Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема «профессии. Продавец. Звук и буква а»Содержание книги Поиск на нашем сайте
Занятие 1 Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Уточнение и расширение словаря по теме (работать, продавать, покупать, отпускать, продавец, покупатель, магазин, весы). Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных в винительном падеже). Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики, слухового внимания. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, желания совершать совместные трудовые действия, приносить пользу окружающим. Оборудование. Картина «В магазине»[27], плоскостные фигурки для игр «В универмаге» и «Помоги аисту», тетрадь №2 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, картинки для организационного момента. Предварительная работа. Разучивание диалога «Веселый магазин», экскурсия с родителями в магазин, знакомство с профессией продавца и действиями, которые он совершает; рассматривание весов и кассового аппарата, чтение книги А. Кардашова «Простые волшебники», рассматривание иллюстраций к ней, беседа по ней. Ход занятия 1. Организационный момент. [Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии».] Логопед приглашает детей в кабинет и организует приветствие. Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением людей разных профессий. Логопед. Кого вы видите на картинах? Что они делают? Расскажите. Послушайте, как это сделаю я. Это врач (показывает картинку с изображением врача]. Он лечит детей. 1-й ребенок. Это продавец. Он продает игрушки. (Садится.) 2-й ребенок. Это воспитатель. Он читает книгу детям. (Садится.) 3-й ребенок. Это дворник. Он подметает дорожку. (Садится.) 4-й ребенок. Это повар. Он варит суп. (Садится.) Логопед. Вы правильно назвали профессии людей на картинках. Сегодня мы с вами и поговорим о профессиях. Вы знаете, для чего люди работают? Они приносят пользу своим трудом, делают жизнь интересной и красивой. 2. Рассматривание картинки «В магазине». Беседа по ней. [Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие диалогической речи.] Логопед собирает картинки и помещает на наборное полотно картинку «В магазине». Логопед. Вчера вы ходили с родителями в магазин и видели, как работает продавец, что он делает. Посмотрите на картинку, вспомните, что вы видели вчера, и ответьте на мои вопросы. Кто это? Дети. Это продавец. Логопед. Где он работает? Дети. Он работает в магазине. Логопед. Что он делает? Дети. Продает овощи и фрукты. Логопед. Что стоит перед ним? Дети. Это весы. Логопед. Продавец взвешивает капусту на весах и отпускает товар покупателям. 3. Игра «В универмаге». [Развитие речевого слуха.] Логопед убирает картинку и достает игру «В универмаге». Логопед. А теперь мы поиграем в игру «В универмаге». Посмотрите на магнитную доску. За покупками пришли осел, козел, кошка и белка. Вы должны запомнить, что каждый из них покупает предметы определенного цвета. Сейчас вы должны будете угадать, какой цвет выбрал каждый из зверей. Логопед читает стихотворение и выставляет рядами плоскостные изображения покупок, которые сделали звери. В универмаге встретил я Осла, козу и кошку. Они купили красный мяч И желтую гармошку. Зайдя в другой, увидел я Осла, козу и белку. Они купили красный плащ И белую тарелку. Зашел я в третий, встретил там Опять осла и кошку. Они купили в этот раз Лишь желтую матрешку. Мне срочно нужен твой совет, Задумайся немножко. Скажи, какой любимый цвет У белки и у кошки. И кто не сделал ни одной Покупки в магазинах, Поскольку не было, увы, Товаров ярко-синих. Н. Разговоров Можете вы сказать, предметы какого цвета покупала кошка? Дети. Желтые. Логопед. А белка? Дети. Белые. Логопед. А кто не купил ни одного предмета? Дети. Осел. Логопед. Какие же предметы покупала коза? Дети. Красные. Логопед. Молодцы! У вас очень хорошо получилось! Похлопайте себе! И давайте пойдем на ковер и немного поиграем. 4. Подвижная игра «Снежная баба». (Повторение, см. с. 197.) [Развитие общей моторики, координации речи с движением.] 5. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.] Логопед приглашает детей к столу, раздает им открытые на с. 2 тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами. Логопед. Что вы видите на картинке в тетради? Дети. Это весы. Логопед. Для чего они нужны? Дети. На них взвешивают продукты. Логопед. Обведите весы по точкам простым карандашом, а потом раскрасьте их в тот цвет, который вам больше нравится. Расскажите, какие у вас весы. Постарайтесь рассказывать по-разному. Например: «У меня.., я раскрасил.., я взял...» 1-й ребенок. У меня красные весы. 2-й ребенок. Ау меня зеленые весы. 3-й ребенок. Я раскрасила весы в синий цвет. 4-й ребенок. Я взяла желтый карандаш и раскрасила весы. Логопед. Теперь обведите гири и раскрасьте их черным карандашом. А вечером, после дневного сна, подумайте, что вы хотите взвесить на этих весах, и нарисуйте. 6. Диалог «Веселый магазин». [Развитие просодической стороны речи.] Логопед приглашает детей на коврик. Логопед. А сейчас давайте повторим стихотворение «Веселый магазин», которое вы выучили с воспитателем. Настя будет продавцом, Рома будет крокодилом, Саша будет говорить сразу за двух бобров, а Даша будет автором. Помните, что сначала вопросы задает крокодил. Он должен говорить грубым, низким голосом. Бобры задают вопросы веселыми голосами. А вот продавец у нас сердитый и недовольный. 1-й ребенок. Открываем магазин, Продаем продукты. Покупает крокодил Овощи и фрукты. 2-йребенок. Сколько стоит кабачок? 3-й ребенок. Кабачок? Пятачок. 2-й ребенок. Дайте два пятачка. 3-й ребенок. Дайте два кабачка. 1-й ребенок. В магазин пришли с работы Покупатели-еноты Покупать у продавца Два соленых огурца. Говорит продавец: 3-й ребенок. Две копейки — огурец! 4-й ребенок. Дайте нам по огурцу! 3-й ребенок. Заплатите продавцу! 7. Специальная артикуляционная гимнастика. [Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков.] Логопед приглашает детей к зеркалу и напоминает, как нужно правильно сесть. Логопед. Давайте вспомним, как мы делаем упражнение «Лопата». Положите мягкий язычок на нижнюю губу. Каждому из вас я прикреплю к языку кусочек тонкой бумаги. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на язык так, чтобы бумажка улетела. Упражнение проводится 2—3 раза. Логопед. Теперь давайте вспомним, как делается упражнение «Мостик». Выгорбите язычок и упритесь его кончиком в нижние зубы. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «мостик» так, как вы только что дули на язык, чтобы сдуть бумажку. Упражнение проводится 2—3раза. Логопед. И наконец сделаем упражнение «Заборчик». Закройте «мостик» зубами. Не сжимайте зубы, чтобы между ними осталась узкая щель. По моей команде вы опять подуете на язычок, как делали это только что. Упражнение проводится 2—3 раза. 8. Игра «Помоги аисту». [Развитие фонематических представлений.] Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения аиста и прилавка с продуктами. Логопед. Давайте поможем аисту, который пришел в магазин купить продукты, названия которых начинаются со звука [а]. Дети. Ананас, арбуз, абрикосы, апельсины. Логопед. Молодцы. Аист благодарит вас за помощь. 9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, о какой профессии они говорили на занятии, где работает продавец, что он делает. Дети рассказывают, какие игры и упражнения им понравились. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка. Занятие 2 Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о белом цвете, о зиме и ее признаках. Совершенствование грамматического строя речи (обучение использованию прилагательного «белый» в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже). Развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыка счета в пределах пяти). Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного и слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения. Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование коммуникативных навыков. Оборудование. Контейнер для карточек, карточки с изображениями снежинок, коврограф, плоскостные изображения девочки, белой шубки с капюшоном, белых сапожек, белого кота, снеговика, заснеженного дерева, дома со снежной шапкой на крыше, снежинок, конверты для игры «Кто быстрее?», магнитофон, кассета с записью любой спокойной инструментальной музыки, игрушки для выполнения артикуляционной гимнастики, белая ткань. Предварительная работа. Знакомство с белым цветом, разучивание подвижного упражнения. «Снежная баба». Ход занятия 1. Организационный момент. [Развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыка счета в пределах пяти). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных и прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).] Логопед встречает детей с контейнером в руках. В контейнере лежат карточки с изображениями снежинок. Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в очередное путешествие и вместе с Аришкой побываем в зимней «Белой сказке». Чтобы попасть в сказку, вы должны выполнить задание. Возьмите карточки и пройдите на ковер. Дети с карточками в руках проходят на ковер. Логопед. Посмотрите на свои карточки. Скажите, что вы видите на них? Дети. Снежинки. Логопед. Сколько белых снежинок у каждого из вас? 1-й ребенок. У меня три белых снежинки. 2-й ребенок. Ау меня пять белых снежинок. 3-й ребенок. У меня четыре белых снежинки. 4-й ребенок. Ау меня одна белая снежинка. Логопед. Вот мы и попали в «Белую сказку». Садитесь на ковер поудобнее и слушайте. 2. Чтение логопедом «Белой сказки». [Развитие речевого слуха, зрительного внимания.] Логопед выразительно рассказывает сказку, иллюстрируя ее с помощью плоскостных изображений на коврографе. Таким образом на коврографе появляется сюжетная картинка. В центре ее находится плоскостное изображение девочки в белой шубке и белых сапожках. Справа от нее снеговик, а слева — белый кот. На заднем плане дом с крышей, покрытой снегом, и заснеженное дерево. По всему коврографу разбросаны плоскостные изображения снежинок. Белая сказка Утром Аришка проснулась и увидела, что в комнате необыкновенно светло. Она подбежала к окну и ахнула. За окном все было белым-бело. Ночью выпал первый снег и покрасил все вокруг в белый цвет. Аришка быстро оделась и побежала во двор. Ей показалось, что она попала в белую сказку. Белый ковер лежал на земле, деревья нахлобучили пушистые белые шапки, белыми платками покрылись крыши домов, в воздухе кружились белые снежинки, а посреди двора на белом снегу сидел большой белый кот. — Доброе утро! — неожиданно сказал кот. — Здравствуй! Как тебя зовут? — удивленно спросила девочка. — Снежок, — ответил кот. — Скажи, Снежок, почему сегодня все такое белое! — опять спросила Аришка. — Потому что пришла зима,— сказал кот. — Значит, зима — белое время года,— протянула Аришка. — Конечно,— сказал кот и пошел к дому. А Аришка стала лепить из белого снега большого белого снеговика. Логопед накрывает коврограф белой тканью и предлагает детям подняться. 3. Подвижная игра «Снежная баба». (Повторение, см. с. 261.) [Координация речи с движением, общей моторики, умение ходить но кругу в общем для всех темпе. Развитие плавности, напевности речи.] Логопед предлагает детям образовать круг, произносить слова и выполнять движения игры всем вместе. 4. Специальная артикуляционная гимнастика. [Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков.] Логопед приглашает детей к зеркалу и напоминает, как нужно правильно сесть. В качестве зрительной опоры используются мягкие игрушки. Логопед. Давайте вспомним, как мы делаем упражнение «Лопата». Сегодня нам поможет сделать его Жучка. Положите мягкий язычок на нижнюю губу, как это делает Жучка. А теперь каждому из вас я прикреплю к языку кусочек тонкой бумаги. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на язык так, чтобы бумажка улетела. Упражнение проводится 2 — 3 раза. Логопед. Теперь давайте вспомним, как делается упражнение «Мостик». Нам поможет сделать его белый кот из сказки. Посмотрите, как он выгорбил спину. Выгорбите язычок так же и упритесь его кончиком в нижние зубы. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «мостик» так, как вы только что дули на язык, чтобы сдуть бумажку. Упражнение проводится 2—3 раза. Логопед. И наконец, сделаем упражнение «Заборчик». Закройте «мостик» зубами. Не сжимайте зубы, чтобы между ними осталась узкая щель. По моей команде вы опять подуете на язычок, как делали это только что. Упражнение проводится 2 — 3 раза. 5. Беседа по «Белой сказке». [Развитие диалогической речи.] Логопед убирает игрушки и вновь приглашает детей к коврографу на ковер. Он снимает ткань с коврографа и организует беседу по сказке. Логопед. Какую сказку я рассказала вам? Дети. «Белую сказку». Логопед. Почему она так называется? Дети. В сказке все белое. Логопед. Перечислите, что в сказке белое. Дети. Белый снег, белые снежинки, белый кот, белая шубка у девочки. Логопед. О чем Аришка спросила белого кота? Дети. Почему все белое. Логопед. Что ответил кот? Дети. Потому что наступила зима. Логопед. Правильно. И девочка поняла, что зима — белое время года. Вы хорошо ответили на мои вопросы, а теперь давайте поиграем так же, как играла Аришка в «Белой сказке». 6. Упражнение «Кто быстрее?» [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики.] Логопед раздает детям конверты, в которых находятся детали для сборки плоскостных изображений снеговиков. Логопед. Каждый из вас должен собрать точно такую же снежную бабу, как Аришка. Достаньте детали из конверта и положите их на ковер перед собой. Сейчас мы посмотрим, кто быстрее всех выполнит задание. Начнете вы поднять его на счет три. Раз, два, три! Дети выполняют задание, логопед подбадривает тех, кто отстает. Логопед. Молодцы! Вы все очень быстро выполнили задание. Но самым ловким и быстрым сегодня был Вадик. Давайте похлопаем ему! А теперь сложите детали, из которых собраны снеговики, обратно в конверты. 7. Релаксация. [Регуляция мышечного тонуса.] Логопед убирает конверты и предлагает детям лечь на ковер так, чтобы не мешать друг другу. Логопед. Снег в нашей сказке не холодный, потому на нем можно полежать, как на перинке. Представьте, что ваше тело стало легким, как снежинка. Закройте глаза. Отдохните, послушайте волшебную музыку и стихи. Дети лежат на ковре. Логопед включает магнитофон. Тихо звучит спокойная инструментальная музыка, логопед негромко читает стихи. Логопед. Утром кот принес на лапах Белый снег, белый снег. Он имеет вкус и запах Белый снег, белый снег. Он кружится легкий, новый У ребят над головой. Он успел платок пуховый Расстелить над головой. Он улегся вдоль забора, Прикорнул на фонаре, Значит, скоро, очень скоро Полетят салазки с горок. Значит, снова можно будет Строить крепость во дворе. Я. Яким Открывайте глаза. Потянитесь лежа. Медленно садитесь. Потянитесь. Медленно вставайте. Потянитесь. Глубоко вдохните. Уроните руки. Выдохните. Дети выполняют все, что им предлагает сделать логопед. Так он постепенно выводит детей из состояния релаксации. 8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, о чем беседовали, что им особенно понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка. Занятие 3 Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии». Знакомство с буквой А, формирование умения находить ее среди других букв алфавита. Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения. Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности. Оборудование. Палочки, пластилин, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь»[28] и тетрадь №3[29] по числу детей, контейнер с цветными карандашами. Предварительная работа. Заучивание двустишия на букву А из книги «Мой букварь», подбор имен на звук [а], заучивание словосочетаний, необходимых для игры в магазин. Ход занятия 1. Организационный момент. [Развитие зрительного восприятия. Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии».] Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, дети встают около стульчиков. Логопед. Посмотрите на наборное полотно. На нем много картинок. Вы должны назвать только те предметы, которые нужны для работы продавцу. Начинайте свой ответ словами «продавцу нужны...» 1-й ребенок. Продавцу нужны весы. 2-й ребенок. Продавцу нужны гири. 3-й ребенок. Продавцу нужен прилавок. 4-й ребенок. Продавцу нужен калькулятор. Логопед. Молодцы, садитесь. Вы правильно выбрали предметы, нужные продавцу для работы. А сегодня мы с вами не только поговорим о профессии продавца, но и познакомимся с буквой А. 2. Рассказывание двустишья. [Развитие фонематического слуха.] Логопед раздает детям буквари, раскрытые на с. 5. Логопед. Посмотрите на картинку вверху и вспомните стихотворение, которое вы выучили с воспитателями. Расскажите его все вместе. Дети. Алик с Аллочкой дружил, Алле астры подарил. Логопед. Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [а]? Дети. Алик, Аллочка, Алла, астры. Логопед. Какие еще слова на звук [а] вы помните? Дети. Аист, арбуз, азбука, абрикос. Логопед. Вспомните имена, которые начинаются с этого звука. Дети. Арина, Алеша, Андрюша, Алина, Алена. Логопед. Отлично! Вы вспомнили много слов, которые начинаются со звука [а]. А что вы знаете про этот звук? Какой он? Дети. Он гласный. Его можно петь. Мы обозначаем его красным кружком. Логопед. Правильно. Пока закройте буквари. 3. Упражнение «Лесенка». [Пение звука [а]. Преодоление твердой атаки гласных.] Логопед предлагает детям встать около стульчиков. Логопед. Давайте споем звук [а], как будто наш голос поднимается, а потом опускается по лесенке. 4. Упражнение «Кто больше покупок сделает?» [Развитие фонематических представлений.] Логопед приглашает детей к мольберту, на котором закреплено 10—12 предметных картинок, названия которых начинаются с пройденных гласных звуков (апельсин, ананас, абрикос, арбуз, аист, автобус, автомобиль, азбука, утка, удочка, ослик, обруч, индюк, игра). Логопед. Вы пришли в магазин за покупками. Я продавец и буду продавать вам только те покупки, названия которых начинаются со звука [а]. Дети выбирают и называют картинки. Логопед организует игру таким образом, чтобы каждый ребенок получил по две картинки, названия которых начинаются со звука [а]. В игре обязательно развиваются и коммуникативные навыки. Дети обращаются к продавцу: «Я хочу купить...», «Дайте мне, пожалуйста...», «Будьте добры, продайте мне...» 5. Знакомство с буквой А. [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного и пространственного праксиса.] Логопед помещает на магнитную доску большую букву А, а на стол-— коробку с красными палочками. Логопед. Это большая буква А. Из скольких палочек она состоит? Дети. Из трех. Логопед. Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна — короткая. Возьмите из коробки по три палочки и сложите большую букву А. Дети выкладывают на стол буквы. Логопед. Какую букву вы сложили? Дети. А. Логопед помещает на магнитную доску маленькую букву а, а на стол — коробку с красным пластилином. Логопед. А вот это маленькая буква а. Она состоит из полукруга и изогнутой палочки. Возьмите по 2 шарика из пластилина, разомните их кончиками пальцев так, чтобы получились два одинаковых столбика. Один столбик слегка изогните, а второй сверните полукругом. Соедините эти части так, чтобы получилась маленькая буква а. Обратите внимание, полукруг расположен слева, а изогнутая палочка — справа. Какую букву вы слепили? Дети. Маленькую букву а. Логопед. Положите ее справа от большой буквы А. А теперь сложите буквы в контейнер и откройте буквари. В верхнем левом углу страницы написаны две буквы. Какие это буквы? Дети. Большая буква А и маленькая буква а. Логопед. Обратите внимание: они красного цвета, потому что они обозначают гласный звук [а] и тоже называются гласными. Видите под ними красный кружок? Это кружок, которым мы обозначаем звук [а]. Теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы и найдите на ней все буквы А, а. Дети выполняют задание. Логопед. Переверните страницу. Что вы видите? Дети. Большую букву А из палочек и маленькую букву а из пластилина. Логопед. А еще вы видите картинки. Назовите их. Дети. Аист, астра. Логопед. А вот эти большие ворота называются арка. А музыкальный инструмент — арфа. Постарайтесь запомнить эти слова. Давайте произнесем их вместе. Дети. Арка, арфа. Логопед. С какого звука начинаются эти слова? Дети. Со звука [а]. Логопед. Посмотрите на слова внизу страницы. Там написано: аист, астра, арка, арфа. Покажите все буквы а в этих словах. Дети показывают буквы. Логопед. Молодцы! Закройте буквари. 6. Динамическая пауза. Упражнение «Живой конструктор». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.] Логопед приглашает детей на ковер. Логопед. А теперь я хочу предложить вам очень интересное задание. Оно называется «Живой конструктор». Сейчас Аня, Вадик и Саша лягут на ковер, а Даша скажет им, как нужно лечь, чтобы сложить большую букву А. Даша. Вадик ляжет слева, а Саша ляжет справа. Логопед. Они будут изображать большие палочки. Вы помните, что они должны лежать с наклоном. Даша. А Аня ляжет посередине, поперек. Логопед. Она будет изображать перекладину. Какая буква получилась? Даша. Большая буква А. Логопед. А теперь все встаньте на ковер, потянитесь на носочках вверх, подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опуститесь на всю ступню, уроните руки, сделайте выдох. Упражнение выполняется 3—4 раза. Логопед рассыпает на ковре пластмассовые буквы. Логопед. А сейчас быстро соберите в ведерко все буквы А, которые найдете на ковре. Дети выполняют задание. 7. Артикуляционная гимнастика. (Повторение, см. с. 344.) [Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада звука [с].| 8. Работа в тетради №3. [Развитие тонкой моторики.] Логопед приглашает детей к столу и раздает им тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами. Логопед. Сегодня вы получаете новые тетради, в которых вы будете учиться писать буквы. Какую букву вы увидите? Дети. Это буква А. Логопед. Какой карандаш вам нужен, чтобы ее раскрасить? Дети. Красный. Логопед. Почему? Дети. Это гласная буква. Логопед. Возьмите красный карандаш и раскрасьте большую букву А, а потом обведите и раскрасьте маленькую букву а. Аиста и астру вы можете раскрасить вечером с воспитателями. Закройте тетради. 9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, с какой буквой они познакомились, что о ней знают, рассказать, что им понравилось на занятии. Обязательно оценивается работа каждого ребенка. Занятие 4 Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии. Продавец». Закрепление знания буквы А и умения находить ее среди других букв алфавита. Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, зрительного внимания, речевого слуха, чувства рифмы, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности. Оборудование. Буквы для магнитной доски, корзинка, тетради №3 по числу детей, цветные карандаши, доска и красный фломастер, предметные картинки с изображением продуктов, которые начинаются со звука [а]. Предварительная работа. Упражнения в подборе слов на звук [а], в выкладывании и лепке букв А, а, в нахождении букв А, а среди других букв алфавита. Игра в магазин, заучивание глаголов, обозначающих действия продавца, и отдельных словосочетаний. Ход занятия 1. Организационный момент. Упражнение «Подскажи словечко». [Развитие речевого слуха, чувства рифмы.] Логопед приветствует детей в кабинете. Дети занимают места около стульчиков. Логопед. Я разрешу сесть тому, кто подскажет недостающее в стихотворении слово. Слушайте внимательно. Надо хлеба нам купить Иль подарок подарить — Сумку мы с тобой берем И на улицу идем. Мы проходим вдоль витрин И заходим в... 1-й ребенок....В магазин. Логопед. Молодец! Садись. Слушайте следующее стихотворение. В магазин везут продукты, Но не овощи, не фрукты — Сыр, сметану и творог, Глазированный сырок. Привезли издалека Три бидона молока. Очень любят дети наши Йогурты и простоквашу. Это им полезно очень, Магазин же наш... 2-й ребенок....Молочный. Логопед. Верно. Садись. Слушайте еще одно стихотворение. Ну а в этом магазине Крендель, булки на витрине, С отрубями хлеб лечебный. Магазин зовется... 3-й ребенок....Хлебный. Логопед. Отлично. Садись. И последнее стихотворение. Вы должны просто отгадать, как называется магазин. У метро — стеклянный дом. Покупаем в доме том Помидоры и капусту, Лук и перец очень вкусный. 4-й ребенок. Это овощной магазин. Логопед. Правильно. Молодец. Садись. 2. Рассматривание картины «В магазине». Беседа по ней. [Уточнение и расширение словаря. Развитие фонематических представлений.] Логопед помещает на наборное полотно уже знакомую детям картину. Логопед. Давайте еще раз рассмотрим эту картинку. Что делает продавец на картинке? Начните ответ со слова «продавец». Дети. Продавец взвешивает капусту. Логопед. На чем продавец взвешивает капусту? Опять начните ответ со слова «продавец». Дети. Продавец взвешивает капусту на весах. Логопед. Хорошо. Вы ходили на экскурсию в магазин, играли в магазин. Что еще делает продавец? Перечислите его действия. 1-й ребенок. Продавец продает овощи и фрукты. 2-й ребенок. Продавец отпускает разные товары. 3-й ребенок. Продавец заворачивает покупки. 4-й ребенок. Продавец упаковывает покупки. Логопед. Вы сказали, что наш продавец продает овощи и фрукты. Перечислите фрукты. Дети. Апельсины, лимоны, яблоки, груши, сливы. Логопед. Перечислите овощи. Дети. Свекла, картошка, помидоры, баклажаны. Логопед. Что еще продает продавец? Дети. Продавец продает дыни и арбузы. Логопед. Название какого продукта начинается со звука [а]? Дети. Арбуз. Логопед. Молодцы! Вы отлично ответили на мои вопросы. 3. Упражнение «Подбери картинки». [Развитие фонематических представлений.] Логопед убирает с наборного полотна картинку и раскладывает на столе предметные картинки, названия которых начинаются с гласных звуков. Логопед. А теперь я буду продавцом. Купите у меня предметы, названия которых начинаются со звука [а]. Подумайте, как вы будете обращаться к продавцу. 1-й ребенок. Пожалуйста, продайте мне арфу. 2-й ребенок. Я бы хотел купить апельсины. 3-й ребенок. Будьте добры, отпустите мне астры. 4-й ребенок. А я хочу купить азбуку. Логопед. Вы справились с заданием, сделали покупки. Молодцы. 4. Упражнение «Найди буквы». [Развитие зрительного восприятия, закрепление умения находить буквы А, а среди других букв алфавита.] Логопед убирает предметные картинки. Логопед. Вы очень быстро нашли нужные картинки, а теперь вам предстоит поиск букв. Идите к магнитной доске и выберите по одной большой и одной маленькой букве а. Теперь отнесите их в корзинку на столе. 5. Артикуляционная гимнастика. (Повторение, см. с. 344.) [Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада звука [с]. 6. Работа в тетради №3. [Развитие тонкой моторики, зрительного гнозиса. | Логопед приглашает детей к столу, раздает им тетради, открытые на с. 3, и простые карандаши. Логопед. Вы научились находить буквы А, а среди других букв. Сегодня мы попробуем написать букву А. Но для этого сначала напишем палочки. Посмотрите на верхнюю строчку палочек. Они прямые, высотой и дне клеточки. Мы будем писать их сверху вниз. Посмотрите, как я делаю это на доске. (Показывает.) Напишите две палочки по точкам. Дети выполняют задание. Логопед оказывает им помощь. Логопед. Теперь давайте напишем наклонные палочки. Они наклонены вправо и высотой тоже в две клетки. Мы будем писать их снизу вверх. Посмотрите, как я делаю это на доске. (Показывает.) Напишите две палочки по точкам. Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь. Аналогично проводится работа по написанию палочек с наклоном влево и горизонтальных перекладин. Логопед. А вот теперь мы можем попробовать написать букву А. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу палочку с наклоном вправо снизу вверх, потом пишу палочку с наклоном влево сверху вниз, наконец, я пишу перекладину. (Показывает.) Попробуйте по очереди написать букву А на доске, а потом мы напишем по две буквы А по точкам. (Целесообразно закончить работу в тетради с каждым ребенком на индивидуальном занятии.) 7. Диалог «Покупка». [Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью.] Логопед убирает тетради и карандаши, предлагает детям пройти на коврик, делит их на пары. Логопед. Сейчас мы с вами повторим стихотворение «Покупка». Мальчики будут говорить первыми, а девочки — вторыми. Пары детей рассказывают диалог. Мальчик. Расскажите про покупки. Девочка. Про какие про покупки? Мальчик. Про покупки, про покупки. Девочка. Про покупочки свои. 8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии. Логопед. О какой профессии мы говорили сегодня? Начните свой ответ со слова «сегодня». Дети. Сегодня мы говорили о продавце. Логопед. Перечислите все, что делает продавец. Дети. Продает, взвешивает, отпускает, упаковывает. Логопед. Какую букву вы учились искать и писать? Дети. Мы искали и писали букву А. Логопед. Какая это буква? Дети. Это гласная буква. Логопед. Какой звук она обозначает? Дети. Она обозначает звук [а]. Логопед. Каким кружком мы обозначаем гласные звуки? Дети. Красным. Логопед. Какие слова начинаются со звука [а], вы помните? Дети. Аист, астра, азбука, арфа. Логопед. Вы очень хорошо сегодня занимались. Молодцы! Похлопайте себе. Февраль, 2-я неделя
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.222 (0.015 с.) |