Специфика применения качественных и количественных методик логопедического обследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика применения качественных и количественных методик логопедического обследования.



Современные методики предлагают различные методы оценки результатов диагностики.

 

Большинство из них включают в себя как качественные, так и количественные данные. Например методика Фотековой и Ахутиной предлагает оценивать результаты в баллах, каждый из которых имеет и качественное объяснение (раскрыты неточности, ошибки, уровень выполнения задания)

 

Такой способ помогает быстрее и точнее оценить речевые возможности ребёнка, а также описать их в речевой карте.

Методики:

 

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет:

 

· Обследование звукопроизношения:

Звуки раннего онтогенеза:

[п], [б], [т], [д], [к] [г], [х], [н], [м]., гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и],

 

Детям раннего возраста в ситуации первичного обследования, как правило, недоступно изолированное произнесение звука.

Поэтому основной акцент в диагностическом исследовании произносительной стороны речи мы сделали на назывании ребенком слов с определенными звуками в составе слова или предложения. Для этого нами были разработаны интересные и понятные детям сюжетные картинки, содержание которых соответствует возрастным особенностям детского восприятия.

 

· обследования слоговой структуры слова. Слова подобраны с учетом специфики формирования начального детского лексикона и закономерностей развития слоговой структуры в онтогенезе (А.К. Маркова).

I класс — двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов

Картинки: нога, рука, муха.

По стеклу ползут две... мухи.

II класс — трехсложные слова, состоящие из открытых слогов

Картинки: волосы, корова, машина.

По дороге едет... машина.

III класс — односложные слова, состоящие из закрытого слога

Картинки: кот, нос, дом.

Дети построили из кубиков... дом.

IV класс — двусложные слова, состоящие из одного открытого слога и одного закрытого

Картинки: филин, кефир, жираф.

В зоопарке живет... жираф.

V класс — двусложные слова со стечением согласных в середине слова

Картинки: масло, листья, коньки.

Маша намазывает на хлеб... масло.

VI класс — двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных

Картинки: дельфин, кактус, кровать.

В море плавает... дельфин.

VII класс — трехсложные слова с закрытым слогом

Картинки: самолет, пирожок, чемодан.

Мальчик ест... пирожок.

VIII класс — трехсложные слова со стечением согласных

Картинки: облако, иголка, подушка.

С кровати упала... подушка.

IX класс — трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом

Картинки: автобус, карандаш, виноград.

У Коли... карандаш.

X класс — трехсложные слова с двумя стечениями согласных

Картинки: игрушки, кисточка, морковка.

В краске вымазана... кисточка.

XI класс — односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова

Картинки: джип, стол, ключ.

Папа купил... джип.

XII класс — двусложные слова с двумя стечениями согласных

Картинки: птичка, спичка, гвозди.

Молотком забивают... гвозди.

XIII класс — четырехсложные слова из открытых слогов

Картинки: пуговица, черепаха, гусеница.

По ветке ползет... гусеница.

 

· ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

 

1. Возможно предъявление задания без произнесения предлога

 

(«Рыжий кот катается... на лыжах»), однако при оценке выполнения такого задания необходимо учитывать допустимость использования детьми раннего возраста вместо предлогов их «филеров» («а» — вместо «на») в сочетании с флексией существительного (на столе — «а толе», в шкафу — «а кафу»).

 

 

2. Чрезвычайно важно проверить умение детей использовать исследуемые звуки при произношении глаголов и прилагательных, так как эти слова появляются в начальном детском лексиконе несколько позже существительных, в связи с чем их произношение может быть более нарушенным.

Можно сразу после опроса ребенка по предложенному в тексте пособия заданию перестроить его формулировку в следующем виде: «У Алеши болит... нога» — «У Алеши нога... болит». При затруднениях целесообразно изменить задание и предъявить его с помощью так называемого «вопроса без вопросительного слова»: «У Алеши нога болит?» Вопросительная интонация будет дополнительно стимулировать ребенка к ответу, а облегченная форма заданного вопроса подскажет ему правильный ответ.

 

3. Важно проследить за умением ребенка использовать в речи широко распространенные словосочетания («усатый сом», «голубые глаза»), согласование окончаний прилагательных в роде и числе с употребляемыми существительными. Данные, полученные при обследовании, необходимо интерпретировать в зависимости от того, на какой стадии развития находится фразовая речь ребенка («до-морфологической» или «морфологической»).

4. Задания на картинках можно вариативно использовать для проверки у детей знания названий основных цветов и элементарного счета (в пределах 2—3).

 

 

1) Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у дошкольного и младшего школьного возраста,

ИЗУЧЕНИЯ АНАМНЕЗА

Пренатальный период

I.2. Натальный период

I.3. Постнатальный период



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.125.112 (0.007 с.)