Результаты обучения для разных субъектов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты обучения для разных субъектов



Другой подход оценки эффективности обучения связан с выделением результатов обучения для разных субъектов и оценкой их качества.

Говоря об эффективности обучения, целесообразно исходить из представления о трех основных субъектах данного процесса: преподавателя, обучаемого (клиента) и заказчика программы обучения.

У каждого из участников данного процесса существует свое представление об эффективности обучения:

преподаватель, как правило, оценивает результат по овладе­нию знаниями, умениями, навыками, активности слушателей в процессе занятий. Для оценки используются экзамены, зачеты, упражнения;

участник программы, клиент, как правило, ориентируется на создавшуюся в процессе обучения атмосферу, возникший или пропавший у него интерес к данной теме. Наличию или отсутствию конкретного представления о технологии работы. Для оценки используются опрос, обратная связь по результатам обу­чения, анкеты;

заказчик оценивает качество обучения по набору и количест­ву тех навыков, которые были перенесены обучавшимся в прак­тическую деятельность. Для оценки используется аттестация ра­ботников через определенный (после обучения) промежуток времени, интервью с непосредственным руководителем.

Требования к кадровому обеспечению учебных программ и особенности обучаемых

 

— Что говорить, невесело, — сказал Веткин. — Но как же иначе? Надо же людей учить делу. А вдруг война?

 

А.И. Куприн. Поединок

Исходя из типологии описанных выше программ, можно выделить следующие существенные требования к преподавате­лю-консультанту, проводящему внутрифирменное обучение.

В практической деятельности преподаватель пользуется ин­струментами трех типов (табл. 17.3):

• дидактикой и организацией учебного процесса;

• профессиональными знаниями и умениями в предметной области;

• особенностями собственной личности.

Интересной темой может стать вопрос о карьерограмме преподавателя-консультанта внутрифирменного обучения. На наш взгляд, оптимальным является последовательная смена несколь­ких профессиональных позиций от позиции сотрудника органи­зации (внутреннего консультанта), через позицию ассистента в консультационных проектах и позицию преподаватель в системе очного (внефирменного) обучения, к позиции внешнего кон­сультанта, использующего в качестве одного из методов кон­сультационной практики — участие в программах внутрифир­менного обучения. Именно данный путь профессионального становления дает хорошие возможности для формирования не­обходимого дидактического и профессионального опыта.

Преподаватель, работающий в системе последипломного об­разования, действует в совершенно иной ситуации по сравнению с учителем в школе или преподавателем вуза. Его аудито­рия — это взрослые, сложившиеся люди, обладающие жизнен­ным и профессиональным опытом со всеми вытекающими из этого преимуществами и ограничениями. Какие специфические аспекты взрослой аудитории можно выделить?

Таблица 17.3

 

Типология целей обучения Аспект компетентности преподавателя
Дидактический Организационный Профессиональный Личностный
1.Передача знаний 1. Навыки публичного выступления и проведения лекций-бесед. 2. Навыки диагностики аудитории и формирования мотивации слушателей Компетентность в профессиональной области, владение профессиональным инструментарием Умение вызывать интерес к собственному опыту, а для этого наличие опыта чувственных переживаний в области профессиональной деятельности
2.Формирование ориентации на изменение 1. Создание проблемных ситуаций, провоцирующих слушателей на оценку собственного опыта и выявление существующих ограничений. 2. Навыки проектирования и проведения групповых обсуждений Знакомство с самыми новыми подходами, навыки диагностики ситуации в организации, выделения проблем 1. Обращение к опыту собственного развития, преодоления кризисов. 2. Задание образа желаемого будущего для слушателей – презентация некоторого образа успешной личности и профессионала
3.Формирование индивидуального поведения Навыки проектирования упражнений на отработку профессиональных навыков, умения проводить оценку эффективности профессиональной деятельности, индивидуальное консультирование и разработку рекомендаций по индивидуализации обучения Владение широким инструментарием профессиональных средств и навыками рефлексии профессиональной деятельности, а также навыками передачи их другим Лидерские навыки – авторитетность, убедительность, психологическая компетентность, проницательность, коммуникативная гибкость
4.Формирование группового (организационного) поведения 1. Умение создавать специальные учебные программы, ориентированные на решение конкретных организационных проблем и оперировать информацией об организации при включении ее в контекст программы обучения. 2. Умение проектировать и проводить групповые процедуры, направленные на решение проблем, формирование программ, создание проектов. 3. Навыки модерации и фасилитации групповой работы Навыки диагностики корпоративной культуры, наличие нескольких схем организации профессиональной работы и разного инструментария 1. Толерантность к чужим точкам зрения, диалогичность. 2. Отсутствие лидерской ориентации, готовность работать в качестве ассистента в группе

 

Мотивация

Начнем с мотивации. Действительно, большое пре­имущество взрослой аудитории состоит в том, что она может быть достаточно высоко мотивирована на обучение. Именно эта категория глубоко осознает причины необходимо­сти обучения, сферы возможного приложения полученных знаний и готова точно сформулировать запрос к преподавателю. Однако более сложной является ситуация, когда в учебную группу попадают люди, не имеющие актуального желания обу­чаться. В работе с данной категорией слушателей преподаватель оказывается перед необходимостью обосновывать важность обу­чения. Для этого ему необходимы знания об индивидуальных целях, склонностях, мотивах слушателя, а также представление о ситуации, в которой слушатель окажется по возвращении с курса подготовки. Если есть такая возможность, необходимо по­лучить данную информацию предварительно, в противном слу­чае — преподаватель должен проявить достаточно проницатель­ности, чтобы получить ее непосредственно в ходе общения на занятиях. Для получения необходимой информации целесооб­разно проводить более подробное знакомство со слушателями перед началом учебного курса, просить их заполнить подробные регистрационные анкеты, собирать информацию о том, что в ходе обучения вызывает наибольший или наименьший интерес обучаемых, что кажется им более, а что менее полезным. Если преподаватель будет обладать подобной информацией, то ему будет проще искать аргументы в пользу участия в программе и подбирать индивидуализированные способы мотивирования слушателей. Так, если слушатель вынужден был пойти на курсы, подчиняясь существующему в учреждении жесткому правилу относительно порядка прохождения программ обучения, то в мотивационной беседе целесообразно показать важность успеш­ного обучения для получения шанса стабильной спокойной карьеры. Если слушатель ориентирован на дальнейшее продви­жение по служебной лестнице, то важно выделить именно те вопросы программы, которые должны быть особенно тщательно им проработаны, а также определить критерии эффективного обучения, дающего шанс для должностного роста.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.047 с.)