Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2001.- 734 с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2001.- 734 с.



Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2000.- 591 с.

Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998, 2001, 2006. — 1200 с.

Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.

5.Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусологии под редакцией акад.проф.Воробьева А.А.

Дополнительная:

Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.В., Фрейдлин И.С. Руководство к лаборатор-ным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.: Медицина, 1993.

2.Н.Красилыников А II. Справочник по антисептике. - Минск. - Вые |нк..- 1995.367с.

3.Галактионов В.Т. Иммунология. - М. - Изд. "РИЦ МДК". - 2000. -487

4. Воробьев А.А. "Микробиология, иммунология" М.: МИА,2002

5. Воробьев А.А., Кривошейн Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная микробиология М.: Издательский центр "Академия" – 2003. – 464 с.

Аравийский Р.А., Горшкова Г.И.. Практикум по медицинской микологии. - С-Пб. - 1995. - 50 с.

Всант P., Мосс У., Уивер Р. Определитель нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий (аэробных и факультативно-анаэробных). - М.: Мир, 1999. – 791 с.

8. Внутрибольничные инфекции //Под ред. Р.П.Венцелла - М.:Медицина, 1990.-

С.

Д. Саттон, А.Фотергилл, М.Ринальди. Определитель патогенных и условно-

Патогенных грибов. - Изд. Мир.-2001. 470 с.

Маянский А.Н. Микробиология для врачей.-Нижний Новгород: Издательство

11.Нижегородской государственной медицинской академии, 1999. — 400 с.

12.Котова А.Л. Клиническая микробиология: Методические указания.-Алматы, 2004.-162

Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии – СП Стройлеспечать.

 

 

Контроль

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1.В чем особенности химического состава кислотоустойчивых бактерий?

2.Какой метод применяется для окраски кислотоустойчивых бактерий?

3.Способы изучения подвижности бактерий.

4.Морфология актиномицетов.

5.Особенности морфологии спирохет.

6.Особенности строения и биологические свойства риккетсий.

7.Строение и свойства микоплазм.

8.Классификация грибов, особенности морфологии.

9.Классификация вирусов.Особенности изучения их морфологии.

10.Электронный микроскоп. Принцип работы.

Тесты для оценки исходного уровня знаний:

См. приложение №1

Контрольные вопросы для заключительного уровня знаний:

1. Какая кислота применяется при окраске по Цилю-Нильсену?

2.Цель исследования микроорганизмов в живом состоянии.

3.В чем состоит опасность работы с препаратами раздавленной и висячей капель.

4.Отличие риккетсий от других бактерий.

5. Методы изучения спирохет.

6.Строение плесневых грибов.

7.Морфологическая характеристика микоплазм.

8.Что такое вирион?

9.Отличие структуры и химического состава вирионов от бактерий.

10.Где применяется темнопольная, фазовоконтрастная и электронная микроскопия.

Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:

1.Определить последовательность при окраске по Цилю-Нильсену:

1.наносят 5% раствор серной кислоты для обесцвечивания,промывают водой

2.на фиксированный мазок наносят карболовый раствор фуксина на фильтровальную бумагу и подогревают 3-5 мин.

3.докрашивают водным раствором метиленового синего 3-5 мин

3.Промывают водой,высушивают и микроскопируют

4.Снимают бумагу с краской и промывают водой

 

2.В препарате «раздавленная капля» видны нити мицелия от которого отходят

одноклеточные конидиеносцы,заканчивающиеся веерообразным расширением

(конидиями).Какой вид грибов представлен?

 

Приложение № 1

Тесты для оценки исходного уровня знаний.

1.В основу классификации вирусов положен:

1.тип азотистых оснований

2.тип НК

3.тип белка

4.тип болезни

5.тип штамма

2.Грибы делятся на:

1.высшие и средние

2.низшие и средние

3.высшие и низшие

4.сложные и простые

5.простые и низшие

3.Для темнопольной и фазово-контрастной микроскопии используют:

1.фиксированные мазки

2.мазки окрашенные по Граму

3.препараты изготовленные на пленках

4.препараты окрашенные флюорохромами

5.нативные препараты висячая и раздавленная капли

4.Микоплазмы:

1.имеют клеточную стенку

2.имеют жгутики

3.полиморфные микроорганизмы

4.грамположительные микроорганизмы

5.размеры – 0,1-0,2 нм

5.Характеристика риккетсий:

1.окрашиваются по Здродовскому в красный цвет

2.образуют споры

3.размеры в нм

4.окрашиваются по граму положительно

5.образуют капсулу

6.Показатели электронного микроскопа:

1.максимальное увеличение - 150 раз

2.разрешающая способность – 0,2 нм

3.общее увеличение – 900 раз

4.разрешающая способность – 0,2 мкм

5.общее увеличение – 90 раз

7.Систематика грибов основана на:

1.наличии или отсутствии клеточной стенки

2.наличии или отсутствии ядра

3.различных способах размножения

4.наличии или отсутствии митохондрий

5.разном способе питания

8.Окраска по Цилю-Нильсену используется для выявления:

1.капсулы

2.спор

3.ресничек

4.жгутиков

5.волютиновых зерен

9.Кислотоустойчивость микроорганизмов связана с наличием:

1.нуклеиновых кислот

2.жировосковых веществ

3.капсул

4.углеводов

5.цитоплазматической мембраны

10.С помощью темнопольной микроскопии изучают:

1.тинкториальные свойства микробов

2.выявляют реснички

3.подвижность микробов

4.расположение спор

5.ядерное вещество

 

11.Основные признаки вирусов:

1.наличие ядра и белковой капсулы

2.размеры в микронах

3.наличие ДНК и РНК,внутриклеточный паразитизм

4.наличие ДНК или РНК,внутриклеточный паразитизм

5.культивирование на плотных средах

12.Морфологию грибов изучают:

1.в люминесцентном микроскопе

2.в препарате «раздавленная «капля

3.по Леффлеру

4.в темном поле зрения

5.окраской по граму

13.Принцип фазово-контрастной микроскопии:

1.прохождение потока электронов

2.разности показателя преломнения

3.явление дифракции света

4.превращение фазовых изменений световых волн в амплитудные

5.явление фотолюминесценции

14.Подвижность бактерий определяют методом:

1.Грама

2.Гинса

3.»висячей «каплей

4.Нейссера

5.Леффлера

15.Для приготовления препарата «висячая капля» требуется:

1.простое стекло

2.простое стекло и покровное стекло

3.предметное стекло с лункой и покровное стекло

4.чашка Петри

5.иммерсионное масло

 


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ г. СЕМЕЙ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ практических ЗАНЯТИЙ

 

Специальность: 051301

Дисциплина: Микробиология

Кафедра: Курс микробиологии, вирусологии с основами иммунологии.

Курс 2__

Тема № 4: Питание, дыхание микробов. Питательные среды. Изучение характера роста различных бактериальных культур на жидких и плотных питательных средах. Схема бактериологического метода исследования. Выделение чистой культуры микробов-аэробов (1-,2 день исследований).

 

Составитель: Абишева М.Т., Объедкова Э.В.

должность,

ученая степень,

звание, _________________________Ф.И.О.

(для подписи)

 

 

Семей – 2009г.

 

1. Тема: Питание, дыхание микробов. Питательные среды. Изучение характера роста различных бактериальных культур на жидких и плотных питательных средах. Схема бактериологического метода исследования. Выделение чистой культуры микробов-аэробов и анаэробов(1-,2 день исследований).

2. Цель:

-приобрести и закрепить знания по схеме бактериологического метода исследования

микробов-аэробов;

- приобрести и закрепить знания по методике культивирования и выделения чистой культуры бактерий-аэробов.;

3. Задачи обучения:

-сформировать представление о принципах выделения чистой культуры микробов аэробов и для чего ее выделяют;

-обучить выделению чистой культуры аэробов в 1 день исследован ия;

4. Основные вопросы темы

1.Бактериологический метод исследования.

2.Определение понятий чистая культура, штамм, клон,биовар,колония.

3..Понятие анаболизма и катаболизма, питание бактерий.

4. Классификация бактерий по типам питания. Особенности питания ауто- и гетеротрофов. Схема выделения чистой культуры аэробов. 1 день исследования.

5. Дыхание бактерий.

6. Классификация питательных сред. Требования,предъявляемые к питательным средам.

7. Простые питательные среды, их применение

8. Сложные питательные среды, приготовление, применение

9. Методика посевов на искусственные питательные среды.

10.Характер роста бактерий на жидких и плотных питательных средах.

11.Выделение чистой культуры аэробов – 2 –й день исследования.

12.Особенности культивирования анаэробов. Методы культивирования

(биологический, физический, химический, механический).

5. Методы обучения и преподавания: Лабораторное занятие

Под контролем преподавателя в малых группах проведение микробиологического исследования материала от больного для выделения чистой культуры аэробов – 1 день исследования. Окраска мазков по Граму,микроскопия. Запись в тетрадь первого дня исследования.

Просмотр компьютерной программы «Диаморф».

Литература

Основная:

1.Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2001.- 734 с.

2. Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2000.- 591 с.

3.Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998, 2001, 2006. — 1200 с.

4.Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.

5.Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусологии под редакцией акад.проф.Воробьева А.А.

Дополнительная:

1. Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.В., Фрейдлин И.С. Руководство к лаборатор-ным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.: Медицина, 1993.

2.Н.Красилыников А II. Справочник по антисептике. - Минск. - Вые |нк..- 1995.367с.

3.Галактионов В.Т. Иммунология. - М. - Изд. "РИЦ МДК". - 2000. -487

4. Воробьев А.А. "Микробиология, иммунология" М.: МИА,2002

5. Воробьев А.А., Кривошейн Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная микробиология М.: Издательский центр "Академия" – 2003. – 464 с.

6.Аравийский Р.А., Горшкова Г.И.. Практикум по медицинской микологии. - С-Пб. - 1995. - 50 с.

7.Всант P., Мосс У., Уивер Р. Определитель нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий (аэробных и факультативно-анаэробных). - М.: Мир, 1999. – 791 с.

8.Внутрибольничные инфекции //Под ред. Р.П.Венцелла - М.:Медицина, 1990.-

656 с.

9.Д. Саттон, А.Фотергилл, М.Ринальди. Определитель патогенных и условно-

патогенных грибов. - Изд. Мир.-2001. 470 с.

10.Маянский А.Н. Микробиология для врачей.-Нижний Новгород: Издательство

11.Нижегородской государственной медицинской академии, 1999. — 400 с.

12.Котова А.Л. Клиническая микробиология: Методические указания.-Алматы, 2004.-162

13. Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии – СП Стройлеспечать.

 

7. Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1.Как применяется в практической медицине знание основных физиологических свойств бактерий.?

2.Что такое чистая культура?

3.Что такое клон,штамм?

4.Что такое колония бактерий?

5.Этапы выделения чистой культуры аэробов.

6.Для чего нужны питательные среды?

7.Для чего выделяют чистые культуры бактерий?

8.Значение культуральных свойств бактерий при выделении чистой культуры.

9.Особенности выделения чистой культуры анаэробов.

Тесты для оценки исходного уровня знаний:

См.приложение № 1

Контрольные вопросы для заключительного уровня знаний:

1.Какая культура считается чистой?

2.Что такое тинкториальные свойства?

3.Первый день выделения чистой культуры аэробов.

4Мазок окрасили фуксином. Что можно определить при микроскопии мазка?

5.Мазок окрасили методом Грама.При микроскопии обнаружены грамотрицательные палочки. Какого они цвета?

 

Контрольные вопросы для заключительного уровня знаний

1.Механизм действия дифференциально-диагностических сред Эндо,Плоскирева.

2.Какие ферменты участвуют в дыхании микроорганизмов?

3.Как создать бескислородные условия для выращивания анаэробов?

Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:

1.При снятии петлей изолированной колонии с МПА установлено,что колония слизистая,

тянется за петлей.Что можно сказать о микробе?

2.При посеве исследуемого материала уколом в высокий столбик сахарного агара,

наблюдается рост в глубине столбика. На поверхности агара роста нет.Что можно предположить?

Приложение № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.210.43 (0.07 с.)