Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок I. Психолого-педагогические проблемы и пути их преодоления.

Поиск

Цель: Содействовать развитию у родителей психологической компетентности в

вопросах общения.

1.1. Упражнение «Прогулка в детство»

Упражнение является подготовительным для последующего формирования навыка распознавания различных эго-состояний и позволяет с помощью биографических воспоминаний и вызванных ими телесных ощущений проследить «индивидуальную историю» таких составных частей личности, как «Родитель» и «Ребенок»

а) Вспомнить «золотое детство».

Как вас хвалили родители?

Как ругали за проступки и шалости?

Какие ваши мысли, действия родители одобряли? По поводу каких выражали неодобрение?

Какие телесные ощущения возникают в связи с этими воспоминаниями?

 

б) Детство продолжается, или «Стать родителем самому себе».

Вспомните, в каких ситуациях во взрослой жизни вы испытывали подобные ощущения?

В каких ситуациях вы чувствовали себя ребенком или замечали связь ваших поступков с усвоенными в детстве образцами поведения?

Как вы поощряете и наказываете себя? Какие слова, фразы вы себе говорите в эти моменты? Что общего в возникающих при этом телесных ощущениях с тем, что вы испытывали в детстве, когда вас воспитывали ваши родители?

Чей голос, интонации, выражения звучат в вашем внутреннем диалоге, когда вы даете оценку своему поведению? Напоминает ли это родительские нотации, которые вы выслушивали в детстве? Можете ли вы чувствовать себя более уверенно, избавившись от подобных самообвинений и самонаказаний? Осознавая это, представьте, как вы можете изменить свое поведение в типичных жизненных ситуациях, обрести большую зрелость, ответственность, уверенность и независимость.

 

1.2. Ребёнок и взрослый: пути оптимизации их взаимодействия

 

Цель: Содействовать развитию у родителей психологической компетентности в вопросах оптимизации взаимодействия взрослого с ребёнком.

Содействовать осознанию родителями собственной роли в оптимизации взаимодействия с детьми.

 

Упражнение «Материнская эмпатия»

Это упражнение является поистине незаменимым методом семейной психологической помощи детям с психологическими проблемами (нарушения поведения, гиперактивность, повышенная нервнопсихическая возбудимость) и телесными заболеваниями (от психосоматических расстройств до серьезных соматических нарушений). В исходной методике воздействие осуществляется спустя 30 минут после того, как ребенок заснул. Мать ребенка при этом произносит предварительно составленный оздоровительно-суггестивный текст (стереотипно повторяемый в дальнейшем), состоящий из коротких формул внушения, тематически объединенных в четыре блока:

Кроме того могут быть использованы практические упражнения:

I блок – выражение материнской любви;

II блок – физическое здоровье;

III блок – нервно-психическое здоровье;

IV блок – «Я забираю твою болезнь».

Для первого блока, в частности, рекомендуется следующий набор внушений (Драпкин Б.З., 2002):

а) Я тебя очень сильно люблю.

б) Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.

в) Ты моя родная частичка, родная кровинушка.

г) Я без тебя не могу жить.

д) Мы все тебя очень сильно любим.

Упражнение проводится во время засыпания ребенка, в переходном состоянии между сном и бодрствованием. При этом «прелюдией» служит любой занимательный для ребенка сказочный текст. Переход к суггестивному тексту производится после достижения состояния «вегетативного резонанса».

Последовательность вхождения в рабочее, «резонансное» состояние:

а) Телесный контакт. Мать может обнимать ребенка либо, если в течение дня у ребенка были какие-либо телесные жалобы, нежно прикладывать ладонь к больному месту.

б) Релаксация. Матери необходимо предварительно освоить навык релаксации: расслабляющие поглаживания (до состояния поверхностного расслабления не более чем за 2–3 минуты).

в) Синхронизация дыхания матери с дыханием ребенка (обычно в течение одной минуты).

г) Наблюдение матерью за телесными ощущениями, «индуцированными» невербальным общением с ребенком. Подобное сенсорное осознавание обычно в течение 2-3 минут приводит к достижению состояния телесно-эмоционального резонанса.

Затем матери следует перейти к негромкому, проникновенному и прочувствованному произнесению заготовленного текста, сохраняя состояние резонанса и поддерживая все составляющие его элементы. Объем текста должен быть таким, чтобы при однократном проговаривании он укладывался в 2-3 минуты. Количество повторений – от 3 до 5.

Блок II. Совершенствование воспитательно-образовательной работы с детьми.

Цель: Содействовать развитию у родителей психологической компетентности в вопросах совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми.

2.1. Рисование на тему: «Образ себя и ребёнка».

На листе бумаги нарисуйте образ дерева, который возникает у вас, когда вы думаете о себе, как о матери (рисуют). Рядом нарисуйте образ своего ребёнка (настоящего или будущего) – деревца.

После рисования ответьте на два вопроса: «Почему были выбраны данные образы?», «Получились ли они одинаковыми?».

Вывод: раздумья над этими вопросами – первый шаг на пути осознания того, что ребёнок – не ты, он другой.

2.2. Совместное обсуждение вопроса: «Социальная компетентность детей».

а) Индивидуальная работа.

Предлагают каждому из присутствующих родителей написать на отдельных листах бумаги разные варианты знаний, умений, навыков, которым они должны научить ребёнка, чтобы ему хорошо жилось в обществе.

После этого на столик выкладываются 3 карточки: «Я», «Ты», «Мы», и предлагается распределить ответы на 3 блока.

Вывод: содержание работы по данному направлению можно условно разделить на 3 блока, которые и будут составлять понятие «социальная компетентность».

Знакомство с программой социально-эмоционального развития «Я– Ты – Мы».

Структура программы и её блоки:

-блок «Я» - развитие уверенности в себе,

- блок «Ты» - развитие понимания эмоционального состояния другого человека, - блок «Мы» - развитие коммуникативных навыков).

б) Групповая работа (присутствующие родители разбиваются на 3 подгруппы).

Одной из задач социально-эмоционального развития ребёнка является формирование у него «Образа – Я». Разделимся на 3 подгруппы и обсудим вопрос: «Методы и приёмы развития «Образа – Я». Одна подгруппа обсудит словесные методы и приёмы, другая – наглядные, третья – практические.

После обсуждения – презентация результатов от каждой группы (другие – дополняют).

2.3. Наши чувства и эмоции.

а) Упражнение «Угадай эмоцию».

Раздаются карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Необходимо прочитать, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы. Затем родителям, по очереди, предлагается изобразить это состояние. Остальные участники смотрят и стараются понять, какое состояние изображено.

б) Мини – лекция: Наши чувства и эмоции.

Время проведения 5 минут.

 

Чувства – это то, что мы переживаем в ответ на события, это то, что происходит внутри нас.

Чувства – одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся (от эмоций) относительной устойчивостью.

Формирование чувств – необходимое условие развитие человека как личности.

Чувства определяют ситуативные эмоции: так из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств может развиться тревога за него, радость при встрече.

Примеры чувств: чувство вины, чувство юмора, любовь, чувство неполноценности.

Эмоция – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Она кратковременная, ситуативная.

Если деятельность успешна, возникают положительные эмоции, если неуспешна – отрицательные.

Эмоции – особый класс субъективных психологических переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

К классу эмоций относятся настроения, аффекты, стрессы, страсти. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга.

2.4. Упражнение на развитие саморегуляции и установление контакта «Зип– Зэп – Бах».

Сейчас мы будем передавать друг другу слова: «Зип» - своему соседу справа или слева, «Зэп» - любому другому человеку. Тот, кому передали слово, имеет право сказать «Бах». Это означает отказ, поэтому тот, кто передавал ему «Зип» или «Зэп», должен будет передать кому-нибудь другому.

2.5. Упражнение «Знакомство с методом «Выбор карточек». Чему у нас учится ребенок.

а) Групповая работа (2 подгруппы).

 

Существует 2 модели воспитания детей:

1) модель, центрированная на ребёнке;

2) модель, центрированная на взрослом.

Каждая подгруппа получает карточки, на которых написаны способы воздействия на ребёнка, а также результаты того, чему учится ребёнок в данных моделях воспитания.

Задача родителей: выбрать карточки в соответствии с доставшейся моделью.

Карточки:

1. «Способы воздействия на ребёнка».

а) авторитет, контроль, указания, наказания;

б) активное слушание, поддержка, обсуждение, ограничения.

 

2. «Чему учится ребёнок».

а) - вести себя иначе, когда взрослый наблюдает;

- зависеть от взрослого при решении проблем;

- зависеть от внешнего контроля;

- подавлять свои чувства;

- не поддаваться наказаниям;

- испытывать чувство вины.

б) - уважать себя и других;

- брать на себя ответственность;

- думать самостоятельно;

- адекватно выражать свои чувства;

- понимать других и сочувствовать им;

- решать свои проблемы.

 

Полученные результаты необходимо сравнить со схемами: «Модель воспитания, центрированная: а) на ребёнке; б) на взрослом».

Обсудить вопрос: «Чему способствует использование данного метода в работе с родителями».

б) Ситуация-психологема «Все мы немножко бабушки», серия «Жизнь врасплох».

(В. Леви. Искусство быть другим).

Инструкция: во время ролевых игр не требуется никакой «выразительности», как получится. Иногда, впрочем, получается потрясающе выразительно - взлеты подлинности, которым позавидовал бы любой актер - именно потому, что ни для кого ничего не надо изображать.

Цель: улучшение само- и взаимопонимания,

В конце игровой ситуации рекомендуется провести совместный анализ ситуации «Антон и Бабушка».

Ситуация - психологема:

За обеденным столом пятилетний Антон (играет А. Б.,), он же Сын и Внук, Папа, он же Зять, Бабушка, она же Теща.

Антон, плохо ест, играет с вилкой, Бабушка сердится, требует, чтобы Антон ел как следует, Папа слушает и ест. Вдруг Сын спрашивает:

- Папа, а почему бабушка такая скучная и ворчливая?

Бабушка, напряженно улыбаясь, смотрит на Папу и ждет. Что же он ответит?..

 

Этюд может быть разыгран повторно с импровизацией роли Папы.

Мы предлагаем возможные варианты развития события (роль Папы поочередно играли семь человек (три женщины, четверо мужчин). Получились варианты:

1. «На страже авторитета».

- Вынь вилку из носа и не болтай глупости. ("А завтра ты спросишь у Мамы, почему Папа такой чудак?")

Бабушка смутно удовлетворена, Антон абстрагируется.

 

2. «Жизнь реальна, жизнь сурова».

- Вот станешь таким же - узнаешь.

Антон смутно удовлетворен, Бабушка плачет.

 

3. «На войне как на войне».

- Спроси у Бабушки сам.

Бабушка швыряет в Папу тарелку, Антон смущенно улыбается.

 

4. «Промежуточный ход».

- А посмотри, Антошенька, какая пти-ичка летит... (Сладким тоном и одновременно беря за ухо.)

Бабушка сдержанно торжествует, Антон ловит кайф.

 

5. «И волки сыты и овцы целы».

- Это тебе кажется, Антоша, а почему кажется, я тебе потом объясню. (Подмигивая, с обаятельной улыбкой.)

Неудовлетворенность Бабушки, презрение Антона.

 

6. «Меры приняты».

- Это тебе кажется, Антоша, а почему кажется, я тебе сейчас объясню. (Подмигивая Бабушке и снимая ремень.)

Бабушка бросается на защиту внука.

 

7. «На тормозах».

- (Мягко, вкрадчиво-отрешенно.) Видишь ли, сынок, исходя из принципа относительности, а также имея в виду проблему психофизического параллелизма, все бабушки немножко ворчат и немножко скучные, а также все мы немножко бабушки, немножко скучные и немножко ворчим. Вот я сейчас на тебя и поворчу немножко за то, что ты задал мне такой скучный вопросик. Когда мне было пять лет и у меня была бабушка, я никогда не задавал своему папе таких ворчливых вопросиков, потому что у папы был большой-пребольшой ремешок, очень скучный...

Бабушка и Антон впадают в гипнотическое состояние.

Были и еще варианты - Папа грустно смеется, Папа весело молчит, Папа смотрит страшными глазами и поет "В траве сидел кузнечик...", Папа включает радио, а тут как раз передача "Взрослым о детях", и т. д. - но все эти вариации уже не принципиальны.

 

8. Вариант «Доктор».

- Понимаешь, Антоша (слегка заговорщически), понимаешь, человек становится скучным оттого, что с ним не играют. От этого и ворчливый делается, от того, что скучно и не играют с ним, ты согласен?.. Ты ведь тоже скучный и ворчливый, когда я с тобой не играю, так?

(«Угу...») Ну вот, а если будешь с Бабушкой играть побольше, и притом иногда слушаться, увидишь, станет веселой-веселой, правда, Анна Петровна?.. (Бабушка растерянно кивает.) А вилку (еще более заговорщически), а вилку я бы на твоем месте из носа вынул - и навсегда, понимаешь? На всю жизнь.

 

Вывод: Игра - занятие очень древнее, и за долгие тысячелетия успело пробраться к нам в гены. Мы еще не знаем, сколько знаний и умений, сколько истин и радостей способна внести игра в детскую душу на своих невесомых плечах и пронести сквозь толщу взрослости, но получается так, что детей систематически отучают играть. С первого класса, если не с самых пеленок. И вот наблюдение: из детей, рано разучивающихся играть, выходят самые невезучие взрослые... Но это целый большой разговор, как-нибудь потом.

в) Практикум: определение наличия у себя способности к децентрации.

Чтобы ситуация общения с другим человеком не стала тупиковой, важно обладать способностью к децентрации – умением поставить себя на место другого, взглянуть на происходящее его глазами, сопережить ему и учесть его точку зрения.

 

Задание: Закончите приведённое высказывание так, как, на ваш взгляд, закончил бы их хорошо знакомый вам человек.

Мне бывает очень радостно, когда…

Я очень грущу, когда…

Мне бывает страшно, когда…

Мне бывает стыдно, когда…

Я очень горжусь, когда…

Я сержусь, когда…

Я бываю очень удивлён, когда…

Чтобы проверить вашу способность к децентрации, попросите хорошо знакомого вам человека закончить эти высказывания. Затем сравните его и ваши ответы. Чем выше степень их совпадения, тем больше у вас развита способность к децентрации.

2.6. Групповой тренинг «Родительская эффективность».

Занятие: «Я – родитель».

Задачи занятия:

  1. Формирование доверительных отношений.
  2. Осознание родительской позиции и целей воспитания.

Структура занятия:

  1. Приветствие «Знакомство руками».
  2. Упражнение «Пантомима».
  3. Групповая работа «Цели воспитания».

Материалы: альбомные листы, ватман, ручки, шарфы (платки) по количеству пар участников.

Ход занятия:

1.Приветствие. «Знакомство руками».

Участники работают по двое – садятся таким образом, чтобы можно было взять друг друга за руки. Их задача с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками: «познакомиться», «поссориться», затем «помириться» и «попрощаться». После такого общения все садятся в круг и обсуждают полученный опыт.

Далее психолог сообщает о различных способах общения, об использовании вербальных и невербальных элементов коммуникаций с ребенком.

2.Упражнение «Пантомима».

Инструкция: Передать друг другу фразу «каратист убил быка одним ударом» невербально. Каждый по очереди записывает на бумаге, как он понял смысл и передает эту фразу следующему участнику.

3.Работа в парах «Цели воспитания».

Участники садятся друг напротив друга и записывают свои ответы на поставленные вопросы. Затем происходит обмен ответами в парах. Основные моменты, одобренные группой, фиксируются на ватмане.

*Каковы цели вашего воспитания?

*Каким своего ребенка вы хотите видеть?

*Что значит быть хорошим родителем и как им быть?

4.Рефлексия.

2.7. Групповой тренинг «Родительская эффективность».

Занятие: «Учимся требовать и контролировать».

Задачи занятия:

1. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.

2. Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком.

Структура занятия:

1. Разминка «Ассоциации».

2. Упражнение «Разожми кулак».

3. Обсуждение домашнего задания.

4. Информационный блок.

5. Работа в парах «Зоны контроля».

6. Упражнение «Родительские требования».

7. Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».

8. Упражнение «Испорченный телефон».

9. Домашнее задание.

10. Рефлексия.

Материалы: текст к упражнению «Испорченный телефон».

Ход занятия

1.Разминка «Ассоциации».

Участники садятся в круг. Один называет слово, следующий по кругу называет ассоциацию на это слово и т.д. пока круг не замкнется.

2.Упражнение «Разожми кулак».

Участники разбиваются на пары. Один из них зажимает руку в кулак. Задача второго – сделать так, чтобы первый разжал кулак, не прикасаясь к нему.

3.Обсуждение домашнего задания.

Групповая работа. Участникам предлагается обсудить следующие вопросы: легко ли было подобрать нейтральные слова? А как вы хвалите ребенка? Во всех ситуациях вы так хвалите или нет? Меняется ли ваше поведение в общении с ребенком в зависимости от ситуации? Когда вы собираете ребенка в детский сад (школу), что ему говорите? Когда укладываете спать? Когда ужинаете?

Сравните списки, которые вы подготовили. Что у вас получилось? Чаще хвалите ребенка или наказываете? Как вы это делаете? Что при этом может чувствовать ребенок?

Информационный блок.

o Правила и требования, которым дети должны подчиняться.

o Значения приобретенных знаний и умения учитывать эмоции, переживания, интересы и потребности ребенка.

o Главные принципы дисциплины:

Принцип 1: правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Принцип 2: правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Принцип 3: родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

4.Работа в парах «Зоны контроля».

Определить зоны действий и поступков ребенка (от свободной до абсолютно запретной). На основе предлагаемых психологом ситуаций выделить эти зоны и обозначить их в названиях:

· зона свободных действий ребенка: действия по его собственному усмотрению.

· зона относительной свободы: действия по собственному выбору, но в пределах определенных границ.

· зона особых обстоятельств: допускается, разрешается нарушение правил в силу особых обстоятельств.

· зона запретов: действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах («нельзя»).

Обсуждение в группе способов внедрения различных форм контроля.

5.Упражнение «Родительские требования».

Составьте список своих требований к ребенку. Посмотрите, каких сторон жизни касаются ваши требования. Почему вы именно это требуете от своего ребенка? Может быть, это связано с тревогой за безопасность ребенка, или вы привержены к абсолютному порядку дома, поэтому требуете от ребенка абсолютного порядка в его личных вещах. Посмотрите на список требований, как вы считаете, не являются ли ваши требования избыточными. Может ли ваш ребенок выполнить их? Вспомните, а что ваши родители требовали от вас.

Требования, предъявляемые ребенку, должны быть выражены в форме предложения к кооперации. Формулирование требований должно включать:

· описание ситуации;

· ожидания родителей;

· веру в возможности ребенка.

Следует различать конкретные и тотальные запреты. Тотальные запреты формулируются в безличной, безальтернативной форме по отношению к поступкам ребенка, представляющим опасность для его жизни, затрагивающим достоинство других людей, либо поступкам, которые наносят вред собственности.

Конкретные запреты должны включать следующие компоненты:

· констатацию чувств и желаний ребенка;

· четкий запрет;

· предложение альтернативного действия вместо запрещенного.

6.Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».

Ниже предлагаются высказывания матерей, направленные на ограничение или поощрение детской активности. Проанализируйте их содержание и эффективность.

· Мама смотрит, как дети играют. Наверное, она будет ругаться, если они что-то натворят (ожидание негативного исхода от детской активности).

· «Дети не испачкайтесь песком», «Аккуратно играйте, а то можно пораниться», «Играйте аккуратно, никуда не лазайте», «Дети, не балуйтесь, не бросайте песком друг в друга» (регламентация).

· Мама их отругает и в угол поставит (наказание).

· «Нельзя песок брать, он грязный» (запрет).

· «Дети! Молодцы, играйте дружно» (положительная оценка).

· Мама говорит: «Кидай мне мяч, а я кину тебе» (побуждение к совместной деятельности).

· «Зачем ты разбросала все кубики? Иди есть, а потом все убирать» (отрицательная оценка, регламентация).

· «Кубики не теряй, покупать больше не буду» (ожидание негативного исхода)

· «Собирай игрушки, хватит играть» (ограничение активности).

· Девочка раскидала игрушки и не хочет убирать. Мама говорит ей: «Убирай, или я твои игрушки выброшу в окно» (угроза наказания).

· «Доченька, помоги мне собрать игрушки, пожалуйста» (побуждение к совместной деятельности).

· «Давай с тобой вместе поиграем» (побуждение к совместной деятельности).

· Мама говорит: «Ты строишь домик? Сколько этажей? Молодец, давай вместе играть» (побуждение к совместной деятельности, позитивная оценка).

· «Почитай еще, не выйдешь, пока не почитаешь» (угроза наказания).

· «Положи книгу, хватит читать» (запрет)

· «Не трогай тетрадку, пока не порвала» (ожидание негативного исхода детской активности).

· «Хватит читать! Еще не надоело? В школе начитаешься» (запрет).

· «Учись, дочка, читать. В школе пригодится» (побуждение к деятельности).

· «Доченька, давай с тобой почитаем» (побуждение к совместной деятельности).

· «Хорошо читаешь, молодец!» (позитивная оценка).

· «Зачем нам нужна эта поделка? Куда мы ее повесим?» (игнорирование).

· «Почему ты так измазалась? Я тебя накажу» (угроза наказания).

· «Давай мне свою поделку, я ее спрячу в сумку» (игнорирование).

· Мама: «Откуда ты такой кораблик взял?» Мальчик: «Я сделал». Мама: «Зачем ты сделал?» (игнорирование).

· «Спасибо, очень красивый кораблик!» (позитивная оценка).

· «Спасибо, я очень рада, давай поставим его на окошко!» (позитивная оценка).

7.Упражнение «Испорченный телефон».

Инструкция: Участник слушает и запоминает предложенный текст, а затем передает его по цепочке.

Текст: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что если он не вернётся к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И ещё, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

В конце упражнения психолог акцентирует внимание участников на том, что это упражнение демонстрирует особенности восприятия детьми требований взрослых.

8.Домашнее задание.

Записать в дневнике, когда в течение недели вы испытывали счастливые минуты и с чем они были связаны?

9.Рефлексия.

 

Ø 3 этап – заключительный (примерный срок – от 2 недель, в зависимости от количества участников).

Осуществляется обратная связь с родителями в форме бесед и анкетрования, на основании чего делается вывод о наиболее результативных и интересных для родителей видах деятельности по формированию психолого-педагогической компетентности.

Тематика групповых дискуссий с родителями зависит от тех проблем, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания детей на разных возрастных этапах. Для примера нами предлагаются несколько тематических направлений:

1. Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познавательной сферы.

1 класс

ü Ребёнок идёт в первый класс. Здоровье ребёнка перед школой.

ü Трудности первоклассника.

ü Как научить младшего школьника общаться с другими и принимать

ü критику.

2 класс

ü Как помочь ребёнку в приготовлении уроков.

ü Важность общения. Цена слова.

3 класс

ü Воспитание дисциплины. Поощрение и наказание.

ü Ребёнок и деньги: за и против.

4 класс

ü Переход ученика в среднюю школу.

ü В какой семье я расту?

2. Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения и

причины конфликтов. Учебная деятельность школьников подростков и особенности развития познавательных процессов.

5 класс

ü Психологические особенности периода адаптации. Формы родительской помощи и поддержки.

ü Психолого-педагогический статус пятиклассника.

ü Мотивы плохого поведения.

6 класс

ü Влияние телевидения на психику ребёнка. Дети и компьютер.

ü Близкие человеку люди.

7 класс

ü Агрессия. Её причины и последствия.

ü Как научить ребёнка заботиться о собственной безопасности.

8 класс

ü Типичные конфликтные ситуации с ребёнком и пути их преодоления.

ü Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности.

 

3. Проблема профессионального самоопределения в ранней юности.

Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов

старшеклассников.

9 класс

ü Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.

ü Профессиональное самоопределение подростков.

10 класс

ü Детско-родительские отношения.

ü Толерантность – часть нравственной культуры человека.

11 класс

ü Ваш ребёнок – выпускник.

 

4. Мотивы учения на разных возрастных этапах.

Примечание: работа с родителями первоклассников и пятиклассников строится в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения учащихся в адаптационный период.

 

На заключительном этапе может быть проведена контрольная диагностика с целью выявления изменений в поведении и эмоциональной сфере родителей и их детей.

 

Исходя из рекомендованных выше тематических направлений групповых дискуссий с родителями, мы сочли возможным представить в качестве образца тематические занятия по снижению уровня агрессивности «Я владею собой».

Занятие 1

Тема: Гнев и обида

Цель занятия: Помочь участникам узнать, насколько они обидчивы; научить справляться с обидой и прощать обидчика; осознать свои поступки, которые обижают других.

 

Мини – лекция «Обида и как с ней справиться»

Цель: Рассказать, что такое обида и как она возникает; дать участникам тренинга практические советы как справиться с обидой и простить обидчика.

Время проведения: 5 минут

Материалы: Памятки «Как справиться с обидой» (по количеству участников)

Обида — это смесь агрессии, обращенной внутрь и вовне. Самый мучительный компонент любой обиды, когда, что называется, зацепило — это когда ты понимаешь, что обидчик-то прав. И чем сильнее этот компонент — тем сильнее и обида. Грубо говоря, обижают не нас, обижаем мы себя сами. Обижаем тем, что бессознательно соглашаемся с каким-то условно-нехорошим поступком (или суждением) в свой адрес.

Чем меньше в обиде компонент агрессии, обращенной вовнутрь, тем в меньшей степени это — обида, и тем в большей — именно агрессия, явное и подавленное желание «дать сдачи».

После перенесенной обиды нужно обязательно провести «беседу с собой» по примерно такому плану:

ü Почему это со мной случилось?

ü Действительно ли я заслуживаю подобного?

ü Могу ли я как-то исправить ситуацию?

ü Какие уроки я должен при этом извлечь?

ü Согласен ли я простить обидчиков?

ü Хочу ли я помнить о своей обиде всю жизнь? Стоит ли она этого?

Последний вопрос при всей своей кажущейся риторичности достаточно важен, потому что ни одна обида не стоит того, чтобы помнить о ней всю жизнь.

Но если я не согласен отравлять обидой годы своего существования, почему я должен отравлять свои ближайшие дни и недели?

Каждый раз, подводя себя к такому выводу, вы подготавливаете почву для того, чтобы расстаться с обидой навсегда.

Старайтесь подвести себя к возможности простить и забыть. Не сомневайтесь – это проще и выигрышнее, чем лелеять в душе зловредную Обиду и, тем более, вынашивать монстра – Месть.

Обсуждение ситуации:

Цель: Подвести участников к тому, что необходимо научиться прощать. Что прощение может быть освобождением от обиды и отрицательных эмоций.

Время проведения: 20 минут

Для примера предлагается обсудить конфликтную ситуацию, сложившуюся в одной семье.

Дочь поделилась с матерью с тем, что ей очень нравится мальчик, живущий в соседнем подъезде, но он не обращает на нее никакого внимания. Мать обещала об этом никому не рассказывать. Сама же поведала обо всем отцу, который начал подшучивать над дочерью и осуждать ее выбор. Брат же, поняв в чем дело, обещал рассказать все этому парню. После этого девочка назвала мать предательницей, стала огрызаться на реплики отца, поругалась с братом, замкнулась в себе.

ü Как разрешить сложившуюся ситуацию?

ü Как членам семьи начать разговор о прощении?

ü Кто должен первым сделать шаг навстречу?

ü Всегда ли любой человеческий поступок можно простить?

ü Что же означает для вас слово «простить»?

На листе ватмана записываются определения слова «простить», данные участниками тренинга: (перестать винить другого человека, не упрекать человека за нанесенную обиду, не ждать, пока другой исправит ошибку и первым придет мириться, вернуть и себе, и другому чувство уверенности в себе и т. п.)

 

 

Занятие 2

Мини – лекция: Чувство гнева и агрессивное поведение.

Стили поведения человека в гневе

Цель занятия: Осознать разрушительную и созидательную силу гнева; раскрыть понятия «чувство гнева» и «агрессивное поведение», понять различие в последствиях.

2.1. Упражнение «Агрессивное поведение»

Цель: Разобраться в том, что называется агрессивным поведением; оценить свое собственное агрессивное поведение и исследовать чужое агрессивное поведение.

Время проведения: 15 минут

Материалы: листы бумаги, карандаши, (по количеству участников)

Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: «Да, он действительно агрессивный». Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д.

Возьмите еще одному листу бумаги, разделите его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие проявляют агрессию по отношению к Вам. Справа запиши, как Вы сами проявляете агрессию по отношению к другим людям, к ребенку.

(Затем каждый участник зачитывает свои записи.)

Обсуждение:

Время проведения: 5 минут.

ü Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?

ü Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?

ü Как ведет себя жертва агрессии?

ü Как становятся жертвой? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?

ü В чем проявляется равноправие между детьми?

ü Как бы ты описал свое собственное поведение?

Занятие 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.54 (0.013 с.)