Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принятие — отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47; 49,51,52, 53, 55, 56, 60. Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36. Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58. Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. Отношение к неудачам ребенка: 9,11,13,17, 22, 54, 61. За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом. Высокие баллы по шкале «принятие — отвержение» — от 24 до 33 — говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой же шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом. Высокие баллы по шкале «кооперация» — 7-8 баллов — являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Низкие баллы поданной шкале — 1-2 балла — говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога. Часть I. Психологическая диагностика Высокие баллы по шкале «симбиоз» — 6-7 баллов — достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Высокие баллы по шкале «контроль» — 6-7 баллов — говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей. Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов. Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» — 7-8 баллов — являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем. Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей Методика 25. Удовлетворенность браком1 Данный опросник имеет косвенное отношение к оценке педагогических возможностей человека, и результаты обследования с его помощью позволяют только судить о том, каково общее эмоциональное и морально-психологическое состояние взрослого человека, от которого, в свою очередь, может зависеть отношение данного взрослого к детям. Есть, правда, немало людей, которые не состоят в браке и, тем не менее, являются хорошими учителями и воспитателями. В опроснике имеются 24 утверждения, и каждому из них соответствуют три возможных варианта ответов на них: а) верно, б) неверно, в) не знаю. В тексте опросника они могут даваться в несколько иных формулировках и в другом порядке. Испытуемый, читая опросник, должен с помощью данных суждений выразить свое согласие или несогласие с соответствующими утверждениями. Текст опросника 1. Когда люди долго живут вместе друг с другом, как это про а) верно, б) не знаю, в) неверно. 2. Ваши отношения с супругом (супругой) приносят вам: а) беспокойство и страдание, б) затрудняюсь ответить, в) радость и удовлетворение. 3. Родственники и друзья оценивают ваш брак как: а) удачный, б) нечто среднее, в) неудачный. 4. Если бы вы могли, то многое изменили бы в характере ва а) верно, б) не знаю, в) неверно. 5. Одна из проблем современного брака состоит в том, что со а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен. ' Авторы опросника — В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко. Часть I. Психологическая диагностика 6. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с семейной а) несчастнее других, б) трудно сказать, в) счастливее других. 7. Жизнь без семьи и близкого человека — слишком дорогая а) верно, б) трудно сказать, в) неверно. 8. Я считаю, что без меня жизнь моего супруга (супруги) была а) согласен, б) не знаю, в) не согласен. 9. Большинство людей обманывается в своих ожиданиях от а) верно, б) трудно сказать, в) неверно. 10. Вы давно уже думаете о разводе, и только ряд обстоятельств мешает вам принять решение: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно. И. Если бы вам вновь пришлось вступить в брак, то вашей женой (мужем) стал бы: а) другой человек, б) не знаю, в) тот же самый человек. 12. Вы гордитесь тем, что рядом с вами находится такой че а) верно, б) трудно сказать, в) неверно. 13. Недостатки моего супруга (супруги), к сожалению, пере а) верно, б) не знаю, в) неверно. 14. Основные помехи для нашей счастливой жизни кроются а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен. 15. Первоначальные чувства, с которыми вы вступали в брак, а) согласен, б) не знаю, в) не согласен. 16. Брак уменьшает творческий потенциал человека и его воз а) верно, б) не знаю, в) неверно. Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 17. Мой супруг (супруга) обладает такими достоинствами, ко а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен. 18. В моем браке с эмоциональной поддержкой друг друга не а) верно, б) не знаю, в) неверно. 19. Мне кажется, что мой супруг (супруга) часто делает глу а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен. 20. Моя семейная жизнь мало зависит от моей воли: 21. Моя семейная жизнь оказалась не такой, какую я ожи- а) верно, б) не знаю, в) неверно. 22. Неправы те, кто считает, что человек в семье не может рас а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен. 23. Как правило, общество моего супруга (супруги) достав а) согласен, б) не знаю, в) не согласен. 24. В моей супружеской жизни нет и не было ни одного свет а) верно, б) не знаю, в) неверно. Обработка и оценка результатов Если выбранный испытуемым вариант ответа совпадает с ключевым (эти ответы приводятся ниже), то данный испытуемый получает 2 балла. Если он избрал промежуточный вариант ответа (вариант «б») — 1 балл. За ответ, не совпадающий ни с ключевым, ни с промежуточным, испытуемый получает 0 баллов. Ключевые ответы: 1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в. По сумме полученных баллов следующим образом оценивается удовлетворенность браком: 0-16 баллов — полная неудовлетворенность; 17-22 балла — значительная неудовлетворенность; Часть I. Психологическая диагностика 23-26 баллов — скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность. 27-28 баллов — частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность. 29-32 балла — скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность. 33-38 баллов — значительная удовлетворенность. 39-48 баллов — практически полная удовлетворенность. Методика 26. «Лидер» Эта и следующая методика предназначены для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. Данное качество немаловажно для педагога, поскольку он должен быть лидером, по крайней мере — в детском коллективе. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один. Текст опросника 1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? а) да, б) нет. 2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей за а) да, б) нет. 3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному а) да, б) нет. 4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером а) да, б) нет. Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убе а) да, б) нет. 6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? 7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в а) да, б) нет. 8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в со а) да, б) нет. 9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? 10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие а) да, б) нет. 11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в ком а) да, б) нет. 12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное а) да, б) нет. 13. Считаете ли вы себя мечтателем? 14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают а) да, б) нет. 15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься орга а) да, б) нет. 16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результа а) будете рады, если ответственность за это дело возло б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело НемовКн. 3 Часть I. Психологическая диагностика 17. Какое из этих двух мнений вам ближе: а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то б) настоящий руководитель должен только уметь руко 18. С кем вы предпочитаете работать? а) с покорными людьми, б) с независимыми и самостоятельными людьми. 19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? 20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с а) да, б) нет. 21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему при а) да, б) нет. 22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзь а) дадите возможность принять решение наиболее ком б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других. 23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем а) да, б) нет. 24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние а) да, б) нет. 25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить а) да, б) нет. 26. Кто, с" вашей точки зрения, истинный лидер? а) самый компетентный человек; б) тот, у кого самый сильный характер. 27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить а) да, б) нет. Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 28. Уважаете ли вы дисциплину? 29. Какой из следующих двух руководителей для вас пред а) тот, который все решает сам; б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мне 30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мне а) коллегиальный, б) авторитарный. 31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупот а) да, б) нет. 32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоми а) человек с громким голосом, выразительными жестами, б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, за 33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если счи а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение. 34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других лю а) да, б) нет. 35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложе а) да, б) нет. 36. Что бы вы предпочли? а) работать под руководством хорошего человека; б) работать самостоятельно, без руководителя. 37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того, чтобы се а) согласен, б) не согласен. 17* 515 Часть I. Психологическая диагностика 38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности? а) да, б) нет. 3 9. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? а) да, б) нет. 40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями? а) у меня опускаются руки; б) у меня появляется сильное желание их преодолеть. 41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают? 42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна вы а) да, б) нет. 43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реор а) введу нужные изменения немедленно; б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю. 44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседни а) да, б) нет. 45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того, чтобы быть а) да, б) нет. 46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что- а) да, б) нет. 47. Кем вы предпочли бы стать? а) художником, поэтом, композитором, ученым; б) выдающимся руководителем, политическим деятелем. 48. Какую музыку вам приятнее слушать? а) могучую и торжественную, б) тихую и лирическую. 49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важны а) да, б) нет. 50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родит елей Оценка результатов и выводы В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым. Ключ: 1а, 2а, 36,4а, 5а, 66,7а, 86,96,10а, 11а, 12а, 136,146,15а, 166,17а, 186,196,20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 256,26а, 276,28а, 296,306, 31а, 32а, 336,34а, 356,366,37а, 386,39а, 406,41а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а, 476,48а, 496, 506. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае — 0 баллов. Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо. Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. Если сумма баллов оказалась равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно. Наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату. Для роли педагога лучше всего подходит человек, у которого лидерские склонности выражены средне или сильно, но без диктата.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.189.226 (0.011 с.) |