Так называемая капитолийская волчица. Работа этрусских мастеров, около 500 Г. До Н. Э. (фигуры ромула и рема выполнены в эпоху возрождения. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Так называемая капитолийская волчица. Работа этрусских мастеров, около 500 Г. До Н. Э. (фигуры ромула и рема выполнены в эпоху возрождения. )



ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

ИСКУССТВО ЭПОХИ

РЕСПУБЛИКИ

ИСКУССТВО РАННЕЙ ИМПЕРИИ

ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ

ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ

Под именем этрусков известен народ, живший в I тысячелетии до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Сами этруски называли себя расенами. Этрурия и Древний Рим — соседи и ро­весники: обе культуры возникли в VIII в. до н. э. Тогда же в Южной Италии и на Сицилии греки начали строить свои первые города. Все три народа, не считая многочисленных местных племён, укоренились на Апеннинах одновременно. Однако пути у них были разные.

Вначале этруски существенно обгоняли своих соседей в развитии. Они бы­ли умелыми строителями и прекрасными инженерами. В конце VII в. до н. э, этрусские города объединились в религиозные союзы городов-государств — двенадцатиградия. Ими руководили лукумоны — правители, наделённые не только светской, но и религиозной властью. Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от названия этрусского города Цере происходит сло­во «церемония» (древние римляне называли так некоторые религиозные об­ряды). Существовали специальные священные книги под названием «Этрус­ская дисциплина», которые устанавливали правила поведения людей.

Народ этрусков создал самый могучий флот в Западном Средиземноморье. До VI в. до н. э. известно несколько царей Рима, происходивших из этрус­ского рода. Этруски имели необычную судьбу. Она интересовала уже древ­негреческих историков. Как появились этруски в Италии?Откуда они при­шли? Знаменитый историк Геродот, живший в V в. до н. э., считал, что

переселенцы-этруски прибыли на Апен­нины из Малой Азии: они бежали от го­лода. Другие думали, что этруски переселились на Апеннины с севера. Современные учёные склоняются к мыс­ли, что этруски жили на этой территории изначально. Однако это не вполне объяс­няет глубокую архаичность их культуры, во многом родственной древневосточной. В политическом смысле этрусская ис­тория шла по нисходящей. Примерно в V—III вв. до н. э. воинственный Рим поко­рил долго и ожесточённо сопротивляв­шиеся этрусские города, и в них рассе­лились римские воины-ветераны. Этруски понемногу до такой степени слились с римлянами, что забыли свой язык.

Так называемая Капитолийская волчица. Работа этрусских мастеров, Около 500 г. до н. э. (Фигуры Ромула и Рема выполнены в эпоху Возрождения.)

Капитолийские музеи, Рим.

*Сохранилось несколько тысяч этрусских надписей на статуях, саркофагах и урнах для пепла. Они чита­ются, но состоят в основном из имён. Религиозные тексты и другие письменные творе­ния погибли. Некоторые римляне, например знаме­нитый покровитель искусств Гай Цильний Меценат, долго помнили о своих этрусских корнях, а император Клавдий, проведя исследова­тельскую работу, написал в I в. н. э. двенадцать томов, посвященных этрусской истории.

Искусство этрусков поражает своей необычностью и глубинной посвя­щённостью смерти. Этрусские горо­да плохо сохранились, поскольку до­ма в них возводили из непрочного материала — дерева или глины, и их место заняли поселения средневеко­вой, а затем ренессансной Италии. Нередко этрусские города строили на высоких скалистых плато. Бли­жайшим соседом каждого из них яв­лялся некрополь — город мёртвых. Оба города были связаны представ­лением о неразрывности жизни и смерти в едином цикле бытия. И если город живых сооружали из подверженного тлену материала, то город мёртвых был из камня, с высе­ченными в скале или сложенными на земле гробницами. В нём всё бы­ло прочным, выстроенным на века. В древности идея вечности пере­давалась формой круга, сферы. По­лусферическими насыпями покры­ты многие этрусские гробницы, в том числе знаменитая Гробница Флабелли в Популонии (около пяти метров в диаметре). Чтобы насыпь сохранила форму, её укрепили ка­менным цоколем с выступающим карнизом наверху. Форму тумулусов — гробниц с круглым цоколем и полусферической насыпью — име­ли и погребения в Бандитачча. Это самый знаменитый этрусский нек­рополь, принадлежавший древнему городу Цере. Вход в гробницы оформлен в виде прямоугольного проёма со ступенчатой вершиной. Внутри гробницы воспроизво­дили жилой дом. Иногда к покоям вёл длинный коридор — дро'мос, постепенно заглублявшийся в зем­лю. От него отходили прямоуголь­ные комнаты — одна, две, иногда несколько взаимосвязанных поме­щений. В комнатах стояли ложа, си­денья, троны и подставки для ног. В Гробнице щитов и тронов некро­поля Бандитачча кресла, ложа и

VI в. до н. э.

Сцена пира.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпо­хи, но и все завоёванные им страны и народы, входившие в состав колос­сальной Римской державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, или италики, но и древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы. В художественном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Рим­ского государства влияли местные традиции.

Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, ве­ликолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвящённых нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с доброт­ной красивой мебелью — всё то, что характерно для цивилизованного об­щества.

Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр го­рода. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произ­ведения, не имевшие себе равных в древности.

До наших дней дошло очень мало имён римских художников. Однако ос­тавленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства.

ИСКУССТВО ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ

История Рима делится на два этапа. Первый — эпоха республики, — на­ступивший в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрус­ские цари, и длившийся до середи­ны I в. до н. э. Второй этап — импе­раторский — начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до TV в. н. э. С художественной точки зрения это две чрезвычайно разные эпохи. Пер­вая сравнительно бедна произведе­ниями искусства, большинство кото­рых известно со II—I вв. до н. э. Вероятно, сведения древних авторов о том, что первые храмы для римлян возводили их соседи, более цивили­зованные этруски, верны. Именно эт­руски создали для Капитолия, главно­го из семи холмов, на которых расположен Рим, символ легендарной прародительницы римлян — ста­тую Капитолийской волчицы. Из заво­еванных провинций в Рим стали сте­каться талантливые мастера в поисках работы и замечательные произведе­ния искусства. Особую роль в этом сыграла Эллада. В Древнем Риме су­ществовало изречение: «Пленённая Греция пленила своих врагов».

Город Рим, основанный 19 апре­ля 735 г. до н. э., вначале был скром­ным посёлком, но со временем он набирал всё большую силу и впиты­вал лучшие творческие веяния, шед­шие со стороны. Главной святыней Рима являлся храм Юпитера, Юно­ны и Минервы на Капитолийском холме. Храм не сохранился, но учё­ные предполагают, что он был рас­планирован по этрусскому образцу: с глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу.

Ещё одна достопримечатель­ность Рима — рыночная площадь.

Форум Романум.

работе греческого мастера; видно, что скульптор преодолевал боль­шие трудности, изображая тело жи­вотного в профиль и группу из двух фигур. Рельеф, безусловно, принадлежит руке прозаичного, не­искушённого в искусствах римля­нина.

Одним из замечательных дости­жений республиканского римского

искусства стал портрет. Римляне многое заимствовали у этрусков, и, вероятно, сами этрусские мастера работали по их заказам. Однако бы­ло одно существенное отличие: эт­руски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и дос­товерный, но поэтизированный об­раз человека. Римляне же ранней поры шли от восковых масок —

Форум Романум. Вид сверху.

«персон», которые они снимали с лиц умерших предков. Маски храни­лись в каждом доме на самом почёт­ном месте, и чем больше их было, тем знатнее считался род.

Для эпохи республики характер­ны портреты, очень близкие к нату­ре. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица, дополнительно наделяя его чертами старости, конца жизни. Однако это не означало, что создавали портре­ты только стариков. И всё же веду­щим героем портрета был пожилой волевой патриций, обладавший по римским законам «правом жизни и смерти» всех своих домочадцев. Портрет из Музея Торлония в Риме (1 в. до н. э.) представляет некраси­вого древнего старца, лысого, с от­топыренными ушами и отвисшей нижней губой. Брови отсутствуют, щёки провалились. Нет ничего от внешней красоты. Плоть модели настолько омертвела, что почти обнажает под собой костяк. Именно в этом заключена сила римского портрета: он очень конструктив­ный, строгий и логичный. Доста­точно сравнить его с безвольными, обмякшими лицами на этрусских портретах. По возрасту римский старик — на пороге могилы, но он силён духом и верой в себя.

Смягчение достоверности в порт­рете наметилось ко второй полови­не I в. до н. э. Портрет Юлия Цеза­ря из того же Музея Торлония уже совсем иной. Он более обобщённый и выразительный. В нём появляется движение души: Цезарь смотрит во­просительно, с тайным укором. Впрочем, это произведение по­смертное. Цезарь был убит 15 мар­та 44 г. до н. э.

Республиканская архитектура представлена рядом замечательных памятников. Среди них ордерные храмы, круглые и прямоугольные в плане. Круглый храм — моно'птер —

Помпеи.

*Лары, по представлениям древних римлян, — домашние духи, которые оберегали дом, семью, общи­ну, город и земли.

Пенаты — божества-хра­нители у древних римлян. Домашние пенаты охраняли дом, семью и были символа­ми домашнего очага.

В росписях появились и фигуры людей. В помпейской Вилле Мисте­рий, названной так по изображениям одном её помещении загадоч­ной сцепы, имеется прекрасный пример подобной росписи. Ритуаль­ная комната буквально насыщена «огнём»: на красных стенах в нату­ральный рост представлены фигуры участников дионисийского таинст­ва. Архитектурные членения помо­гают упорядочить очень сложную сцену, ядром которой выступает миф о возрождении бога Диониса в браке с Ариадной (они изображены на центральной стене сидящими). На этом фоне разворачивается картина ритуального действа, в котором принимают участие вполне реаль­ные люди. Начало и конец компози­ции обрамлены фигурами женщин. Одна стоит, обращаясь в глубь ком­наты, другая задумчиво, с иронией наблюдает за происходящим. Воз­можно, весь мистериальный эффект был рассчитан на хозяйку дома — новобрачную, поскольку у обеих фигур (одна и та же женщина в двух ипостасях) на пальце изображено обручальное кольцо.

ИСКУССТВО РАННЕЙ ИМПЕРИИ

Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый пле­мянник Цезаря Октавиан, прозван­ный Августом (Блаженным). Цезарь усыновил его незадолго до своей ги­бели. Когда же Октавиана провозгла­сили императором (27 г. до н. э.), это означало, что ему вручают высшую военную власть. Официально он всё ещё считался одним из сенаторов, хо­тя и «первым среди равных» — принцепсом. Время правления Октавиана называется принципатом Августа. С тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы, кото­рые насаждали правители. До конца I в. н. э. царят две династии: Юлиев — Клавдиев и Флавиев.

Основы имперского стиля начал закладывать Август. Сохранившиеся

портреты представляют его энер­гичным и умным политиком. Харак­терен высокий лоб, слегка прикры­тый чёлкой, выразительны черты лица и маленький твёрдый подборо­док. Мастера теперь отбрасывают всё внешнее, малозначимое, не сле­дуют слепо натуре. Древние авторы пишут, что Август был слабого здо­ровья и часто кутался в тёплые оде­яния, но изображали его могучим и мужественным. Известная статуя из Прима Порта представляет его ора­тором, обращающимся к народу. Ав­густ облачён в одеяние императора: богато украшенный панцирь (на котором в обрамлении богов, небес и преисподней парфяне возвраща­ют римлянам отнятые у них ранее знамёна), тяжёлый, обёрнутый вок­руг тела плащ, а в руке он держит императорский жезл. У его ног на дельфине сидит крошечный Амур, сын Венеры — по преданию, праро­дительницы Юлиев. Статуя велича­ва и торжественна. Особую при­поднятость ей придают черты греческого стиля — босые ноги и непокрытая голова.

Стремление выйти за свойствен­ные римлянам рамки прозаическо­го восприятия жизни очевидно и в других памятниках. При Августе был создан Алтарь Мира — памят­ник воссоединения сторонников нового режима и потерпевших по­ражение республиканцев. Алтарь представлял собой самостоятель­ное здание без крыши, ограждавшее жертвенник. Украшавшие ограду рельефы были разделены на два яруса фризом с меандровым орна­ментом (ленточный орнамент, как правило, изломанная под прямым углом линия). Нижний изображал застилающие всё поле стебли, ли­стья и завитки Древа Жизни с птич­ками и разной живностью на нём; верхний представлял торжествен­ное шествие, включавшее членов императорского дома. Царит грече­ская изокефалия (головы изобра­жённых находятся на одном уров­не), однако в группу вторгаются оживляющие ритм фигуры детей разных возрастов. Отдельные пер-

Ватиканский музей, Рим.

 

ГРОБНИЦЫ ИМПЕРАТОРСКОГО ВРЕМЕНИ

В I в. до н. э. поддерживалась древняя традиция стро­ительства гробниц. Были выстроены такие разные и необычные сооружения, как Пирамида Цестия, Гроб­ница Цецилии Метеллы (над её фризом в Средневе­ковье был надстроен зубчатый верх) и Гробница Еврисака. На последней изображены круглые жерла печей для выпечки хлеба: Еврисак был хлебопёком. Поверху гробница обведена рельефом, посвящённым хлебопекарному процессу. Замысел не удивителен, потому что хлебопечение в древности было наделе­но особой святостью. Кто пёк хлеб, тот творил

жизнь. Таким образом, идея бессмертия связана с вы­печкой хлеба. Утилитарная, «производственная» тематика фриза сугубо римская и говорит о привер­женности Рима к хронике, фиксации событий, «зло­бе дня».

Мавзолей Августа отличается от других гробниц огромными размерами. Подобно Гробнице Цецилии Метеллы, он воплощает идею вечности. Мавзолей представляет собой три цилиндрических объёма, сто­ящих один на другом. Образованные террасы были за­сажены деревьями и представляли собой «висячие са­ды» восточного типа, которыми славилась Гробница Александра Македонского в Александрии.

богатый декор: камень ещё сохраня­ет свои архитектурные членения, но начинает превращаться в дивную ажурную резьбу.

В эпоху Августа был популярен третий помпейский стиль (конец I в. до н. э. — 50-е гг. I в. н. э.). Его иногда называют «канделябровым». Мастера вновь вернулись к плоским декоративным орнаментам. Среди архитектурных форм преобладали лёгкие ажурные сооружения, напо­минающие высокие металлические канделябры (подсвечники), между ними помещались заключённые в рамы картинки. Их сюжеты непри­тязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью, как в роспи­си из виллы в Боскотреказе «Пастух с козами». Появляются домашние сценки вроде «Наказания Амура» из Дома Наказанного Амура в Помпеях: заплаканный шалун боится свою мать Венеру, которая не выдержала его проказ. Об этом писал знамени-

Национальный музей, Рим.

Арка Тита. I в. н. э. Рим.

Колизей. I в. н. э.

Она увековечила поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление там храма Соломона.

Триумфальные арки — тоже рим­ское архитектурное новшество, воз­можно заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным пово­дам — и в честь побед, и как знак ос­вящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триум­фом — торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качест­ве. Арка была границей своего и чу­жого мира.

По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстрой­ка — аттик с посвящением Титу от «сената и народа римского». Навер­ху — статуя императора на колесни­це, запряжённой четвёркой лоша­дей. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для ста­туи и одновременно мемориаль­ным памятником. Так хоронили лишь людей с особой харизмой (в переводе с греческого — «милость», «божественный дар»), т. е. наделён­ных исключительными личными ка­чествами — мудростью, героизмом, святостью: Цезаря на Римском Фору­ме, Тита в его арке, Траяна в цоко­ле его колонны. Другие граждане по­коились вдоль дорог за городскими воротами Рима. Внутри арки поме­щены высокие рельефы с изображе­нием триумфального шествия: Тит едет на квадриге, его солдаты шест­вуют к арке с трофеями. Изображён­ные внутри арки сцены соответству­ют моменту прохождения через неё, таким образом зритель невольно приобщается к действию, как бы становится участником сцены.

ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ

Правлением двух императоров-ис­панцев открывался II век. Они были провинциалами, но из патрицианской среды. Это Траян (98—117 гг.) и усыновлённый им Адриан (117— 138 гг.). При Траяне Римская импе­рия достигла пика своего могущест­ва. В дальнейшем она будет пытаться лишь сохранить то, что было заво­ёвано Траяном. Этот император по­читался лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит человеком мужественным, суровым, но не простым воякой, а умным и смелым политиком.

Траян возвратил старый тип портрета, отказавшись от пышных причёсок, богатой светотеневой моделировки и психологизма. Ис­кусство его времени привержено идеалу простоты. Однако простота эта кажущаяся. Достаточно сравнить портреты Августа и Траяна: стано­вится очевидной большая внутрен­няя сила и глубина траяновских об­разов. В них появляются величие и мощь, которых прежде не было.

Траян много сделал для своей родной Испании. В ней до сих пор можно увидеть два созданных при нём моста — Мост в Алькантаре че­рез реку Тахо (ныне Тежу) и акведук в Сеговии. Оба принадлежат к шедев­рам мировой архитектуры. Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проёмами. Он завершает­ся простым карнизом, в центре

Лувр, Париж.

*Квадри'га — античная двухколёсная колесница, запряженная четвёркой лошадей в один ряд; возница управлял стоя.

Форум Веспасиана.

Форум Нервы.

Форум Августа.

Форум Цезаря.

Форум Траяна.

Рим.

которого, над проезжей частью, переброшена арка. Акведук в Се­говии — двухъярусный, с узкими высокими пролётами — может по­казаться однообразным из-за по­вторяющегося ритма его равновели­ких арок. Он сплошь рустован (от лат. rusticus — «деревенский», «гру­бый», «неотёсанный»), т. е. сложен из грубо обработанного камня. Это де­лает акведук естественным, близ­ким к природе, с которой он гармо­нично сочетается.

Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум. Среди всех императорских форумов (Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна), обраставших вокруг старо­го Форума Романум, это наиболее красивый и внушительный. Форум Траяна был вымощен полудраго­ценными камнями, образующими красивые узоры, на нём стояли ста­туи побеждённых противников, был выстроен храм в честь божества -покровителя Марса Ультора, были и две библиотеки — греческая и ла­тинская. Между ними стояла Ко­лонна Траяна, единственная со­хранившаяся до наших дней. Она увековечила покорение Дакии (стра­на на территории современной Ру­мынии). Раскрашенные рельефы ко­лонны изображали сцены жизни даков и пленения их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах более восьмидесяти раз. Статую императора наверху ко­лонны со временем заменили фигу­рой апостола Петра.

Правивший вслед за Траяном Ад­риан был приверженцем всего гре­ческого. Адриан, в частности, сме­нил моду: с его лёгкой руки римляне стали носить усы и бороду, что ра­нее было не принято. Сохранилось много его портретов как в Риме, так и в многочисленных провинциях, по которым он путешествовал в те­чение всей своей жизни. Адриан любил элегантность, красоту и сам являл идеальный образ римского патриция. Император был высокого роста, с благородными чертами ли­ца и умным, пристальным взглядом всегда задумчивых глаз. При Адриане волосы стали изображать более пышными, чем во времена Траяна. Вместе с усами и бородой они жи­вописно обрамляли лицо. Зрачки глаз впервые стали высверливать (прежде их только раскрашивали), благодаря чему статуи смотрели жи­вым, «говорящим» взором.

И портреты, и построенные при Адриане памятники свидетельству­ют, что он жил не в реальном мире, а в мире мечты. Император воспы­лал любовью к юноше из Вифинии (область в Малой Азии) Антиною, в котором видел воплощение грече­ской красоты. Антиной погиб во время путешествия по Нилу и был обожествлён. Адриан сам создавал проекты храмов (храм Венеры и Ро­мы в Риме), писал стихи.

Неудивительно, что именно при Адриане (около 125 г.) был создан

Пантеон. Реконструкция.

один из самых духовных памятни­ков мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что он лишь переде­лал сооружение, которое начал строить Агриппа, зять Августа. Пан­теон — «храм всех богов» — стоит и ныне в центре Рима. Это единствен­ный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству. «Храм всех богов» — это храм самой божественной идее.

Снаружи он представляет собой огромный цилиндрический объём, к которому пристроен глубокий портик. Прежде в Пантеон входили через стоявшую на его площади триумфальную арку. Она была сим­волическим знаком приобщения к божественному. Внутри же Панте­он совсем иной. Он имеет двухъ­ярусную стену с колоннами и ни­шами, прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и бо­лее плоском ярусе стоит купол. Его мощь зрительно облегчают пять рядов перспективных кессонов (квадратных углублений) и верхний проём диаметром девять метров. Покой, внутреннюю гармонию, уход от земной суеты в мир духов­ности — вот что давал Пантеон по­сетителям.

Такой же нематериальный смысл был заключён и в вилле Адриана в Тибуре (ныне Тиволи). Здесь были Золотая площадь с главным зданием причудливой формы, в основе ко­торого лежал крест с выпукло-во­гнутыми формами, Морской театр, библиотеки. Любимые Адрианом колонны эффектно отражались в во­дах бассейна. Вилла представляла собой своеобразный музей: здесь были возведены архитектурные сооружения, воссоздающие образ прекрасных оригиналов, которые встречались императору во время его путешествий. Была Темпейская долина, увиденная в греческой Фес­салии. Был афинский Пёстрый пор­тик, некогда украшенный фресками знаменитых мастеров. Было и «под­земное царство». Вилла Адриана — идеальный музей, собрание худо­жественных редкостей. Не случайно

Пантеон. II в.

Рим.

там нашли копии известных произ­ведений прославленных греческих скульпторов.

В Риме, на другом берегу Тибра, по указу Адриана был выстроен мав­золей, частично перестроенный в Средневековье и названный Зам­ком Святого Ангела. К мавзолею вёл специально сооружённый мост. Ук­рашавшие его статуи были замене­ны в XVII в. работами известного итальянского скульптора Лоренцо Бернини.

Совершенно особый облик име­ет арка императора Адриана в Афи­нах. Она отделяла старый город — «город Тезея» от нового — «города Адриана». Арка отнюдь не поража­ет внушительной монументаль­ностью: она ажурная, просвечиваю­щая. Три небольших пролёта прямоугольной формы опираются на плоский постамент с широкой однопролётной аркой. Адриан лю­бил сочетание прямых и кривых линий и форм, благодаря чему ар­хитектурная конструкция превра­щалась в лёгкое обрамление для Прекрасного пейзажа.

Пантеон. Интерьер.

Рим.

Рим.

тонко, как в портретах супруги Септимия Севера — Юлии Домны. Взгляд её «антониновских» глаз всё больше уходит в сторону. В порт­рете римского императора Каракаллы (211 — 217 гг.) также заметны новые веяния. «Рама» из волос во­круг лица резко уменьшается, игра светотени в живописных прядях уже не интересует художника. Важ­на форма головы и выражение ли­ца — нахмуренного, настороженно­го, подозрительного. В этом образе виден прежде всего солдат, человек действия. Своё прозвище Каракалла получил из-за того, что облачался в военный плащ «каракалла».

Наступила эпоха «солдатских» императоров, которых сажала на трон армия. Красноречивы портре­ты императоров-варваров, как о том говорят имена: Максимин Фракиец, Филипп Араб, Требониан Галл. Во­лей рока занесённые на вершины власти, они убивали других и их убивали тоже. Их судьбы трагичны. Их портреты — великолепный чело­веческий документ той драматиче­ской и противоречивой эпохи, в которую им выпала доля жить.

Мастера перестали изображать пышные волосы, почти убирали усы и бороду и до предела обнажали пластический костяк. На зрителя смотрят затравленные роком вла­стители позднего Рима, вовлечён­ные в вечную борьбу за император­скую власть.

В римской архитектуре III в. осо­бой грандиозностью выделяются Термы (бани) Каракаллы. Термы для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла ком­плексами для развлечений и занятий: палестрами и гимнасиями, библиоте­ками, помещениями для музыкаль­ных занятий.

Посещать бани было любимым занятием римского плебса, желав­шего вместо труда «хлеба и зре­лищ». Бани — как частные, так и го­сударственные, мужские и женские (или общие), простые и такие ше­девры архитектуры, как у Каракаллы, — были разбросаны по всей им-

Рим.

перии. В каждом провинциальном городе были свои бани. Термы Каракаллы занимали колоссальную площадь с газонами, имели залы го­рячей, тёплой и холодной воды (калдарий, тепидарий, фригидарий). Они представляли собой сложные архитектурные сооруже­ния, перекрытые сводами разных конструкций — высшее достиже­ние инженерного гения. Их руины до сих пор поражают величием. А современники Каракаллы могли любоваться и блеском полудраго­ценных камней, и позолотой, и мо­заикой, и богатым декором, по­крывавшим стены и своды терм.

В римских провинциях продол­жался расцвет градостроительства, там были богатые заказы, туда уст­ремлялись лучшие мастера из Рима. Общий уровень цивилизации во всей Римской империи в то время был высок как никогда — вплоть до далёкой Британии, куда доходил уже Адриан и где окончил свои дни Септимий Север. Античный рома­низированный мир стал приобре­тать, несмотря на местные разли­чия, некий единый облик.

Базилика Максенция.

IV в.

Рим.

ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

ИСКУССТВО ЭПОХИ

РЕСПУБЛИКИ

ИСКУССТВО РАННЕЙ ИМПЕРИИ

ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ

ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ

Под именем этрусков известен народ, живший в I тысячелетии до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Сами этруски называли себя расенами. Этрурия и Древний Рим — соседи и ро­весники: обе культуры возникли в VIII в. до н. э. Тогда же в Южной Италии и на Сицилии греки начали строить свои первые города. Все три народа, не считая многочисленных местных племён, укоренились на Апеннинах одновременно. Однако пути у них были разные.

Вначале этруски существенно обгоняли своих соседей в развитии. Они бы­ли умелыми строителями и прекрасными инженерами. В конце VII в. до н. э, этрусские города объединились в религиозные союзы городов-государств — двенадцатиградия. Ими руководили лукумоны — правители, наделённые не только светской, но и религиозной властью. Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от названия этрусского города Цере происходит сло­во «церемония» (древние римляне называли так некоторые религиозные об­ряды). Существовали специальные священные книги под названием «Этрус­ская дисциплина», которые устанавливали правила поведения людей.

Народ этрусков создал самый могучий флот в Западном Средиземноморье. До VI в. до н. э. известно несколько царей Рима, происходивших из этрус­ского рода. Этруски имели необычную судьбу. Она интересовала уже древ­негреческих историков. Как появились этруски в Италии?Откуда они при­шли? Знаменитый историк Геродот, живший в V в. до н. э., считал, что

переселенцы-этруски прибыли на Апен­нины из Малой Азии: они бежали от го­лода. Другие думали, что этруски переселились на Апеннины с севера. Современные учёные склоняются к мыс­ли, что этруски жили на этой территории изначально. Однако это не вполне объяс­няет глубокую архаичность их культуры, во многом родственной древневосточной. В политическом смысле этрусская ис­тория шла по нисходящей. Примерно в V—III вв. до н. э. воинственный Рим поко­рил долго и ожесточённо сопротивляв­шиеся этрусские города, и в них рассе­лились римские воины-ветераны. Этруски понемногу до такой степени слились с римлянами, что забыли свой язык.

Так называемая Капитолийская волчица. Работа этрусских мастеров, Около 500 г. до н. э. (Фигуры Ромула и Рема выполнены в эпоху Возрождения.)

Капитолийские музеи, Рим.

*Сохранилось несколько тысяч этрусских надписей на статуях, саркофагах и урнах для пепла. Они чита­ются, но состоят в основном из имён. Религиозные тексты и другие письменные творе­ния погибли. Некоторые римляне, например знаме­нитый покровитель искусств Гай Цильний Меценат, долго помнили о своих этрусских корнях, а император Клавдий, проведя исследова­тельскую работу, написал в I в. н. э. двенадцать томов, посвященных этрусской истории.

Искусство этрусков поражает своей необычностью и глубинной посвя­щённостью смерти. Этрусские горо­да плохо сохранились, поскольку до­ма в них возводили из непрочного материала — дерева или глины, и их место заняли поселения средневеко­вой, а затем ренессансной Италии. Нередко этрусские города строили на высоких скалистых плато. Бли­жайшим соседом каждого из них яв­лялся некрополь — город мёртвых. Оба города были связаны представ­лением о неразрывности жизни и смерти в едином цикле бытия. И если город живых сооружали из подверженного тлену материала, то город мёртвых был из камня, с высе­ченными в скале или сложенными на земле гробницами. В нём всё бы­ло прочным, выстроенным на века. В древности идея вечности пере­давалась формой круга, сферы. По­лусферическими насыпями покры­ты многие этрусские гробницы, в том числе знаменитая Гробница Флабелли в Популонии (около пяти метров в диаметре). Чтобы насыпь сохранила форму, её укрепили ка­менным цоколем с выступающим карнизом наверху. Форму тумулусов — гробниц с круглым цоколем и полусферической насыпью — име­ли и погребения в Бандитачча. Это самый знаменитый этрусский нек­рополь, принадлежавший древнему городу Цере. Вход в гробницы оформлен в виде прямоугольного проёма со ступенчатой вершиной. Внутри гробницы воспроизво­дили жилой дом. Иногда к покоям вёл длинный коридор — дро'мос, постепенно заглублявшийся в зем­лю. От него отходили прямоуголь­ные комнаты — одна, две, иногда несколько взаимосвязанных поме­щений. В комнатах стояли ложа, си­денья, троны и подставки для ног. В Гробнице щитов и тронов некро­поля Бандитачча кресла, ложа и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.08 с.)