Гарский мост (римский акведук для водоснабжения в ниме). I в. До Н. Э. — I В. Н. Э. Франция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гарский мост (римский акведук для водоснабжения в ниме). I в. До Н. Э. — I В. Н. Э. Франция.



*Тимпан — поле фронто­на, обрамлённое карнизом.

ния веса прорезаны высокими и уз­кими проёмами. На арках сверху ле­жит карниз, придающий мосту осо­бую законченность. Мост словно шагает от берега к берегу непрерыв­но идущими арками: он динамичен и одновременно устойчив.

Рим сильно застраивался в Сред­невековье и Новое время, и поэтому его древний облик скрыт под тол­щей наслоений. Частично внешний вид римского города можно пред­ставить на примере Помпей — ита­лийского города, который вместе с городами Геркуланум и Стабии по­гиб в 79 г. н. э. в результате изверже­ния вулкана Везувий. Погребённый под пеплом город случайно обнару­жили при строительстве водопрово­да в XVII в. С 1748 г. до наших дней продолжаются его раскопки.

Город имел регулярную плани­ровку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, внизу которых бы­ли устроены лавки-таберны. Об­ширный форум был обнесён пре­красной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углуб­лении. Рассчитанный на двадцать тысяч зрителей, он значительно превосходил потребности жителей города и предназначался также для приезжих (население Помпей со­ставляло не более десяти тысяч че­ловек). В городе было два театра.

Замечательны помпейские до­ма — «домусы». Это были прямо­угольные сооружения, которые тя­нулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми сте­нами. Главным помещением был атриум (or лат. atrium — «закоп­чённый», «чёрный», т. е. помещение, почерневшее от копоти), который выполнял священную функцию. Рим при основании имел в самом центре культовую яму — «мундус», куда все жители бросали плоды и горсть земли со своей старой роди­ны. Открывалась она лишь один раз в году — в день Подземной богини гаи не открывалась совсем. Каждый дом повторял эту модель: в атриуме

часто было отверстие в центре кры­ши — комплю'вий. Под ним находил­ся бассейн для сбора воды, родствен­ный мундусу, — имплю'вий. В целом атриум выполнял функцию «мирово­го столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подзем­ным миром. Не случайно в атриуме

стояли все самые важные вещи: тяже­лый сундук с семейными ценностя­ми, стол типа жертвенника и шкаф для хранения восковых масок пред­ков и изображений добрых духов-по­кровителей — ларов и пенатов.

Внутри дома были расписаны. Прекрасно сохранившиеся фрески показывают, какой была обычная жизненная среда римлянина. Ранние дома (II — конец I в. до н. э.) распи­сывали в так называемом первом помпейском стиле. Стены домов бы­ли расчерчены геометрическим орна­ментом, который напоминал обклад­ку стен полудрагоценными камнями. Затем этот «инкрустационный» стиль сменился «архитектурным», или вто­рым помпейским. Он был в моде в те­чение I в. до н. э. Мастера второ­го помпейского стиля превращали интерьер в подобие городского пей­зажа. Во всю высоту стен шли изобра­жения колоннад, всевозможных пор­тиков, фасадов зданий.

 

Настенная роспись из Виллы Мистерий. I в. до н. э.

Помпеи.

*Лары, по представлениям древних римлян, — домашние духи, которые оберегали дом, семью, общи­ну, город и земли.

Пенаты — божества-хра­нители у древних римлян. Домашние пенаты охраняли дом, семью и были символа­ми домашнего очага.

В росписях появились и фигуры людей. В помпейской Вилле Мисте­рий, названной так по изображениям одном её помещении загадоч­ной сцепы, имеется прекрасный пример подобной росписи. Ритуаль­ная комната буквально насыщена «огнём»: на красных стенах в нату­ральный рост представлены фигуры участников дионисийского таинст­ва. Архитектурные членения помо­гают упорядочить очень сложную сцену, ядром которой выступает миф о возрождении бога Диониса в браке с Ариадной (они изображены на центральной стене сидящими). На этом фоне разворачивается картина ритуального действа, в котором принимают участие вполне реаль­ные люди. Начало и конец компози­ции обрамлены фигурами женщин. Одна стоит, обращаясь в глубь ком­наты, другая задумчиво, с иронией наблюдает за происходящим. Воз­можно, весь мистериальный эффект был рассчитан на хозяйку дома — новобрачную, поскольку у обеих фигур (одна и та же женщина в двух ипостасях) на пальце изображено обручальное кольцо.

ИСКУССТВО РАННЕЙ ИМПЕРИИ

Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый пле­мянник Цезаря Октавиан, прозван­ный Августом (Блаженным). Цезарь усыновил его незадолго до своей ги­бели. Когда же Октавиана провозгла­сили императором (27 г. до н. э.), это означало, что ему вручают высшую военную власть. Официально он всё ещё считался одним из сенаторов, хо­тя и «первым среди равных» — принцепсом. Время правления Октавиана называется принципатом Августа. С тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы, кото­рые насаждали правители. До конца I в. н. э. царят две династии: Юлиев — Клавдиев и Флавиев.

Основы имперского стиля начал закладывать Август. Сохранившиеся

портреты представляют его энер­гичным и умным политиком. Харак­терен высокий лоб, слегка прикры­тый чёлкой, выразительны черты лица и маленький твёрдый подборо­док. Мастера теперь отбрасывают всё внешнее, малозначимое, не сле­дуют слепо натуре. Древние авторы пишут, что Август был слабого здо­ровья и часто кутался в тёплые оде­яния, но изображали его могучим и мужественным. Известная статуя из Прима Порта представляет его ора­тором, обращающимся к народу. Ав­густ облачён в одеяние императора: богато украшенный панцирь (на котором в обрамлении богов, небес и преисподней парфяне возвраща­ют римлянам отнятые у них ранее знамёна), тяжёлый, обёрнутый вок­руг тела плащ, а в руке он держит императорский жезл. У его ног на дельфине сидит крошечный Амур, сын Венеры — по преданию, праро­дительницы Юлиев. Статуя велича­ва и торжественна. Особую при­поднятость ей придают черты греческого стиля — босые ноги и непокрытая голова.

Стремление выйти за свойствен­ные римлянам рамки прозаическо­го восприятия жизни очевидно и в других памятниках. При Августе был создан Алтарь Мира — памят­ник воссоединения сторонников нового режима и потерпевших по­ражение республиканцев. Алтарь представлял собой самостоятель­ное здание без крыши, ограждавшее жертвенник. Украшавшие ограду рельефы были разделены на два яруса фризом с меандровым орна­ментом (ленточный орнамент, как правило, изломанная под прямым углом линия). Нижний изображал застилающие всё поле стебли, ли­стья и завитки Древа Жизни с птич­ками и разной живностью на нём; верхний представлял торжествен­ное шествие, включавшее членов императорского дома. Царит грече­ская изокефалия (головы изобра­жённых находятся на одном уров­не), однако в группу вторгаются оживляющие ритм фигуры детей разных возрастов. Отдельные пер-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.009 с.)