Веризм в Италии. Оперы Д.Пуччини «Тоска», «Чио-чио-сан», «Богема». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Веризм в Италии. Оперы Д.Пуччини «Тоска», «Чио-чио-сан», «Богема».



Веризм (итал. verismo, от vero - правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца 19 в., стремившееся отразить социальные и психологические конфликты новой национально-исторической действительности объединённой Италии, вступившей на путь капиталистического развития.

В музыке Веризм получил известность в оперных произведениях. Однако характерные для литературы Веризм социальные мотивы разрабатывались в них редко. Героями своих произведений композиторы избирали сельских жителей, бедных горожан, представителей богемы и главное внимание сосредоточивали на житейских драмах, основанных, главным образом, на любовных коллизиях. Первые образцы веристской оперы - «Сельская честь» П. Масканьи (постановка 1890) и «Паяцы» Р. Леонкавалло (постановка 1892).

Наиболее значительны достижения оперного Веризм в творчестве Дж. Пуччини («Манон Леско», постановка 1893, «Богема», постановка 1896, «Тоска», постановка 1900, «Чио-Чио-сан», постановка 1904, «Девушка с Запада», постановка 1910, и др.). Успеху произведений Веризм способствовали театральная эффектность, мелодически-выразительная музыка, подчёркнутая эмоциональность. Однако натуралистические тенденции, мелодраматизм, поверхностная иллюстративность, преувеличенность экспрессии, пристрастие к однообразному мелодизированному речитативу снижали целостность образов. Родственные Веризм течения существовали во Франции (оперы А. Брюно, «Луиза» Г. Шарпантье), Германии (опера «Долина» Э. д"Альбера) и др. странах.

«Тоска». Премьера этой оперы (пятой по счету в творчестве Пуччини) свершилась в римском театре «Констанца» 14 января 1900 года. Оценки были очень противоречивы. «Тоску» с энтузиазмом приветствовали сторонники веристского направления. Другие упрекали ее в натурализме, дешевеньком мелодраматизме, «веристских крайностях», в лишней «брутальности» содержания. 17 марта 1900 года премьера «Тоски» с большим фуррором прошла на сцене театра «Ла Скала» под управлением Артуро Тосканини. Самому Пуччини сюжет «Тоски» был очень дорог как итальянцу. В ней говорится об Италии, страдающей и борющейся за свободу. Действие происходит в Риме в 1800 году.

Живописец Марио Каварадосси прячет в собственном доме бежавшего из кутузки республиканца Анжелотти. В эту тайну посвящена только любовь Каварадосси, певица Флория Тоска. Начальник милиции Скарпья арестовывает художника и подвергает его ожесточенным пыткам. Тоска, находящаяся в примыкающей комнате, не выдерживает и выдает Скарпья то место, где скрывается беглец. Но заместо обещанного помилования Каварадосси заключают под стражу. Скарпья, окутанный любовной страстью к Тоске, предлагает ей сделку: жизнь и свобода Каварадосси взамен ее любви. В случае отказа Каварадосси ожидает казнь. После мучительных колебаний Тоска воспринимает это условие. Скарпья обещает, что сцена экзекуции Каварадосси будет разыграна «для вида», патроны будут холостыми. Когда Скарпья подходит к Тоске, чтоб заключить ее в объятия, она закалывает его ножиком. Скарпья погибает, но его обещание оказывается обманом: во время экзекуции Каварадосси гибнет на очах у Тоски. Она в отчаянии кидается с парапета тюремной башни на камешки мостовой.

Сюжет «Богемы» взят из пользующегося популярностью французского романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». Он понравился сходу двум итальянским композиторам – Леонкавалло и Пуччини. Создатель «Паяцев» ранее взялся за работу и возлагал надежды, что Пуччини откажется от «занятого» сюжета. Но Пуччини этого не сделал, что попортило их до этого дружественные дела. Свою «Богему» он написал за 8 месяцев.Премьера оперы свершилась 1 февраля 1896 года на сцене театра «Реджо» в Турине под управлением 28-летнего А. Тосканини. Реакция критики и публики в целом была довольно холодной. Но скоро «Богема» захватила сцены всего мира. «Богему» нередко приравнивают к веризму, но по сути она является произведением другого масштаба и значения. С помощью собственных неизменных соавторов, либреттистов Дж. Джакозы и Л. Иллики, Пуччини делает оперу интимно-лирического плана, «оперу-повесть», в какой нет откровенной мелодрамы, во всяком случае, никто никого не убивает. В «Богеме» отсутствуют классические веристские приемы. Тут нет «темы рока», округленных мелодий в духе «неаполитанских песен», рыданий «арий крика». Основная героиня, Мими, гибнет не поэтому, что ее околпачили, бросили, кинули, а поэтому, что у нее нет сил биться за существование. Мир устроен так, что самое незапятнанное, нежное, беззащитное обречено на смерть. Но это не значит, что в ежедневной жизни нет радости, поэзии, дружбы и любви.Действие оперы разворачивается в Латинском квартале Парижа 1830 года, в канун Рождества. Случайная встреча Рудольфа с Мими, девушкой-белошвейкой, живущей в том же доме, пробуждает в его сердечко любовь. Мими отвечает ему взаимностью. Но счастье недолго. Рудольф и Мими расстаются: у нее чахотка, а в жилье Рудольфа сыровато и холодно. Проходит зима и Мими ворачивается к Рудольфу, но деньки ее сочтены. В опере 4 деяния, которые соединяются воединыжды попарно: в 2-ух первых царствует иллюзия счастья, в последующих происходит крушение этих иллюзий. Четыре акта подобны четырем частям симфонии.Когда сначала оперы Мими приходит к Рудольфу попросить огня, юношу поражает холод ее малеханькой ручки. На данный момент Мими грезит уже не об огне, а о теплой муфте, которую ей покупает не нищий Ру­дольф, а Мюзетта. Думая, что это подарок возлюбленного, Мими успокоенно произносит: «Я руки согрею... и... усну». В это время в оркестре максимально тихо и лаского звучит колыбельная мелодия, которую когда-то напевал Рудольф, целуя ее прохладные руки. Сцена погибели Мими – одно из высших достижений Пуччини. По трагическому накалу ее можно сопоставить с концом «Травиаты». Всё сдержанно и просто в этой сцене.

Чио-чио-сан. Сюжет этой оперы Пуччини отыскал в одноактной пьесе виднейшего южноамериканского режиссера Дэвида Беласко.Основная героиня, совершенно еще молодая японская гейша Чио-Чио-сан, на время была куплена лейтенантом южноамериканского флота Пинкертоном, который очень скоро бросил ее. Сделка имеет видимость брака, но супружеский контракт, заключенный янки в Стране восходящего солнца «на 999 лет» не имеет силы в Америке.Пуччини очень обожал свою «японскую трагедию», считая ее одним из наилучших собственных достижений. Тем драматичнее для него стал провал премьеры «Мадам Баттерфлай» (Милан, театр «Ла скала», 17 февраля 1904 года), которая повторила судьбу «Травиаты». Спустя три месяца была поставлена новенькая, трехчастная версия оперы, сейчас в Большенном театре Брешии. Ее триумфальный фуррор стопроцентно наградил композитора за беду в «Ла Скала».Главное, с чем приходится биться Чио-Чио-сан в протяжении всей оперы, – это неверие окружающих. Нарушив обычаи собственной страны, отказавшись от веры протцов и приняв христианство, она разорвала связи с прошедшим. Покинутая родными, окаянная Бонзой (японским священником), она с негодованием отторгает ухаживания обеспеченного царевича Ямадори: мадам Баттерфлай хранит верность супругу. Ее поддерживает только несокрушимая вера в собственный эталон, вот почему предательство возлюбленного человека, смерть эталона не оставляют ей шансов на жизнь. Она согласна дать мальчугана («Отца воля священна»), но простившись с отпрыском, убивает себя ударом кинжала собственного отца.Работая над оперой, Пуччини изучал традиции японской культуры, религиозные ритуалы, быт, сборники японских народных песен. Он прослушал около 100 фонограмм с записями японской народной музыки, вслушиваясь в особенности государственной декламации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.006 с.)