Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационные стратегии фирм

Поиск

 

В зависимости от масштабов и характера деятельности, а также инновационных целей, компании, конкурирующие на рынке, могут реализовывать различные инновационные стратегии.

Инновационная стратегия — комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития.

Инновационная стратегия определяется конкурентными преимуществами, которые приобретает фирма-инноватор.

Инновационные преобразования могут быть направлены на осуществление следующих конкурентных стратегий:

• дифференциации;

• снижения издержек;

• наилучшей стоимости.

Стратегия дифференциации — стратегия инновационных изменений, направленных на формирование уникального облика (бренда) продукта и производящей его компании.

Инновационные изменения: повышение качества, уникальные условия обслуживания, специфическая продукция.

Стратегия дифференциации применяется в случае, если потребитель предъявляет повышенные требования к качеству продукции (услуг) и нечувствителен к изменению цены на продукт.

Стратегия снижения издержек - стратегия инновационных изменений по сокращению затрат, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности.

Инновационные изменения: внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, снижение непроизводительных затрат, эффективная организация труда и пр.

Стратегия снижения издержек используется при наличии на рынке ценовых форм конкуренции (у потребителя стандартны потребности и низкий платежеспособный спрос).

Стратегия наилучшей стоимости — стратегия инновационных изменений, сочетающая формирование узнаваемого бренда компании и сокращение затрат. Стратегия реализуется при наличии ценовых и неценовых форм конкуренции на рынке.

Деятельность компании может осуществляться в рамках одной либо нескольких отраслей, имея один или несколько бизнесов.

1. Стратегия концентрированного роста — развитие компании с одним бизнесом путем создания новых товаров и захвата новых целевых рынков или путем освоения новых региональных рынков.

Выделяют следующие подстратегии:

- усиление позиций на рынке (увеличение объемов сбыта старой продукции на старом рынке с помощью новых маркетинговых приемов);

- развитие рынка (поиск новых целевых или региональных рынков для старой продукции);

- развитие продукта (внедрение нового продукта на старый рынок).

2. Стратегия интегративного роста - стратегия расширения фирмы путем добавления новых структур (приобретение в собственность или формирование дополнительных подразделений и дочерних компаний).

Подстратегии:

- обратная вертикальная интеграция (расширение фирмы путем приобретения или усиления контроля над поставщиками);

- прямая вертикальная интеграция (создание или приобретение системы распределения и сбыта);

- горизонтальная интеграция (поглощение слабых конкурентов).

3. Стратегия диверсификации - стратегия развития многопрофильных бизнесов.

Используется при отсутствии перспектив развития в рамках одного бизнеса (основной деятельности) и при наличии средств для осуществления новой деятельности.

Выделяют стратегии:

• родственной диверсификации (проникновение в смежную отрасль, связанную с основной деятельностью компании);

• неродственной диверсификации (проникновение в перспективную с финансовой точки зрения отрасль, не связанную с основной деятельностью фирмы).

Стратегия родственной диверсификации осуществляется для увеличения производственного потенциала. Стратегия неродственной диверсификации — финансового капитала.

В соответствии с классификацией Л.Г. Раменского, выделяют следующие типы инновационного поведения фирм:

виоленты; патиенты; эксплеренты; коммутанты.

Виоленты — крупные компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой. Деятельность виолентов ориентирована на массовый рынок и удовлетворяет массовые, стандартные потребности.

Практика. В России к виолентам можно отнести крупные предприятия оборонного сектора, нефтегазовой промышленности.

Патиенты - компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок. Патиент занимает узкую рыночную нишу и обслуживает нестандартных потребителей. Это крупные, малые или средние фирмы.

Практика. Немецкая фирма Роrsch специализируется на выпуске спортивных автомобилей класса «люкс».

Эксплеренты - компании, цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств. Это малые инновационные фирмы (они называются «первые ласточки»).

Практика. Компьютерная фирма Compaq Computer (США) за сравнительно небольшой период времени превратилась в крупный концерн с сетью заграничных филиалов.

Коммутанты - фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции. Стратегия подражательства характерна для многих мелких компаний. Коммутанты называются «серыми мышами».

Роль «серых мышей» в инновационном процессе заключается в содействии диффузии инноваций. Их деятельность в основном связана с производством легальных копий продуктов известных компаний, а также предоставлением услуг по послепродажному сервису инновационных продуктов.

Практика. К коммутантам относятся, в частности, компании, предлагающие услуги по ремонту и модернизации компьютеров.

Организационные инновации

 

Современное предприятие работает в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды. Адаптация компании к новым условиям осуществляется посредством организационных инноваций.

Под организационными инновациями понимают инновационные изменения в структуре организации предприятия.

Цели осуществления организационных инноваций:

1) реализация новой стратегии развития:

2) изменение структуры предприятия с учетом нового законодательства и стандартов;

3) улучшение финансовых показателей в рамках основной деятельности компании;

4) устранение внутриорганизационных проблем;

5) вывод предприятия из кризиса.

При разработке и осуществлении организационных изменений должны учитываться основные положения современных концепций развития предприятия.

Современные концепции развития предприятия базируются на следующих аспектах:

• предприятие представляет собой открытую систему с обратной связью;

• развитие предприятия определяет конкурентная среда. в которой оно функционирует;

• основным ресурсом предприятия являются кадры;

• основным элементом внешней среды предприятия являются потребители;

• развитие менеджмента предприятия определяется развитием информационных технологий.

Организационные инновации - это новые формы организации деятельности, а именно:

• организации технологических процессов;

• организации трудовой деятельности;

• организации передачи информации и пр.

К инновационным формам организации деятельности относятся виртуальные организации. Их особенность состоит в отсутствии (или сведении к минимуму) традиционных форм взаимодействия элементов организации друг с другом или с элементами непосредственного окружения.

К виртуальным организациям относятся:

- интернет-магазины;

- виртуальные конструкторские бюро:

- виртуальные консалтинговые фирмы:

- учебные заведения с дистанционным образованием и пр.

Достоинства виртуальных организаций:

- отсутствие (минимизация) расходов, связанных с арендой и эксплуатацией производственных мощностей;

- свободный рабочий график сотрудников;

- использование современных коммуникационных технологий;

- высокая адаптивность к различным изменениям.

Для осуществления организационных изменений используются процедуры инжиниринга и реинжиниринга.

Инжиниринг - совокупность приемов, используемых для проектирования и развития бизнеса в соответствии с поставленными целями.

Инжиниринг может осуществляться непосредственно самим предприятием или специализированной инжиниринговой фирмой.

Инжиниринг проводится путем:

а) эволюционных изменений, имеющих вид рационализации деловых процессов:

б) радикальных изменений, имеющих вид изобретений новых деловых процессов.

Радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения скачкообразных изменений в основных функциональных сферах деятельности называется реинжиниринг.

Направлениями реинжиниринга являются:

- осуществление диверсификации путем проникновения в родственный или неродственный бизнес;

- пересмотр портфеля диверсифицированной компании;

- реорганизация деятельности путем масштабного преобразования технологических процессов;

- внедрение механизации, автоматизации, компьютеризации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.45 (0.008 с.)