Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие инновации. Ее основные свойства

Поиск

 

В современной экономической литературе отсутствует однозначное толкование инновации: существуют широкий и узкий подходы к ее определению.

В общем понимании (широкий подход) под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данного подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой Деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но устаревшего.

В узком смысле инновация — новое техническое решение, осуществленное на практике.

Официальные российские документы трактуют инновацию как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Следует отметить, что представление инновации в виде новой техники является, по мнению многих специалистов, некорректным, так как термин «новая техника» характеризует производственную сферу, в то время как инновации охватывают все сферы деятельности общества: производственную, экономическую, организационную, правовую, социальную.

Для системного описания инноваций в рыночных условиях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития было разработано «Руководство Фраскати» («Предлагаемая стандартная практика для исследований и экспериментальных разработок»), последняя редакция которого принята в 1993 г. Документ содержит информацию по основным понятиям, относящимся к научным разработкам; методику по измерению численности научного персонала и пр.

В 1992 г. в Осло приняты рекомендации по анализу технологических инноваций («Руководство Осло»).

В соответствии с международными рекомендациями, инновацией является конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, либо в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Итак, нововведением мы будем считать существенное изменение в любой области общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике.

Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды или, иначе говоря, получение коммерческой выгоды от практического использования.

Нововведения создаются для улучшения финансового состояния предприятия и получения выгоды: прямой («живые деньги») и/или косвенной (долгосрочные конкурентные преимущества). В этом случае инициатор инновационного процесса при выборе направления разработки ориентируется на будущие высокие прибыли от коммерческого использования инновации.

Новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности, называется новацией.

В условиях рынка признаком инновации считается ее потребительская новизна. При этом продукция (услуга, метод и пр.) должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех).

Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями.

В современных условиях к одному из побудительных мотивов создания новшеств относится конкуренция на рынке, т.е. инновации связаны с рынком. Конкуренция стимулирует предприятия разрабатывать и внедрять новинки либо для удержания своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмента и получения дополнительных конкурентных преимуществ (в зависимости от инновационной стратегии фирмы).

Практика. Снижение спроса на большегрузные автомобили явилось серьезной проблемой для ряда предприятий машиностроения. Однако данная тенденция была своевременно выявлена высшим менеджментом АО «ГАЗ»: здесь была разработана новая модель микрогрузовика («Газель). Это позволило предприятию сохранить свою платежеспособность за счет освоения нового сегмента рынка.

Американский специалист в области управления Питер Друкер утверждал, что нововведение - особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг». Успех предпринимательства зависит от постоянного поиска идей для осуществления изменений внутреннего и внешнего характера.

Связь инновации с рынком является взаимообусловленной: неудовлетворенный рыночный спрос стимулирует создание и внедрение новшества; в свою очередь, появление инновации на рынке изменяет соотношение спроса и предложения, формирует новые рыночные сегменты, порождая новые рыночные потребности (рис. 1).

 

 

 

Инновации – продукт научно-технического прогресса. Существенные новшества создаются на базе крупных научных открытий. Интеграция науки, техники и производства определяет предпосылки для возникновения и внедрения нововведений.

Подобное объединение стало возможным в ХIХ в. Ранее в течение почти 2000 лет наука не оказывала значительного влияния на производство. Со становлением капитализма процессы научно-технического развития активизировались, влияние науки на производство усилилось. В настоящий момент существует тесная связь между научной и производственной сферами. Это обусловлено тем, что в современных условиях устойчивый экономический рост достигается за счет ускорения процессов внедрения в хозяйственный механизм новых решений и обеспечения непрерывности инновационной деятельности.

Процесс создания и внедрения инноваций ориентирован на получение положительного эффекта, который выражается в виде конкурентных преимуществ, приобретаемых фирмой. При угрозе развития кризиса на предприятии своевременно предпринятые инновации могут позволить устранить возникшую опасность и предотвратить кризис.

Однако положительный эффект в инновационной деятельности не всегда достижим, поскольку нововведения являются специфическим продуктом. Эта специфика заключается в неопределенности, возникающей при практическом использовании новшества, особенно при выводе на рынок продуктовых нововведений. Так, около 90% инноваций не воспринимаются рынком, поскольку существует масса факторов, влияющих на эффективность продвижения нововведения и затрудняющих прогнозирование масштабов его распространения.

Практика. В 1950 г. фирма Sоnу выпустила ленточный магнитофон — техническое устройство с превосходными эксплуатационными характеристиками. По прогнозам специалистов, покупатели должны были завалить фирму заказами. «Мы глубоко заблуждались, - говорил впоследствии Акио Морита, основатель и президент фирмы Sоnу. — Это было совсем не то, о чем думали люди, как о самом необходимом. Мы не могли его продать».

Таким образом, инновационная деятельность является областью высоких рисков. По этой причине внедрению новой наукоемкой продукции на рынок должна предшествовать правильно организованная рекламная кампания, в процессе которой потребитель информируется о характеристиках новинки. Информационное обеспечение инновационных процессов считается основным элементом внедрения и масштабного распространения новшеств.

Нововведения – это результат планируемой и скоординированной деятельности субъектов инновационного процесса: разработчиков (научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), инвесторов (финансовые организации или крупные компании, венчурные фонды), внедренческих фирм. Качественное управление процессами нововведений позволяет значительно снизить инновационные риски и увеличить эффект от коммерциализации. Изменения, происходящие на предприятии спонтанно, инновациями не являются.

Таким образом, нововведение характеризуют следующие аспекты:

1. Нововведение является результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы.

2. Нововведением считается новшество, реализованное на практике.

3. Объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть техническая, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие сферы.

4. Нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность.

5. Нововведения связаны с рисками.

 

Классификация инноваций

 

Для упорядочения сущности инновации как продукта творческой деятельности, осуществляемой в различных областях, используют классификацию. К ее формированию, ввиду широкого разнообразия инновационных изменений, существует множество подходов.

Так, нововведения делят

на материальные (могут быть представлены в виде материального объекта, например, продуктовые и технологические)

нематериальные (не имеют вещественной формы, например правовые).

По сфере функционального применения выделяют

технические,

экономические,

социальные,

организационно-управленческие,

образовательные и прочие нововведения.

Практика. Гениальнейшим техническим нововведением древности считается колесо.

Организация деятельности работников на основе принципа разделения труда - значимая организационно-управленческая инновация, позволившая во много раз увеличить производительность

В 2003 г. банк «Возрождение» ввел новый банковский продукт— мультивалютный вклад, позволяющий диверсифицировать валютные риски. Это финансовая инновация.

В 2004 г. 60 субъектов РФ, в качестве эксперимента, предполагают внедрить образовательную инновацию - Единый государственный экзамен, объединяющий выпускные экзамены в средней школе и вступительные экзамены в вузе.

Рассмотрим особенности различных видов инноваций.

Базисные инновации — это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль (пример: телега - автомобиль, телефон - сотовый телефон). Как правило, они создаются на основе нового научного открытия.

Базисные инновации влекут за собой разработку пакета (кластера) модифицирующих нововведений.

Модифицирующие инновации — решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений (пример: катушечный магнитофон - кассетный магнитофон).

Модифицирующие нововведения призваны улучшить характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания.

Псевдоинновации — решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (пример: чайник с двумя носиками).

Источник инновационных идей может быть различным. Возникновение инновации стимулируют либо конкретные потребители, обладающие платежеспособным спросом, либо новое научное открытие, либо собственные потребности предприятия. Причем в зависимости от того, какой фактор повлиял на осуществление инновационного процесса, величина риска отторжения нововведения рынком будет больше или меньше. Так, если предприятие создает новшество, призванное заполнить свободную рыночную нишу, риск будет значительно ниже по сравнению с риском при внедрении инновации, основанной на научном открытии, которому еще никто не нашел практического применения.

Инновации могут быть представлены либо в виде продукта (новый товар), либо в виде процесса (новая технология, новая методика, новая организация труда).

Масштаб применения инновации характеризует ее значимость. Чем шире область диффузии (внедрения), тем выше эффективность нововведения.

В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках предприятия или его отдельного подразделения, нововведение не принимает товарной формы (не является предметом купли-продажи). При осуществлении межорганизационной инновации функции разработчика и производителя новшества отделены от функций его потребителя; увеличение масштаба применения до уровня одной или нескольких отраслей экономики существенно повышает значимость новшества.

Стратегия предприятия, определяющая его развитие и формирующая конкурентные позиции на рынке, влияет также на инновационное поведение фирмы. В зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии предприятие может осуществлять реактивные или стратегические нововведения.

Реактивная инновация — инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента. Реактивная инновация способствует сохранению рыночных позиций фирмы, но не создает дополнительных конкурентных преимуществ. Осуществление реактивных инноваций характерно для компаний, использующих оборонительные стратегии.

Практика. Из-за ускоренного развития рынка мобильной связи в России компании, работающие в данной области, регулярно предлагают новые услуги (новые тарифы, новые условия предоставления), позволяющие расширить круг клиентов.

Стратегическая инновация — инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем. Предприятия, реализующие стратегические нововведения, используют активную (наступательную) инновационную стратегию. Стратегические инновации скорее направлены на формирование новых потребностей, чем на удовлетворение существующих запросов на рынке. Фирма-инноватор при внедрении стратегической инновации опережает своих конкурентов, что позволяет ей временно монополизировать рынок (до момента вывода на рынок реактивной инновации ближайшими конкурентами). Это преимущество агрессивный инноватор может использовать для усиления своих конкурентных позиций.

Практика. Ракетно-космическая корпорация «Энергия» является ведущей мировой компанией в создании космической техники и предоставлении услуг. Многие разработки РКК «Энергия» не имеют зарубежных аналогов.

В зависимости от стратегии инновации, осуществляемые фирмой, могут либо ориентироваться на существующий платежеспособный спрос на рынке, либо формировать новые рыночные потребности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.98 (0.01 с.)