Методы анализа внешней среды предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы анализа внешней среды предприятия



 

Анализ факторов внешнего окружения осуществляется с целью выявления угроз (факторов неблагоприятного влияния) и возможностей (факторов благоприятного влияния) для предприятия и позволяет своевременно:

- спрогнозировать появление внешних опасностей и возможностей;

- разработать адаптивные меры на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.

Анализ макросреды предприятия. К важнейшим элементам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и финансовую устойчивость торгового предприятия, на которые оно не может воздействовать, которыми оно не управляет, но должно к ним приспособиться, относятся: политико-правовые, экономические, социально-демографические и технологические изменения – так называемые «PEST»-факторы (рис. 3.1).

 
 

 


Рис. 3.1. Основные факторы внешней среды предприятия

 

Из политических факторов необходимо:

- изучить указы и законы, регламентирующие деятельность предприятия, а также определить действенность антимонопольного законодательства Украины;

- охарактеризовать особенности налоговой политики государства, выявить все изменения и направления в налогообложении предприятий, что позволит активно использовать законные возможности минимизации налоговых платежей с тем, чтобы обеспечить увеличение размера чистой прибыли, а соответственно и темпы его экономического роста;

- оценить действующую практику сертификации товаров и услуг, рациональное использование которой позволит существенно снизить затраты и повысить доходы предприятия.

Из экономических факторов предприятию целесообразно исследовать:

- стабильность экономической ситуации в Украине в целом;

- темпы экономического развития страны и региона (темпы изменения ВВП, производства и реализации продукции номенклатуры предприятия);

- уровень занятости (безработицы) населения;

- инфляционные процессы;

- покупательную способность населения, выражающуюся в первую очередь в уровне его доходов;

- платежеспособность предприятий.

Анализ социально-демографических факторов предполагает:

- анализ численности населения и динамики ее изменения;

- определение прироста населения на основе сопоставления уровней рождаемости и смертности;

- характеристику половозрастной и социальной структур населения;

- изучение географического распределения населения;

- оценку уровня образования населения.

Изучение технологических факторов должно выявить:

- уровень научно-технического прогресса в отрасли и в смежных отраслях;

- технологические возможности по получению товаров соответствующего качества;

- перспективы технологических улучшений.

Иногда наряду с PEST-факторами возникает необходимость в ходе исследования внешней среды предприятия проанализировать и другие факторы, например природные, культурные, международные, экологические и т.п. Это зависит от отраслевой принадлежности предприятия, специфики условий его функционирования, видов деятельности, осуществляемых предприятием и т.д.

В результате исследования необходимо изучить состояние внешних факторов, определить их значимость, установить степень влияния, характер воздействия, темпы изменений, возможности и опасности для предприятия. Результаты анализа факторов и их оценку следует отразить в таблице «Профиль макросреды предприятия» (форма 3.1).


Форма 3.1. Профиль макросреды предприятия

Факторы макросреды (PEST- факторы) Влияние фактора на отрасль (в баллах) Влияние фактора на предприятие* (в баллах) Направленность влияния фактора** (+; -) Оценка характера и степень влияния факторов на предприятие (в баллах)
        5 (2х3х4)
1. Политико-правовые: 1.1. Отношение правительства к предпринимательству 1.2. Антимонопольная политика 1.3. Налоговая политика 1.4. Сертификация товаров и услуг        
Итого       S
2. Экономические: 2.1. Уровень занятости (безработица) 2.2. Инфляция 2.3. Спад производства 2.4. Покупательная способность населения        
Итого       S
3. Социально-демографические: 3.1. Динамика численности населения 3.2. Изменение половозрастной структуры 3.3. Миграция населения 3.4. Снижение уровня образования        
Итого       S
4. Технологические: 4.1. Уровень научно-технического прогресса 4.2. Перспективы технологических улучшений 4.3. Технологический уровень других предприятий        
Итого     S
ВСЕГО     S

 

* Оценка влияния фактора на предприятие осуществляется экспертным путем по следующей оценочной шкале: 0 – отсутствие влияния; 1 балл – слабое влияние; 2 балла – умеренное; 3 балла – сильное.

** Оценка направленности влияния на предприятие осуществляется по следующей оценочной шкале: «+» – положительное влияние; «–» – отрицательное

 

На основе данных формы 3.1 составляется перечень возможностей и угроз, с которыми предприятие может столкнуться в будущем. Для этого необходимо ранжировать все исследуемые факторы макросреды на группу факторов благоприятного воздействия (т.е. возможности) и неблагоприятного воздействия (угрозы). Основой для такого ранжирования является оценка направленности влияния фактора на предприятие (см. графу 4 формы 3.1). После этого составляется примерный перечень возможностей и опасностей в макросреде предприятия (табл. 3.2).

 

Таблица 3.2. Примерный перечень возможностей и опасностей
в макросреде предприятия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.005 с.)