Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Основы теории и методологии инноватики

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная социально-экономическая система характеризуется переходом от воспроизводственного типа развития к инновационному, ориентированному на нововведения. Слияние производственной и научно-технической сфер, осуществленное в ХХ в., предопределило эти изменения, что позволило обеспечить технологический прорыв в различных отраслях хозяйственной деятельности.

В настоящий момент использование наукоемких продукций, современных информационных технологий, разработка и внедрение новшеств во всех сферах хозяйственной деятельности являются главными факторами, определяющими конкурентоспособность.

В этой связи особую актуальность приобретает формирование механизма, направленного на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро- и микроуровнях, т.е. механизма инновационного менеджмента.

В отличие от традиционного менеджмента управление инновациями связано с нестабильными внутренними и внешними условиями организации, высокой степенью неопределенности и рисков, поэтому в данной области разрабатываются особые подходы и методы принятия управленческих решений. Нередко сами решения носят характер инноваций, вызывающих изменения в системе управления. При этом инновационная деятельность является неотъемлемой составляющей функционирования коммерческих организаций и предприятий в рыночной среде. Таким образом, изучение основ инновационного менеджмента становится настоятельной необходимостью при обучении специалистов в области управления.

Целью дисциплины «Инновационный менеджмент» являются обучение методам и технологиям управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики.

Дисциплина «Инновационный менеджмент» предназначена для подготовки специалистов высшей квалификации в области принятия широкого спектра решений по организации разработки и внедрения нововведений на всех стадиях жизненного цикла инновации: от научных исследований до маркетинговой поддержки и сопровождения.

Задачи дисциплины «Инновационный менеджмент».

Процесс изучения дисциплины «Инновационный менеджмента направлен на приобретение теоретических и практических знаний в области инноватики, управления научно-техническим прогрессом во всех отраслях экономики, организации и финансирования инновационной деятельности, управления рисками.

На основе полученных знаний должны быть выработаны практические навыки и приемы принятия и обоснования решений об организации разработки, внедрения, финансирования инновационных проектов, а именно:

• определение тенденций развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики;

• организация управления развитием организаций;

• определение перспективных направлений инновационной деятельности;

• оценка эффективности инновационных процессов;

• выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений;

• разработка проектов внедрения нововведений;

• создание системы управления инновациями;

• формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям;

• принятие решений, направленных на стимулирование инновационной активности организации;

• обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска.

Дисциплина «Инновационный менеджмент» ориентирована на базовые знания, приобретенные студентами по всем дисциплинам учебного плана для специальности «Менеджмент организации».

В ходе ее изучения углубляются теоретические, методические и практические знания, полученные студентами по таким дисциплинам, как «Макроэкономика», «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Правоведение», «Финансы и кредит», «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент», «Теория организации».

Предметом изучения дисциплины «Инновационный менеджмент является процесс создания и использования инноваций.

Основные понятия дисциплины:

• новация (новшество) — разработка на базе новой идеи;

• инновация (нововведение) — результат творческой деятельности, направленный на совершенствование существующей системы и реализованный на практике (практическое освоение новшества);

• инновационный процесс — совокупность работ от зарождения инновационного замысла до его практического воплощения и коммерческого использования новшеств;

• инноватика — наука о закономерностях инновационных процессов в экономике;

• инновационный менеджмент — управленческая деятельность, направленная на осуществление развития организации с помощью инновационных преобразований.

 

 

Ситуационный подход.

Характерные особенности этапа:

• систематизация наиболее вероятных вариантов реализации инновационного процесса;

• анализ внешних и внутренних факторов, определяющих успех инноваций;

• выработка управленческих решений, оптимальных для конкретной инновационной ситуации.

 

Классификация инноваций

 

Для упорядочения сущности инновации как продукта творческой деятельности, осуществляемой в различных областях, используют классификацию. К ее формированию, ввиду широкого разнообразия инновационных изменений, существует множество подходов.

Так, нововведения делят

на материальные (могут быть представлены в виде материального объекта, например, продуктовые и технологические)

нематериальные (не имеют вещественной формы, например правовые).

По сфере функционального применения выделяют

технические,

экономические,

социальные,

организационно-управленческие,

образовательные и прочие нововведения.

Практика. Гениальнейшим техническим нововведением древности считается колесо.

Организация деятельности работников на основе принципа разделения труда - значимая организационно-управленческая инновация, позволившая во много раз увеличить производительность

В 2003 г. банк «Возрождение» ввел новый банковский продукт— мультивалютный вклад, позволяющий диверсифицировать валютные риски. Это финансовая инновация.

В 2004 г. 60 субъектов РФ, в качестве эксперимента, предполагают внедрить образовательную инновацию - Единый государственный экзамен, объединяющий выпускные экзамены в средней школе и вступительные экзамены в вузе.

Рассмотрим особенности различных видов инноваций.

Базисные инновации — это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль (пример: телега - автомобиль, телефон - сотовый телефон). Как правило, они создаются на основе нового научного открытия.

Базисные инновации влекут за собой разработку пакета (кластера) модифицирующих нововведений.

Модифицирующие инновации — решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений (пример: катушечный магнитофон - кассетный магнитофон).

Модифицирующие нововведения призваны улучшить характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания.

Псевдоинновации — решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (пример: чайник с двумя носиками).

Источник инновационных идей может быть различным. Возникновение инновации стимулируют либо конкретные потребители, обладающие платежеспособным спросом, либо новое научное открытие, либо собственные потребности предприятия. Причем в зависимости от того, какой фактор повлиял на осуществление инновационного процесса, величина риска отторжения нововведения рынком будет больше или меньше. Так, если предприятие создает новшество, призванное заполнить свободную рыночную нишу, риск будет значительно ниже по сравнению с риском при внедрении инновации, основанной на научном открытии, которому еще никто не нашел практического применения.

Инновации могут быть представлены либо в виде продукта (новый товар), либо в виде процесса (новая технология, новая методика, новая организация труда).

Масштаб применения инновации характеризует ее значимость. Чем шире область диффузии (внедрения), тем выше эффективность нововведения.

В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках предприятия или его отдельного подразделения, нововведение не принимает товарной формы (не является предметом купли-продажи). При осуществлении межорганизационной инновации функции разработчика и производителя новшества отделены от функций его потребителя; увеличение масштаба применения до уровня одной или нескольких отраслей экономики существенно повышает значимость новшества.

Стратегия предприятия, определяющая его развитие и формирующая конкурентные позиции на рынке, влияет также на инновационное поведение фирмы. В зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии предприятие может осуществлять реактивные или стратегические нововведения.

Реактивная инновация — инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента. Реактивная инновация способствует сохранению рыночных позиций фирмы, но не создает дополнительных конкурентных преимуществ. Осуществление реактивных инноваций характерно для компаний, использующих оборонительные стратегии.

Практика. Из-за ускоренного развития рынка мобильной связи в России компании, работающие в данной области, регулярно предлагают новые услуги (новые тарифы, новые условия предоставления), позволяющие расширить круг клиентов.

Стратегическая инновация — инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем. Предприятия, реализующие стратегические нововведения, используют активную (наступательную) инновационную стратегию. Стратегические инновации скорее направлены на формирование новых потребностей, чем на удовлетворение существующих запросов на рынке. Фирма-инноватор при внедрении стратегической инновации опережает своих конкурентов, что позволяет ей временно монополизировать рынок (до момента вывода на рынок реактивной инновации ближайшими конкурентами). Это преимущество агрессивный инноватор может использовать для усиления своих конкурентных позиций.

Практика. Ракетно-космическая корпорация «Энергия» является ведущей мировой компанией в создании космической техники и предоставлении услуг. Многие разработки РКК «Энергия» не имеют зарубежных аналогов.

В зависимости от стратегии инновации, осуществляемые фирмой, могут либо ориентироваться на существующий платежеспособный спрос на рынке, либо формировать новые рыночные потребности.

Поиск инновационных идей

 

В любой организации, заботящейся о собственной конкурентоспособности, должен существовать так называемый «портфель инновационных идей». Для его формирования используются внешние и внутренние источники.

К внешним источникам относятся:

- научные разработки, выполняемые научно-исследовательскими институтами;

- результаты маркетинговых исследований;

- разработки, предоставляемые по каналам коммерческого технологического обмена (в том числе по лицензиям);

- патентная информация;

- разработки потенциальных конкурентов.

Практика. Источниками информации могут также являться различные печатные издания, статистические сборники, справочники, отчеты акционерных компаний, информация из системы сбыта.

Внутренние источники включают:

- ноу-хау фирмы;

- рационализаторские предложения в области техники, технологии, организации, управления.

Практика. Большое количество оригинальных идей возникает у рядовых сотрудников, в должностные обязанности которых не входит осуществление инновационной деятельности. Для учета и обработки рациональных предложений работников на предприятии используются типовые формы, помогающие сотрудникам сформулировать сущность инновационной идеи.

Задачей менеджера на этапе поиска инновационных идей является стимулирование творческой деятельности членов трудового коллектива по выработке неординарных решений.

Для генерирования идей используются различные методы, в частности:

1. «мозговой штурм»

2. синектика

3. метод ассоциаций и аналогий

4. метод фокальных объектов.

 

«Мозговой штурм». Суть этого метода состоит в совместном выдвижении идей по интересующей проблеме для последующего выбора наиболее рациональной мысли. При этом процессы выработки решений и оценки их значимости и целесообразности разделены. Подобный прием повышает результативность творческой деятельности за счет раскрепощения ее участников. «Мозговой штурм» происходит следующим образом. Организуется заседание специалистов по данной проблеме, при этом создаются условия для свободного обмена идеями в непринужденной атмосфере. Для стимулирования творческой активности стены помещения для «мозгового штурма» могут быть украшены картинами в стиле абстракционизма. В процессе «штурма» участники высказывают свои соображения по поводу поставленной задачи, причем они могут носить шуточный характер. На данном этапе ничего не обсуждается, а предлагаются только идеи (обсуждать и критиковать чужие идеи запрещается). Высказывания участников «мозгового штурма» протоколируются, а затем анализируются экспертами, которые выбирают наиболее рациональные идеи.

Синектика. Данный метод использует те же правила, которые применяются при «мозговом штурме».Отличия заключаются в том, что в синектике для генерирования новых идей привлекаются специалисты из разных областей, смежных с той, в которой сформулирована проблема (стык различных дисциплин). Этот прием позволяет повысить оригинальность и качество предлагаемых идей, так как участники свободны от стереотипов при выработке решения и не обременены специальными знаниями, в рамках которых могут выдвигаться идеи. Таким образом, синектика используется для расширения видения проблемы и снижения зависимости от мнений узкоквалифицированных специалистов.

Метод ассоциаций и аналогий. Данный метод основан на применении различных ассоциаций и аналогий при формировании идеи. Используются прямая, личная и символическая виды аналогий.

Прямая аналогия - сравнение характеристик нового продукта (процесса) с параметрами аналогичного продукта (процесса). В этом случае выбирается базовый (эталонный) образец, с которым осуществляется сравнение (например, изучается опыт ведения хозяйственной деятельности компании-конкурента для использования на своем предприятии).

Личная аналогия - вживание в образ, при котором разработчики новой продукции отождествляют себя с потребителями данной продукции и используют собственные ощущения для определения запросов покупателей.

Символическая аналогия - обобщенная аналогия, в которой используются символы (например, экономико-математические модели).

Метод фокальных объектов. Суть метода состоит в присвоении признаков случайно выбранных объектов к изменяемому объекту, который лежит как бы в фокусе переноса. Этот объект называется фокальным.

Метод осуществляется следующим образом. Выбирается фокальный объект, произвольным образом находятся случайные объекты и составляется перечень свойств, характерных для этих случайных объектов. Свойства случайных объектов присоединяются к фокальному, и затем предлагаются идеи о том каким будет фокальный объект с новыми, не характерными для него признаками. Далее осуществляется развитие идеи с использованием ассоциативного мышления. Заключительным этапом является оценка и выбор идеи.

 

Организационные инновации

 

Современное предприятие работает в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды. Адаптация компании к новым условиям осуществляется посредством организационных инноваций.

Под организационными инновациями понимают инновационные изменения в структуре организации предприятия.

Цели осуществления организационных инноваций:

1) реализация новой стратегии развития:

2) изменение структуры предприятия с учетом нового законодательства и стандартов;

3) улучшение финансовых показателей в рамках основной деятельности компании;

4) устранение внутриорганизационных проблем;

5) вывод предприятия из кризиса.

При разработке и осуществлении организационных изменений должны учитываться основные положения современных концепций развития предприятия.

Современные концепции развития предприятия базируются на следующих аспектах:

• предприятие представляет собой открытую систему с обратной связью;

• развитие предприятия определяет конкурентная среда. в которой оно функционирует;

• основным ресурсом предприятия являются кадры;

• основным элементом внешней среды предприятия являются потребители;

• развитие менеджмента предприятия определяется развитием информационных технологий.

Организационные инновации - это новые формы организации деятельности, а именно:

• организации технологических процессов;

• организации трудовой деятельности;

• организации передачи информации и пр.

К инновационным формам организации деятельности относятся виртуальные организации. Их особенность состоит в отсутствии (или сведении к минимуму) традиционных форм взаимодействия элементов организации друг с другом или с элементами непосредственного окружения.

К виртуальным организациям относятся:

- интернет-магазины;

- виртуальные конструкторские бюро:

- виртуальные консалтинговые фирмы:

- учебные заведения с дистанционным образованием и пр.

Достоинства виртуальных организаций:

- отсутствие (минимизация) расходов, связанных с арендой и эксплуатацией производственных мощностей;

- свободный рабочий график сотрудников;

- использование современных коммуникационных технологий;

- высокая адаптивность к различным изменениям.

Для осуществления организационных изменений используются процедуры инжиниринга и реинжиниринга.

Инжиниринг - совокупность приемов, используемых для проектирования и развития бизнеса в соответствии с поставленными целями.

Инжиниринг может осуществляться непосредственно самим предприятием или специализированной инжиниринговой фирмой.

Инжиниринг проводится путем:

а) эволюционных изменений, имеющих вид рационализации деловых процессов:

б) радикальных изменений, имеющих вид изобретений новых деловых процессов.

Радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения скачкообразных изменений в основных функциональных сферах деятельности называется реинжиниринг.

Направлениями реинжиниринга являются:

- осуществление диверсификации путем проникновения в родственный или неродственный бизнес;

- пересмотр портфеля диверсифицированной компании;

- реорганизация деятельности путем масштабного преобразования технологических процессов;

- внедрение механизации, автоматизации, компьютеризации.

 

 

Затраты на нововведения

Затраты на нововведения относятся к категории авансируемых, т.е. отвлеченных средств непосредственно на хозяйственную деятельность до тех пор пока они не начнут окупаться.

 

 

           
 
Ресурсы
 
Пред. процесс
 
Результаты


потери, резервы

 
 


эффект

           
   
 
 
   
 

 


инвестиции

 
 

 

 


потребности

 

По содержанию затраты делятся на:

научные исследования, разработки и освоение нововведения.

По источникам финансирования выделяют затраты покрывающиеся за счет собственных и привлеченных средств.

К собственным средствам относят средства в виде прибыли собственных оборотных средств, различных фондов и т.д.

К привлеченным средствам относят государственное финансирование, кредиты банков, долевые вклады предприятий и частных лиц, реализация ценных бумаг и т.д.

По экономическому содержанию различают:

- единовременные затраты.

- текущие затраты.

Единовременные – как правило производятся за короткий промежуток времени или в течение года.

Они могут быть:

- капитальными, т.е. направленные на крупные и длительные проекты, осуществляются в течение нескольких лет.

- затраты, которые отражаются в себестоимости продукции (материалы, зарплата и т.д.).

Текущие – периодически возобновляются в процессе производства и списываются на себестоимость продукции текущего года.

Эти затраты в свою очередь в зависимости от влияния на них изменений объемов деятельности разделяются на:

- условно-постоянные

- условно-переменные.

Условно-постоянные – это расходы, которые при изменении объемов деятельности не меняются или меняются незначительно (содержание зданий и оборудования, зарплата управленческого персонала, электричество на освещение и т.д.).

Условно-переменные – это затраты, которые меняются пропорционально объему деятельности (сырье и материалы, топливо и энергия для рабочих машин и механизмов, зарплата рабочих сдельщиков и т.д.).

К капвложениям относятся затраты:

- на приобретение, доставку, монтаж, демонтаж, техническую подготовку, наладку и освоение производства.

- на пополнение оборотных фондов связанных с использованием нововведения.

- на необходимые производственные площади и другие элементы основных фондов непосредственно связанных с нововведениями.

Если капзатраты имеют разовый характер (т.е. произведены в течение 1 года) то удельные капвложения определятся путем деления капвложений на объем в текущем году.

Ку = Кв / А

Ку – уд. капвложения.

Кв – общая сумма вложений

А – объем продукции.

 

Если капвложения осуществляются в течение ряда лет, то при расчете годового экономического эффекта учитывается фактор времени, по формуле

 

αt = (1 + Е)t

αt – коэффициент приведения

Е – норматив приведения равный 0,1.

t - число лет отделяющих затраты и результаты данного года от начала расчетного года.

 

Срок окупаемости единовременных затрат определяется:

 

Те = Зед / (С1 – С2) А2

Зед - единовременные затраты

С1, С2 - себестоимость ед. продукцию, работ, услуг до и после

Внедрения

А2 – годовой объем работ, производство продукции в натуральных измерителях (кг., тонн., шт.) после внедрения.

1 – С2) А2 – сумма экономии.

 

При внедрении нескольких вариантов нововведений необходимо сравнивать величины единовременных затрат и полной себестоимости.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная социально-экономическая система характеризуется переходом от воспроизводственного типа развития к инновационному, ориентированному на нововведения. Слияние производственной и научно-технической сфер, осуществленное в ХХ в., предопределило эти изменения, что позволило обеспечить технологический прорыв в различных отраслях хозяйственной деятельности.

В настоящий момент использование наукоемких продукций, современных информационных технологий, разработка и внедрение новшеств во всех сферах хозяйственной деятельности являются главными факторами, определяющими конкурентоспособность.

В этой связи особую актуальность приобретает формирование механизма, направленного на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро- и микроуровнях, т.е. механизма инновационного менеджмента.

В отличие от традиционного менеджмента управление инновациями связано с нестабильными внутренними и внешними условиями организации, высокой степенью неопределенности и рисков, поэтому в данной области разрабатываются особые подходы и методы принятия управленческих решений. Нередко сами решения носят характер инноваций, вызывающих изменения в системе управления. При этом инновационная деятельность является неотъемлемой составляющей функционирования коммерческих организаций и предприятий в рыночной среде. Таким образом, изучение основ инновационного менеджмента становится настоятельной необходимостью при обучении специалистов в области управления.

Целью дисциплины «Инновационный менеджмент» являются обучение методам и технологиям управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики.

Дисциплина «Инновационный менеджмент» предназначена для подготовки специалистов высшей квалификации в области принятия широкого спектра решений по организации разработки и внедрения нововведений на всех стадиях жизненного цикла инновации: от научных исследований до маркетинговой поддержки и сопровождения.

Задачи дисциплины «Инновационный менеджмент».

Процесс изучения дисциплины «Инновационный менеджмента направлен на приобретение теоретических и практических знаний в области инноватики, управления научно-техническим прогрессом во всех отраслях экономики, организации и финансирования инновационной деятельности, управления рисками.

На основе полученных знаний должны быть выработаны практические навыки и приемы принятия и обоснования решений об организации разработки, внедрения, финансирования инновационных проектов, а именно:

• определение тенденций развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики;

• организация управления развитием организаций;

• определение перспективных направлений инновационной деятельности;

• оценка эффективности инновационных процессов;

• выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений;

• разработка проектов внедрения нововведений;

• создание системы управления инновациями;

• формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям;

• принятие решений, направленных на стимулирование инновационной активности организации;

• обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска.

Дисциплина «Инновационный менеджмент» ориентирована на базовые знания, приобретенные студентами по всем дисциплинам учебного плана для специальности «Менеджмент организации».

В ходе ее изучения углубляются теоретические, методические и практические знания, полученные студентами по таким дисциплинам, как «Макроэкономика», «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Правоведение», «Финансы и кредит», «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент», «Теория организации».

Предметом изучения дисциплины «Инновационный менеджмент является процесс создания и использования инноваций.

Основные понятия дисциплины:

• новация (новшество) — разработка на базе новой идеи;

• инновация (нововведение) — результат творческой деятельности, направленный на совершенствование существующей системы и реализованный на практике (практическое освоение новшества);

• инновационный процесс — совокупность работ от зарождения инновационного замысла до его практического воплощения и коммерческого использования новшеств;

• инноватика — наука о закономерностях инновационных процессов в экономике;

• инновационный менеджмент — управленческая деятельность, направленная на осуществление развития организации с помощью инновационных преобразований.

 

 

Тема 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИННОВАТИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.189 (0.016 с.)