Ординализм: кривая потребительских предпочтений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ординализм: кривая потребительских предпочтений



Простая модель кругооборота

Рис. 2. Простая схема кругооборота продукта и капитала

На рис. 2 видно, что расходы одного субъекта являются доходами другого. Расходы домашних хозяйств, произведенные на рынке продуктов, становятся для фирм доходами. Расходы фирм на покупку ресурсов являются доходами для владельцев домашних хозяйств. Таким образом строится один кругооборот денежный, который можно назвать «доходы расходы».

Но имеется и встречный материально-вещественный кругооборот «ресурсы  продукция». Потребительские товары производятся предприятиями, но потребляются домохозяйствами. Они являются основой физического существования людей, составляющих домохозяйства. Однако возможность произвести эти товары возникает лишь потому, что домохозяйства предоставляют фирмам находящиеся в их собственности ресурсы. Очевидно, что схема имеет упрощенный характер, так как она не принимает во внимание государство и финансовые рынки.

 

 

  1. Методы микроэкономики

Методы любой науки — это совокупность приёмов и способов познания своего предмета.

• Эмпирический, опирается на данные наблюдений и экспериментов. Предусматривает сбор и описание фактов и событий

• Статистический, это сбор и обработка количественных данных о явлениях и процессах хозяйственной жизни

• Причинно-следственный, выявляются причинно следственные связи

• Научной абстракции, отвлечение в процессе познания от несущественных сторон с целью выявления наиболее глубокой сущности предмета

• Сравнительного, анализа сопоставление показателей с целью выявления лучших результатов

• Графических изображений

• Математического моделирования

  1. Функции денег

 

Сущность денег определяется выполняемыми ими функциями. Деньгами может быть все то, что признается людьми за деньги и выполняет их функции. Основоположники классической экономической теории Смит и Рикардо считали, что главная функция денег – средство обращения, а все другие – частные случаи от главной.

Маркс определял деньги как всеобщий эквивалент и всеобщее воплощение абстрактного общественного труда и выделял 5 функций денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство образования сокровищ и мировые деньги.

В качестве средства обращения деньги опосредуют движение товаров и услуг, облегчая процесс их обращения; преодолевают количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру; сокращают издержки обращения.

Выполняя функцию меры стоимости, деньги соизмеряют стоимости товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, есть ее цена. Для сравнения цен различных товаров необходимо выражать их в одинаковых единицах, т.е. свести к единому масштабу. Масштабом цен было принято называть весовое количество металла, принимаемое в данной стране за денежную единицу. В настоящее время это просто законодательно закрепленная денежная единица, с помощью которой измеряют количество денег и цену товаров.

В качестве сбережения деньги выступают как особый актив, сохраняемый после продажи товара и обеспечивающий его владельцу покупательную способность в будущем. Поскольку деньги – наиболее ликвидное средство, они являются наиболее удобной формой хранения богатства (хотя в период нарастающей инфляции это связано с потерями).

В функции мировых денег золото выступает в международной торговле в своей натур форме в виде слитков золота. Золото выступает всеобщим эквивалентом не непосредственно как это было во времена его обращения на рынках в кач-ве денег, а опосредованно: путем образования в эмиссионных банках золотых резервов, служащих одним из средств обеспечения выпускаемых кредитных денег, и через функцию мировых денег. Золото в качестве мировых денег служит средством погашения сальдо платежного баланса в международном платежном обороте.

Функцию платежного средства деньги осуществляют при оплате товаров, проданных с отсрочкой платежа, при ссуде денег, уплате налогов, выплате ренты при аренде помещений и т.д. Эта функция денег выступает основой для образования и развития кредитной системы. В свою очередь развитие кредита и кредитной системы значительно расширяет сферу этой функции и создает возможность погашать долги путем взаимных зачетов долговых обязательств без привлечения наличных денег, что сокращает потребность в них.

В современной экономической литературе деньгами присваиваются 3 функции:

· средство обращения,

· мера стоимости и

· средство сбережения (накопления).

Сущность и условия выполнения деньгами функции средства обращения

Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают посредником при обмене товаров и услуг. Покупатель платит деньги и становится собственником товара (услуги). Продавец, наоборот, отдает свой товар и получает деньги. Благодаря этому он сам становится способным приобрести другие товары. При этом деньги, перемещаясь из рук в руки, делают возможным переход прав собственности на товар от одного лица к другому. Напротив, отсутствие денег или нежелание их тратить способны прервать нормальный процесс обращения товаров. Чтобы функционировать в качестве средства обращения деньги должны пользоваться:

1. всеобщим признанием в качестве денег.

2. быть санкционированными государством на выполнение этой роли.

  1. Типологизация экономических систем. Основные критерии их различий

 

 

 


Характерные черты основных типов экономических систем

ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

• Осуществление производства, распределения и обмена на основе обычаев и традиций

• Ограничение достижений НТП

• Приоритет религиозных и культурных ценностей

• Высокий уровень прироста населения

• Высокий уровень безработицы

Командная экономика

• Общественная собственность на факторы производства

• Коллективное принятие решений

• Централизация снабжения

• Отсутствие конкуренции

• Отсутствие рыночной системы стимулирования производителей

• Господство производителя над потребителем

Рыночная экономическая система

• Частная собственность на факторы производства

• Свобода предпринимательства

• Конкуренция

• Мотивация представлена личными, эгоистическими интересами

• Цель деятельности - максимизация прибыли

• Ограничение экономической власти

Смешанная экономическая система – способ организации экономики, где хозяйственная деятельность опирается на рыночный механизм при активной регулирующей роли государства

  1. Основные черты рыночной цивилизации. Роль отношений собственности в рыночной системе.

 

Специфические черты рыночной экономики

• Частная собственность

• Свобода предпринимательства и потребительского выбора

• Приоритет личного интереса

• Конкуренция (невидимая рука)

• Рынок и цены как механизм саморегуляции

• Социальное неравенство

• Рыночная направленность деятельности государства

Главной, определяющей чертой рыночной экономики и фундаментом этой системы является безусловное преобладание в ней частной собственности. При всей значимости прочих черт все они – в большей или меньшей степени – являются производными от частной собственности.

  1. Категория собственности: права собственности, их виды, структура и роль в экономике. Особенности спецификации в современной России.

СОБСТВЕННОСТЬ - отношения между людьми по поводу экономических благ

Два слоя отношений:

-субъект-объектные отношения человека с вещью (что с ней сделать)

-субъект-субъектные отношения, возникающие между собственником и другими людьми

Пучок прав собственности
(Р. Коуз – 60-е годы)

  1. Право владения
  2. Право использования
  3. Право управления
  4. Право на доход
  5. Право на продажу, изменение
  6. Право на безопасность (от экспроприации)
  7. Право на завещание и наследование
  8. Право на бессрочное обладание благом
  9. Запрещение использования во вред окружающим
  10. Право на взыскание (в уплату долга)
  11. Право на возврат полномочий собственности

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

1. ЧАСТНАЯ, это имеющие денежную оценку эк.активы которые находятся во владении эк.субъектов, частных лиц или фирм

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ, принадлежит всем гражданам, но используется так как считают нужным гос.органы

3. ОБЩАЯ, доступна всем гражданам

Спецификация прав собственности - установление, определение прав собственности.

  1. Роль государства в рыночной экономике. Общественные и частные блага.

Государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и' таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.), оно играло роль «ночного сторожа», охранявшего частную деятельность. В XX веке роль и функции государства существенно изменились.

Все те негативные стороны рыночной экономики, которые были рассмотрены выше, могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий рыночных регуляторов – цель экономической деятельности государства.

Исходя из вышесказанного можно определить основные экономические функции государства (правительства):

• обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов);

• защита конкуренции. Поскольку господство монополий наносит вред всему обществу, постольку антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становится функцией государства;

• перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т.п.);

• финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;

• изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;

• контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;

• финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям: через государственный сектор и посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование).

Современная рыночная экономика – это экономика, в которой наряду с частным сектором и частным предпринимательством имеются государственный сектор и государственное предпринимательство. ВXX веке государство стало полноправным субъектом экономических отношений и выступает как производитель, продавец, покупатель, инвестор и т.п.

Государственный сектор базируется на государственной собственности, которая преобладает в сферах экономики, имеющих большое народнохозяйственное или социальное значение, в капиталоемких, убыточных или малоприбыльных отраслях, не выгодных для частного бизнеса. (Это, в частности, объясняет более низкую эффективность государственной формы собственности по сравнению с другими.)

Практически государственная собственность представлена преимущественно в следующих сферах и отраслях экономики:

• производственная инфраструктура (энергетика, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и т.п.). Совокупность инфрасистем связывает отдельные предприятия, отрасли, материальное и нематериальное производство в единое технологическое и социальное целое. В то же время отрасли инфраструктуры принадлежат к числу наиболее капиталоемких, отличающихся медленной отдачей вложений, часто требуют дотаций. Поэтому традиционно объекты инфраструктуры в большинстве стран находятся в государственной собственности;

• социальная (непроизводственная) инфраструктура – образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и т.п.;

• новейшие наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю и гарантированную отдачу – атомная, аэрокосмическая промышленность и т.п.

В некоторых странах значительна доля государственной собственности в добывающих отраслях промышленности, что обусловлено их высокой капиталоемкостью и малой рентабельностью.

Границы распространения государственной собственности в рыночной экономике подвижны. Доля государственной собственности меняется в зависимости от того, какое ее сочетание с частной собственностью наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, росту социально-экономической эффективности, недопущению отставания от других стран. (В 50-х годах в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; в 80-х годах – проводится приватизация и свертывание государственного сектора.) В 80-х годах вклад государственных предприятий в экономику составлял: во Франции – 22,8%, ФРГ – 14, Италии – 20, Великобритании – 16,7, Австрии – 24%.

Государственные предприятия отличаются от частных тем, что они не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям. На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач.

Государство в рыночной экономике является производителем общественных товаров и услуг (благ). Особенность общественных благ заключается в том, что их полезность распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет на себя их производство. Если сравнить общественные и индивидуальные (частные) блага, то первые характеризуются следующим:

• неисключаемостью – отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ (если существует армия, то в случае необходимости Вы не можете сказать: «Меня защищать не надо!»);

• неделимостью (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны);

• с увеличением потребителей издержки производства не меняются (если установлен светофор, то издержки на его производство и установку не зависят от того, пересекают улицу ежедневно 100 или 1000 человек);

• выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны не с их покупкой, а с их производством (если построен мост через реку, то потребитель получает выгоду, как правило, не оплачивая, «не покупая» проезд через мост).

Наряду с непосредственной предпринимательской деятельностью, государство выполняет обширные регулирующие функции, воздействуя на частный сектор в целях достижения тех или иных результатов.

Регулирование экономики государство осуществляет на основе соответствующего законодательства (законов о собственности, о сделках, договорах и обязательствах, о защите потребителей, о труде и социальной защищенности, об охране природы, налогового, антимонопольного и т.п. законодательства).

Все методы воздействия государства на экономику могут быть подразделены на административные и экономические. Административные методы базируются на силе государственной власти,и включают в себя меры запрета, разрешения, принуждения.

Экономические методы регулирования предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствовала бы проводимой государством политике. Выдвигая на первый план те или иные задачи (стимулирование капиталовложений, обеспечение занятости, структурной перестройки, экономического проста, борьбы с инфляцией, поощрения экспорта и т.п.), государство проводит соответствующую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику.

Налоги и правительственные расходы, денежная масса и государственная собственность – вот основные инструменты государственного воздействия на экономику в условиях рынка. (Подробно методы государственного регулирования экономики будут рассмотрены в III разделе курса «Макроэкономика».)

Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, каковы должны быть границы и направления государственного вмешательства в экономику. Диапазон взглядов на этот счет очень велик: от полного отрицания необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику до допущения его в очень широких масштабах.

В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, выделяют следующие модели современного рыночного хозяйства (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Модели рыночных экономик

Модели Критерии Социальное рыночное хозяйство Смешанная экономика Корпоративная экономика
Цель государственных программ Защита интересов граждан Создание условий для развития предпринима- тельства Защита интересов крупного бизнеса
Принципы регулирования экономики Долгосрочное программиро- вание Использование преимущественно тактических методов Определение основных приоритетов
Доля государст-венного сектора Около 30% Около 10% Незначительная
Наиболее типичные страны Швеция, Германия США Япония

 

 


В заключение следует подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка, видоизменение, исправление рыночного механизма, а создание условий его свободного функционирования.

  1. Государственный контроль за ценами, позитивные и негативные черты

 

Гос. контроль за ценами. В современном мире нет стран, где бы не осуществлялась та или иная форма государственного вмешательства в процесс рыночного ценообразования. Наиболее распространенными вариантами такого вмешательства в действие рыночных конкурентных сил можно считать:

1. госконтроль над ценами,

2. взимание налогов и предоставление субсидий.

В первом случае, при прямом вмешательстве гос-ва в форме контроля над ценами, нарушения действия механизма конкурентного ценообразования достаточно очевидны. Во втором случае косвенное воздействие через налогообложение и субсидии внешне не нарушает действие рыночного ценообразования, но обычно существенно его деформирует.

Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен. Такие фиксированные цены могут быть двух типов: когда равновесные цены представляются обществу слишком высокими, государство устанавливает цены ниже равновесных (максимальные цены, или потолок цены); когда равновесная цена представляется слишком низкой, тогда законодательно устанавливаются цены выше равновесной (минимальные цены, или нижний уровень цены).

Минимальные цены обычно устанавливаются в тех случаях, когда рыночная равновесная цена не обеспечивает продавцам готовых товаров или ресурсов получение доходов, достаточного для нормального существования.

Негативные стороны введения минимальных цен:

1) Возникает избыток товаров (государство борется с этим, закупая все излишки в государственные резервы)

2) Для фирм-продавцов наличие минимальных цен на их продукцию создаёт «тепличные» условия. (это оборачивается тем, что предприниматель теряет заинтересованность в снижении издержек и совершенствовании производства)

3) Фирмам, покупающим товар с фиксированной минимальной ценой, это не выгодно, поэтому их менеджеры либо прямо нарушают запрет, либо стараются его обойти.

Оправданные случаи фиксации цен:

1) Существование прямой угрозы жизни человека или нарушение его жизненно важных прав (лекарства)

2) Природные или социальные катаклизмы, принявшие размах общенационального бедствия (карточки на продовольствие на время войны)

3) Угроза нац. безопасности (поддержание отечественного с/х)

4) Гос. фиксация цен в менее критической обстановке обычно бывает ориентировано на устранение перекосов в рыночном ценообразовании, возникших в результате несовершенства рынка (монополия)

  1. Последствия введения налогов для уровня цен

 

  1. цены на товары или услуги повышаются на величину косвенных налогов;
  2. происходит частичное сокращение спроса (при условии его эластичности);
  3. сокращение доходов населения;
  4. сокращение предложения, следовательно, сокращение доходов производителей, чистые потери общества связаны с сокращением налогов.
  1. Закон спроса: формулировка и графическая интерпретация. «Нормальные» и «аномальные» товары.

 

Закон спроса – это принцип рын.экономики, который удовверждает, что величина спроса на благо находится в обратной зависимости от цены блага, увеличиваясь при снижении цны единицы этого блага и уменьшаясь при ее росте.

Объясняя причины снижения величины спроса при росте иены и возрастания его величины при уменьшении иены, следует указать на три обстоятельства:

1) уменьшение иены ведет к увеличению числа покупателей, которым данный товар становится доступным;

2) один и тот же потребитель может позволить себе покупать большее количество подешевевшего товара. В экономической лите­ратуре это явление принято называть эффектом лохола, поскольку снижение иен равносильно увеличению дохода потребителя;

3) подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, ко­торый в противном случае был бы направлен на приобретение дру­гих товаров. Это явление имеет также особое название «эффект замещения».

Линия D на рис. носит название кривой спроса. Она пока­зывает, какое количество товара (Q) готовы купить покупатели:

1) при каждом данном уровне иен (Р);

2) в конкретный период времени;

3) при неизменных прочих факторах.

Другими словами, движение по кривой спроса (от одной точки к другой) отражает изменение спроса на товар, происходящее в ре­зультате действия одной и только одной причины — изменения цены товара. Обратная зависимость между уровнем иен и количеством покупаемой продукции в графической интерпретации проявляется в понижении кривой спроса с ростом Q.

В эконом. теории принято различать нормальные и аномальные товары.

Обычные (нормальные) товары – с ростом доходов спрос на данные товары возрастает, а при падении – уменьшается.

Аномальные товары – при падении доходов спрос на них растет, а при падении доходов спрос на них падает (обычно это продукты, воспринимаемые по сравнению с другими как худшая альтернатива)

 

  1. Детерминанты рыночного спроса. Изменение величины спроса и изменения в спросе.

Спрос покупателей формируется под влиянием потребно­стей, стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни. При этом всех интересует платежеспособный спрос. Спрос — это желание и способность покупателей совершать сдел­ки по приобретению имеющегося на рынке товара. А его величина - это то количество товара, которое покупатели хотят и мо­гут приобрести по данной цене в течение определенного времени. Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена.

Детерминанты спроса:

1.Потребительские вкусы. Благоприятное изменение потреб. вкусов м\б вызвано рекламой, измен.моды при этом спрос увел-ся. Неблагоприятные изменения в потреб вкусах снижают спрос и кривая спроса смещается влево. Технологические изменения в виде появления нового продукта могут привести к изменению потребительских вкусов. Появление CD привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.

2.Число покупателей. Увеличение на рынке числа потре-лей обусловливает повышение D, а уменьшение - сокращение спроса. Пример: увеличение продолжительности жизни повысило спрос на медицинское обслуживание, на места в интернатах для престарелых и в частных больницах.

3. Доход потребителей. В отношении большинства Т повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители покупают больше Т, при снижении доходов спрос на такие товары падает(а\м, стереоустановки, виски). Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными Т.

Существует несколько исключений. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории (картошка, поношенная одежда).

4. Цены на сопряженные товары. Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с маслом и маргарином, машинами "тойота" и "хонда", чаем и кофе и т, д.

Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.(кассеты и магнитофон, бензин и машинное масло и т.д.)

5. Ожидания. Оно может привести либо к снижению спроса либо к его увеличению. Увеличение спроса: потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать больше Т.,ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Те изменения количества покупаемого товара, которые связаны с изменением цены на товар, называются изменениями величины спроса и графически представляют движение по кривой спроса. Причем прочие факторы, которые влияют на объем спроса, неизменны.

С др. стороны изменения кол-ва покупаемого товара, которые вызваны другими факторами, называются изменениями спроса и графически представляются изменением положения кривой спроса. Различия в понятиях изменения величины спроса и изменения споса можно определить с помощью математики. Допустим дана линейная функция спроса QD(P)=d0-d1p. При прочих постоянных факторах кроме цены, т.е. параметры d0 и d1 остаются неизменными, это уравнение определяет конкретную кривую спроса и изменения в цене приведут к движению по кривой спроса в направлении, соответствующему кол-ву Q Это и есть изменение величины спроса.

Однако при изменении неценовых детерминантов меняются параметры d0 и d1; d0 повлияет на положение кривой спроса, а d1 изменит наклон кривой спроса. Оба эти изменения приведут к изменению спроса.

  1. Закон предложения: формулировка и графическая интерпретация. Охарактеризуйте неценовые факторы предложения

Предложение – совокупность товаров и услуг, к-рые могут быть доставлены на рынок, доставка зависит от цен на товары и услуги.

Закон предложения – это принцип рыночной экономики, который утверждает, что при прочих равных условиях величина предложения блага будет тем больше, чем выше цена единицы этого блага, и наоборот.

объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т. е. между предложением и ценой существует прямая зависимостьßзакон предложения

 

Линия (S) носит название кривой предложения. Она показывает, какое количество товара (Q) производители готовы продать при каждом данном уровне цен в конкретный период времени. Движение вдоль кривой предложения отражает изменения в объеме предложения, вызванные только изменением цены, т. е. при сохранении прочих условий неизменными.

В аналитической форме предложение может быть представлено в общем виде как некая функция цен:QS  f (P).

Прямая же зависимость между предложением и ценами проявится лишь при конкретизации этой формулы. Например, в нашем случае с производством колбасы зависимость явно линейная:QS  aP  b,

или в конкретной числовой форме:QS  5Р.

Неценовые факторы предложения

 технические возможности производителя, характер применяемой технологии (К);

 цены используемых ресурсов (Рr);

 налоги и дотации (T, S);

 ожидания продавцов (W);

 цены на другие товары (Pn);

 число продавцов (N);

 прочие факторы (B).

С учетом зависимости от этих факторов функция предложения примет вид:

QS  f (P, K, Pr, T, S, W, Pn, N, B).

При изменении цены данного товара происходит изменение величины предложения, которое отражается в графической форме перемещением вдоль кривой предложения. Изменение же любой другой детерминанты предложения (неценовых факторов) в графической форме будет выражено сдвигом всей кривой предложения вправо или влево

Сдвиги кривой предложения

Сдвиг вправо (в сторону увеличения, на графике от S0 до S1) может быть вызван такими изменениями в неценовых факторах, как использование более эффективных технологий, уменьшение цен на исходные ресурсы, уменьшение налогов или увеличение государственных дотаций. Он также может быть обусловлен ожиданиями производителей, стимулирующих их к увеличению объема продаж (например, опасениями продавцов, что рыночные цены на их товар в будущем упадут).

Соответственно сдвиг влево (в сторону уменьшения предложения, на графике из положения S0 в положение S2) может быть вызван такими событиями, как рост цен на исходные ресурсы, сырье, материалы, энергоносители, использование устаревших технологий, увеличение налогов и уменьшение государственных дотаций.

  1. Эластичность рыночного спроса по цене

Эластичный спрос по цене (P): зависит изме­нение спроса на товар от изменения его цены.

См.тетрадь

17. Эластичность спроса по цене и доходу. Перекрестная эластичность. Знание эластичности для практики. Почему знание перекрестной эластичности важно для менеджера? См.книгу

18. Эластичность предложения по цене, факторы влияющие на эластичность предложения. См.тетрадь

19. Рыночное равновесие. Функция равновесной цены

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe)

.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

 

Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара

Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного равновесия. Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию:

PE = PD = PS

При данной цене на рынке устанавливается и равновесное количество предлагаемых на рынке товаров: QE = QD = QS

Функции равновесной среды

· Распределительная

· Информационная

· Стимулирующая

· Балансирующая

· Нормирующая.

20. Рыночное равновесие фактор времени (паутинообразная модель) Неравновесие на рынке

 

ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ – модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает.

Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому, используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием.

Рассмотрим вариант динамической модели рынка одного продукта. Предположим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения – от уровня цен предшествующего периода:

QiD = QiD(Pt),

QiS = QiS(Pt-i).

где t – определенный период (t = 0, 1, 2,... Т). Это значит, что производители в период t – 1 определяют объем производства, предполагая, что цены периода t – 1 сохраняются и в период t (Pt-i = Pt).

В таком случае график спроса и предложения будет иметь вид паутинообразной модели.

Возможны три варианта изменения рыночной цены во времени.

1. Если наклон линии предложения более крутой, чем наклон линии спроса, то со временем отклонение от равновесия уменьшается, равновесие восстанавливается (рис. 6.5).

2. Если наклон линии предложения более пологий, чем наклон линии спроса, отклонение от равновесия увеличивается (рис. 6.6).

3. При одинаковом наклоне линий предложения и спроса рынок колеблется вокруг точки равновесия (рис. 6.7). Этот вариант рассмотрим несколько подробнее.

Допустим, что начальная цена Р0. На эту цену ориентируются производители в период t = 1, предлагая продукцию в объеме Q1, что ниже равновесного уровня QЕ. Тогда возникает дефицит, в результате чего цены повышаются до P1 В ответ на это производители увеличат объем предложения до Q2, надеясь, что уровень цен сохранится и в период t = 2. Избыток предложения приведет к понижению цены до Р0 и т. д.

Все три варианта допускают неизменность функций спроса и предложения во времени.

 

 

Следовательно, несмотря на то что линии спроса и предложения имеют нормальный наклон, запаздывание в реакции предложения на изменение цен может привести к нестабильности равновесного состояния. Из этого вытекает, что анализ стабильности не ограничивается только методом сравнительной статики.

21. Охарактеризуйте общую и предельную полезность: их функции и взаимосвязь. Дайте графическую интерпретацию.

 

Прежде всего теория предельной полезности вводит два важных понятия:

1) полезность блага (или группы благ) и 2) предельная полезность блага.

ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления всего имеющегося у них количества благ данного вида.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.185 с.)