График долгосрочного равновесия фирмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

График долгосрочного равновесия фирмы



Если в краткосрочном периоде у фирмы может существовать прибыль и убытки, то в долгосрочном периоде ситуация меняется. Достаточно свободный вход и выход фирм на рынке, порождает тенденцию к усреднению получаемой фирмами прибыли на уровне нормальной прибыли.

Если отрасль в краткосрочном периоде будет прибыльной, т.е. прибыль выше нормальной, то в условиях низких барьеров для входа на рынок новые фирмы постараются начать производство в данной отрасли.

рыночный спрос на продукцию отрасли останется неизменным, то появление новых фирм в отрасли и усиление конкуренции между ними сместит кривую спроса на продукцию отдельной фирмы влево, эластичность спроса увеличится. В результате возможности для зарабатывания экономической прибыли существенно сократятся.

Если фирмы отрасли не получают в краткосрочном периоде нормальной прибыли, то наименее эффективные предприятия начнут покидать отрасль. Оставшиеся фирмы постараются снизить издержки, стимулировать спрос, повысить эффективность своего производства. Кривые индивидуального спроса сместятся вправо, их эластичность из-за снижения числа товаров-заменителей понизится. оставшиеся фирмы отрасли смогут зарабатывать нормальную прибыль.

Таким образом, в долгосрочном периоде на рынке монополистической конкуренции возникает тенденция выравнивания прибылей отдельных фирм на уровне нормальной прибыли.

отдельные фирмы могут получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде, если они: имеют патент на товар с уникальными характеристиками;

▪ размещаются в географически выгодном положении;

разработали новую продукцию и применяют новую технологию.

 

в долгосрочном периоде видна специфика монопол конкуренции. Примем, что кривая затрат не меняется, фирма получает изначально экономическую прибыль Д1 лежит выше минимального уровня АТС

этот процесс будет до тех пор пока не исчезнет экономическая прибыль и кривая спроса не займет положение кривой затрат Д3.

Точка О лежит на кривой АТС (доход=издержкам) 2-ой особенность точки О есть, что она лежит на АТС но не совпадает с минимумом средних затрат. Дело в том что математическая кривая спроса может быть касательной к кривой затрат в точке минимума только если кривая горизонтальна(это только для совершенной конкуренции) а для монополистической если кривая спроса не касается точки минимума затрат а проходит через нее под углом (Д2) то значит есть экономическая прибыль. Из-за не совпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума затрат вытекают три следствия:

1. равновесная цена монопол конкуренции в долгосрочном периоде превышает равновсную цену при совршенной конкуренции (Р0>Pc) (структура рынка моноп конкуренции заставляет потребителя переплачивать за товар «лишние деньги»)

2. устанавливается меньший чем при совершенной конкуренции объем выпуска продукции (Q1<Qc)

3. эта конкуренция ведет к избытку мощностей по сравнению с объемом выпускаемой на них продукции.

 

37. Общеэкономическое значение рекламы, её функции.

Роль рекламы и PR.

Реклама - целенаправленное информативное воздействие неличного характера на потребителя для продвижения товаров на рынке сбыта.

Экономическая роль рекламы состоит в том, что она служит удовлетворению экономических, коммерческих интересов рекламодателей.

все составляющие (цели, виды) должны подлежать анализу для улучшения эффективности работы фирмы. Цели рекламы являются инструментом для достижений целей фирмы. Так, если целью фирмы является увеличение объема продаж, то целью рекламы может быть обеспечение роста числа людей (фирм), получающих продукцию данной фирмы.

Отметим главные цели использования рекламы:

· заинтересовать клиентов;

· вызвать ассоциации, которые потенциальный клиент отождествлял со своей выгодой;

· показать преимущества данного товара или услуги;

· информированность клиентов

· заинтересовать клиентов срочным исполнением,

· формировать у потребителя определенный образ фирмы,

· стимулировать побуждение к приобретению данного товара у данной организации.

Итак, реклама представляет собой целенаправленное информативное воздействие неличного характера на потребителя для продвижения товаров на рынке сбыта, в чем и состоит главная роль рекламы.

PR-(public relations) -система связей с общественностью, разнообразные меры по продвижению товара. неотъемлемая часть маркетинга.

Экономические последствия рекламы

• Реклама приводит к росту спроса и уменьшению эластичности

• Реклама вызывает рост издержек

Функции:

Информационная

Побудительная

Принципы:

Целенаправленность, адретность, постоянство (повтор 7-10 раз), правдивость

38. Разновидности олигополии и их характеристика.

Почти все отрасли тяжелой промышленности имеют такую структуру. Часто возникает на региональных рынках. Черты олигополии:

§ однородность или разнородность продукции

§ малочисленность и крупные размеры фирм

§ крупные барьеры (размер фирмы)

§ несовершенная информация

Характер продукции:

o дифференцированная олигополия – подтип рынка, в котором дифференциация продукта значительна. На нем действуют многие свойственные рынку монополистической конкуренции закономерности: единый рынок распадается на ряд сегментов, особое значение приобретает неценовая конкуренция, ведущаяся на базе сервиса, качества и рекламного сопровождения товара.

o дифференцированная олигополия –где продукт является стандартизированным (н-р цементная, нефтяная промышленность, большинство отраслей металлургии).

Немногочисленность участников:

В отрасли немало мелких фирм. Они занимают узкие специализированные ниши, а крупные фирмы выпускают массовые продукты. Для отнесения рынка к олигополистическому типу важно не столько число фирм, сколько их доля.

Главной причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства.

Финансовый барьер и барьер емкости рынка:

Крупные размеры олигополистов создают существенные барьеры для входа на рынок.

Емкость рынка ограниченна: хроническое превышение предложения над спросом и сопутствующие ему низкие цены заставили бы кого-то из игроков покинуть рынок.

Рыночная власть фирм-олигополистов:

Большая доля в выпуске продукции обеспечивает олигополистам значительную степень контроля над рынком: если олигополист уменьшит выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке.

Несовершенство информации:

особенность олигополии состоит в огромной роли, которую при определении рыночного поведения олигополиста играет субъективный фактор – инициативы менеджеров конкурирующих фирм или их реакция на действия данной фирмы.

Олигополистический объем производства, цены и прибыли:

1. При олигополии объем производства больше того уровня, который установился бы при чистой монополии, но меньше, чем при соверш.конкуренции.

2. Цены при олигополии ниже монополистических, превышают конкурентные.

Множественность кривых спроса:

При олигополии существует множество кривых спроса на продукцию фирмы – каждому уровню выпуска одного из олигополистов соответствует особая кривая спроса на продукцию остальных олигополистов.

последствия олигополии: НЕГАТИВ.

· Хроническое превышение предложения над спросом и сопутствующие ему низкие цены.

· Недопроизводство.

· Завышение цен.

· Несовершенство информации.

ПОЗИТИВ.

· Тенденция к получению экономической прибыли.

· Экономия на масштабах производства?

Разновидности олигополии:

Нескоординированная, картель, картелеподобная структура.

 

39. Модель и равновесие Курно.

Простейшая олигополистическая ситуация, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Главная особенность моделей дуополии состоит в том, что выручка и прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но и от решений фирмы-конкурента, заинтересованной в максимилизации своей прибыли. Первую модель дуополии предложил французский экономист Курно в 1838г.

Модель Курно анализирует поведение фирмы-дуополиста исходя из допущения, что ей известен объем выпуска продукции, который ее единственный конкурент уже выбрал для себя. Задача состоит в том, чтобы определить собственный размер производства. В модели сделаны дополнительные упрощения: оба дуополиста совершенно одинаковые, предельные издержки обеих фирм постоянны (кривая МС идет строго горизонтально).

Допустим, что фирме 1 известно, что конкурент не собирается ничего выпускать. Фирма 1 практически монополия. Кривая спроса на ее продукцию (D0) совпадает с кривой спроса всей отрасли. Кривая предельного дохода MR0. По правилу равенства предельного дохода и предельных издержек MC=MR, фирма 1 установит оптимальный для себя объем производства (50 ед). Фирма 2 намерена выпустить 50 ед продукции. Если фирма 1 установит на свою продукцию цену Р1, то спроса на нее не будет. Эта цена уже установлена фирмой 2. Но если фирма 1 установит цену Р2, то общий спрос рынка составит 75 ед. Поскольку фирма 2 предлагает 50 ед, то на долю фирмы 1 останется 25 ед. Если цена будет опущена до Р3, то потребность рынка в продукции фирмы 1 составит 50 ед. Перебирая разные возможные уровни цен, можно получать разные потребности рынка в продукции фирмы 1, т.е. на продукцию фирмы 1 сформируется новая кривая спроса D1 и новая кривая предельного дохода MR1. Использовав правило MC=MR, можно определить новый оптимальный объем производства

Допущения модели Курно:

- фирмы производят однородный продукт;

- имеют одинаковые издержки произв-ва;

- обладают полной информацией о рыночном спросе;

- нацелены на максимизацию прибыли;

- фирмы выстраивают свое поведение, ориентируясь на выпуск конкурента.

Q M < Q Olig < QC P C < P Olig < PM Prof C < Prof Olig < ProfM

 

40. Картелеподобная структура рынка: лидерство в ценах (барометрическое лидерство, лидерство на базе низких издержек, лидерство фирмы-доминанта).

картелеподобная структура рынка или “игра по правилам”.

Она представляет собой своеобразный компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой – уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т. е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. “Игра по правилам” облегчает достижение олигополистического равновесия.

Идея лидерства в ценах состоит в том, что все крупные изменения
цен сначала проводит одна фирма, а затем они повторяются остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем пр-ва) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных.

Различают три основных вида ценового лидерства:

a) барометрическое лидерство и/или лидерство как замена сговора;

b) лидерство на основе низких издержек;

c) лидерство доминирующей фирмы.

При барометрическом лидерстве фирма, первой устанавливающая цены, подобно барометру отслеживает развитие обстановки в отрасли. В основе многих изменений лежат объективные процессы на рынке

Надо хорошо исследовать рынок (н-р скидки в зав-ти от сезона)

Фирма-ценовой лидер навязывает оптимальные для него низкие цены компаниям с более высокими издержками. При этом доли рынка не зависят от уровня издержек.

О доминировании компании на рынке принято говорить в том случае, когда все ее конкуренты слабы и малы по сравнению с ней. В результате бороться всерьез с лидером никто не может. У последнего в руках масса средств наказания «неудобных» конкурентов: от ценовой войны, в которой он имеет бесспорные преимущества перед более мелкими фирмами, до разнообразных полулегальных методов удушения конкурентов. В итоге все фирмы автоматически принимают любую цену, предложенную лидером, то есть превращаются в ценополучателей, как это происходит при совершенной конкуренции.

Ценообразование по схеме «издержки плюс». Фирмы отрасли ориентируются на примерно одинаковый, «нормативный», % прибыли по отношению к издержкам. На рынке олигополист успевает хорошо узнать уровень издержек конкурентов, становится легко предсказывать и их цены. P= AVC(1+k)= AVC+ K •AVC=AVC + AFC + Prof

 

 

41. Картель: основные черты, принципы и результаты картельного соглашения.

Картель – группа фирм, объединенная соглашением о ценах и разделе рынка между участниками с целью получения максимальной прибыли. картель не может быть официально организован, так как попадает под действие антимонопольную политику. В РФ существует Фз «О защите конкуренции».

Немногочисленность основных участников олигополистического рынка способствует сговору фирм. Главная идея - установление объема производства и цен на уровне, обеспечивающем максимальную прибыль для всей группы договаривающихся. Далее этот объем делится между участниками картеля с помощью определения либо квоты (доли) каждого из них в общем производстве, либо путем географического закрепления рынков. Для выравнивания уровня издержек картель договаривается предлагать поставщикам за закупаемые ресурсы одинаковую цену.

Картель фирм ориентируется не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие. Цены и объем производства устанавливаются на том уровне, который избрала бы монополия. После достижения цели участники картеля делят между собой полученную монополистическую прибыль.

Преимущества вступления в картель:

1. Повышение цены реализации продукции.

2. Закрепление некоторых сегментов рынка под монопольным контролем.

3. Дезинформация потребителей (имитация конкуренции).

4. Совместная работа с аутсайдерами.

5. Лоббирование интересов картеля в органах государственной власти.

Классический картель предполагает установление между фирмами соглашения:

о единых ценах;

о размерах (квотах) производства или разделе рынков;

о единой политике по отношению к поставщикам ресурсов, в т.ч. к профсоюзам.

Высок риск раскрытия сговора, тяжело прийти к соглашению, всё держится на спросе – ниже спрос – фирма должная сократить выпуск продукции

Практика разовых ценовых сговоров распространена весьма широко. Н-р, как на потребительском рынке периодически возникает дефицит то сливочного, то подсолнечного масла, то бензина. И как потом эти товары вновь появляются с сильно повышенными ценами одновременно у всех продавцов. Высокая концентрация производства, неумение завоевывать клиентов рыночными методам, сложившиеся еще в дореформенную эпоху тесные контакты всех предприятий основных отраслей и ряд других факторов благоприятствуют массовому возникновению картелей. Экономике может быть нанесен крупный ущерб.

 

 

42. Нескоординированная олигополия.

 

 

Нескоординированная монополия - когда фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются найти точку устраивающего всех равновесия.

От 3 до 8 классическая олигополия

Ломаная кривая спроса

1 график - В условиях нескоординированной олигополии (несколько фирм продают товар на отраслевом рынке) фирма 1 имеет линию спроса D1 и предельный доход MR1. Она стремится к точке О в которой по правилу MR=MC достигается оптимальный объем выпуска Q1 и цена P1. Постепенное снижение цены фирмой один вызывает ответную реакцию фирм конкуре тов в виде резкого снижения цен на продукцию. Такое реагирование других фирм отраслевого рынка выразиться в снижении эластичности спроса на продукт фирмы 1. И спрос на продукцию фирмы 1 выразится кривой спроса D2. Появляется новая кривая предельного дохода MR2. В точке А происходит излом кривой спроса MR имеет разрыв в точке излома кривой спроса. В данной ситуация фирма 1 по правилу MR2=MC стремится к выпуску Q2 и цене P2.

 

2 график - Если MC проходит от точки F до C в разрыве MR то цены и объем выпуска продукции не меняется как и цены. Данная модель обьясняет не гибкость цен при олигополии.

 

Одной из наиболее простых моделей этого класса является модель ломаной кривой спроса, предложенная независимо П. Суизи, Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.

 

 

43. Особенности равновесия монополии. Х-неэффективность. Мертвый груз. Достоинства и недостатки монополии.

МОНОПОЛИЯ- состояние рынка, при котором на нем действует один продавец. Несовершенство конкуренции здесь достигает наивысшей степени.

Основными чертами монополии являются:

Единственная фирма-гигант;

Уникальность продукции;

Непреодолимые барьеры;

Полная информация.

Монополия долговременно существует только там, где она защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль конкурентов.

Основные барьеры, формирующими монополистическую структуру отрасли, являются:

Преимущества крупного производства;

Легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на изобретения, санкционированные государством исключительные права;

Нечестная конкуренция (демпинг).

Важным случаем монополии являются естественные монополии. Они создаются лишь там, где единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем несколько конкурирующих фирм.

2) Одной из особенностей рыночного поведения монополистов является х-неэффективность. Конкурентов у монополиста нет, поэтому для него характерно понижение эффективности использования ресурсов. В целом х-неэффективностью называется бесхозяйственное ведение дел, следствием которого является увеличение издержек выше объективно обусловленного уровня, навязывание потребителю монопольно завышенных цен; бесхозяйственность, ведущую к превышению реальными издержками уровня кривой средних общих издержек; искусственное сдерживание монополией технического прогресса; сознательное занижение монополией объема производства;

3. Мертвый груз монополии (чистые или омертвленные издержки монополии) – разница между потенциально возможным объемом производства в отрасли без монополии и реальным объемом выпуска монополиста.

Излишек монополиста убывает на величину A вследствие снижения цены на единицы выпуска, которые он уже продает. Этот излишек возрастает на величину C благодаря прибыли на добавочные единицы выпуска, которые он теперь продает.

Излишек потребителей возрастает на A, так как теперь все единицы выпуска, покупаемые ими раньше, достаются им по более низкой цене, и возрастает на B, так как они получают какой-то излишек на продаваемые им добавочные единицы выпуска. Площадь A просто передается от монополиста потребителю; благосостояние одной из сторон рынка возрастает, в то время как благосостояние другой стороны рынка убывает, но общий излишек остается без изменений. Площадь B + C представляет истинное увеличение излишка — она измеряет ценность добавочно произведенного выпуска для производителей и потребителей.

Площадь B + C известна как потеря “мертвого груза”, вызванная монополией. Она дает меру снижения благосостояния людей из-за того, что они платят не конкурентную цену, а монопольную. Потеря “мертвого груза”, вызванная монополией, как и потеря “мертвого груза”, вызванная введением налога, измеряет стоимость потерянного выпуска оценкой каждой его единицы по цене, которую люди готовы были бы заплатить за эту единицу выпуска.

4. Достоинства монополий:

· возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;

· возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;

· возможность использования достижений научно-технического прогресса;

· возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;

· нет дополнительных издержек на рекламу, нет мусора от порой никому не нужных рекламных листовок, сбережение экологии;

· возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

· Недостатки монополий:

· они приводят к неэффективному распределению ресурсов;

· деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами и нестабильностью.

·

44. Сущность и виды ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация или ценовая дифференциация — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками. Предпосылка: потеря потенциальной прибыли из-за установления единой цены является общей проблемой рынков несов. конкуренции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.75.131 (0.093 с.)