Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «профессии на транспорте. Звук и буква и»

Поиск

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представления о необходимости и пользе труда взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Уточнение и расширение словаря по теме (шофер, водитель, летчик, капитан, машинист, работать, водить, управлять, сигналить, внимательный, трудный, ответственный). Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных в винительном падеже). Формирование умения находить буквы А, У, О среди других букв алфавита. Воспитание навыка чтения (слияние гласных).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики, слухового внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитание желания совершать совместные трудовые действия, приносить пользу окружающим.

Оборудование. Картина «Профессии»[33], предметные картинки по теме, тетрадь №2 по числу детей, контейнер с карандашами, картинки с изображением общественного транспорта для организационного момента, магнитная доска, разные буквы для магнитной доски.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Шофер», организация сюжетно-ролевой игры «На улице города», знакомство с профессией шофера и действиями, которые он совершает, чтение стихотворений В. Степанова «Шофер», «Водитель троллейбуса», «Пилот».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт». Развитие фонематического восприятия (выделение звука [а] в начале слова).]

Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними, предлагает встать около стульчиков.

Логопед. Посмотрите на свои картинки. Назовите их.

1-й ребенок. Поезд.

2-й ребенок. Трамвай.

3-й ребенок. Автобус.

4-й ребенок. Автомобиль.

Логопед. Подумайте, какие из этих слов начинаются со звука [а].

Дети. Автобус, автомобиль.

Логопед. Правильно! Садитесь.

2. Рассматривание картинки. Беседа по ней. [Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии на транспорте».]

Логопед помещает на наборное полотно картинку и организует беседу по ней.

Логопед. Что вы видите на картинке?

Дети. Трамвай, автобус, поезд.

Логопед. Вспомните, кто водит автобус. Начните ответ со слова «автобус».

Дети. Автобус водит шофер.

Логопед. Правильно. Шофер водит автобус, управляет автобусом. На картинке вам хорошо виден шофер. Что он держит в руках?

Дети. Он держит руль.

Логопед. Можно сказать, что шофер крутит руль, рулит. Он должен быть очень внимательным, чтобы не нарушить правила дорожного движения. У шофера трудная и ответственная работа. Он отвечает за жизнь своих пассажиров. Послушайте стихотворе­ние о работе шофера.

Шуршат по дорогам

Веселые шины,

Спешат по дорогам

Машины, машины...

А в кузове — важные,

Срочные грузы...

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна!

К. Чолиев

А кто водит трамвай? Начните ответ со слова «трамвай».

Дети. Трамвай водит водитель.

Логопед. Верно. Водитель управляет трамваем, ведет его по рельсам. У него такая же трудная, нужная и ответственная работа, как и у шофера. Он тоже отвечает за жизнь своих пассажиров. Послушайте стихотворение.

По городу трамваи, троллейбусы идут,

Их по своим маршрутам водители ведут.

Спешишь ли в гости к другу иль в школу на урок,

Они без опоздания тебя доставят в срок.

В. Нищев

Теперь посмотрите на поезд. Кто его ведет? Начните ответ со слова «поезд».

Дети. Поезд ведет машинист.

Логопед. Правильно. И днем, и ночью, и в жару, и в метель, через леса и пустыни ведут поезда по рельсам машинисты. Они везут пассажиров и грузы. У них очень трудная и нужная работа.

Зеленые вагоны

На солнышке горят.

В кабине застекленной

Сидит мой старший брат.

Со свистом поезд мчится.

Не может опоздать.

Я стану машинистом!

А ты кем хочешь стать?

Мы с вами познакомились с тремя профессиями. Вы запомнили их названия?

Дети. Шофер, водитель, машинист. Логопед. Какая у них работа? Дети. Трудная, нужная.

3. Игра «Четвертый лишний». [Развитие зрительного внимания.] Логопед помещает на наборное полотно предметные картинки.

Логопед. Назовите профессии людей на картинках.

Дети. Шофер, машинист, продавец, водитель.

Логопед. Кто из них лишний и почему?

Дети. Лишний продавец. Он работает в магазине.

Логопед. Верно, а все остальные работают на транспорте.

4. Подвижная игра «Шофер». [Координация речи с движением.] Логопед приглашает детей поиграть на ковре.

Качу, лечу Во весь опор. Я сам — шофер И сам — мотор. Бегут по кругу и крутят воображаемый руль.
Нажимаю на педаль — И машина мчится вдаль, Останавливаются, нажимают правой ногой на воображаемую педаль и бегут в противоположную сторону

5. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.] Логопед приглашает детей к столу, раздает им открытые на с. 7 тетради, карандаши.

Логопед. Что вы видите на странице справа?

Дети. Это ключ.

Логопед. Верно. Это гаечный ключ. Он нужен шоферу. Послушайте стихотворение.

Этот ключ не от ворот,

Не скрипичный ключ для нот,

Он не бьет из-под земли —

В мастерской его нашли.

В. Нищев

А теперь возьмите простой карандаш и обведите гаечный ключ по контуру.

Дети выполняют задание, логопед следит за постановкой руки и за посадкой детей.

6. Упражнения «Насос» и «Комарик». [Формирование правильного артикуляционного уклада свистящих звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, проверяет, как они сели.

Логопед. Давайте вспомним упражнение «Насос». Помните, что звук у нашего насоса должен быть чистым. Правильно поставьте «мостик» за нижние зубы, разведите губы в улыбку. Покажите мне, как работает насос.

Дети. С-с-с...

Логопед. Теперь вспомним упражнение «Комарики». Снова правильно поставьте «мостик» за нижние зубы, разведите губы в улыбку. Помните, что комарик звенит очень звонко. Покажите мне, как звенит комарик.

Дети. З-з-з...

Каждое упражнение выполняется по 3 раза.

7. Дыхательная гимнастика. Упражнение №6. (Повторение, см. с. 393.) [Развитие речевого дыхания.]

8. Упражнение «Найди букву». [Развитие зрительного восприятия. Совершенствование навыка чтения.]

Логопед приглашает детей к магнитной доске, на которой находятся знакомые и незнакомые им буквы.

Логопед. Посмотрите, как много букв перед вами. Некоторые из них вам еще незнакомы, другие вы уже знаете. Сейчас каждый из вас выберет по моему заданию по две буквы. Например, Вадик возьмет буквы У, А.

Аналогичные задания получают все дети.

Логопед. Теперь положите буквы перед собой в таком порядке, как вы хотите, и прочитайте, что у вас получилось.

Дети читают слияния гласных.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает буквы.

Логопед. А теперь расскажите мне, о ком мы сегодня беседовали на занятии. О ком я вам рассказала?

Дети. О шофере, водителе, машинисте.

Логопед. Какая у них работа?

Дети. Интересная, трудная, нужная.

Логопед. И очень ответственная. Верно. А чем вы занима­лись сегодня?

Дети. Читали, рисовали, играли в шофера, рассматривали картину.

Логопед. Вы были внимательными и очень старались. Похлопайте себе!

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии на транспорте». Ознакомление с буквой И. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита. Совершенствование навыка чтения (слияния гласных).

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, фонематических представлений, воспитание мягкого голосоначала речи на материале гласного звука [и], развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности.

Оборудование. Игрушечная лошадка, палочки, пластмассовые объемные буквы, ведерко, «Мой букварь» и тетрадь №3 по числу детей, простые и цветные карандаши.

Предварительная работа. Заучивание двустишия на букву И из книги «Мой букварь».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие фонематических представлений.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие.

Логопед. Встаньте около стульчиков, опустите руки, выпрямите спину. Давайте улыбнемся друг другу. Я разрешу сесть тому, кто вспомнит слово на звук [и].

1-й ребенок. Игры. (Садится.)

2-й ребенок. Искра. (Садится.)

3-й ребенок. Ива. (Садится.)

4-й ребенок. Ира. (Садится.)

2. Упражнение «Лесенка». [Воспитание мягкого голосоначала речи на материале гласного звука [и]. Закрепление знаний о гласном звуке [и].]

Логопед ставит на стол игрушечную лошадку.

Логопед. Сегодня к нам на занятие прискакала ваша знакомая лошадка. Помните, какой звук она умеет петь?

Дети. Звук [и].

Логопед. Давайте вместе с лошадкой споем звук [и], как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается по ле­сенке.

Дети поют звук [и], повышая и понижая тон.

Логопед убирает лошадку.

Логопед. Вспомните, что вы знаете о звуке [и].

Дети. Он гласный. Его можно петь.

Логопед. Верно. И мы обозначаем его красным кружком. Сегодня мы с вами познакомимся с буквой И, которая обозначает гласный звук [и].

3. Знакомство с буквой И. [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Формирование навыка чтения.]

Логопед помещает на магнитную доску объемную букву И.

Логопед. Посмотрите на букву И. Из скольких палочек она состоит?

Дети. Из трех.

Логопед. Какие это палочки?

Дети. Две длинных и одна короткая.

Логопед. Обратите внимание на то, что короткая палочка расположена между длинными и идет слева направо снизу вверх.

Логопед раздает детям контейнеры с палочками.

Логопед. Сложите букву И из палочек. Кстати, а почему я дала вам палочки красного цвета?

Дети. Буква И — гласная.

Логопед. Правильно! Гласная буква И обозначает гласный звук [и]. Молодцы! Вы сложили букву И, а теперь уберите палочки в контейнеры.

Логопед убирает контейнеры и раздает детям открытые на с. 12 буквари.

Логопед. Посмотрите на буквы И, и в левом верхнем углу страницы. Одна из них большая, а другая маленькая. Они красного цвета, под ними нарисован красный кружок, который обозначает гласный звук [и].

4. Упражнение «Слушайте внимательно». [Развитие фонематического восприятия.]

Логопед. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое написано рядом с буквами И, и, а вы рассмотрите картинку.

Ира с Игорем играли,

Все игрушки разбросали.

Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [и]?

Дети. Ира, Игорь, играли, игрушки.

Логопед. Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [и].

5. Упражнение «Найди картинки». [Развитие зрительного восприятия, внимания, фонематических представлений.]

(Логопед показывает каждому ребенку картинку, по которой будет проводиться работа, так как дети еще плохо ориентируются в книге.)

Логопед. А теперь на картинке в нижней части страницы давайте найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука.

Дети. Ива, игры.

Логопед. Посмотрите на куст цветов слева от скамейки. Это ирисы. Повторите это слово.

Дети. Ирисы.

Логопед. С какого звука начинается это слово?

Дети. Со звука [и].

Логопед. Посмотрите на девочку на скамейке. Ее зовут Инна. С какого звука начинается ее имя?

Дети. Со звука [и].

Логопед. Под картинкой написаны слова «Инна», «ива», «ирис», «игры». Покажите новую букву в этих словах.

Дети показывают буквы в книге.

6. Упражнение «Давайте почитаем». [Формирование навыка чтения.]

Логопед. Теперь давайте почитаем. На соседней странице в рамке из голубых кружков написано то, что мы будем читать.

Дети сначала хором, а потом по одному читают слияния гласных: иа, аи, иу, уи, ио, ои.

7. Упражнение «Соедини картинки и буквы». [Развитие зрительного внимания, фонематических представлений.]

Логопед раздает детям простые карандаши.

Логопед. Вы отлично читали. Теперь возьмите простые карандаши. В нижней части страницы вы видите картинки. Надо соединить каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название. Расскажите, как вы соединяете картинки с буквами.

1-й ребенок. Ослик — с буквой О.

2-й ребенок. Арбуз — с буквой А.

3-й ребенок. Удочку — с буквой У.

4-й ребенок. Индюка — с буквой И.

Логопед. А окуня?

Дети. С буквой О.

Логопед. Верно.

Дети выполняют задание, логопед следит за тем, как они соединяют рисунки с буквами.

Логопед. Закройте буквари. Давайте пойдем на коврик и немного отдохнем и поиграем. (Убирает со стола буквари.)

8. Физкультурная пауза. Упражнение «Живой конструктор». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.]

Дети выходят на ковер.

Логопед. Я снова хочу предложить вам очень интересное задание «Живой конструктор». Сейчас Настя, Рома и Женя лягут на ковер, а Саша скажет им, как нужно лечь, чтобы сложить большую букву И.

Саша. Настя ляжет слева, а Рома ляжет справа.

Логопед. Они будут изображать длинные палочки.

Саша. А Женя ляжет посередине, наискосок, слева направо и снизу вверх.

Логопед. Он будет изображать перекладину. Какая буква получилась?

Саша. Большая буква И.

Логопед. А теперь все встаньте на ковер, потянитесь на носочках вверх, подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опуститесь на всю ступню, уроните руки, сделайте выдох.

Упражнение выполняется 3—4раза. Логопед рассыпает на ковре пластмассовые буквы.

Логопед. А сейчас быстро соберите в ведерко все буквы И, которые найдете на ковре.

Дети собирают буквы в ведерко.

9. Упражнения «Насос» и «Комарик». (Повторение, см. с. 398.) [Формирование правильного артикуляционного уклада свистя­щих звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, проверяет, как они сели, и напоминает, как правильно выполняются упражнения. Каждое упражнение выполняется по 3—4раза.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения транспорта.

Логопед. Посмотрите, как много транспорта приехало к нам на занятие. Перечислите, какой это транспорт.

1-й ребенок. Автобус.

2-й ребенок. Трамвай.

3-й ребенок. Поезд.

4-й ребенок. Самолет.

Логопед. А кто управляет этим транспортом? (Показывает указкой людей, управляющих транспортом.)

1-й ребенок. Шофер.

2-й ребенок. Водитель.

3-й ребенок. Машинист.

4-й ребенок. Летчик.

Логопед. Верно. А кто приехал к нам на транспорте?

Дети. Пассажиры.

Логопед. Правильно. Имена пассажиров начинаются со звука [и]. Как зовут пассажиров?

1-й ребенок. Ира.

2-й ребенок. Игорь.

3-й ребенок. Инна.

4-й ребенок. Инга.

Логопед. Какая буква обозначает звук [и]? Дети. Гласная буква И.

Логопед. Вы отлично занимались сегодня и правильно выполняли все мои задания! Похлопайте себе.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии на транспорте». Совершенствование навыка чтения слияний гласных с пройденными буквами, грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, общей, тонкой и артикуляционной моторики. Совершенствование координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности.

Оборудование. Контейнер с машинками, тетрадь №2 по числу детей, простые и цветные карандаши, маленькие пластиковые бутылочки, игрушечный поезд из четырех вагончиков, пластмассовые буквы, разноцветные фишки, 4 плоскостных изображения яхты.

Предварительная работа. Чтение слияний гласных с пройденными буквами, повторение игры «Самолет».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Уточнение и активизация словаря по теме. Развитие связной речи, повторение за логопедом рассказа из двух предложений.]

Логопед встречает детей у входа в кабинет, здоровается с ними и предлагает выбрать по одной игрушке из контейнера.

Логопед. Проходите к столику, садитесь и расскажите, какую машинку вы выбрали, кто ею управляет, кто ее водит. Послушайте, как я это сделаю. Это трамвай. Им управляет водитель.

1-й ребенок. Это самолет. Им управляет летчик.

2-й ребенок. Это автобус. Его водит шофер.

3-й ребенок. Это катер. Им управляет капитан.

4-й ребенок. Это поезд. Его водит машинист.

Логопед. Молодцы! Садитесь. Вы очень хорошо выполнили задание.

2. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед раздает детям открытые на с. 8 тетради и простые карандаши.

Логопед. Что нарисовано в тетради на страничке слева?

Дети. Это канистра.

Логопед. Для чего шоферу нужна канистра?

Дети. Для бензина.

Логопед.

Настоящая машина

Не поедет без бензина.

Вот канистра для бензина,

Чтоб поехала машина.

Возьмите простой карандаш и обведите канистру по точкам. Потом можете раскрасить ее любым карандашом.

Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью посадки.

Логопед. Расскажите, какие канистры у вас получились. Старайтесь отвечать по-разному: «У меня получилась...», «Я раскрасил...», «Моя канистра...»

1-й ребенок. У меня красная канистра.

2-й ребенок. Ау меня — зеленая.

3-й ребенок. Я раскрасил канистру в синий цвет.

4-й ребенок. Моя канистра желтая.

Логопед. Вы аккуратно раскрасили канистры и очень хорошо рассказали о них. Закройте тетради.

3. Упражнение «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха.]

Логопед убирает со стола тетради и карандаши.

Логопед. А теперь проверим, умеете ли вы внимательно слушать. Поиграем в игру «Кто лишний?» Слушайте внимательно и думайте, какая из названных профессий лишняя и почему: шофер, продавец, летчик, машинист.

Дети. Лишний продавец. Он не управляет машинами. Он работает в магазине.

Логопед. Верно. Вы все правильно объяснили. Слушайте следующее задание: машинист, водитель, капитан, шофер. Вспомните, каким транспортом они управляют, где передвигается этот транспорт.

Дети. Лишний капитан. Он водит катер. Катер плавает по морю. А поезд, трамвай и машина едут по земле.

Логопед. Правильно. Молодцы! Мне понравились ваши объяснения.

4. Подвижная игра «Самолет». [Развитие ловкости, подвижности.]

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает поиграть в игру «Самолет».

Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. Дети бегают по группе, разведя руки в стороны, как крылья самолета.

А. Барто

5. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Пароходы». [Выработка направленной воздушной струи.]

Логопед предлагает детям остаться на ковре, встать в круг и раздает им пластиковые бутылочки.

Логопед. А теперь мы с вами превратимся в капитанов пароходов, но для этого нам нужно научиться давать гудок. Приложите бутылочку к подбородку. Вот так. Сделайте вдох и дуйте в бутылочку, вытянув губы трубочкой, не раздувая щек, чтобы послышался протяжный гудок (рис. 24). Упражнение выполняется 3—4раза.

Рис. 24

6. Игра «Кто больше?» [Развитие фонематических представлений. Подбор слов на заданный звук.]

Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки и вывозит поезд из четырех вагонов, в каждом из которых лежит большая пластмассовая буква.

Логопед. Я машинист и веду поезд, который привез вам знакомые буквы. Выберите все по одной букве. Мальчики, позвольте девочкам выбрать буквы первыми. Назовите буквы, которые вы выбрали.

1-й ребенок. А.

2-й ребенок. О.

3-й ребенок. У.

4-й ребенок. И.

Логопед. Какие это буквы?

Дети. Гласные.

Логопед. Верно. Какие звуки они обозначают?

Дети. Гласные.

Логопед. Сейчас вы будете подбирать слова, начинающиеся со звука, который обозначает ваша буква. За каждое слово вы будете получать фишку. Посмотрим, кто больше фишек наберет.

Проводится игра-соревнование. Логопед оказывает помощь тем детям, которые в ней нуждаются.

Логопед. Вспомните, какие картинки на звук [о] есть у нас в букваре, какие имена детей на звук [о] вы знаете и т.п.

В конце игры подводятся итоги. Нужно показать детям, что проигравших нужно поддержать, сказать, что они обязательно станут победителями в другой раз. Затем логопед предлагает погрузить фишки в вагончики и увозит поезд.

7. Упражнение «Парусная регата». [Совершенствование навыка чтения слияний гласных.]

Логопед приглашает детей к магнитной доске, на которой закреплены изображения четырех яхт. На парусах яхт написаны буквы А, У, О, И.

Логопед. А теперь мы примем участие в парусной регате — соревновании яхт. Вы будете капитанами: станете по очереди двигать яхты парами и читать слияния букв, которые получились.

Каждый ребенок выбирает одну яхту. Дети двигают яхты парами и читают слияния букв: ау, уа, ои, ио, аи...

8. Упражнение «Повтори за мной». [Формирование правильного уклада свистящих звуков. Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, просит их сесть правильно и выполнить упражнение «Насос» (упражнение повторяется 3—4 раза).

Логопед. А теперь посмотрите, как я выполню новое упражнение. Сначала я покажу, как работает насос, а потом произнесу звук [а]. Вот так: ссса... Повторите за мной.

Дети. Ссса...

Упражнение повторяется 3—4раза.

Аналогично отрабатывается произношение звука [с] в слогах «сы, сэ». Логопед следит за тем, чтобы звук [с] произносился протяжно.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось, и оценивает работу каждого ребенка.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии на транспорте». Совершенствование навыков чтения слияний гласных с пройденными буквами; совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, фонематических представлений, общей, тонкой и артикуляционной моторики. Совершенствование координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности.

Оборудование. Контейнер с геометрическими фигурами на магнитах, предметные картинки по теме, картинка с изображением паровозика, мяч.

Предварительная работа. Чтение слияний гласных с пройденными буквами, разучивание стихотворения В. Степанова «Пилот».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение и активизация математического словаря детей.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках, организует приветствие, предлагает детям взять из контейнера по две геометрических фигуры и назвать их.

1-й ребенок. У меня два больших прямоугольника.

2-й ребенок. Я взял маленький прямоугольник и четырехугольник.

3-й ребенок. А я – два круга.

4-й ребенок. У меня тоже два круга.

Логопед. Пройдите к магнитной доске, посмотрите на паровозик, который закреплен на ней. Попробуйте составить такой же паровозик из тех фигур, что есть у вас. Старайтесь работать дружно, не мешать друг другу.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую помощь.

Логопед. Молодцы! Чудесный паровозик (рис. 25). Похлопайте себе! А вы помните, как называется человек, который управляет паровозом?

Дети. Машинист.

2. Игра «Чем управляет?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа).]

Логопед приглашает детей на ковер и берет мяч.

Логопед. Давайте вспомним, кто управляет другим известным вам транспортом. Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос. Вы будете ловить мяч, отвечать на вопрос и возвращать мяч мне. (Бросает мяч первому ребенку.) Шофер управляет... чем?

1-й ребенок. Машиной.

Логопед. Летчик управляет... чем?

2-й ребенок. Самолетом. Логопед. Водитель управляет... чем?

3-й ребенок. Трамваем. Логопед. Капитан управляет... чем?

4-й ребенок. Кораблем.

3. Упражнение «Подскажи словечко». [Развитие мышления, чувства рифмы.]

Логопед приглашает детей за стол и предлагает им сесть на стульчики.

Рис. 25

Логопед. А теперь игра «Подскажи словечко». Слушайте загадку, которую я загадываю, и подсказывайте последнее слово — название профессии.

Завтра утром наша мама

Отправляется в полет.

Потому что наша мама

Называется...

С. Михалков

Дети....Пилот.

Логопед.

На такси и самосвале,

На «пожарной» и на «скорой» —

Вы, конечно, их узнали —

Трудятся весь день...

В. Нищев

Дети....Шоферы.

Логопед.

К своей машине он спешит,

Чтоб завести мотор.

Не любит утром долго спать,

Чуть свет встает...

В. Нищев

Дети....Шофер.

Логопед. Молодцы! Похлопайте себе!

4. Работа в тетради №3. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед раздает детям открытые на с. 8 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Какую букву вы видите на странице справа?

Дети. Это буква И.

Логопед. Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?

Дети. Красным.

Логопед. Почему?

Дети. Это гласная буква.

Логопед. Раскрасьте большую букву красным карандашом, а маленькую сначала обведите, а потом раскрасьте.

Дети выполняют задание, логопед следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.

Логопед. Какие картинки вы видите на этой странице?

Дети. Мы видим индюка и иголки.

Логопед. С какого звука начинаются их названия?

Дети. Со звука [и].

Логопед. Иголки металлические, поэтому мы раскрасим их простым карандашом, а подушечку для иголок вы можете раскрасить так, как хочется. Каким карандашом ты раскрасишь подушечку, Аня?

Аня. Желтым.

Логопед. А вы, мальчики?

2-й ребенок. У меня будет красная подушечка.

3-й ребенок. Ау меня — синяя.

4-й ребенок. Ау меня зеленая.

Логопед. Заканчивайте работу и закрывайте тетради, индюка вы раскрасите вечером с воспитателем.

(Задание на с. 9 лучше выполнять с каждым ребенком индивидуально.)

5. Подвижная игра «Самолет». (Повторение, см. с. 388.)

6. Упражнение «Парусная регата». (Повторение, см. с. 408.) [Совершенствование навыка чтения.]

7. Упражнение «Повтори за мной». (Повторение, см. с. 408.) [Формирование правильного уклада свистящих звуков. Автоматизация звука [с] в открытых слогах.]

8. Хоровое проговаривание стихотворения «Пилот». [Работа над ясной шепотной речью.]

Логопед приглашает детей к столу, предлагает сесть на стульчики.

Логопед. Вы выучили стихотворение «Пилот». Давайте вспомним его и расскажем все вместе.

Дети.

В небо синее пилот

Поднимает самолет

И летит за облаками

Над горами и лесами.

Логопед. Очень хорошо. А теперь давайте попробуем рассказать это же стихотворение очень тихо, шепотом. Послушайте, как это сделаю я. Внимательно смотрите на мои губы. Обратите внимание на то, как активно я двигаю губами.

Логопед рассказывает стихотворение шепотом, активно артикулируя и привлекая внимание детей к своим губам. Затем дети рассказывают стихотворение вместе с логопедом.

9. Окончание занятия. [Подведение итогов.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, какие задания выполняли. Можно задать детям вопросы:

— Вы запомнили, кто работает на транспорте?

— Какая работа у этих людей?

— Что они перевозят?

— Кого они перевозят?

Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.


[1] См.: Круглый год. Демонстрационные картины. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

[2] См.: Круглый год. Серия демонстрационных картин. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

[3] Там же.

[4] См.: Дошкольная педагогика. — СПб., 2005, №6.

[5] Нравственную оценку поступка мальчика можно попросить сделать воспитателя в беседе с детьми в свободное время.

[6] См.: Нищева Н.В. Зимующие птицы. Книжка-раскраска. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС

[7] См.: Мир природы. Животные. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

[8] См.: Агранович 3.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

[9] См.: Дошкольная педагогика. —2005, №3.

[10] См.: Нищева Н. В. Комнатные растения. Книжка-раскраска. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

[11] См.: Нищева Н. В. Играйка-2. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

[12] См.: Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Домашняя тетрадь. Средняя группа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

[13] См.: Нищева Н. В. Играйка-2. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

[14] См.: Дошкольная педагогика. — 2005, №6.

[15] См.: НищеваН. В. Играйка-2. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

[16] См.: НищеваН. В. Зимующие птицы. Книжка-раскраска. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004

[17] См.: Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

[18] См.: В мире живой природы. Животные. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

[19] См.: Нищева Н. В. Домашние птицы. Книжка-раскраска. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

[20] См.: Нищева Н. В. Играйка-собирайка. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

[21] См.: Нищева Н. В. Любимые сказки. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

[22] См.: Нищева Н. В. Домашние животные. Книжка-раскраска. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

[23] См.: Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

[24] См.: Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

[25] см.: Нищева Н.В. Дикие животные. Книжка-раскраска. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004

[26] См.: Нищева Н.В. Играйка-5. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

[27] см. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь. — СПб.,2004.

[28] См.: Нищева Н.В. Мой букварь. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

[29] См.: Нищева Н.В. Тетрадь для средней логопедической группы детского сада №3. — СПб., 2004.

[30] См.: Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь. — СПб., 2004.

[31] См.: Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь. — СПб., 2004.

[32] Основную работу по произнесению слов различной слоговой структуры и предложений с ними логопед проводит во время индивидуальных занятий с ребенком.

[33] См.: Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь. — СПб., 2004.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.014 с.)