ТОП 10:

Теоритические основы МГРТ. Теория центральных мест (В. Кристаллер, А. Леш).



Теория центральных мест — географическая теория, которая стремится объяснить количество, размер и местоположение населённых пунктов в городской системе. Теория была создана немецким географом Вальтером Кристаллером, который утверждал, что поселения просто функционируют как «центральные места», предоставляющие услуги в прилегающих районах.

Согласно данной теории существует некая сетевая структура населённых пунктов, центральными элементами которой является доступ к объектам сферы услуг и максимально быстрое перемещение между населёнными пунктами. Между пунктами существует определённая иерархия, с ростом уровня которой определённый поднимающийся «выше» населённый пункт оказывает всё больше услуг пунктам, стоящим «ниже».

Эта система имеет форму смежных шестиугольных ячеек. Центры некоторых ячеек являются узлами шестиугольной решётки более высокого порядка, центры её ячеек — узлами решётки ещё более высокого порядка и так далее — вплоть до высшего уровня с единственным центром.

Для развития теории Кристаллером были сделаны следующие упрощающие предположения:

· неограниченная, однородная, безграничная поверхность (абстрактное пространство);

· равномерно распределённое население;

· все населённые пункты находятся на одинаковом расстоянии и в треугольной схеме решётки;

· равномерно распределённые ресурсы

· механизм «упадка расстояния»;

· совершенная конкуренция, и все продавцы — «экономические» люди, максимизирующие свои доходы;

· потребители имеют одинаковый уровень дохода и одинаковое покупательское поведение;

· все потребители имеют одинаковую покупательскую способность и спрос на товары и услуги;

· потребители посещают ближайшие центральные места, которые обеспечивают услугу, на которую у них есть спрос. Они стремятся минимизировать расстояние поездки;

· ни один из поставщиков товаров или услуг не может заработать сверхприбыль (каждый поставщик имеет монополию на внутренние районы). Таким образом, торговые площади этих центральных мест, которые обеспечивают определённый товар или услугу, должны быть все одинакового размера.

· есть только один вид транспорта, на котором одинаково легко путешествовать во всех направлениях;

· транспортные расходы пропорциональны расстоянию: чем больше расстояние, тем выше транспортные расходы.

Теория также опирается на два понятия: порог и диапазон.

· Порог — минимальный рынок (численность населения или дохода) необходимый для обеспечения продаж конкретного товара или услуги.

· Диапазон — максимальное расстояние, которое потребители готовы проехать для приобретения товаров, — в какой-то момент стоимость или неудобства перевешивают необходимость в товарах.

В результате этих предпочтений потребителей появляется система центров различных размеров. Каждый центр будет поставлять отдельные виды товаров, являющихся уровнями иерархии. В функциональной иерархии обобщения могут быть сделаны в отношении расстояния, размеров и функций населённых пунктов.

1. Чем больше населённые пункты будут в размерах, тем в меньшем количестве они будут существовать, то есть много небольших деревень, но только несколько крупных городов.

2. Чем больше населённые пункты будут увеличиваться в размерах, тем больше будет расстояние между ними, то есть деревни обычно находятся близко друг к другу, в то время как города расположены гораздо дальше друг от друга.

3. Когда поселение увеличивается в размерах, диапазон и количество его функций будет также увеличиваться.

4. Когда поселение увеличивается в размерах, количество «высших» услуг в нём также будет расти, то есть в большей степени специализация будет происходить в сфере услуг.

Чем больше будет потребность в товарах и услугах (более долговечных, ценных и переменных), тем больше будет спектр этих товаров и услуг, тем больше будет расстояние, которое люди готовы проехать для их приобретение.

В основании иерархической пирамиды находятся торговые центры, газетные киоски и так далее, которые продают товары «низкого» порядка. Эти центры малы. На вершине пирамиды находятся центры продаж товаров «высокого» порядка. Эти центры являются большими. Примеры товаров и услуг «низкого» порядка: газетные киоски, продукты питания, пекарни и почтовые отделения. Примеры товаров и услуг «высокого» порядка: ювелирные изделия, большие торговые ряды и торговые центры. Они поддерживаются населением гораздо более высокого порога и спроса.

11. Теоретические основы международного разделения труда Географическое распространение научно-технического прогресса — теория диффузии нововведений

В основе объединения национальных хозяйств в единое всемирное хозяйство лежит - международное разделение труда (МРТ), представляющее собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которой страны обмениваются между собой. МРТ зародилось в мануфактурный период развития капитализма. При этом основной формой реализации МРТ были двухсторонние и трехсторонние внешнеторговые связи. Естественно, что система МРТ носила ограниченный характер

В эпоху промышленного переворота возросла взаимосвязанность национальных хозяйств. Особенностью МРТ в этот период стало закрепление целой группы стран (колониальных и зависимых) в качестве поставщиков одного или нескольких, главным образом сырьевых и энергетических товаров (монокультурная специализация)

Но одной из самых главных причин зарождения МРТ стали различия в наделенности стран факторами производства (экономическими ресурсами). С одной стороны, это привело к международному разделению труда. С другой стороны, разная наделенность стран факторами производства привела к перемещению самих этих факторов между странами

Основным побудительным мотивом МРТ для всех стран мира, независимо от их социальных и экономических различий, является их стремление к получению экономических выгод от участия в МРТ. К числу общечеловеческих побудительных мотивов к участию в МРТ, использованию его возможностей относится необходимость решения глобальных проблем человечества совместными усилиями всех стран мира. Диапазон таких проблем очень велик: от охраны окружающей среды и решения продовольственной проблемы в планетарном масштабе до освоения космоса.

МРТ играет важную роль в расширенном воспроизводстве, обеспечивает взаимосвязь производства, формирует международные пропорции в отраслевом и региональном аспектах. МРТ занимает особое место в интернационализации производства и расширении обмена.

Существует следующая совокупность факторов, которая способствует международному разделению труда:

- различия в распределении природных богатств - основная причина МТР;

- различия в почвенно-климатических условиях;

- географическое положение страны;

- различия в размерах трудовых ресурсов;

- исторические традиции производства.

НТР и экономические факторы МТР освобождают от природных условий. Теперь главных фактором МТР становится НТП: совершенные машины, оборудование, приборы, развитие науки.

Реализация преимуществ МРТ в ходе международного обмена товарами и услугами обеспечивает любой стране при благоприятных условиях получение разности между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых товаров и услуг, а также экономию внутренних затрат путем отказа от национального производства товаров и услуг за счет более дешевого импорта.

Географическое распространение научно-технического прогресса — теория диффузии нововведений

Современная научно-техническая революция во много раз по­высила значимость нововведений во всех видах деятельности и отраслях хозяйства. Место в системе международного разделения труда и уровень доходов непосредственно связаны с затратами на НИОКР — фундаментальную и прикладную науку, технологию, опыт­ные образцы. Скорейшая адаптация нововведений во многом опре­деляет и чисто коммерческий успех, и общее социально-экономи­ческое и культурное развитие стран и регионов. Все это придало теоретическому изучению географических закономерностей рас­пространения нововведений в любом виде деятельности большой смысл.

Основы географической теории диффузии нововведений были за­ложены в труде шведского географа Т.Хагерстранда «Пространст­венная диффузия как процесс внедрения нововведений», впервые изданном в 1953 г. в старом университетском центре — Лунде на шведском языке. Начав с конкретного изучения процессов диффузии на примере нововведений в сельском хозяйстве Швеции, Хагерстранд смог по­строить первую теоретическую модель диффузии с помощью имита­ционного подхода. Структура имитационной модели определяется рядом формализованных предположений и правил, описывающих исходную простую версию теоретической модели Хагерстранда.

 

 


 

12. Географическое разделение труда

(ГРТ) — объективный необратимый и закономерный процесс производственной специализации, обособления районов и регионов в выпуске (производстве) определенного специфического набора товаров и услуг, исходя из сочетания специфического набора природных, социально-экономических и технологических факторов.

Сущность любого разделения труда (в том числе, территориального) заключается в специализации производителя на выпуске определенной продукции в размерах, которые превышали бы его личную потребность, при единовременном отказе от изготовления иной продукции.

Экономический смысл данного процесса состоит в том, что общие затраты всех производителей на выпущенный объем всех видов продукции уменьшаются в сравнение с вариантом «универсального» производства отдельного производителя. Уменьшение производительных издержек всех производителей на единицу изготовляемой продукции обеспечивается за счет благоприятных условий, среди которых, кроме чисто персональных свойств, те «возможности», которыми обладает та или другая местность для выпуска конкретного вида продукции.

Результатом территориального разделения труда является формирование экономических районов в рамках единого хозяйственного комплекса страны. Экономические районы могут объединяться в более крупные единицы — макрорегионы.

ТРТ обусловливают следующие основные факторы:

· географическое положение территории (физико-географическое и экономико-географическое);

· национально-исторические особенности страны или регионов;

· экономическое состояние;

· социально-демографическое положение страны или регионов.

Влияние транспорта на развитие географического разделения труда

Понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда.

Развитие транспорта увеличивает географического разделения труда сразу вглубь и вширь.

Влияние географического разделения труда на рост производительности труда

Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники и прежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники.

Географическое разделение труда если не создает, то во всяком случае усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без последней нет места и росту техники.

С географическим разделением труда не только растут старые потребности, но и создаются новые, сопровождающиеся возникновением новых производств на разнообразном сырье, собираемом с разных мест земного шара.

Географическое разделение труда и процесс формирования и специализации экономических районов

Если понимать экономический район как специализированную часть своего целого, то процесс географического разделения труда придётся считать процессом идентичными с процессом формирования и дифференциации районов.

Установление в пределах известной территории отношений географического разделения труда неизбежно ведет к тому, что каждая из частей этой территории начинает отбирать для себя те отрасли производства, для которых внутри неё имеется более благоприятное сочетание природных и общественно-исторических условий; получается наименьшая себестоимость, а в связи с этим и наибольшая прибыль.

Специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождается специализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях.

Влияние таможенных пошлин на географическое разделение труда

Таможенные пошлины первоначально при своем появлении имели главной, если не единственной, целью увеличивать доходы казны за счёт торговых прибылей, происходивших из присвоения выгод, доставляемые географическим разделением труда.

При перевозе товара за границу экспортеру приходится увеличивать свои транспортные издержки на всю величину таможенной пошлины, тем самым условия для географического разделения труд между странами затрудняются.


Транснациолизация экономики

Транснационализация — перемещение капитала из стран с его относительным избыточным количеством в страны, где он находится в дефиците, но в избытке имеются другие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые), которые не могут быть рационально использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала. Одним из примечательных явлений современной экономической жизни является широкое распространение международных корпораций. Они в настоящее время занимают ведущее положение в экономике развитых стран, производя относительно других организационных форм предприятий гораздо более значительную долю продукции. Возникли своеобразные суперкорпорации, владеющие подразделениями не только в своей стране, но и в других странах и даже на других континентах, так называемые транснациональные корпорации (ТНК), являющиеся одним из основных субъектов вывоза капитала.

Согласно методике ООН к ТНК относятся фирмы с годовым оборотом более 100 млн. долл. и филиалами не менее чем в шести странах. ТНК – предприятие, которое контролирует целые комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами той страны, которой эти корпорации базируются. ТНК – это такая форма международного объединения капиталов, когда головная компания имеет отделения во многих странах мира, осуществляя координацию и интеграцию их деятельности.

К основным чертам ТНК относятся международный характер производства, его осуществление в различных странах при контроле из единого центра; большая значимость торговли между подразделениями корпорации, расположенными в различных странах; относительная независимость подразделений в принятии решений по оперативным вопросам, связанным с деятельностью этих подразделений; межстрановая мобильность персонала, в первую очередь – менеджеров; осуществление в рамках корпорации разработки передовой технологии, ее передача и использование.

Причины возникновения и распространения ТНК кроются в интернационализации производства и капитала; стремлении противостоять жёсткой национальной и международной конкуренции; приобретении дополнительных преимуществ в сфере международной торговли за счёт преодоления торговых и политических барьеров; стремлении снизить издержки производства и получить сверхприбыль. Основной причиной существования ТНК являются преимущества, предоставляемые глобальной организацией производства и сбыта, которые возникают при вертикальной и горизонтальной интеграции с филиалами.

Организационная структура ТНК представляет собой форму многоотраслевого концерна. ТНК состоит из головной (материнской, родительской) компании и ряда зарубежных филиалов, дочерних компаний. Нередко в структуру ТНК включают и финансово-кредитные учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании).







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.008 с.)