Пророк даниил. Фреска в соборе успения на городке. Начало XV В. Звенигород. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пророк даниил. Фреска в соборе успения на городке. Начало XV В. Звенигород.



Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублёв расписывал интерьер Благовещенского собора Московского Кремля (сильный по­жар 1547 г. уничтожил эту рос­пись). В 1408 г. вместе с Даниилом Чёрным он восстанавливал живо­пись Успенского собора во Влади­мире, сильно пострадавшего от монголо-татар. В 20-е гг. XV в. Руб­лёв с Даниилом и другими художни­ками в Троице-Сергиевом мона­стыре украшал Троицкий собор, воздвигнутый на месте погребения преподобного Сергия Радонежско­го — одного из наиболее почитае­мых русских святых.

Восхищение и признание совре­менников вызывало не столько вы­дающееся живописное дарование Рублёва, сколько его поразительное умение открывать взору человека невидимый мир Божественной кра­соты, сотканный из чистых красок, света и молитвенной тишины. Твор­честву Андрея Рублёва чужда насы­щенная мистическим порывом гро­зовая атмосфера феофановской живописи, равно как и царственное величие древних византийских об-

разов. Он вкладывал в свои произве­дения всю теплоту и искренность религиозного чувства, проникно­венный лиризм и задушевность.

Во фресках владимирского Ус­пенского собора разворачивается монументальная картина «Второе и страшное Христово пришествие», где драматические сцены и фанта­стические видения повествуют о последних событиях в истории че­ловечества. В понимании Рублёва Страшный суд — окончательное торжество добра над злом. «Ярое око» Христа низвергает грешников в «геенну огненную» — вечный ад­ский огонь, но дарует спасение и от­крывает райские врата праведникам. Идея торжества Божественного по­рядка нашла выражение в уравнове­шенной и стройной композиции. Все её сцены устремлены к изобра­жению Христа, окружённого выс­шими небесными силами («Спас в силах»). По замыслу Рублёва, торже­ственная сцена суда, где по тради­ции представлены сидящие на тро­нах апостолы и сонмы ангелов позади них, должна не устрашать, а ободрять верующего, вселяя в него

Андрей Рублёв.

Апостолы Матфей и Лука из сиены «Страшный суд». Фреска на своде центрального нефа Успенского собора во Владимире. XV в.

уверенность в совершении справед­ливого суда. Поэтому просветлён­ные лики апостолов полны мягкой доброты и милосердия, а ангелы со склонёнными головами тихо печа­лятся о преходящей судьбе мира.

АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

Русское искусство эпохи Средневековья начиная с X в. и вплоть до конца XVII столетия неразрывно связано с Церковью и христиан­ской верой, которую русский народ вслед за своими византийски­ми учителями называл православной.

Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. На­чало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце X в. при великом князе Владимире Святославиче. Древнейшая рус­ская летопись — «Повесть временных лет» — сохранила предание о том, как Владимир «испытывал веры», желая выбрать для Руси иную религию вместо

язычества. Княжеские послы побы­вали в соседних странах, где знако­мились с обрядами различных рели­гий. Посетив богослужение в великом православном храме Визан­тии — храме Святой Софии столич­ного города Константинополя, они сказали: «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо пет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом, только знаем, что там Бог с челове­ками пребывает, и богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть красоты той». Именно это переживание кра­соты как святости сохранится в каж­дой русской иконе и будет сокро­венным идеалом и непреложным законом для каждого истинного творца: иконописца, книжника и зодчего.

Удивительно, как много велико­лепных храмов, украшенных моза­иками, росписями (фресками), ико­нами, было возведено в XI столетии в только-только крещёной стране. В то время мастера-греки (так на Руси называли всех византийцев, потому что они говорили на грече­ском языке) приезжали на Русь це­лыми артелями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.52.86 (0.004 с.)