Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расходы и отчисления средств

Поиск

· налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).

· распределение чистой прибыли, в том числе:

· на накопление (по направлениям использования);

· на потребление (по направлениям использования).

· долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе:

· за счет амортизационных отчислений;

· за счет других источников финансирования (по видам источ­ников).

Контрольные вопросы

1. Что представляют собой финансы предприятия?

2. Перечислить субъекты финансовых отношений.

3. Что входит в состав финансовых ресурсов предприятий?

4. Какие средства относятся к собственным и заемным?

5. Что представляет собой финансовый механизм?

6. В чем состоит сущность финансового планирования?

Выводы: В теме рассматриваются основные принципы формирования финансовых ресурсов организации, их составляющие, назначение, направления использования, взаимосвязь всех видов финансовых ресурсов, роль собственных и заёмных средств. прочие расходы.

 

 

Тема 5.1. Планирование деятельности предприятия

Назначение темы

Изучить основные принципы и технологию планирования, виды планов. Изучить роль бизнес-планов и основные его разделы, провести взаимосвязь между всеми видам ресурсов, ознакомиться с конкретными бизнес-планами

Цели темы

Знать: - в чем состоит роль планирования и прогнозирования;

- виды планов по срокам и исполнителям; значение бизнес-плана;

-структуру бизнес-плана;

-основные принципы составления бизнес-плана;

-состав основных показателей и методику их расчета для бизнес-плана.

Уметь: -формировать показатели по видам планов, формировать основные показатели для каждого раздела бизнес-плана; производить отличие между различными разделами плана и определять цели и задачи этих разделов; анализировать взаимосвязь финансовых и производственных показателей плана; составлять основные разделы бизнес-плана и оценивать эффективность сделки

Ключевые слова и термины:

планирование; портфель заказов; бизнес-план; показатели; ресурсы

5.1.1. Планирование хозяйственной деятельности предприятия

Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, определяющих темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия, как в текущем периоде, так и на перспективу.

Бюджет – это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Сводный бюджет предприятия представляет собой общую сумму доходов и расходов и бюджеты по важнейшим статьям баланса, таким как наличность и капитальные вложения. Внутри предприятия можно выделить товары или направления деятельности, которые имеют отдельную миссию и задачи, отдельный бюджет и планирование которых можно осуществлять независимо от других направлений.

Задачи на бюджетный период
Дирекция Администрация
Программа инвестиций
Смета капитальных вложений
Бюджет запасов
Бюджеты основных материалов. Бюджет вспомогательных материалов
Программа продажи (сбыта). Программа работы службы маркетинга. Смета коммерческих расходов
Бюджет снабжения
Бюджеты функциональных подразделений: - ремонта; - исследований и разработок; - испытаний; - качества и т.п.
Финансовый бюджет
Операционный бюджет
Общий бюджет
Бюджеты: - по центрам ответственности; - линиям продуктов/проектам; - статьям расхода и дохода
Производственная программа. Смета затрат на производство. Программа работы вспомогательных производственных цехов (участков). Сметы вспомогательных цехов
Бюджет промежуточного результата

 

 


По срокам различают следующие виды планирования:

• перспективное;

• текущее;

• оперативно-производственное.

Перспективное планирование основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на:

· долгосрочное (10 – 15 лет);

· среднесрочное (5 лет), или пятилетнее.

В настоящее время ряд предприятий разрабатывает долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные на 2 – 3 года.

Текущее (годовое) планирование осуществляется в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на:

· заводские;

· цеховые;

· бригадные.

Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей – рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется на:

· межцеховое

· внутрицеховое

· диспетчирование.

Завершающим этапом заводского оперативно производственного планирования является сменно-суточное планирование.

В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.

При анализе конъюнктуры рынков рассматривается такой критерий, как портфель заказов -совокупность заказов, которыми располагает фирма на данную дату или определенный период.

Основные показатели по видам планирования
Долгосрочное (стратегическое) Среднесрочное Текущее Оперативно-производственное
Наименование продукта (услуг) Перечень важней­шей номенклату­ры продукции Перечень и количество всей номенклатуры продукции Подетальный перечень и количество всей номенклатуры продукции
Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат в рублях Сумма расходо­вания ресурсов по видам Сумма расходо­вания ресурсов по видам и номенклатуре выпускаемой продукции Подетальные и пооперационные нормы расходова­ния ресурсов по видам.
Ориентировочные сроки исполне­ния Календарные сроки исполнения Точно установ­ленные сроки исполнения Почасовые и суточные графики исполнения
Ответственные исполнители, без указания соис­полнителей Ответственные исполнители и соисполнители по этапам и видам работ Подробный перечень испол­нителей по этапам и видам работ и номенк­латуре продукции Подетальное распределение работ среди исполнителей
Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат Превышение дохода над расходами (прибыль) Сумма чистого дохода Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции

 

5.1.2.Бизнес-планирование

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3 – 5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее – в годовом разрезе.

Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы:

· как начать дело;

· как эффективно организовать производство;

· когда будут получены первые доходы;

· как скоро можно будет расплатиться с кредиторами;

· как уменьшить возможный риск

Бизнес-план может состоять из следующих разделов:

1. Возможности фирмы (резюме).

2. Виды товаров (услуг).

3. Рынки сбыта товаров (услуг).

4. Конкуренция на рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.

9. Оценка риска и страхование.

10. Финансовый план.

11. Стратегия финансирования.

Бизнес-план может содержать и другие разделы, в частности инвестиционный план.

В разделе «Возможности фирмы (резюме)» определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, т.е. для 'стратегического планирования фирмы разрабатываются программа деятельности, цели и стратегия фирмы.

Резюме должно дать будущим кредиторам или инвесторам фирмы (в том числе и акционерам) ответы на вопросы:

· что они получат при успешной реализации бизнес-плана,

· каков риск потери ими денег?

В разделе «Виды товаров (услуг)» описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям. Фирма, которая хочет иметь стабильное положение на рынке, обычно производит несколько видов товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.

Раздел «Рынки сбыта товаров (услуг)» направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша. При составлении этого раздела необходимо оценить потенциальную емкость рынка, потенциальный и реальный объем продаж (предложения), а также определить тип рынка, где реализуется основная часть товаров и услуг фирмы.

В разделе «Конкуренция на рынках сбыта» необходимо дать ответы на вопросы, касающиеся конкурентоспособности фирмы, выявить слабые и сильные стороны ведения бизнеса конкурентами и определить наиболее действенные ответные меры.

В план маркетинга, как правило, включаются следующие воп­росы:

· цели и стратегии маркетинга;

· ценообразование;

· схема распространения товаров;

· методы стимулирования продаж (сбыта);

· организация послепродажного обслуживания клиентов;

· реклама;

· формирование общественного мнения о фирме и товарах.

В плане производства и реализации продукции (производственной программе) устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном (м, т, шт. комплекты и т.д.) и стоимостном (валовая, товарная, реализованная) выражении.

Для вновь организуемых, либо реорганизуемых предприятий чрезвычайно важен организационный раздел плана, поскольку именно в нем закладываются основные правовые аспекты функционирования предприятия и система его организации. Эта часть плана для нового предприятия предполагает выбор организационно-правовой формы.

Раздел «Оценка и предупреждение риска» определяет время и место наступления возможных рисков, разрабатываются меры по их предупреждению и снижению ущерба.

Среди предупредительных мероприятий важное место занимает страхование – система мероприятий по созданию денежного фонда, из средств которого возмещаются потери. Расходы по всем видам страхования относятся на себестоимость продукции.

Финансовый план разрабатывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции, работ, услуг и предусматривает следующие финансовые расчеты:

· прогноз объемов реализации;

· баланс денежных расходов и поступлений;

· таблицу доходов и расходов;

· сводный баланс активов и пассивов предприятия (балансовый план);

· график достижения безубыточности.

На основе результатов расчетов, приведенных в финансовом плане разрабатывается стратегия финансирования – определяются потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры, возможный срок окупаемости. Источники поступления средств могут быть внутренние (собственные) и внешние. Основные внутренние источники средств – это уставный капитал, прибыль и амортизационные отчисления. К внешним источникам средств можно отнести:

· дополнительное привлечение средств собственников;

· долевое или заемное финансирование (банковские и государственные кредиты);

· лизинговое финансирование.

Каждая из возможных и предлагаемых схем финансирования должна быть просчитана и оценена по последствиям ее использования на данном предприятии

Контрольные вопросы

1.Что представляет собой планирование?

2.По каким критериям классифицируется планирование?

3.Какова роль планирования?

4.В чем состоит сущность текущего планирования?

5.Перечислите задачи текущего планирования.

6.Раскройте цели и задачи бизнес - планирования.

7.Перечислите основные разделы бизнес-плана.

Выводы. При формировании бизнес-плана необходимо систематизировать материал по основным технико-экономическим показателям работы предприятия и применить знания по маркетингу, финансовому менеджменту, бухгалтерскому учету.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.167 (0.008 с.)