Кафедра: Курс микробиологии,вирусологии с основами иммунологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра: Курс микробиологии,вирусологии с основами иммунологии.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ г. СЕМЕЙ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ практических ЗАНЯТИЙ

 

Специальность: 051301

Дисциплина: Микробиология

Кафедра: Курс микробиологии,вирусологии с основами иммунологии.

Курс _2

Тема № 1___ Общая микробиология.Устройство бактериологической лаборатории. Правила работы.Классификация и систематика микроорганизмов.Прокариоты. Морфология шаровидных,палочковидных и извитых форм бактерий.Техника приготовления мазка.Простой метод окраски. Техника микроскопирования.

Составитель:Абишева М.Т.,Объедкова Э.В.

Должность,

Ученая степень,

звание, _________________________Ф.И.О.

(для подписи)

 

Семей – 2009г.

 

Утверждены

на заседании кафедры

Протокол № 9_____

от "_19___" мая 2008 г.

 

Заведующий кафедрой (курсом) ___________________________проф.М.М.Уразалин

 


1. Тема: Общая микробиология.Устройство бактериологической лаборатории.

Правила работы. Классификация и систематика микроорганизмов.

Прокариоты. Морфология шаровидных, палочковидных и извитых форм

бактерий. Техника приготовления мазка. Простая окраска.

Техника микроскопирования.

2. Цель:

- приобрести и закрепить знания по устройству бактериологичекой лаборатории и

правилам работы;

- приобрести и закрепить знания по морфологии бактерий;

- приобрести изакрепить знания по технике приготовления и окраски мазков;

- приобрести знания и навыки по технике иммерсионной микроскопии

3. Задачи обучения:

- сформировать представление о классификации и систематике

микроорганизмов;

- научить правилам работы в бактериологических лабораториях;

- обучить технике приготовления мазка;

- обучить методам простой окраски мазков;

- обучить принципам работы иммерсионной микроскопии;И

4. Основные вопросы темы:

1.Предмет изучения медицинской микробиологии. Задачи и значение

медицинской микробиологии для практической медицины.

2.Виды микробиологических лабораторий,правила работы в них

3.Классификация и систематика микроорганизмов.

4.Основные формы бактерий и их морфологические особенности.

5.Методы микробиологии.

6.Техника приготовления мазков препаратов.

7.Простой метод окраски,механизм окраски.

8.Значение микроскопического метода.Техника микроскопирования.

5. Методы обучения и преподавания: Лабораторное занятие.

Работа в малых группах: студенты делятся на 5-6 человек осваивают навыки

по технике приготовления мазков, окраске простыми методами,технике иммерсионной

микроскопии под руководством преподавателя. После обсуждения результатов практи-

ческих работ студенты оформляют рабочую тетрадь.

Просмотр компьютерной программы – атлас-руководство по бактериологии.

Литература

Основная:

1. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2001.- 734 с.

2. Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2000.- 591 с.

3. Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998, 2001, 2006. — 1200 с.

4. Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.

5. Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусологии под редакцией акад.проф.Воробьева А.А.

 

Дополнительная:

1. Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.В., Фрейдлин И.С. Руководство к лаборатор-ным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.: Медицина, 1993.

2. Н.Красилыников А II. Справочник по антисептике. - Минск. - Вые |нк..- 1995.-367с.

3. Галактионов В.Т. Иммунология. - М. - Изд. "РИЦ МДК". - 2000. -487

4. Воробьев А.А. "Микробиология, иммунология" М.: МИА,2002

5. Воробьев А.А., Кривошейн Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная микробиология М.: Издательский центр "Академия" – 2003. – 464 с.

6. Аравийский Р.А., Горшкова Г.И.. Практикум по медицинской микологии. - С-Пб. - 1995. - 50 с.

7. Всант P., Мосс У., Уивер Р. Определитель нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий (аэробных и факультативно-анаэробных). - М.: Мир, 1999. – 791 с.

8. Внутрибольничные инфекции //Под ред. Р.П.Венцелла - М.:Медицина, 1990.-

656 с.

9. Д. Саттон, А.Фотергилл, М.Ринальди. Определитель патогенных и условно-

патогенных грибов. - Изд. Мир.-2001. 470 с.

10. Маянский А.Н. Микробиология для врачей.-Нижний Новгород: Издательство

11. Нижегородской государственной медицинской академии, 1999. — 400 с.

12. Котова А.Л. Клиническая микробиология: Методические указания.-Алматы, 2004.-162

13. Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии – СП Стройлеспечать.

 

7.Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1.Что изучает медицинская микробиология?

2.Что такое систематика и номенклатура?

3 Что изучает раздел «Морфология»?

4. Где применяется микроскоп в медицине?

5. Перечислить известные микроорганизмы.

 

Тесты для оценки исходного уровня зн аний:

См. приложение 1

Контрольные вопросы для заключительного уровня знаний:

1. К какому царству относятся бактерии?

2. Форма бактериальных клеток.

3. Главные детали светового микроскопа.

4. Этапы приготовления мазка.

5. Механизм простого метода окраски.

6. Значение микроскопического метода.

 

 

Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:

1. При изучении морфологии окрашенных бактерий укажите

последовательность:.

1.препарат поместили на предметный столик

2.глядя в окуляр,пользуясь макровинтом,поднять тубус,пока не появилось

изображение.

3.на мазок нанести каплю иммерсионного масла

4.под контролем зрения опустить тубус до погружения объектива в масло

5.установить изображение при помощи микровинта

 

2.Укажите последовательность действий при окрашивании мазков простым методом:

1.Нанести каплю краски

2.высушить мазок на воздухе

3.смыть краску водой

4.зафиксировать,проводя стекло через пламя спиртовки

5.просушить мазок фильтровальной бумагой

 

 

3. Определите правильную последовательность этапов приготовления мазка

1.прокаливание петли, мазок из культуры, окрашивание, высушивание

2.мазок петлей из культуры, высушивание, фиксация, окрашивание

3. высушивание стекла, мазок, фиксация, окрашивание

4. окрашивание культуры, мазок из окрашенных бактерий

5. мазок из культуры, окрашивание, промывание водой, фиксация

 

 

Приложение 1

Техника микроскопирования.

1. К прокариотам относятся

1. вирусы, спирохеты

2. бактерии, грибы

3. актиномицеты, спирохеты

4. микоплазмы, вирусы

5. риккетсии, вирусы

2. Бациллами называют

1. грамположительные кокки

2. грамотрицательные палочки

3. палочки, не образующие спор

4. спорообразующие палочки

5. извитые формы бактерий

 

3. Бактерии – это:

1.безъядерные клетки

2.эукариоты

3 неклеточные существа

4.паразитические простейшие

5.многоклеточные существа

4. Бактерии относятся к царству

1. Eucaryotae

2. Vira

3. Enterobacteriuceae

4. Procaryotae

5. Murococcaceae

5. Правила иммерсионной микроскопии предусматривают

1. полностью закрытую диафрагму

2. поднятый конденсор

3. использование покровных стекол

4. использование объектива с увеличением 40о

5. работу только с макрометрическим винтом

6. Классификация кокков основана на

1. делении клеток в разных плоскостях

2. различиях в капсулообразовании

3. размере кокков

4. количестве и расположении жгутиков

5. наличии или отсутствии спор

 

 

7. Простые методы окраски позволяют

1. выявить споры

2. изучить морфологию бактерий

3. окрасить капсулу

4. изучить структуру бактериальной клетки

5. выявить жгутики

8. Характеристика стафилококков

1. располагаются в виде цепочки

2. образуют споры

3. делятся в разных плоскостях

4. по Граму окрашиваются отрицательно

5. располагаются в виде пакетов

9. Микроскопический метод предусматривает

1. использование питательных сред

2. наличие преципитирующих сывороток

3. наличие диагностикума

4. изучение антигенности

5. окрашивание мазков

10. Для стрептококков характерно

1. расположение в виде цепочек

2. гроздевидное расположение

3. спорообразование

4. деление в разных плоскостях

5. крупные размеры

11.Палочковидные бактерии со спорами называются

1. бациллы

2. вибрионы

3. сарцины

4. стрептококки

5. стафилококки

12. Кокки в виде пакетов

1. стрептококки

2. диплококки

3. сарцины

4. тетракокки

5. стафилококки

13. К извитым прокариотам относятся

1. бациллы

2. спирохеты

3. клостридии

4. одноклеточные грибы

5. вирусы

13. Микробиология наука о:

1.жизни животных

2.питании микробов

3.размножении микробов

4.жизни мельчайших организмов

5.наследственных свойствах микробов

14.В основу систематикимикроорганизмов положены

1.сходство отдельных признаков

2.сходство важных признаков

3.отсутствие сходства

4.использование одного признака

5.косвенная характеристика

15. Название вида микробов состоит из:

1.одного слова

2.двух слов

3.трех слов

4.названия рода

5.комплекса признаков

 


 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ г. СЕМЕЙ

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ практических ЗАНЯТИЙ

 

Специальность: 051301

Дисциплина: Микробиология

Кафедра: Курс микробиологии,вирусологии с основами иммунологии.

Курс 2__

Тема № _2__Структура бактериальной клетки: нуклеоид, цитоплазма, включения, оболочка, капсула.Методы их выявления.Техника приготовления мазка.Сложные способы окраски мазков.Окраска по Граму.

 

 

Составитель:Абишева М.Т., Объедкова Э.В.

должность,

ученая степень,

звание, _________________________Ф.И.О.

(для подписи)

 

 

Семей – 2009 г.

Утверждены

на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 200_ г.

 

Заведующий кафедрой (курсом) ___________________________Ф.И.О.

ученая степень, ученое звание


1. Тема: Структура бактериальной клетки: нуклеоид, цитоплазма, включения, оболочка,капсула,споры.Методы их выявления.Техника приготовления мазка.

Сложные способы окраски мазков.Окраска по Граму.

2. Цель:

- приобрести и закрепить знания по методам выявления структурных компонентов бактериальных клеток;

- приобрести и закрепить знания по технике приготовления мазка;

- закрепить знания и навыки по сложному способу окраски мазков методом Грама;

3. Задачи обучения:

-сформировать представление о структуре бактерий;

- изучить способы выявления структурных компонентов;

- обучить сложному методу окраски по Граму.

4. Основные вопросы темы

1.Отличительные особенности строения эукариотической и прокариотической

клетки.

2.Перечислить постоянные и непостоянные компоненты бактериальных

клеток.

3.Клеточная стенка.Строение,химический состав,функция,методы выявления.

4.Цитоплазма, включения – химическая структура,функции,методы выявления.

5.Нуклеоид – структура,функция,метод выявления.

6.Цитоплазматическая мембрана – структура,значение,метод выявления.

7.Капсула – функция,химический состав, методы выявления.

8.Жгутики – структура,функции.методы выявления.

9.Ворсинки,реснички – структура,функции,методы выявления.

10.Споры – этапы спорообразования,функции, методы обнаружения.

11.Сложный метод окраски по Граму. Значение этого метода в диагностике

инфекционных заболеваний.

12.Механизм и техника окраски по Граму.

5. Методы обучения и преподавания: Лабораторное занятие.

Освоение навыков приготовления мазков и технике окраски сложным методом по

Граму под руководством преподавателя в малых группах. Иммерсионная микроскопия.

После обсуждения результатов практической работы студенты оформляют записи в

в рабочую тетрадь

Просмотр компьютерной программы «Диаморф» - атлас-руководство по бактериологии: строение бактериальной клетки.

Литература

Основная:

1.Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2001.- 734 с.

2. Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2000.- 591 с.

3.Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998, 2001, 2006. — 1200 с.

4.Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии,вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.

5.Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусологии под редакцией акад.проф.Воробьева А.А.

 

Дополнительная:

1. Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.В., Фрейдлин И.С. Руководство к лаборатор-ным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.: Медицина, 1993.

2.Н.Красилыников А II. Справочник по антисептике. - Минск. - Вые |нк..- 1995.367с.

3.Галактионов В.Т. Иммунология. - М. - Изд. "РИЦ МДК". - 2000. -487

4. Воробьев А.А. "Микробиология, иммунология" М.: МИА,2002

5. Воробьев А.А., Кривошейн Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная микробиология М.: Издательский центр "Академия" – 2003. – 464 с.

6.Аравийский Р.А., Горшкова Г.И.. Практикум по медицинской микологии. - С-Пб. - 1995. - 50 с.

7.Всант P., Мосс У., Уивер Р. Определитель нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий (аэробных и факультативно-анаэробных). - М.: Мир, 1999. – 791 с.

8.Внутрибольничные инфекции //Под ред. Р.П.Венцелла - М.:Медицина, 1990.-

656 с.

9.Д. Саттон, А.Фотергилл, М.Ринальди. Определитель патогенных и условно-

патогенных грибов. - Изд. Мир.-2001. 470 с.

10.Маянский А.Н. Микробиология для врачей.-Нижний Новгород: Издательство

11.Нижегородской государственной медицинской академии, 1999. — 400 с.

12.Котова А.Л. Клиническая микробиология: Методические указания.-Алматы, 2004.-162

13. Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии – СП Стройлеспечать.

7. Контроль

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний;

1.Какое строение имеет бактериальная клетка?

2.Значение и методы выявления органоидов бактериальной клетки;

3.Чем отличаются сложные методы окраски от простых?

4.Какие сложные методы окраски используются?

5.Какое значение имеет метод Грама?

Контрольные тесты для оценки исходного уровны знаний:

См.приложение №1

Контрольные вопросы для заключительного контроля знаний:

1.Для чего применяются сложные методы окраски?

2.Строение клеточной стенки грамположительных бактерий

3.Строение клеточной стенки грамотрицательных бактерий

4.Механизм окраски по Граму

5.Техника окраски мазка по Граму

Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:

Подобрать пару:

1.простой метод окраски 1.определение наличия капсулы

2.сложный метод окраски 2.используют 1 краситель

3.метод Грея 3.определение жгутиков

4.метод Бурри- Гинса 4.определение наличия спор

5.метод Ожешко 5.используют 2 и более красителей

 

1.палочковидыне бактерии со спорами 1.клостридии

2.извитые 2.стрептобацилла

3.палочки со спорами большого размера 3.вибрионы

4.кокки в виде пакета 4.бациллы

5.палочки в цепочку 5.сарцина

 

1.органоид сохранения вида 1.жгутики

2.органоид с ферментами для дыхания 2.спора

3.органоид, участвующий в синтезе клеточной 3.волютин

стенки

4.органоид состоящий из белка флагеллина 4.митохондрии

5.органоид из метахроматина 5.мезасома

 

1.монотрихи 1.множество жгутиков

2.лофотрихи 2.короткие нити

3.амфитрихи 3.один полярно расположенный жгутик

4.перетрихи 4.пучки на обоих концах клетки

5.фимбрии 5.пучок жгутиков на одном конце

 

 

Приложение №1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ г. СЕМЕЙ

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ практических ЗАНЯТИЙ

 

Специальность: 051301

Дисциплина: Микробиология

Кафедра: Курс микробиологии,вирусологии с основами иммунологии.

Курс 2__

Тема № _3__Кислотоустойчивые бактерии и их окраска по Цилю-Нильсену.

Исследование бактерий в живом состоянии. Морфология спирохет, актиномицетов,

риккетсий, микоплазм, хламидий, грибов, вирусов. Принцип работы фазовоконтрастного,

люминесцентного и электронного микроскопов.

 

 

Составитель:Абишева М.Т., Объедкова Э.В.

должность,

ученая степень,

звание, _________________________Ф.И.О.

(для подписи)

 

 

Семей – 2009 г.

Утверждены

на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 200_ г.

 

Заведующий кафедрой (курсом) ___________________________Ф.И.О.

ученая степень, ученое звание


1. Тема: Кислотоустойчивые бактерии и их окраска по Цилю-Нильсену.

Исследование бактерий в живом состоянии. Морфология спирохет, актиномицетов,

риккетсий, микоплазм, хламидий, грибов, вирусов.Принцип работы фазовоконтрастного, люминесцентного и электронного микроскопов.

2. Цель:

-приобрести и закрепить знания студентов по технике окрашивания мазка по методу Циля-Нильсена.;

- закрепить навыки по приготовлению препарата «раздавленная капля» и «висячая капля» и исследованию бактерий в живом состоянии;

-приобрести и закрепить знания по правилам фазовоконтрастной,люминесцентной и электронной микроскопии.;

3. Задачи обучения:

- изучить химический состав кислотоустойчивых бактерий;

- обучить механизму окраски по Цилю-Нильсену;

- изучить морфологию спирохет,актиномицетов,риккетсий, микоплазм,грибов,вирусов;

-изучить подвижность микроорганизмов методом висячей и раздавленной капли.

- сформировать представления о фазовоконтрастной,люминесцентной,электронной микроскопии.

4. Основные вопросы темы

1.Кислотоустойчивые бактерии, особенности их выявления.

2.Механизм и техника окраски по Цилю-Нильсену.

3.Исследование бактерий в живом состоянии. Препараты «висячая капля»,

«раздавленная капля».

4.Морфология спирохет, методы выявления.

5.Морфология актиномицет,методы выявления.

6.Морфология риккетсий.

7.Морфология микоплазм.

8. Морфология хламидий.

9. Классификация и структура грибов, методы выявления.

10.Особенности строения вирусов.

11.Фазовоконтрастная микроскопия.Принцип работы,применение.

12.Принцип работы люминисцентного микроскопа,применение.

13.Принцип работы и устройство электронного микроскопа,применение.

5. Методы обучения и преподавания: Лабораторное занятие.

Работа в малых группах под руководством преподавателя. Освоение навыков окраски

по Цилю-Нильсену. Приготовление препаратов «висячая капля», «раздавленная капля».

Оформление тетрадей.

Презентация по морфологии спирохет, актиномицетов,риккетсий,микоплазм, грибов,вирусов.

Проведение рубежного контроля по морфологии микроорганизмов.

Литература

Основная:

С.

Контроль

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1.В чем особенности химического состава кислотоустойчивых бактерий?

2.Какой метод применяется для окраски кислотоустойчивых бактерий?

3.Способы изучения подвижности бактерий.

4.Морфология актиномицетов.

5.Особенности морфологии спирохет.

6.Особенности строения и биологические свойства риккетсий.

7.Строение и свойства микоплазм.

8.Классификация грибов, особенности морфологии.

9.Классификация вирусов.Особенности изучения их морфологии.

10.Электронный микроскоп. Принцип работы.

Тесты для оценки исходного уровня знаний:

См. приложение №1

Контрольные вопросы для заключительного уровня знаний:

1. Какая кислота применяется при окраске по Цилю-Нильсену?

2.Цель исследования микроорганизмов в живом состоянии.

3.В чем состоит опасность работы с препаратами раздавленной и висячей капель.

4.Отличие риккетсий от других бактерий.

5. Методы изучения спирохет.

6.Строение плесневых грибов.

7.Морфологическая характеристика микоплазм.

8.Что такое вирион?

9.Отличие структуры и химического состава вирионов от бактерий.

10.Где применяется темнопольная, фазовоконтрастная и электронная микроскопия.

Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:

1.Определить последовательность при окраске по Цилю-Нильсену:

1.наносят 5% раствор серной кислоты для обесцвечивания,промывают водой

2.на фиксированный мазок наносят карболовый раствор фуксина на фильтровальную бумагу и подогревают 3-5 мин.

3.докрашивают водным раствором метиленового синего 3-5 мин

3.Промывают водой,высушивают и микроскопируют

4.Снимают бумагу с краской и промывают водой

 

2.В препарате «раздавленная капля» видны нити мицелия от которого отходят

одноклеточные конидиеносцы,заканчивающиеся веерообразным расширением

(конидиями).Какой вид грибов представлен?

 

Приложение № 1

Тесты для оценки исходного уровня знаний.

1.В основу классификации вирусов положен:

1.тип азотистых оснований

2.тип НК

3.тип белка

4.тип болезни

5.тип штамма

2.Грибы делятся на:

1.высшие и средние

2.низшие и средние

3.высшие и низшие

4.сложные и простые

5.простые и низшие

3.Для темнопольной и фазово-контрастной микроскопии используют:

1.фиксированные мазки

2.мазки окрашенные по Граму

3.препараты изготовленные на пленках

4.препараты окрашенные флюорохромами

5.нативные препараты висячая и раздавленная капли

4.Микоплазмы:

1.имеют клеточную стенку

2.имеют жгутики

3.полиморфные микроорганизмы

4.грамположительные микроорганизмы

5.размеры – 0,1-0,2 нм

5.Характеристика риккетсий:

1.окрашиваются по Здродовскому в красный цвет

2.образуют споры

3.размеры в нм

4.окрашиваются по граму положительно

5.образуют капсулу

6.Показатели электронного микроскопа:

1.максимальное увеличение - 150 раз

2.разрешающая способность – 0,2 нм

3.общее увеличение – 900 раз

4.разрешающая способность – 0,2 мкм

5.общее увеличение – 90 раз

7.Систематика грибов основана на:

1.наличии или отсутствии клеточной стенки

2.наличии или отсутствии ядра

3.различных способах размножения

4.наличии или отсутствии митохондрий

5.разном способе питания

8.Окраска по Цилю-Нильсену используется для выявления:

1.капсулы

2.спор

3.ресничек

4.жгутиков

5.волютиновых зерен

9.Кислотоустойчивость микроорганизмов связана с наличием:

1.нуклеиновых кислот

2.жировосковых веществ

3.капсул

4.углеводов

5.цитоплазматической мембраны

10.С помощью темнопольной микроскопии изучают:

1.тинкториальные свойства микробов

2.выявляют реснички

3.подвижность микробов

4.расположение спор

5.ядерное вещество

 

11.Основные признаки вирусов:

1.наличие ядра и белковой капсулы

2.размеры в микронах

3.наличие ДНК и РНК,внутриклеточный паразитизм

4.наличие ДНК или РНК,внутриклеточный паразитизм

5.культивирование на плотных средах

12.Морфологию грибов изучают:

1.в люминесцентном микроскопе

2.в препарате «раздавленная «капля

3.по Леффлеру

4.в темном поле зрения

5.окраской по граму

13.Принцип фазово-контрастной микроскопии:

1.прохождение потока электронов

2.разности показателя преломнения

3.явление дифракции света

4.превращение фазовых изменений световых волн в амплитудные

5.явление фотолюминесценции

14.Подвижность бактерий определяют методом:

1.Грама

2.Гинса

3.»висячей «каплей

4.Нейссера

5.Леффлера

15.Для приготовления препарата «висячая капля» требуется:

1.простое стекло

2.простое стекло и покровное стекло

3.предметное стекло с лункой и покровное стекло

4.чашка Петри

5.иммерсионное масло

 


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ г. СЕМЕЙ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ практических ЗАНЯТИЙ

 

Специальность: 051301

Дисциплина: Микробиология

Кафедра: Курс микробиологии, вирусологии с основами иммунологии.

Курс 2__

Тема № 4: Питание, дыхание микробов. Питательные среды. Изучение характера роста различных бактериальных культур на жидких и плотных питательных средах. Схема бактериологического метода исследования. Выделение чистой культуры микробов-аэробов (1-,2 день исследований).

 

Составитель: Абишева М.Т., Объедкова Э.В.

должность,

ученая степень,

звание, _________________________Ф.И.О.

(для подписи)

 

 

Семей – 2009г.

 

1. Тема: Питание, дыхание микробов. Питательные среды. Изучение характера роста различных бактериальных культур на жидких и плотных питательных средах. Схема бактериологического метода исследования. Выделение чистой культуры микробов-аэробов и анаэробов(1-,2 день исследований).

2. Цель:

-приобрести и закрепить знания по схеме бактериологического метода исследования

микробов-аэробов;

- приобрести и закрепить знания по методике культивирования и выделения чистой культуры бактерий-аэробов.;

3. Задачи обучения:

-сформировать представление о принципах выделения чистой культуры микробов аэробов и для чего ее выделяют;

-обучить выделению чистой культуры аэробов в 1 день исследован ия;

4. Основные вопросы темы

1.Бактериологический метод исследования.

2.Определение понятий чистая культура, штамм, клон,биовар,колония.

3..Понятие анаболизма и катаболизма, питание бактерий.

4. Классификация бактерий по типам питания. Особенности питания ауто- и гетеротрофов. Схема выделения чистой культуры аэробов. 1 день исследования.

5. Дыхание бактерий.

6. Классификация питательных сред. Требования,предъявляемые к питательным средам.

7. Простые питательные среды, их применение

8. Сложные питательные среды, приготовление, применение

9. Методика посевов на искусственные питательные среды.

10.Характер роста бактерий на жидких и плотных питательных средах.

11.Выделение чистой культуры аэробов – 2 –й день исследования.

12.Особенности культивирования анаэробов. Методы культивирования

(биологический, физический, химический, механический).

5. Методы обучения и преподавания: Лабораторное занятие

Под контролем преподавателя в малых группах проведение микробиологического исследования материала от больного для выделения чистой культуры аэробов – 1 день исследования. Окраска мазков по Граму,микроскопия. Запись в тетрадь первого дня исследования.

Просмотр компьютерной программы «Диаморф».

Литература

Основная:

1.Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2001.- 734 с.

2. Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2000.- 591 с.

3.Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998, 2001, 2006. — 1200 с.

4.Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.

5.Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусологии под редакцией акад.проф.Воробьева А.А.

Дополнительная:

1. Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.В., Фрейдлин И.С. Руководство к лаборатор-ным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.: Медицина, 1993.

2.Н.Красилыников А II. Справочник по антисептике. - Минск. - Вые |нк..- 1995.367с.

3.Галактионов В.Т. Иммунология. - М. - Изд. "РИЦ МДК". - 2000. -487

4. Воробьев А.А. "Микробиология, иммунология" М.: МИА,2002

5. Воробьев А.А., Кривошейн Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная микробиология М.: Издательский центр "Академия" – 2003. – 464 с.

6.Аравийский Р.А., Горшкова Г.И.. Практикум по медицинской микологии. - С-Пб. - 1995. - 50 с.

7.Всант P., Мосс У., Уивер Р. Определитель нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий (аэробных и факультативно-анаэробных). - М.: Мир, 1999. – 791 с.

8.Внутрибольничные инфекции //Под ред. Р.П.Венцелла - М.:Медицина, 1990.-

656 с.

9.Д. Саттон, А.Фотергилл, М.Ринальди. Определитель патогенных и условно-

патогенных грибов. - Изд. Мир.-2001. 470 с.

10.Маянский А.Н. Микробиология для врачей.-Нижний Новгород: Издательство

11.Нижегородской государственной медицинской академии, 1999. — 400 с.

12.Котова А.Л. Клиническая микробиология: Методические указания.-Алматы, 2004.-162

13. Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии – СП Стройлеспечать.

 

7. Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1.Как применяется в практической медицине знание основных физиологических свойств бактерий.?

2.Что такое чистая культура?

3.Что такое клон,штамм?

4.Что такое колония бактерий?

5.Этапы выделения чистой культуры аэробов.

6.Для чего нужны питательные среды?

7.Для чего выделяют чистые культуры бактерий?

8.Значение культуральных свойств бактерий при выделении чистой культуры.

9.Особенности выделения чистой культуры анаэробов.

Тесты для оценки исходного уровня знаний:

См.приложение № 1

Контрольные вопросы для заключительного уровня знаний:

1.Какая культура считается чистой?

2.Что такое тинкториальные свойства?

3.Первый день выделения чистой культуры аэробов.

4Мазок окрасили фуксином. Что можно определить при микроскопии мазка?

5.Мазок окрасили методом Грама.При микроскопии обнаружены грамотрицательные палочки. Какого они цвета?

 

Контрольные вопросы для заключительного уровня знаний

1.Механизм действия дифференциально-диагностических сред Эндо,Плоскирева.

2.Какие ферменты участвуют в дыхании микроорганизмов?

3.Как создать бескислородные условия для выращивания анаэробов?

Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:

1.При снятии петлей изолированной колонии с МПА установлено,что колония слизистая,

тянется за петлей.Что можно сказать о микробе?

2.При посеве исследуемого материала уколом в высокий столбик сахарного агара,

наблюдается рост в глубине столбика. На поверхности агара роста нет.Что можно предположить?

Приложение № 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ г. СЕМЕЙ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ практических ЗАНЯТИЙ

 

Специальность: 051301

Дисциплина: Микробиология

Кафедра: Курс микробиологии,вирусологии с основами иммунологии.

Курс 2__

Тема № 5 Биохимические признаки бактерий. Изучение ферментативной

активности (3-день исследования). Идентификация бактерий.

Методы культивирования грибов.

 

 

Составитель:Абишева М.Т., Объедкова Э.В.

должность,

ученая степень,

звание, _________________________Ф.И.О.

(для подписи)

 

Семей – 2009 г.

Утверждены

на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 200_ г.

 

Заведующий кафедрой (курсом) ___________________________Ф.И.О.

ученая степень, ученое звание


1. Тема: Биохимические признаки бактерий. Изучение ферментативной

активности (3 день исследования). Идентификация бактерий.

2. Цель:

- научить проводить идентификацию выделенной культуры;

- закрепить знания и навыки по определению биохимических признаков бактерий;

-научить методам культивирования грибов.

3. Задачи обучения:

-сформировать представления об практическом использовании биохимической активности микроорганизмов;

-обучить строению,классификации и методам культивирования грибов.

4. Основные вопросы темы

1.Значение биохимических свойств бактерий для идентификации

выделенной культуры.

2.Экзо- и эндоферменты бактерий. Определение патогенности и токсичности

выделенной культуры.

3.Сахаролитические свойства бактерий,их определение.

4.Определение пепто- и протеолитической активности бактерий.

5.Пигменты бактерий.

6.Определение ферментативной активности выделенной культуры

(3 день исследования).

7.Идентификация выделенной культуры.

8. Среды для культивирования грибов.

 

5. Методы обучения и преподавания: Лабораторное занятие.

Работа в малых группах: Под контролем преподавателя сделать макроскопическое описание роста микроба на скошенном агаре, приготовить мазок,определить чистоту культуры. Правильно произвести посев на среды \Гисса. Определить выработку индола и сероводорода на МПБ. Приготовить препарат из плесневых грибов.

Литература

Основная:

1.Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2001.- 734 с.

2. Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2000.- 591 с.

3.Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998, 2001, 2006. — 1200 с.

4.Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.

5.Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусологии под редакцией акад.проф.Воробьева А.А.

 

Дополнительная:

1. Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.В., Фрейдлин И.С. Руководство к лаборатор-ным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.: Медицина, 1993.

2.Н.Красилыников А II. Справочник по антисептике. - Минск. - Вые |нк..- 1995.367с.

3.Галактионов В.Т. Иммунология. - М. - Изд. "РИЦ МДК". - 2000. -487

4. Воробьев А.А. "Микробиология, иммунология" М.: МИА,2002

5. Воробьев А.А., Кривошейн Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная микробиология М.: Издательский центр "Академия" – 2003. – 464 с.

6.Аравийский Р.А., Горшкова Г.И.. Практикум по медицинской микологии. - С-Пб. - 1995. - 50 с.

7.Всант P., Мосс У., Уивер Р. Определитель нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий (аэробных и факультативно-анаэробных). - М.: Мир, 1999. – 791 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.41 с.)