредитования.

Кредитная документация должна как минимум содержать достаточную информацию для определения цели кредита, основные и дополнительные источники погашения кредита, основное и дополнительное обеспечение. Кредитование осуществляется при предоставлении заемщиком пакета документов. Шаблонный перечень может быть представлен следующим образом:

Кредит выдается с помощью соответствующего письменного распоряжения работника банка. Исходя из принятого в банке уровня компетенции им может быть президент, его заместитель, начальник кредитного управления или даже кредитный работник. Распоряжение поступает в управление операционной работы, в нем указываются полное наименование заемщика, его РНН, сумма кредита, номера лицевых счетов, с которых перечисляются средства и реквизиты, по которым необходимо произвести зачисление средств, номер и дату кредитного договора. Распоряжение устанавливает направление кредита. Оно зависит от конкретной ситуации и пожелания клиента. Выдача кредита по направлению может быть 3-х видов:

- ссуда зачисляется на расчетный счет (р/с) клиента;

- ссуда минуя р/с, предоставляется на оплату различных платежных документов;

- ссуда поступает в погашении ссуд, ранее выданных.

Во всех этих случаях дебетуется ссудный счет.

По объему выдача кредита также может различаться. Здесь возможны варианты:

- ссуда в полном объеме зачисляется на р/с;

- свое право на кредит, заемщик реализует по мере возникновения потребности в заемных средствах, но в сроки установленные договором.

В первом варианте может произойти удорожание ссуды банка. Поскольку ссуда может быть расходована с некоторой разницей во времени между использованием ссуды и ее поступлением на расчетный счет, а оплата процентов происходит за каждый день с момента отражения ссуды на ссудном счете.

Порядок, сроки и способы погашения ссуд предусматрива­ются в кредитном договоре, заключаемом между банком и за­емщиком.

Варианты погашения ссуды:

- эпизодическое погашение

- систематическое погашение

- отсрочка погашения

- путем взыскания в бесспорном порядке с расчетного сче­та заемщика задолженности по ссудам по наступившим сро­кам или при просрочке платежа

- путем досрочного взыскания, по распоряжению банка, при выявлении необеспеченной задолженности по ссудам.

При отсутствии у заемщика в ближайшее время реальных пер­спектив погашения необеспеченной возвратом задолженнос­ти по ссуде и уплаты процентов по ней банк:

1. предъявляет сумму долга к взысканию своим распоряжени­ем в бесспорном порядке со счета гаранта (поручителя) без пред­варительного его уведомления;

2. получает в пределах сроков, определенных правилами страхования, страховое возмещение от страховой компании;

3. получает удовлетворение из стоимости заложенного за­емщиком имущества в порядке, определенном договором;

4. предъявляет к оплате требования и счета заемщика к другому лицу, которые заемщик уступил в пользу банка.

Вопросы для самопроверки

1. Объекты кредитования и субъекты кредитных отношений. Классификация банковских кредитов. Принципы банковского кредитования.

2. Система банковского кредитования и её основные элементы.

3. Методы кредитования. Формы ссудных счетов.

4. Кредитная политика коммерческого банка.

5. Этапы выдачи кредита.

6. Порядок выдачи банковских ссуд.

7. Порядок погашения ссуд.

8. Контроль за использованием и погашением ссуд. Кредитные санкции.

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

4. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 2006 г.

5. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: «Финансы и статистика»,2005г.
6. Роуз С. Питер. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. Москва, Дело ЛТД, 1998 г.

Вопросы для самопроверки

1. Понятие, цели, задачи кредитоспособности заемщика.

2. Кредитная история заемщика. Кредитное бюро:.

3. Правило 6 СИ. Оценка кредитного риска по методикам PARSER, CAMPARI.

4. Анализ финансовых коэффициентов. Рейтинговая оценка заемщика.

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

4. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 2006 г.

Вопросы для самопроверки

1. Классификация форм обеспечения банковских кредитов.

2. Залог как способ обеспечения использования средств.

3. Гарантии и поручительства.

4. Страхование банковских ссуд.

5. Цессия.

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

4. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 2006 г.

5. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: «Финансы и статистика»,2005г.

6. Роуз С. Питер. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. Москва, Дело ЛТД, 1998 г.

7. Рид, Коттер, Гилл, Смит. Коммерческие банки.М., 1994.

8. Спицин И.О., Спицин Я.О. Маркетинг в банке. М, 1998 г.

9. Усоскин В. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М., Ваззар-Ферро,1998 г.

Вопросы для самопроверки

1. Методы начисления процентных ставок.

2. Особенности начисления ставок вознаграждения и интереса при проведении депозитных и кредитных операций.

3. Условия изменения ставок вознаграждения.

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

4. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 2006 г.

5. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: «Финансы и статистика»,2005г.

Вопросы для самопроверки

1. Необходимость и сущность кредитования корпоративных заемщиков. Объекты и субъекты кредитования.

2. Пакет документов, необходимых для кредитования.

3. Оценка бизнес-проекта.

4. Особенности анализа кредитоспособности корпоративных заемщков. Рейтинговая оценка. Оценка вероятности банкротства заемщика.

5. Заключение договоров.

6. Мониторинг, погашение кредита.

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

4. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 2006 г.

5. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: «Финансы и статистика»,2005г.

6. Роуз С. Питер. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. Москва, Дело ЛТД, 1998 г.

 

Вопросы для самопроверки

1. Классификация розничных ссуд и объектов кредитования.

2. Определение платежеспособности индивидуальных заемщиков.

3. Порядок выдачи, погашения, анализа обеспеченности выданных ссуд.

4. Рынок потребительских ссуд в Казахстане: проблемы и пути решения.

5. Ипотечное кредитование: сущность, принципы и модели ипотечного кредитования.

6. Инфраструктура ипотечной системы Казахстана.

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

4. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 2006 г.

5. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: «Финансы и статистика»,2005г.
6. Роуз С. Питер. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. Москва, Дело ЛТД, 1998 г.

Вопросы для самопроверки

1. Кредитный портфель коммерческих банков.

2. Понятие кредитного риска и способы его минимизации.

3. Ссудные потери банков и финансовая отчетность по ним.

4. Контроль за финансовыми потерями.

5. Классификация активов и условных обязательств, формирование провизий против сомнительных и безнадежных ссуд.

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

4. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 2006 г.

5. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: «Финансы и статистика»,2005г.

Вопросы для самопроверки

1. Основные направления работы казахстанских банков на рынке ценных бумаг.

2. Андеррайтинг - гарантия открытого размещения ценных бумаг.

3. Инвестиционный портфель банков.

4. Эмиссионная, кастодиальная, посредническая деятельность казахстанских банков.

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

4. Роуз С. Питер. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. Москва, Дело ЛТД, 1998 г.

7. Рид, Коттер, Гилл, Смит. Коммерческие банки.М., 1994.

Вопросы для самопроверки

1. Сущность, виды лизинговых операций.

2. Оперативный и финансовый лизинг, его специфика и основные условия.

3. Риски лизинговых сделок и методы их минимизации.

4. Трастовые услуги банков

5. Сущность и возможности факторинга.

6. Форфейтинговые операции банков.

 

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

4. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 2006 г.

5. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: «Финансы и статистика»,2005г.

 

Вопросы для самопроверки

1. Особенности проведения банками экспортных и импортных операций.

2. Формы международного кредита и валютно-финансовые и платежные условия международных кредитов

3. Долгосрочные международные кредиты и их формы.

4.Понятие и виды валютных операций коммерческих банков.

5. Валютные сделки.

6. Валютный рынок Республики Казахстан: Порядок проведения валютных операций в Республике Казахстан.

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

4. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 2006 г.

5. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: «Финансы и статистика»,2005г.

6. Роуз С. Питер. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. Москва, Дело ЛТД, 1998 г.

7. Рид, Коттер, Гилл, Смит. Коммерческие банки.М., 1994.

8. Спицин И.О., Спицин Я.О. Маркетинг в банке. М, 1998 г.

9. Усоскин В. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М., Ваззар-Ферро,1998 г.

 

Поскольку перевод денег в МСПД осуществляется в пределах суммы денег пользователя, переведенной им на счет системы в НБ РК и принятых сумм от других пользователей, в случае недостаточности денег на платежные документы становятся в очередь. Платежные документы, находящиеся в очереди, обрабатываются в соответствии с кодами приоритетности, устанавливаемыми пользователями, а в пределах этих кодов, исполнение платежных документов производится в порядке их поступления в очередь. При этом, платежные документы, находящиеся в очереди, в любой момент могут быть отозваны пользователями.

4) метод «раскрутки»

Данный метод используется только в системе нетто- расчетов. Суть метода заключается в том, сто производится аннулирование платежного документа с наименьшим кодом приоритетности и с самым поздним временем поступления в очередь. После этой процедуры происходит новый перерасчет чистой позиции пользователя, т.е. уменьшается размер чистой дебетовой позиции пользователя и появляется возможность произвести окончательный расчет в МСПД.

5) мониторинг платежной системы в режиме реального времени. Мониторинг платежной системы - это процесс оценки текущей ликвидности пользователей МСПД и участников клиринга, проводимый в целях управления и минимизации рисков. Суть метода заключается в том, что НБ РК в режиме реального времени отслеживает суммы дебетовых и кредитовых оборотов пользователей, суммы платежных документов, находящихся в очереди. На основе данной информации и информации о сумме имеющейся ликвидности на корреспондентском счете пользователей в НБ РК.

Нужно отметить, что сегодня НБ РК используется весь спектр методов управления рисками, которые приняты в международной практике. Помимо этого, платежные системы Казахстана отвечают всем требованиям, предъявляемым к системно значимым платежным системам Комитетом по Платежным и Расчетным Системам при Банке Международных Расчетов, что говорит о стабильности и достаточной эффективности их функционирования.

Деньги предприятий и организаций хранятся в банке и учитываются на расчетном, текущем счетах, в зависимости от характера их деятельности. В процессе хозяйственной деятельности между субъектами возникают определенные требования и обязательства, для урегулирования которых необходима организация системы платежей. При этом платеж является процессом выполнения должником своих обязательств, а конечная его стадия – расчет.

Вопросы для самопроверки

1. Принципы и формы организации платежной системы государства.

2. Формирование и развитие платежной системы в Республике Казахстан.

3. Система безналичных расчетов в Республике Казахстан.

4. Системы перевода крупных и розничных платежей.

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

4. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 2006 г.

5. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: «Финансы и статистика»,2005г.

6. Роуз С. Питер. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. Москва, Дело ЛТД, 1998 г.

7. Рид, Коттер, Гилл, Смит. Коммерческие банки.М., 1994.

8. Спицин И.О., Спицин Я.О. Маркетинг в банке. М, 1998 г.

9. Усоскин В. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М., Ваззар-Ферро,1998 г.

Планированием определяются: рамки, границы, в которых будут работать сотрудники банка. Планированием также увязываются: все системы деятельности банка через сводные показатели; увязывается их выполнение с интересами коллектива банка через системы материального стимулирования труда.

При привязке планирования можно определить основные направления поиска новых: сфер; методов деятельности в условиях усиления конкуренции на денежном рынке. Планирование – это многоуровневый процесс, который охватывает все подразделения банка, определяет локальные или местные, а также общие перспективы банка. Результатом планирования является разработка: бизнес-плана; оперативного плана по отдельным направлениям, в частности: кредитной, инвестиционной, депозитной, процентной, кадровой и др. планов и политики.

Анализ помогает дать оценку: деятельности банка; сопоставить фактические результаты работы банка с прогнозной оценкой; сопоставить текущие результаты банка с прошлым периодом и с результатами других банков. Анализ позволяет выявить: плюсы и минусы в деятельности банка; потери; неиспользованные резервы. Анализ производится по следующим направлениям: анализ динамики объемных показателей деятельности банка, а именно: активов; депозитов; собственного капитала; кредитов; прибыли. При оценке сопоставляются эти показатели с показателями других банков, и определяется рейтинг банка (место). Результаты анализа используются для выработки стратегии развития банка.

При оценке ресурсной базы определяются: объем, структура, тенденции развития собственного капитала, кредитов, прибыли. Анализ производится путем классификации отдельных статей ресурсов банка: расчета структурных показателей; сравнения этих статей в динамике; сравнения с данными других банков. Этот анализ применяется в основном для разработки депозитной политики банка.

При оценке состояния активов банка устанавливаются: объем, структура, основные тенденции развития активов, в частности: кредитов, инвестиций, депозитов. Анализ основывается на классификации: активов банка, расчета структурных показателей, сравниваются с данными других банков. Итоги анализа позволяют выработать кредитную и инвестиционную политику банка.

Оценка ликвидности банка производится на основе определения финансовых коэффициентов. При этом эти коэффициенты сравниваются с другими факторами и определяются в динамике, в сравнении. Анализ материальной базы банка позволяет разработать стратегию и тактику банка в управлении ликвидностью. Анализ позволяет также дать оценку доходности банка, его прибыльности согласно отчету о прибылях и убытках. При анализе рассчитываются: количественные и качественные показатели, которые отражают доходность и прибыльность банка; эффективность использования активов; структура доходов и расходов банка. Подобный анализ необходим для разработки механизма управления прибыльностью банка. Кроме этих анализов банки производят анализы: кредитного портфеля банка, портфеля ценных бумаг, кредитоспособности клиента, достаточности собственного капитала, процентной маржи (вознаграждения). Результаты этих анализов используются для выработки политики банка в области управления банковскими рисками.

Регулирующая функция банковского менеджмента связана с тем, что банковская деятельность находится под государственным надзором. Банки, как известно, являются центром аккумуляции денежных средств, поэтому их деятельность всегда связана с риском потери крупных денежных ресурсов. Естественно, государство не может допустить этого, и поэтому предусматриваются определенные требования к лицензированию банков, установлению определенных ограничений их деятельности, обеспеченности капиталом, ликвидностью, формированию обязательных резервов и др. В этой связи и внутрибанковское регулирование нацелено на то, чтобы соблюдать установление со стороны Комитета Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее КФН) требований и пруденциальных нормативов. Обычно эти требования и контроль за их выполнением осуществляется КФН.

В то же время внутрибанковское регулирование производится и самими банками самостоятельно. В частности, такое регулирование может производиться по следующим направлениям: по совершенствованию организационной структуры банка (новые подразделения, отделы, службы, маркетинга, анализа и др.); по разработке новых и совершенствованию действующих положений, инструкций и других внутрибанковских корпоративных документов; по определению целей, приоритетов, методов, способов банковской политики и ее реализации; по разработке практических мер, направленных на устранение рисков в деятельности банка и выбору гарантий; по выработке мер, направленных на обеспечение квалифицированными кадрами (обучение, переобучение и т.д.); по организации действенности оперативного внутрибанковского контроля.

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляется со стороны, как было отмечено выше КФН. Внутренний контроль осуществляется самим банком. Одним из основных компонентов банковского менеджмента является именно внутрибанковский контроль. Внутрибанковский контроль производится менеджерами банка, а также органами внутреннего аудита. Основная цель внутрибанковского контроля – это быстрое выявление недостатков в работе банка и оперативное применение мер по их устранению. В целом как внутрибанковский, так и внешний контроль направлен на полное обеспечение выполнения всех законодательных и нормативных актов Национального банка и других контролирующих органов.

Сфера банковского менеджмента подразделяется на два блока: финансовый менеджмент, управление персоналом банка.

Финансовый менеджмент представляет собой управление движением денежных средств, их формированием, размещением. К основным направлениям финансового менеджмента относятся:

- разработка банковской политики и банковской стратегии по отдельным направлениям деятельности банка (депозитным, кредитным, инвестиционным, финансовым услугам и т.д.);

- банковский маркетинг;

- управление активами и пассивами банка;

- управление ликвидностью банка;

- управление доходностью и прибыльностью банка;

- управление собственным капиталом банка;

- управление кредитным портфелем;

- управление банковскими рисками.

Финансовый менеджмент отличается тем, что в нем нет одинакового подхода к управлению в рамках единой банковской системы. В условиях рынка и усиливающейся конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные подходы к ведению банковского дела. Кроме того, сложившаяся динамичная ситуация в экономике заставляет банки постоянно вносить изменения, совершенствовать свою деятельность.

Управление персоналом банка – не менее важная сфера банковского менеджмента. Управление персоналом нацелено на эффективное использование знаний и опыта банковских работников, которое является одним из действенных механизмов финансового менеджмента. Управление персоналом банка направлено на:

– мотивацию труда;

– подготовку и переподготовку банковских кадров;

– совершенствование оплаты труда, его стимулирование;

– организацию контроля;

– продвижение по службе;

– выработку поведения общения в коллективе.

Банковский менеджмент предусматривает также выявление недостатков в менеджменте, а именно: выявление ошибок в управлении из-за недостаточной компетентности, отсутствия опыта руководителей банка и его сотрудников; выявление скрываемых негативных сторон в финансовом положении банка; выявление фактов искажения отчетов: сокрытие нереальных активов, убытков; выявление прямого обмана, мошенничества.

Выявление и пресечение фактов неправильного менеджмента являются задачей органов надзора как со стороны КФН, так и других контролирующих органов.

 

Таблица - Схема банковского менеджмента

Финансовый менеджмент Управление персоналом
1.Банковская политика 1.Мотивация труда
2.Маркетинг 2.Организационная структура банка
3.Управление активами и пассивами 3.Расстановка кадров
4.Управление ликвидностью 4.Система подготовки и переподготовки кадров
5.Управление доходностью и прибыльностью 5.Система оплаты труда, стимулирования
6.Управление собственным капиталом 6.Организация контроля
7. Управление кредитным портфелем  
8.Управление банковскими рисками (валютная, процентная) 7.Система повышения в должности
9.Создание информационной системы 8.Принципы общения в коллективе
Примечание: составлено автором.

 

Для того, что дать определение понятия «банковский маркетинг», необходимо дать определение понятию «маркетинг».

Дж.Х.Бак дает следующее определение «маркетинг – это планирование и осуществление всесторонней деятельности, связанной с продукцией, в целях оказания оптимального влияния на потребителя для обеспечения максимального потребления при оптимальной цене и получения в результате этого максимальной долгосрочной прибыли».

В широком смысле маркетинг – это человеческая деятельность, имеющая отношение к рынку. Ф. Котлер определяет рынок как «совокупность существующих и потенциальных покупателей».

В узком смысле маркетинг – это ведущее направление управленческой деятельности, включающее изучение, анализ, планирование, осуществление и контроль за выполнением программ по изучению потребительского спроса и созданию оперативного управления производством для реализации продукции и стоимостей, которые максимально удовлетворяют требованиям потребителей и производителей.

У банка, как у института, производящего банковские продукты и оказывающего услуги на финансовых рынках, также имеется потребность в изучении и анализе рынка, определении на основе этого своей стратегии по реализации своих продуктов и услуг.

Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение эффективности, концепция, продажа услуг, исследование рынка, кадровая политика.

Специфика банковской продукции обуславливает особенности маркетинга в банковской сфере.

Банковский маркетинг – это философия и стратегия банка, позволяющая выявить потребности рынка и направить свою деятельность на достижение поставленных целей.

Основные принципы банковского маркетинга сводятся к следующему:

1. Направленность действий сотрудников банка на достижение конкретных рыночных целей.

2. Комплексность процесса функционирования маркетинга, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль.

3. Единство текущего и перспективного планирования маркетинга.

4. Контроль за принимаемыми маркетинговыми решениями в качестве основы их практического воплощения.

5. Разностороннее и масштабное стимулирование творческой активности и инициативы каждого работника банка.

6. Обеспечение заинтересованности работников банка в постоянном повышении своей квалификации.

7. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

К основным задачам банковского маркетинга можно отнести:

0- Создание эффективной системы стратегического и оперативного планирования банковской деятельности.

1- Проведение постоянных маркетинговых исследований, анализ конкурентной среды и выявление возможностей банка в опережении конкурентов.

2- Обеспечение рентабельной работы банка в постоянно изменяющихся условиях денежного рынка.

3- Гарантирование ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков, поддержание общественного имиджа банка.

4- Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых банком. Это создает условия для устойчивости деловых отношений.

5- Комплексное решение коммерч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.154 с.)