Творчество белорусских композиторов – основателей профессиональной композиторской школы ХХ в. (В.Золотарева, Н.Чуркина, Н.Аладова, Е.Тикоцкого, А.Богатырева и др.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество белорусских композиторов – основателей профессиональной композиторской школы ХХ в. (В.Золотарева, Н.Чуркина, Н.Аладова, Е.Тикоцкого, А.Богатырева и др.).



Белорусская музыкальная культура XX век – время начала нового этапа в развитии профессиональной белорусской музыки.

На протяжении ряда столетий в Беларуси закладывались основы профессиональной музыкальной культуры.

Первый этап (20-40-е гг.). Формирование национальной композиторской школы.

Начальная ступень развития профессиональной музыки в Беларуси связана с социальной, политической обстановкой в те годы. Революции 1905,1907 и 1917 годов явились толчком к возрастающей волне национального самосознания. Широко распространяется идея «белорусизации» культуры, происходит внедрение
белорусского языка в учебники, газеты, журналы.

Обновляется и обстановка, в которой теперь звучит музыка. Возникает множество музыкальных кружков, обществ, самодеятельных хоров, частных музыкальных школ и училищ.

1932 год – открытие Белорусской государственной консерватории в Минске. Первые ее выпускники-композиторы: А. Богатырев, М. Крошнер, П. Подковыров, В. Оловников, Л. Абелиович.

Музыкальное искусство этого периода ориентировано на русскую классику.

Основные жанры – опера, симфония, камерно-инструментальная, хоровая и сольная песня, обработки народных песен.

Появление национальной композиторской школы в лице этих композиторов является признаком роста культурного самосознания Беларуси.

Второй этап (кон.40-нач. 60-х гг.). Период закрепления достигнутого профессионального уровня.

Великая отечественная война прервала стремительное восхождение и укрепление композиторской школы Беларуси. В 1941 году консерватория закрылась, а
возобновила работу только через 11 лет.

Несмотря на всю тревожность военной обстановки, музыкальная жизнь в Беларуси продолжала существовать.

В творчестве белорусских композиторов в этом периоде на первое место выходит патриотическая тема борьбы народа против фашизма. Особое место заняла тема партизанского движения Беларуси, ставшего грозной силой в тылу врага.

После успешного окончания войны, общественная жизнь, как и культурная, стала возобновляться. Ожили концертные залы, театры, музыкальные учебные заведения. Активизировалась деятельность союза композиторов, куда теперь вошли молодые выпускники консерватории – Г. Вагнер, Э. Тырманд, Ю. Семеняко, Е. Глебов, Д. Смольский.
Расширяется диапазон жанров – появился жанр инструментального концерты для цимбал, контрабаса.

В 1950-х большое внимание в музыке сосредоточено на отображении современных сюжетов и образов, связанных с жизнью и бытом простого человека.

Третий этап (1960-70-е гг.). Усиление творческой активности композиторов.

Это время обновления традиций белорусской музыки.

Плодотворное развитие белорусской музыки 60-70-х гг. – результат не только обращений к современной тематике, но и влияние лучших традиций мировой многонациональной музыки.

Четвертый этап (1980-90-е гг.). Сохранение и развитие предшествующих традиций.

Много интересного было создано композиторами в этот период. Конец 20 столетия – это появление новых талантливых имен композиторов – выпускников Белорусской академии музыки (так с 1995 г. стала называться Белорусская консерватория).
Среди них – А. Бондаренко, В. Копытько, В. Кузнецов, Л. Мурашко, Е. Поплавский, В. Солтан и др.

Симфония главенствующее место в творчестве белор. композиторов. Ее особенности – глубокое содержание, своеобразные выразительные средства и техника письма, философская трактовка.

Развиваются и иные симфонические жанры – поэма, сюита, эскиз.

 

Николай Ильич Аладов (1890-1972)

Белорусский советский композитор, педагог. В 1910 г. окончил Петербургскую консерваторию экстерном. Преподавал в Государственном институте музыкальной культуры в Москве.

В Минске являлся одним из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 гг. являлся ее ректором, профессор.

В годы войны (1941-1944) преподавал в Саратовской консерватории.

Н.И. Аладов является одним из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.

Он автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний и других произведений. Создал вокальные циклы на стихи белорусских поэтов Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка.

Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)

Советский белорусский композитор.

Е. К. Тикоцкий родился в Санкт-Петербурге в семье с польскими корнями.

В 1915 г. ушёл на фронт. После окончания службы переехал в Бобруйск, где преподавал в музыкальной школе. К этому времени относятся его первые контакты с белорусской народной музыкой, повлиявшей на его сочинения. Первое крупное сочинение - симфония, написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, она стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. Затем был ряд театральных постановок в Минске, куда через некоторое время перебрался и композитор. Здесь Тикоцкий работал на радио и занимался преподавательской деятельностью. В 1939 г. он пишет одно из самых известных своих сочинений – оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого - «Алеся», она была поставлена в 1944 г., после освобождения Минска от фашистских захватчиков.

Тикоцкий является одним из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, созданные в классической и романтической манере, наполнены народными мотивами. Он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX в. Создал, кроме двух указанных опер, также оперу «Анна Громова», оперетту «Кухня святости», 6 симфоний, фортепьянное трио, сонату-симфонию для фортепьяно и другие произведения.

Анатолий Васильевич Богатырёв (1913-2003)

Белорусский советский композитор и педагог, основатель белорусской национальной композиторской школы, профессор.

Родился в Витебске, окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 г. С 1948 г. преподавал в Белорусской академии музыки.

А.В. Богатырёв является автором двух опер: «В пущах Полесья» (по повести Я. Коласа «Дрыгва», постановка 1939 г.) и «Надежда Дурова», которую поставил в 1946 г. Ансамбль советской оперы Всероссийского театрального общества.

Является автором ораторий, кантат, фортепианного трио, сонат для скрипки и фортепьяно, для виолончели и фортепьяно и для фортепьяно.

 

22.Обзор жанров оперы и балета в Беларуси (советский период).

В середине 20-х гг. уже можно было говорить о первых успехах белорусского советского музыкального искусства. Наряду с фольклором и самодеятельностью развивалось профессиональное творчество, росло мастерство исполнителей. Они работали в разных по уровню музыкальных, хоровых и танцевальных коллективах. Подготовку специалистов в области музыки в то время осуществляли Минский, Витебский и Гомельский музыкальные техникумы. В Витебске, Гомеле и Бобруйске действовали народные консерватории. Оперный и балетный классы, а также музыкальные коллективы Минского музыкального техникума послужили базой для создания Белорусской студии оперы и балета, симфонического оркестра Белорусского радиоцентра, оркестра народных инструментов филармонии. В 1924 г. в Могилеве была поставлена первая белорусская советская опера «Освобождение труда» Н. Чуркина.

В 1932 г. открылась Белорусская консерватория, в 1933 г. был создан Государственный театр оперы и балета БССР, в 1937 г. начала работать Белорусская государственная филармония, в 1938 г. на сцену вышел ансамбль песни и танца Белорусского военного округа.

Первой хореографической постановкой театра оперы и балета стал «Красный мак» Р. Глиэра – профессора Московской консерватории. В 1939 г. был поставлен первый белорусский советский балет «Соловей» М. Крошнера. Ведущими артистами балетной сцены стали П. Засецкий, 3. Васильева, С. Дречин. В 40-е гг. на оперной сцене блистали народные артисты БССР Р. Млодек, М. Денисов, И. Болотин.

В 1938 г. композиторы объединились в Союз советских композиторов БССР. Росту музыкальной культуры в республике способствовало расширение сети музыкальных заведений и концертных залов. В 30-е гг. были написаны оперы «Тарас на Парнасе» Н. Аладовым, «В пущах Полесья» А. Богатыревым, «Цветок счастья» А. Туренковым.

Белорусские советские композиторы осваивали сложные музыкальные жанры, такие, как вокально-симфоническая поэма (Н. Аладов), инструментальный концерт (А. Клумов, Г. Столов), симфония (В. Золотарев), кантата (А. Богатырев, П. Подковыров). Их многогранное творчество опиралось на знакомые народные мелодии, впитывало богатый опыт музыкального фольклора. Это способствовало популяризации профессионального музыкального искусства Беларуси. Некоторые из композиторов выступили в качестве кропотливых исследователей данного опыта, изучали и записывали яркие образцы народной музыки, ездили по республике с экспедициями. Например, много сделали по сбору, стилистической обработке и пропаганде западнобелорусского музыкального фольклора Г. Ширма, А. Гриневич.

В годы военного лихолетья главное место в творчестве белорусских музыкантов занимала героико-патриотическая тема. Написанные в это время произведения ярко отразили музыкальные тенденции эпохи в ее переломный момент. Композиторы осваивали разные музыкальные жанры. Первую оперу на тему партизанской борьбы «Алеся» создал Е. Тикоцкий. Она была написана на либретто Петруся Бровки в 1941 г. Театральная премьера состоялась в Минске в конце 1944 г. и стала общественно значимым событием. Театральная публика благожелательно приняла оперы А. Туренкова («Купалле»), Н. Щеглова («Лесное озеро», «Всеслав Чародей») и других композиторов, черпавших вдохновение в исторических глубинах белорусского мелоса.

В 50-е гг. в развитии белорусской музыки наметился новый этап, который характеризовался более глубоким освоением действительности и уходом от иллюстративности. Были написаны оперы «Маринка» Г. Пукстом (1955), «Надежда Дурова» A. Богатыревым (1956), «Ясный рассвет» А. Туренковым (1958), пополнившие репертуар Белорусского государственного театра оперы и балета. Партии национальных героинь блестяще исполняла народная артистка СССР Л.П. Александровская. В дальнейшем оперная сцена принесла успех замечательным вокалистам 3. Бабию, С. Данилюк, Т. Шимко, Н. Ткаченко. В симфоническом жанре в эти и последующие годы успешно работали Н. Аладов, Е. Глебов, Г. Вагнер.

В 60–80-е гг. Ю. Семеняко написал отличавшиеся особой мелодичностью оперы «Колючая роза» и «Зорка Венера». Существенный вклад в развитие оперного искусства внесли произведения «Джордано Бруно» С. Кортеса, «Седая легенда» С. Смольского, «Тропою жизни» Г. Вагнера, «Новая зямля» Ю. Семеняки. Белорусские композиторы сочиняли музыку и для балета (Е. Глебов, Г. Вагнер и др.). В 1973 г. во главе балетной труппы ГАБДТ стал В. Елизарьев, главные партии блестяще исполняли Ю. Троян, Л. Бржозовская.

Важным событием в музыкальной жизни республики было открытие в 1971 г. Государственного театра музыкальной комедии БССР. Театр не только осваивал традиционный классический репертуар, но и ставил произведения белорусских авторов. Уже в первые годы на его сцене шли спектакли «Поет жаворонок» и «Паулшка» К). Семеняки, «Несцерка» Р. Су- руса. Среди исполнителей особой популярностью пользовались Н. Гайда, B. Фоменко, Ю. Лозовский.

В песенном жанре плодотворно работали популярные композиторы И. Лученок, Э. Ханок, В. Будник, В. Иванов, Л. Захлевный. Республику прославили вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» (с 1969, худ. рук. В. Мулявин), «Сябры» (с 1974, худ. рук. А. Ярмоленко), «Верасы» (с 1974, худ. рук. В. Раинчик), а также талантливые эстрадные певцы – Ю. Антонов, В. Вуячич, Я. Евдокимов, Т. Раевская. Блестяще показал себя на сцене знаменитый фольклорно-хореографический ансамбль «Хорошки» (с 1974 г., худ. рук. В. Гаева), пользовался успехом хореографический ансамбль «Чаровницы».

23.Деятельность музыкальных учреждений Беларуси: Театра оперы и балета, Театра музыкальной комедии, Филармонии, Академии музыки.

Театр оперы и балета

Среди постановщиков спектаклей Большого театра Беларуси – выдающиеся мастера балетного и оперного искусства – Н.Долгушин, А.Лиепа, В.Васильев, Н.Кунингас, П.Карталов, представители фондов Дж.Баланчина и И.Килиана. В период с 2009 по февраль 2014 в театре осуществилось 40 премьер. На сегодня репертуар включает 71 спектаклей. Постановки театра неизменно становятся лауреатами почетных государственных и международных премий.

В 2009 году в театре была создана Музыкальная гостиная, впоследствии переименованная в Камерный зал им. Л.П.Александровской. Концерты вокальной и инструментальной музыки разных эпох и стилей и одноактные классические и современные оперные спектакли, осуществленные в рамках проекта "Музыкальные вечера в Большом" на сцене Камерного зала, относятся к наиболее значимым творческим событиям белорусского оперного театра. С 2012 года в театре открылся проект "Вечера современного балета на Малой сцене", в рамках которого прошли премьеры экспериментальных спектаклей молодых хореографов О.Костель ("Метаморфозы" на музыку И.С. Баха), Ю.Дятко и К.Кузнецова ("Зал ожидания" О.Ходоско).

Подтверждается и высокий международный престиж белорусского театра – с большим успехом в последние годы прошли гастроли балета в Египте, ОАЭ, Италии, Мексике, Китае, Корее, Литве, Испании, Франции (Париж), Германии, Австрии, Швейцарии. Возобновленные после долгого перерыва гастроли в Европе свидетельствуют о высоком профессиональном статусе коллектива.

"Гордостью и подлинным национальным достоянием, визитной карточкой государства и одним из символов его независимости" назвал театр Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. В 2014 году Большому театру Беларуси была вручена памятная медаль «Пять континентов» за вклад в мировую культуру и по случаю 60-летия членства Республики Беларусь в ЮНЕСКО.

 

Белорусский государственный академический музыкальный театр

Создан в 1970 году. До 2000 года именовался «Государственный театр музыкальной комедии Республики Беларусь». Свой первый театральный сезон открыл 17 января 1971 года спектаклем «Поёт Жаворонок» белорусского композитора Ю.Семеняко.

За период своей творческой деятельности театр осуществил более ста постановок, многие из которых своей неординарностью привлекли к себе внимание самой взыскательной критики и театральной общественности.

Сегодняшний репертуар театра отличается широтой творческого диапазона и жанровым разнообразием. На его афише широко представлены классическая оперетта, мюзикл, музыкальная комедия, комическая опера, рок-опера, балет, спектакли для детей, разноплановые концертные программы.

Коллектив театра обладает большим творческим потенциалом, имеет в своём составе много ярких актёрских индивидуальностей – выдающихся мастеров сцены, чьи имена составляют гордость белорусского театрального искусства, и одарённую молодёжь, высокопрофессиональный симфонический оркестр, прекрасный хоровой коллектив, замечательную балетную труппу, что позволяет успешно решать самые сложные художественные задачи.

Картинка Творческое кредо театра – уважение традиций музыкального искусства и смелость эксперимента. Для воплощения этих идей театр сотрудничает со многими известными композиторами и драматургами, приглашает для создания спектаклей талантливых постановщиков.

О спектаклях театра много говорят, спорят, пишут, он является одним из самых популярных и посещаемых театров Минска.

Филармония

   
Белорусская государственная филармония начинала свой путь в 30-е годы ХХ столетия, поначалу не имея даже своего помещения, в неприспособленных для репетиций условиях, лишённых акустического минимума, так необходимого для создания новых музыкальных коллективов. Первый главный дирижёр симфонического оркестра Белгосфилармонии знаменитый педагог и музыкант Илья Мусин вспоминает: «Концертным залом филармонии служило помещение клуба. Неуютное, пустое фойе, столь же непривлекательный зал. Вместо эстрады — типичная клубная сцена с тряпичными порталами. Акустика отвратительная. Неудивительно, что это помещение не способствовало привлечению слушателей». Но жизнь не стояла на месте, и бурное время требовало перемен, меняло стереотипы и систему ценностей. Столичная публика заполняла неуютные залы и жаждала музыки Бетховена, Брамса, Чайковского, Глазунова; с увлечением и искренним удивлением слушала в исполнении первых филармонических коллективов белорусские народные песни, танцы, произведения первых белорусских советских композиторов. Декады белорусского искусства, регулярно проводимые в республике и за её пределами, стали несомненным свидетельством профессионального восхождения художественных коллективов и солистов новой концертной организации. Оркестр народных инструментов, хоровая капелла, артисты симфонического оркестра и ансамбля песни и танца имели успех в концертных залах Москвы, Ленинграда, Железноводска; тепло были встречены гастрольные выступления в Крыму и на Кавказе. За успехи в развитии белорусского музыкального искусства Белорусская государственная филармония Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1940 года была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Художественные коллективы, ансамбли и солисты филармонии получившие обустроенные репетиционные помещения, постоянное место для проведения концертов, были полны творческих задумок и планов на будущее. Но Великая Отечественная война поставила новые задачи: «Основным занятием филармонии ближайшего периода считать создание концертной бригады для обслуживания Красной армии. Художественным руководителем назначить заслуженного артиста БССР М.Бергера. Возложить на него обязанности концертмейстера» «Духовным резервом армии» считала себя прифронтовая концертная бригада белорусской филармонии. Виртуоз-пианист становился виртуозом-баянистом, солисты-вокалисты, артисты-чтецы сочиняли куплеты, жанровые сатирические интермедии для фронтовой аудитории. Л.Александровская, И.Болотин, Р.Млодек, А.Николаева, С.Дречин тайными лесными тропами добирались до линии фронта, к партизанам. Война диктовала новые приказы, но не смогла заставить замолчать трепещущее сердце и звонкий голос великого народа. Первый послевоенный концертный сезон открылся 21 сентября 1946 года. За пультом стояла незабываемо экспрессивная, необычная, темпераментная Татьяна Коломийцева. С фронта, из эвакуации возвращались музыканты. Кто-то и не вернулся. Заново собиралась филармоническая библиотека, бережно собранная до войны и утраченная во время оккупации. Заново создавался цимбальный оркестр: И.Жинович, художественный руководитель оркестра, занялся реконструкцией народных цимбал, желая расширить концертный диапазон своего оркестра, открыл классы цимбал в консерватории, сделал немало аранжировок оркестровых произведений. Каждый концертный сезон имеет свою особенность и свой облик. Однако, неизменными остаются приоритеты: серьёзная музыка, просветительская деятельность, возрождение культурных традиций, исполнение произведений разных стилевых направлений и национальных композиторских школ. Это всегда было главным для разных поколений музыкантов и организаторов концертной деятельности — В.Дубровского, Е.Тикоцкого, В.Катаева, Ю.Ефимова, А.Богатырёва, Г.Загороднего, Н.Шевчука, В.Буконя, В.Ратобыльского. После того, как в Минске построили здание филармонии с залом на 930 мест, появилась возможность существенно увеличить количество концертов, расширить их тематику. Торжественное открытие концертного зала современной филармонии состоялось в апреле 1963 года. Чуть позднее прозвучал первый органный концерт, который открыл новую страницу в истории органного исполнительства в Беларуси. Дебют Минского камерного оркестра, появление ансамбля старинной музыки «Кантабиле», фольклорно-хореографических ансамблей «Хорошки» и «Купалинка» украсили и потрясли культурную среду республики. А «Минская весна» и «Белорусская музыкальная осень» - фестивали, которые ежегодно обогащают репертуарный контекст филармонической жизни, - стали кульминациями концертного сезона страны. «Новейшая» история белорусской филармонии обозначена её капитальной реконструкцией в 2004 году. От прежней филармонии остался только фундамент здания. Интерьер филармонии отвечает самым современным стандартам и технологиям. Улучшение качества звучания потребовало сокращения количества мест в зале. Теперь, вместо прежних 930, он рассчитан на 690 мест. Вместе с этим, был открыт в здании филармонии другой, Малый зал на 190 мест, который носит имя Григория Ширмы.  
     

Академия музыки

В декабре 2012 года Белорусская государственная академия музыки отметила 80-летний юбилей. Основанная в 1932 году, Академия музыки (до 1992 года – Белорусская государственная консерватория им. А.В. Луначарского) является крупным центром белорусского музыкального исполнительского искусства, музыковедения и педагогики*. В 2000 года Академии музыки присвоен статус ведущего высшего учебного заведения национальной системы образования в области музыкального искусства.

В состав Академии входят пять факультетов, двадцать две кафедры, оперная студия, кабинет традиционных музыкальных культур, Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки, и др. Более половины научных и творческих сотрудников Академии отмечены почетными званиями, более 70% имеют ученые степени и ученые звания. Выпускники Академии ведут активную исполнительскую и педагогическую деятельность в нашей стране, успешно работают в странах дальнего и ближнего зарубежья.

История Белорусской государственной академии музыки неразрывно связана с историей всей музыкальной культуры Беларуси XX столетия. Именно в Академии музыки сформировалась национальная композиторская школа, у истоков которой стоял ученик Н.А. Римского-Корсакова – профессор Василий Золотарёв. Первыми выпускниками класса композиции были Анатолий Богатырёв, Петр Подковыров, Василий Ефимов, Михаил Крошнер. С Академией связана творческая деятельность композиторов Николая Аладова, Владимира Оловникова, Евгения Глебова, Игоря Лученка, Дмитрия Смольского, Андрея Мдивани, Галины Гореловой, Вячеслава Кузнецова. Лучшие традиции белорусской эстрады развиваются выпускниками Академии музыки – композиторами Василием Раинчиком, Ядвигой Поплавской, Олегом Елисеенковым.

Белорусская исполнительская школа получила широкое признание. Среди преподавателей Академии – известные белорусские исполнители: дирижер Михаил Дриневский, пианисты Игорь Оловников, Юрий Гильдюк, исполнители на народных инструментах Евгений Гладков, Галина Осмоловская, Николай Севрюков, вокалисты Тамара Нижникова, Ирина Шикунова, Людмила Колос, исполнители на духовых инструментах Владимир Будкевич, Геннадий Забара и многие другие. Ряд воспитанников Академии музыки удостоен звания лауреата международных исполнительских конкурсов**.

Значительную роль в концертной жизни Академии и республики играют художественные коллективы: симфонические оркестры, камерный оркестр, оркестр духовых инструментов, оркестры русских и белорусских народных инструментов, академический концертный хор, ансамбли духовых инструментов «Интрада» и «Сиринкс», которые ведут активную гастрольную деятельность. Творческие студенческие коллективы Академии получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.98 (0.034 с.)