ТОП 10:

Факторы, определяющие интенсивность мировой иторговли. Основные тенденции в мировой торговле.



На развитие международной торговли и возрастание ее роли в мировой экономике оказали влияние многие факторы, в частности: политическая стабилизация, глобализация, интеграция, либерализация, конкуренция, научно-технический прогресс, повышение спроса, благоприятная конъюнктура деятельность ВТО и другие.

Начавшийся в послевоенный период крах мировой колониальной системы в основном завершился к концу 80-х гг. Это способствовало самостоятельному выходу на мировой рынок более 100 государствам. Независимые правительства сами стали определять структуру экспорта и импорта и выбирать внешнеэкономических партнеров. Развитие национальных экономик, экономическая и техническая помощь развитых стран, деятельность ТНК на их территории позволили им значительно увеличить объемы жспорта и импорта. Распад мировой социалистической системы в начале 90-х гг. положил конец противостоянию двух экономических систем. Переход постсоциалистических стран, имеющих большой экономический потенциал, на рыночные отношения позволил им активнее развивать мирохозяйственные связи.

Радикальные изменения на политической карте мира создали необходимые предпосылки для глобализации мировой экономики, ведущей к формированию единого мирового экономического пространства. В рамках глобализации углубился процесс интернационализации производства, Создание дочерних компаний и филиалов ТНК за рубежом, рост численности совместных предприятий позволили увеличить масштабы производства и, как следствие этого, возросли объемы экспорта продукции.

Одновременно с ростом мировой торговли проходил процесс либерализации внешнеэкономической деятельности, национальные экономики становились более открытыми для доступа иностранных товаров. Некоторые страны осуществляли либерализацию в одностороннем порядке за счет создания свободных экономических зон разной специализации. Однако более эффективной оказалась практика проведения двухсторонних переговоров и ликвидация таможенных барьеров путем взаимных уступок.

Важный фактор роста торговли — конкуренция на мировом рынке. Производители стремятся выпускать и поставлять на экспорт товары более качественные и дешевые, чем у конкурентов из других стран. Конкуренты ведут жесткую борьбу на региональных и мировых рынках. Периодически между странами возникают так называемые «торговые войны». В 90-е гг. известны «банановая война» между США и Европейским союзом, «лососевая война» между США и Канадой, «овощная война» между Испанией и Францией.

Экономическая интеграция стран в рамках региональных союзов способствовала объединению их потенциалов и росту конкурентных преимуществ. Согласование внешнеэкономических интересов, взаимная помощь и совместная деятельность привели к увеличению экспорта товаров и захвату новых рынков сбыта. Сегодня региональные экономические объединения: ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН - ведущие экспортеры и импортеры мира.

Важную роль в развитии мировой торговли играли Генеральное соглашение по тарифам и торговле и ее преемница — Всемирная торговая организация. В рамках этих организаций были разработаны общие принципы ведения мировой торговли, которые стали общемировыми правилами, поскольку членами ВТО сегодня являются 146 государств. Путем многолетних переговоров они значительно снизили таможенные тарифы и ограничили практику применения нетарифных методов регулирования внешней торговли. В рамках ГАТТ/ ВТО были урегулированы сотни торговых конфликтов между странами, что не могло не отразиться на конъюнктуре мирового рынка. Консультанты и эксперты этих организаций оказали большую помощь молодым правительствам освободившихся стран в создании государственных внешнеэкономических аппаратов, подготовке кадров и выходе на мировой рынок.

Значительные изменения в мировой торговле произошли под воздействием научно-технического прогресса. Открытие новых научно-исследовательских институтов, центров, лабораторий, увеличение ассигнований на науку, расширение тематики исследований позволило создать принципиально новую базу промышленного производства, повысить его эффективность, значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции.

Сегодня номенклатура товаров производственного и потребительского назначения включает более 20 млн. видов, определенная их часть поступает на мировой рынок. Научные исследования сосредоточены в США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, поэтому эти страны являются пионерами в производстве новой наукоемкой продукции. Сегодня рынок наукоемких товаров и новейших технологий наиболее значительный и самый быстро развивающийся сектор мировой торговли. Появление наукоемкой продукции способствовало возникновению нового рынка по продаже услуг их обслуживания.

Совершенствование транспортных средств привело к увеличению объема грузовых перевозок и сокращению сроков доставки и товаров. Компьютеризация и внедрение новых средств связи позволили создавать емкие банки коммерческой Информации, оперативно ей обмениваться, заключать сделки по электронной почте. Одним из факторов роста мировой тоproвли или стало увеличение спроса на мировом рынке, обусловленного потребностями производства и повышением покупательной способности населения.

 


 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.003 с.)