II.1. Исследование неречевых функций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II.1. Исследование неречевых функций



II.1.1. Исследование общительности

II.1.2. Исследование психомоторики

II.1.3. Исследование гнозиса

II.1.4. Исследование оптико-пространственного праксиса

II.1.5. Исследование динамического праксиса

II.1.6. Исследование мышления

II.2. Исследование импрессивной речи

II.3. Исследование фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

II.3.1. Фонематический анализ

II.4. Исследование экспрессивной речи

II.4.1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата

II.4.2. Состояние звукопроизношения

Обследование изолированного произношения звуков. Проверяются следующие группы звуков:

§ гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

§ свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ;

§ сонорные звуки: Р, РЬ, Л, Jib, M, Mb, H, НЬ;

§ глухие и звонкие парные: 11 — Б, Т — Д, К — Г, Ф — В в твердом и мягком звучании /II' -•- Б'; Т' — Д'; К' — Г'; Ф' — В'/;

§ мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, НЕ, ПЮ, также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ.

 

II. 4.3. Исследование словарного состава языка

Наиболее простым приемом является называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам. Для самостоятельного называния подбирается 50-60 картинок.

Вопросы: "Назови кто? что? нарисовано на картинке; что или кто делает? какой предмет? сколько их?" и т.д.

II.4.4. Обследование грамматического строя речи

Характеристика употребляемых предложений. Предложить составить фразу по сюжетной картинке.

Отметить: предложения однословные, двусловные, трехсловные и более. Последовательность слов в предложении соответствует грамматической норме или отличается от нормы.

· Характеристика, сложноподчиненных предложений.

· Характер употребления надежей существительных.

· Характер употребления предложных конструкций.

· Преобразование единственного числа, существительных во множественное в именительном падеже.

· Образование формы родительного падежа существительных в единственном числе.

· Образование форм родительного падежа существительных во множественном числе.

· Согласование с числительными: два карандаша, три ручки, пять ведер, пять сосен.

· Состояние функции словообразования.

 

 

II.5. Состояние письменной речи

Выясняется на основании анализа письменных работ учащихся, в первую очередь учеников первых классов.

Проводится анализ ошибок письма.

В логопедическом заключении рекомендуется учитывать:

2) НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ

Татьяна ФОТЕКОВА, Татьяна АХУТИНА,

Первый вариант методики предназначен для обследования детей младшего школьного возраста, второй — для учащихся старших классов.
Методика состоит из двух разделов. Первый, больший по объему, направлен на исследование особенностей устной речи, второй — письменной речи.
В целом методика содержит 206 проб, в том числе:
134 — на проверку экспрессивной речи;
60 — импрессивной;
12 — письменной.

РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1–3-х КЛАССОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТНОЙ РЕЧИ

ПЕРВЫЙ БЛОК

Направлен на исследование экспрессивной речи, состоит из пяти серий.

Первая серия

Оценивается уровень моторной реализации высказывания.

А) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики

Инструкция для ребенка

Делай, пожалуйста, так, как я скажу.

Надуй щеки.
Одну щеку.
Другую.
Вытяни губы вперед «трубочкой».
Упри язык в правую щеку.
Помести язык между верхними зубами и верхней губой.

Если движение по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.

Повторяй за мной движения.

Язык «лопаткой» — широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт.
Упражнение «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому.
Упражнение «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы.
Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка».

Оценки

3 — точное и правильное выполнение;
2 — замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу;
1 — длительный поиск позы или неполный объем движения (или отклонения) в конфигурации;
0 — невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора).

Максимальная оценка — 30 баллов.

Б) Исследование звукопроизнесения

Инструкция для ребенка

Повторяй за мной слова.

Собака — маска — нос
Сено — косить — высь
Замок — коза
Зима — ваза
Цапля — овца — палец
Шуба — кошка — камыш
Жук — ножи
Щука — вещи — лещ
Чайка — очки —ночь
Рыба — корова — топор
Река — варенье — дверь
Лампа — молоко — пол
Лето — колесо — соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких Б, Д, В; задненебных Г, К, Х, Й).
Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие; шипящие; Л, ЛЬ; Р, РЬ; все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы суммируются.

О произношении каждого звука в разной позиции и при разной степени самостоятельности речи можно судить по ходу дальнейшего обследования. Таким образом, окончательная оценка звукопроизнесения осуществляется по результатам обследования в целом.

 

В) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

Инструкция для ребенка

Повторяй за мной слова:

скакалка кинотеатр
танкист баскетбол
космонавт перепорхнуть
милиционер аквалангист
сковорода термометр

Г) Повторение цепочек слогов

Инструкция для ребенка

Повторяй за мной слоги:

а-и-у — у-а-и
би-ба-бо — бо-ба-би
ба-па — па-ба
са-ша — ша-са
ча-тя — тя-ча
ма — на
жа — ща
ла —ра
ма-на-ма — на-на-ма
жа-ша-ша — ша-жа-ша
ла-ра-ра — ра-ра-ла
ца-са-ца

Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия. Предъявляется вначале первый член пары
(а-и-у), который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). В этой серии оцениваются только 10 проб, выделенных жирным шрифтом. Выполнение остальных цепочек учитывается при оценке фонематического слуха в блоке «Импрессивная речь».

Вторая серия

Исследуются словообразовательные навыки.

А) Называние детенышей животных

Инструкция для ребенка

Назови, пожалуйста, если у кошки — котята, то кто

у козы, собаки,
волка, курицы,
утки, свиньи,
лисы, коровы,
льва, овцы?

Во втором столбике приведены животные, названия детенышей которых нельзя получить путем словообразования. В связи с этим целесообразно подсчитывать баллы для каждых пяти проб этого задания отдельно с максимальным баллом 15 в обоих случаях.

Б) Образование относительных прилагательных

Инструкция для ребенка

Скажи, пожалуйста, если варенье из малины — малиновое, то

варенье из вишни — какое?
Кисель из клюквы?
Варенье из яблок?
Салат из моркови?
Варенье из сливы?
Суп из грибов?
Кукла из соломы?
Лист дуба?
Горка изо льда?
Лист осины?

В) Образование качественных прилагательных

Инструкция для ребенка

Скажи, пожалуйста,

за хитрость называют хитрым, а за жадность?
За трусость?
Если днем мороз, то день какой?
Если дождь?
Если ветер?

Г) Образование притяжательных прилагательных

Инструкция для ребенка

Скажи, пожалуйста, если у собаки лапа собачья, то

у волка какая?
У медведя?
У льва?
Клюв у птицы?
Гнездо у орла?

Третья серия

Исследуется синтаксис, или возможности грамматического структурирования.
Все пробы этой серии многофункциональны, при их выполнении дети допускают не только синтаксические, но и многочисленные лексические, смысловые и даже фонетические ошибки.
С целью дифференциации характера трудностей каждая проба оценивается по нескольким критериям.

Критерий грамматического оформления

Это основные оценки серии, именно они затем суммируются в общий балл. Для каждой группы заданий этот вид оценок индивидуален.

Критерий лексического оформления

Это штрафные очки, которые начисляются за лексические ошибки в каждом задании кроме последнего. Потом штрафные очки суммируются, переводятся в баллы по специальной шкале и учитываются при оценке номинативной функции речи (в пятой серии).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.129.195 (0.014 с.)