Музыкальная культура России 1860-1870-х гг. : рмо, консерватории, содружество композиторов «могучая кучка». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальная культура России 1860-1870-х гг. : рмо, консерватории, содружество композиторов «могучая кучка».



Общественный подъем 1850-60-х гг. отразился и в музыкальной культуре: более интенсивной становится концертная жизнь, создаются основы профессионального музыкального образования. В 1859 г. по инициативе А.Рубинштейна и других музыкально-общественных деятелей основано Русское музыкальное общество в Петербурге (в 1860 г. – его отделение в Москве, затем в других городах), открываются Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории. В Петербурге была создана Г.Ломакиным и М.Балакиревым Бесплатная музыкальная школа (1862). Демократические идеи этой эпохи нашли воплощение в деятельности композиторов «Могучей кучки».

«Могучая кучка» («Балакиревский кружок», «Новая русская музыкальная школа») – творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50-х – начале 60-х гг. XIX в. В «Могучую кучку» входили: М.Балакирев (глава кружка), А.Бородин, Ц.Кюи, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков. Ее идейным вдохновителем был В.Стасов, давший группе образное наименование (в статье «Славянский концерт г. Балакирева»). «Кучкисты» выступили против академической рутины, боролись за народность, реализм, национальное направление в русской музыке. Развивая художественные традиции М.Глинки, А.Даргомыжского и достижения западноевропейских композиторов-романтиков, члены «Могучей кучки» создали выдающиеся образцы оперного, симфонического, камерно-вокального жанров. Большое значение они придавали русской народной песне и фольклору других народов, широко используя их в своем творчестве. К середине 70-х гг. «Могучая кучка» как единая сплоченная группа перестала существовать, но ее эстетические принципы оказали значительное влияние на дальнейшее развитие русской музыкальной культуры.

По общей демократической устремленности к «кучкистам» близок П.Чайковский, не разделявший, однако, некоторые из их взглядов. Творчество Чайковского посвящено, прежде всего, раскрытию душевного мира психологически сложной личности.

В музыке XIX в. центральным жанром продолжала оставаться опера. Были созданы такие шедевры, как «Борис Годунов» (1869), «Хованщина» (1883) М.Мусоргского, «Евгений Онегин» (1878), «Пиковая дама» (1890) П.Чайковского, «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896) Н.Римского-Корсакова, «Князь Игорь» (1890) А.Бородина и др. Существенный вклад в оперный жанр внес А.Серов.

Классический период русского балета связан с творчеством П.Чайковского. Впервые балетная музыка стала не простым сопровождением танца, а выражением драматического сюжета.

Во второй половине XIX в. родилась классическая русская симфония в творчестве П.Чайковского и А.Бородина. К лучшим образцам в камерно-инструментальном жанре принадлежат ансамбли П.Чайковского и А.Бородина, в камерно-вокальном – романсы «кучкистов» и П.Чайковского. Высокие достижения наблюдаются в области фортепианной музыки (концерты для фортепиано с оркестром П.Чайковского, фортепианная фантазия «Исламей» М.Балакирева; фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.Мусоргского).

Стремительно развивалась исполнительская культура (пианисты – братья А.и Н.Рубинштейн, В.Сафонов, А.Есипова и др.)

12.Характеристика творчества М.Мусоргского и А.Бородина. Оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Князь Игорь», фортепианный цикл «Картинки с выставки».

Модест Петрович Мусоргский – один из самобытных русских художников. Он принадлежит к числу тех великих художников, которые, отразив исключительно ярко жизнь своей эпохи, сумели в то же время заглянуть далеко в будущее. Новаторство Мусоргского было такого типа, когда смелое утверждение нового в искусстве протекало при резком отрицании всего традиционного, рутинного.

Освоение его искусства современниками и новыми поколениями полно драматизма. Большинство крупных писателей и общественных деятелей не «расслышало» Мусоргского.

В отношении наследия среди других русских композиторов Мусоргский отличается некоторой жанровой узостью. В основном – оперные и вокальные сочинения, немного – фортепианная музыка. 7 опер (не все закончены), около 100 произведений вокального жанра, также вокальные циклы; для фортепиан о – несколько пьес и сюита «Картинки с выставки»; симфоническая оркестровая пьеса «Ночь на Лысой горе».

Стиль, музыкальный язык

Мелодия.

· Он – типично вокальный композитор, музыкант, мыслящий в музыке вокально. Суть вокальности Мусоргского – в самом ощущении музыкального искусства не через инструмент, а через голос, через дыхание.

· Мусоргский стремился к мелодии осмысленной, творимой говором человека. Все его мелодии обязательно театральны. Мелос Мусоргского говорит языком персонажа, как бы помогая ему жестикулировать, двигаться.

· Его мелосу присущ синкретизм. В нём можно выделить черты различных музыкальных элементов: крестьянской песни; городского романса; bel canto (в ранней опере «Саламбо», в некоторых романсах). Также характерна опора на жанровость (марш, вальс, колыбельная, гопак).

Оперный оркестр. В жанровых народных сценах оркестр театрально-подвижен и пластичен. На втором плане стоит задача отражения в оркестре динамики душевной жизни героев (элементы светотени, эмоциональный реализм). Основная черта оркестра Мусоргского – предельный аскетизм средств и отказ от всякой внешней звуко-тембровой пышности. В «Борисе Годунове» оркестр опоясывает вокальное содержание (т.е. нет самодовлеющего симфонического содержания).

Таким образом, то, что сделал Мусоргский было революционно. По своей сути он подчинил музыку задачам реалистической выразительности. Музыка в его творчестве уже не является средством для выражения красоты. Он приблизил музыку к жизни, раздвинул границы музыкального искусства.

Александр Порфирьевич Бородин вошёл в историю русской музыки как продолжатель «руслановской» традиции Глинки. Эпическое начало – основа его музыкального стиля во всех жанрах. В музыковедении давно стало традиционным сравнивать Бородина с Бояном – легендарным певцом-сказителем времён Киевской Руси. Главное русло творчества композитора определила идея исторической преемственности незыблемых и вековечно возрождающихся духовных ценностей народа.

Наследие композитора можно проследить по этапам эволюции творчества:

1. 60-е гг.: Первая симфония, романсы «Спящая княжна», «Морская царевна», «Песня тёмного леса». Данный период характеризуется становлением эпической темы.

2. 70-е гг.: Вторая симфония, опера-балет «Млада» (совместно с кучкистами), романс «Море», романсы на стихи Гейне, струнный квартет № 1, часть оперы «Князь Игорь». Для периода характерен расцвет эпоса и лирики.

3. 80-е гг.: симфоническая картина «В Средней Азии», «Князь Игорь», струнный квартет № 2, «Маленькая сюита» для фортепиано, Третья симфония, романсы. В данный период продолжается прежняя линия творчества, а также наблюдается усиление черт камерности, появление трагических образов.

При изучении творчества Бородина исследователи сталкиваются с парадоксом: несопоставимость количественного состава наследия с его огромной важностью для истории мировой музыкальной культуры. Существует множество объяснений данного факта. Бородин, будучи композитором и учёным-химиком одновременно, подобно великим художникам прошлого, стремился к цельности научно-художественного осмысления мира. Осознанно или интуитивно он не мог без вреда для себя отказаться от одной из своих духовных склонностей. В противном случае цельность личности нарушится.

Для творчества Бородина характерны следующие темы, образы:

1. Русское богатырское.

2. Восток. Для Бородина природа русского эпического мышления противоречиво и закономерно соединяет в себе тенденции западной активной действенности и восточной отрешённой созерцательности.

3. Лирика. Два вида: выражающая чувство массы или эпического героя; чувства личные.

4. Природа. Либо отождествляется с богатырской силой (спящей или пробуждающейся), либо изображается реалистически (ласковая и задумчивая).

5. Юмор. Добродушный комизм, чужды пафос обличителя, романтический скепсис и ирония.

БОРИС ГОДУНОВ Опера в четырех актах (восьми картинах) с прологом (из двух картин) Либретто М. П. Мусоргского

Действующие лица:

Борис Годунов баритон
Федор Ксения } дети Бориса меццо‑сопрано сопрано
Мамка Ксении Князь Василий Иванович Шуйский Андрей Щелкалов, думный дьяк Пимен, летописец-отшельник Самозванец под именем Григория (на воспитании у Пимена) Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы Рангони, тайный иезуит низкое меццо‑сопрано тенор баритон бас   тенор   меццо‑сопрано бас
Варлаам Мисаил } бродяги бас тенор
Шинкарка Юродивый Никитич, пристав Митюха, крестьянин Ближний боярин Боярин Хрущов меццо‑сопрано тенор бас бас тенор тенор
Лавицкий Черниковский } иезуиты бас бас
           

Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Место действия: Москва, литовская граница, замок в Сандомире, Кромы.

Время действия: 1598—1605 годы.

СЮЖЕТ

Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Борис упорно отказывается от престола. Об этом сообщает народу думный дьяк Щелкалов. Проходят «святые старцы» — калики перехожие, ратующие за избрание Бориса. Пристав оглашает указ бояр — завтра все должны быть в Кремле и ждать там приказаний.

На следующее утро народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но торжество не радует государя — тягостные предчувствия терзают его.

В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола — царевича Димитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его ровесником, и принимает дерзкое решение: назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом.

Григорий появляется в корчме на литовской границе вместе со случайными попутчиками — беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Входят приставы: они разыскивают беглого еретика Гришку Отрепьева. Читая царский указ, Гришка называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают, но обман обнаруживается, и Самозванцу приходится бежать.

Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах нет царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны воспоминания о совершенном преступлении. Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца, назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в смятении. Он сурово допрашивает Шуйского — свидетеля смерти Димитрия, действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему мерещится призрак убитого младенца.

Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Честолюбивая полька, мечтающая занять престол московских царей, хочет пленить Самозванца. В интересах католической церкви этого требует от нее и иезуит Рангони.

Вместе с толпой веселящихся панов Марина выходит из замка в сад. Здесь ее поджидает Самозванец. Хитростью и лаской Марина разжигает его любовь. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и станет властелином Руси.

Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Димитрий жив и спасет его от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки с отчаянной мольбой: «Хлеба!». Жалкий Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича.

В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума. Все взволнованы вестью о Самозванце. Запоздавший Шуйский рассказывает о тайных страданиях Бориса. Неожиданно перед взорами бояр предстает и сам царь, в страхе отгоняющий от себя призрак ребенка. Муки Бориса достигают предела, когда намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой Димитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние слова напутствия, умирает.

Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. На лесной прогалине, близ селения Кромы, народ глумится над Борисовым воеводой, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Варлаам и Мисаил подстрекают взбунтовавшийся народ, рассказывая о пытках и казнях на Руси. Появляется Самозванец, народ радостно приветствует его. Но Юродивый предрекает народу новые невзгоды. «Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд», — поет он.

КНЯЗЬ ИГОРЬ

Опера, автор либретто А.П. Бородин

Пролог

Площадь в древнерусском городе Путивле.

Князь Игорь вместе с сыном Владимиром и своей боевой дружиной собирается в поход против половцев-кочевников, хищными набегами опустошающих русские земли. Народ величает Игоря, других князей, ратников и желает им победы.

Внезапно темнеет — начинается солнечное затмение. Народ и бояре видят в этом недобрый знак, дурное предзнаменование и советуют Игорю отложить поход. Умоляет князя остаться дома и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Он уверен в правоте своего дела - он идет защищать Русь.

Князь прощается с женой, ласково утешает ее, убеждая не беспокоиться о нем, и ждать с победой. Заботу о Ярославне он поручает ее брату, князю Владимиру Галицкому, которого оставляет своим наместником в Путивле.

Незаметно покидают дружину Игоря два ратника — Скула и Ерошка: они намерены перейти на службу к Галицкому.

С благословением Игорь и его дружина выступают в поход.

Действие первое.

Картина первая

Княжий двор Владимира Галицкого

За бранными столами, окруженный разгулявшейся челядью во главе со Скулой и Ерошкой, пирует князь Галицкий. Ему мало власти — хотел бы сослать Ярославну в монастырь и, сместив Игоря, сесть князем на Путивле.

Во двор вбегают взволнованные девушки. Они упрашивают Галицкого освободить их подружку, уведенную дружинниками князя в терем на потеху. Но Галицкий гонит девушек прочь под пьяный хохот толпы.

Хмельной разгул достигает предела. Скула и Ерошка вместе с расхрабрившимися бражниками, славя князя Галицкого, замышляют мятеж: «Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?».

Картина вторая

Горница в тереме Ярославны.

Неспокойно на душе у княгини. Тревожные сны и мрачные предчувствия не оставляют ее ни днем ни ночью. Давно нет вестей от князя. А вокруг нее княжеские раздоры, смута и даже родной брат Владимир замыслил крамолу в надежде сместить Игоря и княжить на Путивле.

Неожиданный приход девушек, которых Галицкий прогнал со двора, отвлекает Ярославну от горестных дум. Девушки ищут у княгини защиты от обидчика. Ярославна обвиняет брата в предательстве и измене, но не в силах справиться с ним. Призванный княгиней к ответу, Галицкий держится с сестрой вызывающе дерзко, угрожая ей и Игорю.

Пришедшие бояре приносят недобрые вести: рать Игоря разбита, сам князь с сыном в плену, русские князья погрязли в раздорах, а половецкие орды, между тем, идут на Русь. Встревоженная услышанным, Ярославна сама желает обо всем подробно допросить гонцов. Тем временем Галицкий с челядью, пользуясь моментом, поднимают мятеж. Тревожный гул набата возвещает об опасности — к Путивлю приближаются половцы. Бояре и народ полны решимости отстоять у врага свою землю.

Действие второе.

 

Вечер в половецком стане

Половецкие девушки песнями и плясками пытаются развлечь дочь хана Кончака — Кончаковну. Все ее мысли поглощены пленным юношей — княжичем Владимиром. С нетерпение ожидает Кончаковна свидания с ним. Появляется сын Игоря Владимир, страстно влюбленный в Кончаковну. На свидании влюбленные мечтают быть вместе навсегда. Но выясняется, что Игорь не хочет и слышать о свадьбе Владимира, пока они в плену. Кончак же согласен выдать дочь за русского княжича.

Не спится князю Игорю. Его гнетут тяжелые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о порабощенной родине. Игорь страстно жаждет свободы с тем, чтобы освободить Русь. С нежностью думает он о своей жене Ярославне.

Неожиданно к князю подходит Овлур, крещеный половчанин. Он предлагает Игорю свою помощь в побеге из плена. Но тот отказывается - не пристало русскому князю тайно бежать.

Половецкий хан Кончак оказывает Игорю высокие почести как самому дорогому гостю. Он сулит ему освобождение из плена, если тот пообещает впредь не поднимать меча против половцев. Но Игорь отвергает предложение Кончака, не скрывая от него своих намерений: обретя свободу, он вновь соберет дружину и пойдет войной на половцев. Гордость и храбрость русского князя восхищают Кончака.

По велению хана пленницы и воины, чтобы развеять мрачные мысли Игоря, занимают его своими плясками, славя могущественного Кончака.

Действие третье.

Городская стена в Путивле.

Ярославна, потеряв всякую надежду на возвращение Игоря, поутру оплакивает его. Обращаясь к ветру, солнцу, Днепру она ждет от них ответа, где Игорь, что с ним? Плачу Ярославны вторит горестная песня поселян, скорбящих о разоренной и выжженной земле.

Вдруг вдали княгиня замечает двух всадников. Это Игорь и Овлур. Наконец-то любимый долгожданный муж!

Хмельные Скула и Ерошка, не знающие о возвращении Игоря, глумятся над своим князем, попавшим в плен. Неожиданная встреча с Игорем ошеломляет их. Чтобы избежать заслуженного наказания, изворотливый Скула предлагает Ерошке первым ударить в колокол и возвестить о прибытии князя.

Народ, сбежавшийся на звон колокола, радостно приветствует князя Игоря и других князей, которые прибыли в Путивль, готовые к единению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.043 с.)