Петух, клюющий виноград. Настенная роспись в Геркулануме. I в. н. э. Национальный археологический музей, Неаполь.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Петух, клюющий виноград. Настенная роспись в Геркулануме. I в. н. э. Национальный археологический музей, Неаполь.



*Дио'нис (Вакх, Ба'хус) — древнегреческий бог плодо­носящих сил, раститель­ности, виноградарства и виноделия, у римлян — Либер.

Ростовщик некрасив, с выразитель­ным асимметричным лицом, боро­давкой на щеке и кривым носом.

В 70—80 гг. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. colosseus — «громадный»). Он был выстроен на месте разрушенно­го Золотого дома Нерона и принад­лежал к новому архитектурному ти­пу зданий. В Греции прежде были только театры, которые устраивали на естественных склонах холмов и акрополей. Римский Колизей пред­ставлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эл­липсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные представления: мор­ские бои (навмахии), сражения лю­дей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Трагедии у римлян практически не ставили, и даже ко­медии не пользовались успехом. Как сообщает римский комедиограф Тит Марций Плавт, когда в театре да­вали его «Свекровь», неожиданно объявили о начале боёв гладиаторов. Публика вскочила с мест и хлынула на более заманчивое зрелище.

Колизей — самый большой ам­фитеатр античной эпохи. Он вме­щал около пятидесяти тысяч зри­телей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соот­ветствовали три яруса аркад: дори­ческая, ионическая и коринфская. Четвёртый ярус был глухим, с ко­ринфскими пилястрами — плоски­ми выступами на стене. В солнечные дни над Колизеем натягивали ог­ромный парусиновый навес — велум, или веларий. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н. э.

Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев — это знаменитая Триум­фальная арка Тита. Тит, считавший­ся здравомыслящим и исполнен­ным благородства императором, правил сравнительно недолго (79— 81 гг.). Арку воздвигли в честь пра­вителя в 81 г., уже после его смерти.

Голова императора Веспасиана. I в. н. э.

Национальный музей, Рим.

Арка Тита. I в. н. э. Рим.

Колизей. Реконструкция. I в. н. э.

Колизей. I в. н. э.

Она увековечила поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление там храма Соломона.

Триумфальные арки — тоже рим­ское архитектурное новшество, воз­можно заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным пово­дам — и в честь побед, и как знак ос­вящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триум­фом — торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качест­ве. Арка была границей своего и чу­жого мира.

По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстрой­ка — аттик с посвящением Титу от «сената и народа римского». Навер­ху — статуя императора на колесни­це, запряжённой четвёркой лоша­дей. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для ста­туи и одновременно мемориаль­ным памятником. Так хоронили лишь людей с особой харизмой (в переводе с греческого — «милость», «божественный дар»), т. е. наделён­ных исключительными личными ка­чествами — мудростью, героизмом, святостью: Цезаря на Римском Фору­ме, Тита в его арке, Траяна в цоко­ле его колонны. Другие граждане по­коились вдоль дорог за городскими воротами Рима. Внутри арки поме­щены высокие рельефы с изображе­нием триумфального шествия: Тит едет на квадриге, его солдаты шест­вуют к арке с трофеями. Изображён­ные внутри арки сцены соответству­ют моменту прохождения через неё, таким образом зритель невольно приобщается к действию, как бы становится участником сцены.

ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ

Правлением двух императоров-ис­панцев открывался II век. Они были провинциалами, но из патрицианской среды. Это Траян (98—117 гг.) и усыновлённый им Адриан (117— 138 гг.). При Траяне Римская импе­рия достигла пика своего могущест­ва. В дальнейшем она будет пытаться лишь сохранить то, что было заво­ёвано Траяном. Этот император по­читался лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит человеком мужественным, суровым, но не простым воякой, а умным и смелым политиком.

Траян возвратил старый тип портрета, отказавшись от пышных причёсок, богатой светотеневой моделировки и психологизма. Ис­кусство его времени привержено идеалу простоты. Однако простота эта кажущаяся. Достаточно сравнить портреты Августа и Траяна: стано­вится очевидной большая внутрен­няя сила и глубина траяновских об­разов. В них появляются величие и мощь, которых прежде не было.

Траян много сделал для своей родной Испании. В ней до сих пор можно увидеть два созданных при нём моста — Мост в Алькантаре че­рез реку Тахо (ныне Тежу) и акведук в Сеговии. Оба принадлежат к шедев­рам мировой архитектуры. Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проёмами. Он завершает­ся простым карнизом, в центре



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.011 с.)