Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология обследования речи.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Технология обследования речи. Логопедическое обследование как часть психолого-педагогического обследования Объект, цель, задачи, принципы, направления и методы логопедического обследования. Специфика применения качественных количественных методик логопедического обследования. Анализ существующих методик логопедического обследования. Логопедическое обследование входит в психолого-педагогическое обследование и позволяет составить полную картину нарушения у пациента. Логопедическое обследование включает в себя исследование психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление), неречевых процессов(моторная сфера: общая, мелкая, артикуляционная) и речевых процессов.
Объект: Закономерности и особенности развития речи ребёнка
Предмет: Состояние языковых и речевых функций
Цель: Выяснение структуры речевого дефекта; Научное обоснование и направлений и содержания логоработы, направленной на преодоление и предупреждение речевых нарушений. Задачи: 1. Определение этиологии речевого нарушения 2. Определение симптоматики и степени проявления речевого нарушения 3. Выявление механизма речевого нарушения 4. Определение структуры речевого дефекта 5. Определение направлений, методик и содержания логопедической работы.
ИЗУЧЕНИЯ АНАМНЕЗА Пренатальный период I.2. Натальный период I.3. Постнатальный период II.1. Исследование неречевых функций II.1.1. Исследование общительности II.1.2. Исследование психомоторики II.1.3. Исследование гнозиса II.1.4. Исследование оптико-пространственного праксиса II.1.5. Исследование динамического праксиса II.1.6. Исследование мышления II.2. Исследование импрессивной речи II.3. Исследование фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений II.3.1. Фонематический анализ II.4. Исследование экспрессивной речи II.4.1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата II.4.2. Состояние звукопроизношения Обследование изолированного произношения звуков. Проверяются следующие группы звуков: § гласные: А, О, У, Э, И, Ы; § свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ;
§ сонорные звуки: Р, РЬ, Л, Jib, M, Mb, H, НЬ; § глухие и звонкие парные: 11 — Б, Т — Д, К — Г, Ф — В в твердом и мягком звучании /II' -•- Б'; Т' — Д'; К' — Г'; Ф' — В'/; § мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, НЕ, ПЮ, также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ.
II. 4.3. Исследование словарного состава языка Наиболее простым приемом является называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам. Для самостоятельного называния подбирается 50-60 картинок. Вопросы: "Назови кто? что? нарисовано на картинке; что или кто делает? какой предмет? сколько их?" и т.д. II.4.4. Обследование грамматического строя речи Характеристика употребляемых предложений. Предложить составить фразу по сюжетной картинке. Отметить: предложения однословные, двусловные, трехсловные и более. Последовательность слов в предложении соответствует грамматической норме или отличается от нормы. · Характеристика, сложноподчиненных предложений. · Характер употребления надежей существительных. · Характер употребления предложных конструкций. · Преобразование единственного числа, существительных во множественное в именительном падеже. · Образование формы родительного падежа существительных в единственном числе. · Образование форм родительного падежа существительных во множественном числе. · Согласование с числительными: два карандаша, три ручки, пять ведер, пять сосен. · Состояние функции словообразования.
РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1–3-х КЛАССОВ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТНОЙ РЕЧИ ПЕРВЫЙ БЛОК Направлен на исследование экспрессивной речи, состоит из пяти серий. Первая серия Оценивается уровень моторной реализации высказывания. А) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики Инструкция для ребенка Делай, пожалуйста, так, как я скажу. Надуй щеки. Если движение по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу. Повторяй за мной движения.
Язык «лопаткой» — широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Оценки 3 — точное и правильное выполнение; Максимальная оценка — 30 баллов. Б) Исследование звукопроизнесения Инструкция для ребенка Повторяй за мной слова. Собака — маска — нос При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких Б, Д, В; задненебных Г, К, Х, Й). О произношении каждого звука в разной позиции и при разной степени самостоятельности речи можно судить по ходу дальнейшего обследования. Таким образом, окончательная оценка звукопроизнесения осуществляется по результатам обследования в целом.
В) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова Инструкция для ребенка Повторяй за мной слова: скакалка кинотеатр Г) Повторение цепочек слогов Инструкция для ребенка Повторяй за мной слоги: а-и-у — у-а-и Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия. Предъявляется вначале первый член пары Вторая серия Исследуются словообразовательные навыки. А) Называние детенышей животных Инструкция для ребенка Назови, пожалуйста, если у кошки — котята, то кто у козы, собаки, Во втором столбике приведены животные, названия детенышей которых нельзя получить путем словообразования. В связи с этим целесообразно подсчитывать баллы для каждых пяти проб этого задания отдельно с максимальным баллом 15 в обоих случаях. Б) Образование относительных прилагательных Инструкция для ребенка Скажи, пожалуйста, если варенье из малины — малиновое, то варенье из вишни — какое?
В) Образование качественных прилагательных Инструкция для ребенка Скажи, пожалуйста, за хитрость называют хитрым, а за жадность? Г) Образование притяжательных прилагательных Инструкция для ребенка Скажи, пожалуйста, если у собаки лапа собачья, то у волка какая? Третья серия Исследуется синтаксис, или возможности грамматического структурирования. Критерий грамматического оформления Это основные оценки серии, именно они затем суммируются в общий балл. Для каждой группы заданий этот вид оценок индивидуален. Критерий лексического оформления Это штрафные очки, которые начисляются за лексические ошибки в каждом задании кроме последнего. Потом штрафные очки суммируются, переводятся в баллы по специальной шкале и учитываются при оценке номинативной функции речи (в пятой серии).
А) Составление предложений по картинкам Инструкция для ребенка Посмотри на картинку и постарайся составить предложение. Мальчик моет руки. Б) Составление предложений по картинкам Инструкция для ребенка Посмотри на картинку и постарайся составить предложение. Мальчики играют в мяч (в футбол). В скобках указаны варианты построения фраз, которые также оцениваются как правильные. В) Составление предложений по картинкам Инструкция для ребенка Посмотри на картинку и постарайся составить предложение. Мужчина и женщина грузят сено на машину.
Г) Составление предложений из слов в начальной форме Инструкция для ребенка Я назову слова, а ты попробуй составить из них предложение. Доктор, лечить, дети. Д) Повторение предложений Инструкция для ребенка Повторяй за мной как можно точнее. В саду было много красных яблок. Е) Верификация предложений Инструкция для ребенка Я буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, постарайся ее исправить. Собака вышла в будку. Инструкция для ребенка Попробуй вставить пропущенное слово. Лена наливает чай... чашки. З) Завершение предложений Инструкция для ребенка Закончи предложение. Игорь промочил ноги, потому что.... Ж) Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах Инструкция для ребенка Подбери к слову пару, например: дом — дома. Стол —... Подбери к слову подходящие слова, например: дом — много домов. Стол —... Четвертая серия Исследуется связная речь. А) Составление рассказа с помощью четырех сюжетных картинок Картинки психолог может подобрать любые, главное, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Инструкция для ребенка Разложи эти картинки по порядку и составь рассказ. Б) Пересказ текста Инструкция для ребенка Послушай рассказ внимательно и приготовься пересказывать. Галка и голуби Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим. Но те ее также не признали и выгнали. Почему галку не признали свои? Пятая серия Исследуется номинативная функция речи. А) Называние предметов по картинкам (см. приложение 4) Инструкция для ребенка Называй, пожалуйста, картинки по порядку. Отвечай одним словом.
Часы лестница крокодил В первом столбике указаны среднечастотные слова, во втором и третьем — низкочастотные. Б) Называние действий по картинкам Инструкция для ребенка Что делают на картинках? Отвечай одним словом. одевает копает подметает В первом столбике указаны среднечастотные слова, в двух других — низкочастотные ВТОРОЙ БЛОК Направлен на исследование импрессивной речи. Он состоит из трех серий. Первая серия Исследуется понимание значения слов. Инструкция для ребенка Показывай, пожалуйста, то, что я буду называть. А) Понимание далеких по звучанию и значению названий предметов Бутылка Письмо, дверь Б) Понимание близких по звучанию названий предметов Коза Трава, бочка В) Понимание далеких по значению и звучанию названий действий Работает Прыгает, поет Г) Понимание близких по значению действий Ставит Ведет, кладет Вторая серия Исследуется понимание сложных логико-грамматических конструкций (см. приложение 10). Инструкция для ребенка Послушай внимательно и покажи картинку, на которой это нарисовано. Дядю обрызгала тетя. Третья серия Исследуется фонематическое восприятие. Первая серия Исследуются навыки языкового анализа Сколько слов в предложении «Около дома росла высокая береза»? Вторая серия Исследуются навыки письма. Инструкция для ребенка Напиши под диктовку предложения. В саду за высоким забором росли яблони. Третья серия Исследуются навыки чтения. Текст «НЕБЛАГОДАРНАЯ ЕЛЬ» (А.Н. Корнев, 1997) В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель. Маленькую елочку поражала красота белых цветков, которые распускались весной на терновнике. Стали они с терновником друзьями еще с осени. Тогда ели понравились его синие плоды. Когда ель стала взрослой, птицы ей сказали, что другой такой красавицы в лесу нет. Тогда охватили ель гордость и самолюбие. Однажды она сказала: «Слушай, терновник, убери свои кривые ветки от меня! Ведь ты не позволяешь, чтобы прохожие восхищались моей красотой и моим прекрасным ростом». Технология обследования речи. Логопедическое обследование как часть психолого-педагогического обследования Объект, цель, задачи, принципы, направления и методы логопедического обследования.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.074 с.) |