Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И предложения: цены, устанавливаемые↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государством К анализу спроса и предложения и концепции эластичности мы будем еще неоднократно обращаться. Давайте закрепим наши представления об этих аналитических инструментах и их значимости в процессе рассмотрения последствий установления государственных цен на товары. Время от времени у широкой общественности или правительства складывается мнение, что механизм спроса и предложения порождает цены либо несправедливо высокие для покупателей, либо несправедливо низкие для продавцов. В таких случаях правительство может вмешиваться, законодательно устанавливая пределы роста или падения цен. Давайте посмотрим, что происходит с рыночным механизмом в случае государственного регулирования цен. ПОТОЛКИ ЦЕН И ДЕФИЦИТЫ Потолок цены представляет собой законодательно установленную максимальную цену, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. Основанием для введения потолков цен на конкретные продукты служит представление о том, что эти потолки цен позволяют потребителям приобретать некоторые товары первой необходимости или услуги, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах. Примером могут служить контроль за рентными платежами и законы о ростовщичестве, определяющие максимальную норму процента, которую разрешается взимать с должников. В широких масштабах потолки цен, или общий контроль за ценами, применялись для ограничения инфляционных процессов в экономике. К контролю за ценами пришлось прибегнуть во время второй мировой войны; в меньшей степени он использовался в период корейского конфликта. Кроме того, президент Никсон заморозил цены, заработную плату и рентные доходы в начале 70-х годов. Регулирование цен в период второй мировой войны. Давайте вернемся во времена второй мировой войны и проанализируем последствия установления потолка цен, например, на масло. В начале 40-х годов экономическое процветание, связанное с войной, обуславливало перемещение кривой спроса на масло вправо, так что, как показано на рисунке 22-5, равновесная, или рыночная, цена (Р) равнялась, скажем, 1,2 дол. за фунт. С одной стороны, быстрый рост цен на масло способствовал развитию инфляции, с другой — исключал из числа поку- Рис уд о к 22-5. Установление потолка цены приводит к устойчивому дефициту Поскольку введение ценового потолка, например, на уровне Рс приводит к возникновению устойчивого дефицита данной продукции, величина которого определяется отрезком Qs Qd, правительству приходится принимать на себя заботу о нормировании ее для потребителей в интересах достижения более справедливого распределения. пателей масла те семьи, чьи денежные доходы не поспевали за быстрым ростом стоимости жизни. Поэтому, чтобы противодействовать инфляции и сохранить масло на столах бедняков, правительство установило потолок цены (Рс) на уровне, скажем, 90 центов за фунт. Заметьте, что установление потолка цены имеет смысл при условии, что он ниже равновесной цены. Потолок цены, скажем, 1,5 дол. не оказал бы никакого непосредственного воздействия на рынок масла. Каковы будут последствия введения этого потолка цен? Способность свободного рынка к рационированию (нормированию) потребления будет парализована. Существование потолка цен создаст устойчивый дефицит масла. То есть при цене Рc величина спроса на масло будет равна Qd, а величина предложения — только Qs. Следовательно, возникнет устойчивый дефицит, равный разнице между Qs и Qd. Величина дефицита находится в прямой, зависимости от эластичности спроса и предложения. Иначе говоря, установление цены Рс нарушает обычные процессы рыночного приспособления, тогда как конкуренция между покупателями привела бы к росту цены, тем самым одновременно стимулируя расширение производства и вытесняя некоторых покупателей с рынка до тех пор, пока дефицит не исчезнет при равновесном уровне цены и равновесном количестве продукции (Р и Q). Итак, предотвращая возникновение процесса саморегуляции рынка, ценовой потолок создает проблемы, вытекающие из рыночного неравновесия. Во-первых, как распределить наличное количество продукции Qs между потребителями, предъявля- Однако использование карточной системы не снимает другой проблемы. Действительно, кривая спроса на рисунке 22-5 свидетельствует о наличии множества покупателей, стремящихся купить масло по цене, превышающей установленный потолок. И, конечно, для бакалейщиков выгоднее продавать его по более высокой цене. Поэтому, несмотря на значительное усиление бюрократического аппарата, сопровождавшее введение контроля за ценами во время второй мировой войны, нелегальные черные рынки — рынки, на которых многое покупалось и продавалось по ценам, выше установленных пределов, — получили широкое распространение. Дополнительные трудности создавались обращением фальшивых потребительских карточек. Контроль за уровнем квартирной платы. Установление ценового потолка создает и более серьезную проблему — препятствует изменению цен, что абсолютно необходимо для эффективности распределения ресурсов. Пример. В Нью-Йорке контроль за квартирной платой способствовал созданию устойчивого дефицита жилых площадей. И хотя в краткосрочной перспективе следствием такого контроля может быть доступность жилья для некоторых представителей беднейших слоев, в долгосрочном плане его воздействие становится препятствием смягчения проблемы дефицита жилья. В условиях низкой квартирной платы инвесторы не склонны строить новые дома, а вложения в ремонтные работы оказываются невыгодными. Суть дела в том, что контроль за квартирной платой не позволяет ей увеличиться и, таким образом, сигнализировать о прибыльности перераспределения ресурсов в пользу жилищного строительства, а также обновления старого жилищного фонда Нью-Йорка. Потолки процента по кредитным карточкам. В 1986 г. в конгресс вносилось несколько законопроектов об установлении общенационального потолка на процент, взимаемый при расчетах по кредитным карточкам. Собственно, в нескольких штатах сейчас уже действуют такие законы, а еще в нескольких — они находятся в стадии обсуждения. Основанием для введения потолков процента служит главным образом предположение, согласно которому банк и розничные магазины, выпускающие кредитные карточки, "надувают" клиентов прежде всего с низким уровнем доходов, устанавливая процентные платежи в среднем на уровне 18%. Какой ответной реакции следует ожидать в случае законодательной фиксации более низкой — по сравнению с равновесной — нормы процента по кредитным карточкам? Согласно исследованию, проведенному. Федеральной резервной системой[10], прибыли от кредитных карточек, выпускаемых банками, до сих пор были невысокими, тогда как кредитные карточки розничных магазинов в целом оказывались убыточными для своих эмитентов. Следовательно, сокращение дохода от взимания процентов, связанное с введением процентных потолков, заставит эмитентов прибегать к мерам, направленным либо на уменьшение издержек, либо на увеличение поступлений. Какие формы может принять такого рода ответная реакция? Во-первых, эмитенты кредитных карточек могут ужесточить условия предоставления кредита, с тем чтобы уменьшить потери от неплатежеспособности клиентов, а также затраты, связанные со сбором платежей. В результате, в частности, для людей с низким уровнем дохода и для молодых людей, еще не обладающих устойчивой кредитоспособностью, окажется гораздо труднее приобрести кредитные карточки. Во-вторых, может быть повышена годовая норма платежей, взимаемых с держателей кредитных карточек, по мере роста платежей, взимаемых с торговцев за пользование карточками при продаже товаров. Кроме того, с держателей карточек, возможно, будут требовать платы за каждую бухгалтерскую операцию. В-третьих, сейчас держателям карточек предоставляется так называемый "льготный период", в течение которого кредит является беспроцентным. Вполне возможно, что этот период будет сокращен или даже ликвидирован. Наконец, можно предположить, что различные магазины, выпускающие кредитные карточки, повысят товарные цены в интересах компенсации сокращения дохода в виде процентов. Это означало бы, что покупатели, расплачивающиеся наличными, субсидировали бы покупателей, использующих кредитные карточки. Изучение фактического положения дел в штатах, на территории которых действуют потолки процентов по кредитным карточкам, подтверждает правильность первого и последнего из наших предсказаний. Концерты рок-групп. Было бы неверно связывать искусственное занижение цен исключительно с политикой правительств. Билеты на концерты таких суперзвезд рока, как Брюс Спрингстин или Майкл Джексон, обычно продаются по ценам ниже нор- НИЖНИЙ УРОВЕНЬ ЦЕНЫ И ТОВАРНЫЕ ИЗЛИШКИ Нижний уровень цены — минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия, — обычно применялся в таких случаях, когда обществу представлялось, что свободное функционирование рыночной системы не способно обеспечить достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ресурсов или производителей. Законодательство о минимуме заработной платы, а также поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию — вот два наиболее широко известных примера установления правительством нижнего уровня цен. Давайте рассмотрим эту меру применительно к какому-то конкретному продукту сельского хозяйства. Предположим, что текущая рыночная цена кукурузы составляет 2 дол. за бушель, и доходы фермеров в результате крайне низки. Правительство принимает решение оказать им помощь, законодательно установив цену на уровне, скажем, 3 дол. за бушель. Каковы будут последствия? При любой цене, превышающей цену равновесия, количество предлагаемой продукции окажется больше количества спрашиваемой продукции; то есть возникнет устойчивый избыток предложения, или излишек. Фермеры будут стремиться производить и предлагать на рынке больше продукции, чем то ее количество, которое захотят приобрести частные покупатели по минимальным ценам. Размеры этого излишка будут пропорциональны эластичности спроса и предложения. Чем больше эластичность спроса и предложения, тем больше интересующий нас излишек. Так же как и в случае с потолком цен, способность свобод- Рисунок 22-6. Установление нижнего уровня цены приводят к устойчивому избытку продукции Существование нижнего уровня цены, например Рf, ведет к образованию устойчивого излишка продукции, величина которого измеряется отрезком Qd Qs. Правительство должно либо выкупать этот излишек, либо принимать меры к его ликвидации путем ограничения предложения или расширения спроса на данный продукт.
ного рынка к рационированию (нормированию) была парализована введением регулируемой цены. Рисунок 22-6 наглядно иллюстрирует эффект нижнего уровня цен. Пускай SS и DD — это кривые предложения и спроса, например, на кукурузу. Очевидно, равновесная цена будет равна Р, а равновесное количество соответственно — Q. Если правительство установит поддерживаемую цену Pf, фермеры будут стремиться довести производство до Qs, однако частные покупатели по такой цене приобретут лишь количество Qd. Возникающий в результате излишек продукции будет равен разнице между Qs и Qd. На правительство ложится задача так или иначе совладать с излишком, порожденным установлением нижнего уровня цен. При этом в распоряжении правительства имеются два обычных подхода к проблеме. Во-первых, оно может ввести в действие конкретные программы ограничения производства (например, определить предельные посевные площади под данную культуру) или стимулирования спроса (например, изучить новые возможности использования этих сельскохозяйственных продуктов), с тем чтобы сократить разрыв между ценой равновесия и минимальной ценой, а следовательно, и величину проистекающего отсюда излишка. Если эти усилия оказываются не вполне успешными, то правительство, во-вторых, должно закупить излишнюю продукцию (тем самым субсидируя фермеров) и за- ВЫВОД Ценовые потолки и нижние уровни цен лишают механизм свободного рыночного взаимодействия спроса и предложения присущей ему способности устанавливать соответствие между решениями производителей о поставках и решениями покупателей о спросе. Свободно устанавливающиеся цены автоматически нормируют продукт для покупателей; регулируемые цены этого не делают. Соответственно правительству приходится брать на себя решение проблемы нормирования, порождаемой установлением ценовых потолков, а также проблем закупки или уничтожения излишков, возникающих вследствие введения минимальных цен. Государственное регулирование цен имеет противоречивые последствия. Предполагаемые выгоды от введения ценовых потолков и нижних уровней цен для потребителей и производителей в отдельности следует сопоставлять с потерями, проистекающими из возникающих в связи с этим дефицитов и товарных излишков. РЕЗЮМЕ
1. В настоящей главе дальнейшее развитие получил анализ спроса и предложения, изложенный в главе 4. Так что рекомендуется прежде всего освежить в памяти резюмирующие положения, относящиеся к этой главе. 2. Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. 3. Формула ценовой эластичности позволяет измерить степень эластичности или неэластичности спроса. Она имеет следующий вид: При определении процентных изменений цены и количества продукции в качестве базы вычислений используются средние из всех рассматриваемых цен и количеств соответственно. Если Еd больше единицы, спрос считается эластичным. Если Еd меньше единицы, спрос неэластичен. Единичная эластичность имеет место в особом случае, когда Ed равняется единице. Кривая совершенно неэластичного спроса изображается линией, параллельной вертикальной оси; кривая совершенно эластичного спроса представляет собой линию, идущую выше и параллельно горизонтальной оси. 4. Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменя- ются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной. 5. Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса. 6. Эластичность варьируется в зависимости от выбора того или иного ценового интервала на кривой спроса, оказываясь, как правило, выше в северо-западной части графика и, наоборот, ниже, в его юго-восточной части. Нельзя судить об эластичности по степени крутизны или пологости кривой спроса на графике. 7. Концепция эластичности применима также и к предложению. Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены. 8. Устанавливаемые государством цены не дают возможность равновесной цене осуществлять распределительную функцию (нормирование). Установление ценовых потолков приводит к возникновению устойчивых дефицитов, и если правительство стремится к справедливому распределению продукции, ему приходится брать на себя нормирование потребления. Установление нижнего уровня цен способствует производству излишков продукции; правительство должно закупать эти излишки или предотвращать их возникновение, вводя ограничения на производство или стимулируя потребительский спрос. ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ Формула ценовой эластичности
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.87 (0.014 с.) |