Семинарское занятие 8. 2 часа. Тема 16. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие 8. 2 часа. Тема 16.



Тема 16. Адвокатура.

1. Понятие адвокатуры и история ее развития в России.

2. Право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи. Юридические услуги и их виды. Адвокатская деятельность.

3. Адвокат. Статус адвоката. Условия и порядок приобретения статуса адвоката и реестр адвокатов. Приостановление и прекращение статуса адвоката. Помощник и стажер адвоката.

4. Адвокатские объединения и их органы.

5.Формы адвокатских образований. Адвокатский кабинет. Коллегия адвокатов. Адвокатское бюро. Юридические консультации.

6. Соглашение об оказании юридической помощи. Оплата труда адвокатов.

7. Взаимоотношения адвокатских образований и органов управления адвокатских объединений с органами Министерства юстиции РФ и другими государственными органами.

8. Адвокатура и иные юридические лица и граждане-предприниматели, оказывающие юридические услуги населению.

 

Литература и нормативные акты по теме смотреть к темам 1-3 и предлагаемом в учебно-методическом комплексе списке литературы и нормативных актов.

Нормативные акты.

1. Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (по состоянию на 01.06.2005)

2. Приказ Министра юстиции РФ от 29 июля 2002 г. № 211 «Об утверждении Порядка ведения Реестров адвокатов субъектов РФ».

3. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда"

4. Министерство юстиции РФ № 257, Министерство финансов РФ № 89н, Приказ от 6 октября 2003 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 2003 г. № 5174 "Об утверждении порядка оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела"

 

Задачи к семинарскому занятию № 8

 

№ 1

В помещение Коллегии адвокатов «Томский юридический центр» адвокатской палаты Томской области гражданин Н. прочитал объявление о том, что адвокаты оказывают бесплатную юридическую помощь. Когда же он обратился к дежурному адвокату, то ему разъяснили, что консультацию по имеющемуся у него вопросу он должен оплатить. Тогда он решил «пожаловаться в вышестоящую инстанцию».

Что такое адвокатура? Какие задачи стоят перед адвокатурой в РФ? Как соотносятся задачи адвокатуры с задачами судебных органов и органов прокуратуры? Как организуется адвокатура на территории РФ? Какие органы осуществляют управление адвокатским сообществом в России и в субъектах РФ? Раскройте взаимодействие адвокатского сообщества и его органов с Министерством юстиции и его органами.

 

№ 2

На конференции адвокатов Адвокатской палаты Кемеровской области была утверждена смета доходов и расходов палаты на очередной год, в соответствии с которой изменились размеры взносов, вносимых адвокатами в Адвокатскую палату области. Ряд адвокатов были не согласны с принятым решением.

Что такое собрание (конференция) адвокатов Адвокатской палаты субъекта РФ? Каков порядок его проведения, и какие вопросы оно правомочно решать? Иные органы адвокатской палаты субъекта РФ, порядок их формирования и полномочия.

 

№ 3

Совет Адвокатской палаты Томской области обсудил вопрос о необходимости создания двух юридических консультаций в северных районах области и об адвокатских кабинетах в г. Томске. На Совете Адвокатской палаты было предложено приостановить статус адвокатов, работающих в адвокатских кабинетах, но не уведомивших Совет о месте нахождения и учетных данных.

Назовите формы адвокатских образований и порядок их создания. В каком порядке создаются юридические консультации адвокатов? Назовите органы управления Коллегией адвокатов. Каков порядок образования и организации работы адвокатских кабинетов?

 

№ 4

На заседании квалификационной комиссии Адвокатской палаты Новосибирской области одному из претендентов в адвокаты было отказано в допуске к сдаче квалификационного экзамена. К., М.. и П. успешно сдавшим квалификационный экзамен был присвоен статус адвокатов.

Кто такой адвокат? Какие требования предъявляются к желающим стать адвокатами? Что такое статус адвоката? Каков порядок приобретения статуса адвоката? Кто и как ведет реестры адвокатов Адвокатских палат субъектов РФ и выдает удостоверения адвокатов? Назовите основания приостановления и прекращения статуса адвоката? Кто такие стажер и помощник адвоката?

 

№ 5

Члены ревизионной комиссии Адвокатской палаты Алтайского края провели проверку работы бухгалтерии палаты, в результате которой были установлены нарушения учета поступающих в палату денежных средств и объема расходов по статьям, утвержденной на конференции адвокатов Алтайского края, сметы. Итоги работы ревизионной комиссии были доложены на очередной конференции адвокатов Алтайского края.

Охарактеризуйте порядок создания и полномочия ревизионной комиссии Адвокатской палаты. Раскройте принципы самоуправления и самофинансирования в организации адвокатуры. Какие меры может принять ревизионная комиссия для устранения выявленных нарушений?

 

№ 6

В адвокатский кабинет адвоката Т. обратился гражданин С. с просьбой представлять его интересы в Федеральном арбитражном суде Западно-Сибирского округа в г. Тюмени при рассмотрении его дела в кассационной инстанции. Адвокат Т. отказался оказывать такую юридическую услугу в силу занятости его уголовными делами в г. Томске.

Что такое адвокатская деятельность? Что такое юридическая помощь и юридические услуги? Какие виды юридических услуг могут оказывать адвокаты? Могут ли юридические услуги оказывать граждане, не являющиеся адвокатами, и юридические фирмы, не объединяющие адвокатов? При каких условиях?

 

№ 7

Дежурный адвокат К. дал консультацию гражданке Д. по жилищному вопросу. Кроме того, он ответил на вопросы, касающиеся уголовного дела ее родственника, и предложил свои услуги в качестве защитника. Учитывая, что кассира коллегии не было на работе, адвокат за консультацию деньги себе, не оформляя никаких документов.

Какие виды юридических услуг адвокат может оказывать по уголовным делам? При каких условиях адвокат может стать защитником? Что такое соглашение адвоката с клиентом? Каков порядок оплаты труда адвокатов и учета поступающих денежных средств от оказанных юридических услуг? Какие обязательные платежи должны делать адвокаты, объединенные в различные адвокатские образования?

 

№ 8

По итогам судебного разбирательства обмен квартир между семьей С. и П. был признан незаконным и семье С., которую представлял адвокат Л., была возвращена квартира, в которой они ранее проживали. За такое удовлетворяющее их решение глава семьи С. решил поощрить адвоката Л. и оплатить ему сверх оговоренного соглашением гонорара премию.

Охарактеризуйте основания и порядок поощрения адвокатов. Назовите виды поощрений, которые применяются к адвокатам. Каков порядок выплаты вознаграждений адвокатам? Зависит ли сумма гонорара адвоката от исхода дела? Прав ли в данном случае С.?

Контрольные вопросы:

1. Какие обязанности возлагает на государство и кого конкретно конституционное положение (ст.48) «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи»? Кто, как и кому это гарантирует?

2. Что такое адвокатура и ее соотношение с государством?

3. Где и как сформулированы задачи адвокатуры в РФ?

4. Система адвокатуры на территории РФ?

5. Как понимать принцип самоуправления в организации адвокатуры?

6. Что означает принцип самофинансирования в деятельности адвокатуры?

7. Какие органы осуществляют управление адвокатским сообществом в России и в субъектах РФ?

8. Кто определяет представительство адвокатов на собрание (конференцию) адвокатов Адвокатской палаты субъекта РФ?

9. Из каких источников формируются денежные средства Адвокатской палаты субъекта РФ?

10. Кто производит расходование денежных средств Федеральной палаты адвокатов РФ?

11. Охарактеризуйте порядок создания и полномочия Квалификационной комиссии Адвокатской палаты.

12. Кто и как создает коллегии адвокатов, принимает адвокатов в члены коллегии?

13. Кто и как осуществляет управление Коллегией адвокатов?

14. Какие требования предъявляются к желающим стать адвокатами?

15. Назовите признаки, характеризующие адвоката.

16. Какими правами обладает адвокат?

17. С какого момента лицо приобретает статус адвоката и как он оформляется?

18. Могут ли адвокаты работать по совместительству в других учреждениях и организациях?

19. В чем отличие приостановления от прекращения статуса адвоката?

20. Как адвокаты поощряются за свою работу?

21. Может ли к адвокатам применяться дисциплинарная ответственность, кем и в каком порядке?

22. Назовите меры дисциплинарной ответственности, применяемые к адвокатам, и основания их применения.

23. Какие требования предъявляются к стажеру и помощнику адвоката?

24. Как оформляются взаимоотношения адвоката с клиентом?

25. Какая и при каких условиях юридическая помощь оказывается адвокатами бесплатно?

26. Какими нормативными актами регулируется порядок оплаты труда адвокатов?

27. Из каких сумм складывается оплата труда адвоката?

28. Как соотносится адвокатская деятельность с деятельностью юридических фирм, не объединяющих адвокатов?

 

Вопросы для контроля и самоконтроля студентов по изученным темам могут использоваться как из текста задач, так и из учебных пособий профессора Ю.К.Якимовича и кафедры уголовного процесса ЮИ ТГУ предшествующих лет.

 

Задания студентам заочной формы обучения для подготовки контрольной работы.

Обучение студентов заочного отделения ЮИ ТГУ предполагает проведение аудиторных занятий в период сессии и самостоятельную работу студентов, в том числе, написание контрольной работы. Для студентов-заочников проводятся консультаций для собеседования по написанию и результатам проверки контрольной работы, а также по вопросам подготовки к экзамену.

Организация изучения курса студентами заочного отделения ЮИ ТГУ включает в себя: прослушивание обзорных лекций в августе месяце студентами, зачисленными на первый курс; самостоятельную работу по изучению курса в течение семестра; написание контрольной работы с решением задач, за которую должен быть получен зачет; консультирование у преподавателя в установленные часы консультаций; прослушивание установочных лекций и участие в семинарских занятиях в сессионный период в январе месяце; консультации преподавателя перед экзаменом и сдачу экзамена по всему материалу учебного курса.

Контрольная работа с решением задач должна быть написана и представлена к проверке до 1 декабря. Студент получивший “незачет” по контрольной работе имеет право переработать ее и представить повторно до 20 декабря текущего учебного года.

В случае необходимости можно воспользоваться консультациями преподавателя, которые проводятся в течение всего семестра, в установленные на кафедре часы.

Аудиторные занятия (лекции, семинары) и консультация перед экзаменом в сессионный период проводятся по установленному расписанию заочного отделения ЮИ ТГУ в январе месяцы.

Экзамен включает в себя устное собеседование с преподавателем по вопросам выбранного билета, а также всему материалу учебного курса и рекомендованным к изучению нормативным актам.

Начинать изучение курса “Правоохранительные органы в РФ” следует с ознакомления с программой, перечнем рекомендованной литературы и нормативных актов, что позволит определить объем работы по предмету и спланировать самостоятельную подготовку и по другим дисциплинам до сессии. В программе и пособие приведен перечень учебной литературы и нормативных актов по курсу "Правоохранительные органы в РФ".

Для самопроверки можно использовать контрольные вопросы.

Студент должен написать контрольную работу, для выполнения которой предлагается четыре варианта задач. В каждом варианте две задачи. Прежде чем приступить к решению задач, следует сначала изучить учебную литературу по данному вопросу, а также законодательные акты, подлежащие применению в данном случае. Учитывайте при этом изменения, производимые в законодательстве.

При решении задачи следует проанализировать предложенную ситуацию с точки зрения действующего законодательства, ссылаясь при этом на соответствующие статьи законов, иных нормативных актов, подлежащих применению, охарактеризовать сущность допущенного нарушения закона (если такое имеется), дать четкие ответы на поставленные в задаче вопросы. Ответ должен быть развернутым, обоснованным. Имеющиеся теоретические вопросы должны быть освещены. При этом не следует уклоняться в сторону от вопросов задачи. В тексте должны быть сделаны сноски на использованные нормативные акты или литературу. В конце работы должен быть приведен правильно оформленный список использованной учебной литературы и нормативного материала. Контрольная работа, как правило, выполняется в ученической тетради, хотя может быть напечатана и на компьютере. Соблюдение правил оформления является одним из критериев оценки выполненной работы. Одинаковые работы оценке не подлежат.

На титульном листе или 1 странице обязательно должны быть указаны: фамилия, имя, отчество; где проживает студент; группа студента и вариант работы.

Если работа оценена рецензентом неудовлетворительно, студент должен повторно выполнить работу, учитывая все замечания, содержащиеся в рецензии преподавателя. При повторной сдаче работы рецензия представляется вместе с ней.

Варианты для выполнения контрольной распределяются между студентами 1 курса следующим образом:

студенты 1 и 2 группы решают 1 вариант;

студенты 3 и 4 группы решают 2 вариант;

студенты 5 и 6 группы решают 3 вариант;

студенты группы с высшим образованием решают 4 вариант.

 

Вариант 1.

Задача 1.

По ходатайству защитника М. решением председателя Томского областного суда из Федерального суда Ленинского района г. Томска было изъято уголовное дело по обвинению К. в убийстве и рассмотрено по первой инстанции в Судебной коллегии по уголовным делам Томского областного суда судьей единолично. Осужденный и его защитник решили обжаловать вынесенный приговор, с которым они были не согласны.

Определите понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция». Опишите и законодательно обоснуйте звенья, существующие в судебной системе РФ. Какие «судебные инстанции» выполняются судами России?

Опишите структуре Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ и укажите, какое подразделение суда какую судебную инстанцию выполняет?

Назовите компетенцию районного /городского/ суда и определите подсудность уголовных дел районному /городскому/ суду на примере условий задачи.

Куда должен обратиться защитник с кассационной жалобой? Какой судебный орган будет рассматривать это дело в кассационной инстанции?

Назовите суды судебной системы России и конкретно подразделение суда, которые рассматривают дела в кассационной инстанции?

Обоснуйте свои выводы ссылками на конкретные нормы, действующих нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность судов.

Задача 2.

Заместитель прокурора Кировского района г. Томска при ознакомлении с материалами уголовного дела о краже в крупном размере, которое расследовал следователь Следственного отделения при Кировском РОВД г. Томска, принял решение изъять у него уголовное дело и передать его для дальнейшего расследования следователю прокуратуры Кировского района г. Томска.

Правильно ли поступил прокурор.

Определите что такое предварительное расследование и для чего оно предназначено. Назовите формы предварительного расследования и укажите их особенности?

Какие органы могут осуществлять предварительное расследование в соответствии с законом?

Определите подследственность уголовных дел органов МВД. Раскройте систему следственного аппарата при МВД и его состав.

Следователи каких подразделений МВД могут проводить предварительное следствие по делам о кражах?

Изучите действующие нормативные акты, регулирующие вопросы предварительно расследования и организации следственных аппаратов прокуратуры и МВД РФ. Обоснуйте свои выводы конкретными ссылками на них.

 

Вариант 2.

Задача 1.

П. обратился с жалобой на действия должностных лиц налоговой инспекции в Советский районный суд г. Томска. Там ему отказали в приеме жалобы, сославшись на то, что он предприниматель и его спор с налоговой инспекцией не подведомственен районному суду, и порекомендовали обратиться в Арбитражный суд Томской области.

Определите понятие «суд». Раскройте содержание принципа осуществления правосудия судом. Опишите существующую в РФ судебную систему.

Что означает подведомственность споров при осуществлении правосудия? Определите подсудность дел в арбитражном, гражданском и уголовном судопроизводствах?

Как определяется подведомственность споров и дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции в гражданском судопроизводстве?

Определите правило подсудности дел в арбитражных судах РФ. Назовите инстанции в системе арбитражных судов и суды их осуществляющие.

Правильно ли поступили в районном суде?

Аргументируйте свои выводы ссылками на конкретные нормы, действующих нормативных актов, регулирующие организацию и деятельность судов.

Задача 2.

Гражданка Н. обратилась в Совет Адвокатской палаты Томской области с просьбой прекратить статус адвоката Б. и вернуть ей деньги, заплаченные адвокату Б. при заключении с ним соглашения, так как адвокат Б. ей реально никаких юридических услуг не оказывала, вела себя недостойно адвоката, обманывала и проблемный вопрос до сих пор не разрешен. Квалификационная комиссия Адвокатской палаты Томской области рассмотрела жалобу и дала заключение для Совета Адвокатской палаты о прекращении производства по жалобе.

Кто такой адвокат? Кто может быть адвокатом?

Что такое статус адвоката? Какие права имеют адвокаты, и какие несут обязанности как члены Адвокатской палаты субъекта РФ, как члены коллегии адвокатов, при оказании юридических услуг и осуществлении адвокатской деятельности?

Назовите условия и порядок приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката.

Как должен поступить Совет Адвокатской палаты Томской области? Какое он может принять решение, в каком порядке оно может быть обжаловано в случае несогласия с ним гражданки Н. или адвоката Б.?

Аргументируйте свои выводы ссылками на действующие нормативные акты.

 

Вариант 3.

Задача 1.

В связи с наличием вакансии на должность судьи районного суда Председатель этого суда обратился к Председателю областного суда о назначении на эту должность своего родственника гражданина К., которого он сам выбрал из имеющихся кандидатур.

Кто такой судья? Какие требования предъявляются к кандидатам в судьи различных судов?

Опишите порядок отбора кандидатов и наделения полномочиями судей районных, гарнизонных военных судов, Арбитражных судов РФ и Конституционного суда РФ?

Назовите органы судейского сообщества и компетенцию квалификационных коллегий судей субъектов РФ.

Какие квалификационные классы имеют судьи и в каком порядке они присваиваются?

Проанализируйте ситуацию, данную в задаче.

Обоснуйте свои выводы ссылками на конкретные нормы, действующих нормативных актов, регулирующие вопросы организации деятельности судов.

Задача 2.

По уголовному делу о кражах из вагонов во время остановок товарных поездов районный суд вынес приговор. Поддерживавший государственное обвинение помощник прокурора транспортной прокуратуры на правах районной не согласился с приговором суда и принес в вышестоящий суд кассационный протест. Прокурор области, на территории которого находится данная транспортная прокуратура, отозвал протест, считая его необоснованным.

Опишите систему органов прокуратуры на территории РФ.

В чем заключаются принципы единства и централизации в построении органов прокуратуры?

Опишите структуру Генеральной прокуратуры РФ.

Как определяется и разграничивается сфера деятельности территориальных и специализированных прокуратур?

К какому направлению деятельности прокуратуры относятся действия помощника прокурора и прокурора области?

Назовите отрасли (виды) прокурорского надзора.

Правомерно ли поступил прокурор области?

Ответы аргументируйте ссылками на действующие нормативные акты.

 

Вариант 4. Суд

Задача 1.

При разрешении дела о соответствии Конституции РФ отдельных положений федерального закона РФ на заседании палаты Конституционного суда РФ присутствовало семь судей. Председатель Конституционного суда РФ, руководивший заседанием палаты, не стал открывать судебное разбирательство и назначил новый срок заседания, обосновав свое решение тем, что палата в таком составе не правомочна принимать какие-либо решения.

Определите понятия «состав суда» и «судебный состав, осуществляющий правосудие».

Назовите состав Конституционного суда РФ, состав палат и кворум при заседании палат и пленарном заседании.

Правильно ли поступил Председатель?

Что входит в компетенцию Конституционного суда РФ?

Назовите виды судебных составов, которые могут осуществлять правосудие в России, в уголовном, арбитражном, конституционном и административном судопроизводстве. Отличаются ли в названных видах судопроизводств «судебные составы, осуществляющие правосудие», при рассмотрении дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях?

Укажите состав районного (городского) суда? Кто такой администратор суда?

Задача 2.

Заместитель прокурора Томского района Томской области П. провел проверку по заявлению гражданина Н. по факту обмана его гражданами М. и М. при продаже квартиры. В результате проверки он установил, что в наличии имеется три документа, вызывающие сомнения в их подлинности. Названные документы были составлены и заверены нотариусом Б., работающим в одном из нотариальных округов г. Томска. На запрос заместителя прокурора Нотариальная палата Томской области сообщила, что такого нотариуса в Томской области нет. Из Министерства юстиции РФ пришел ответ, что нотариус Б. работал в государственной нотариальной конторе г. Прокопьевска Кемеровской области, но 5 лет назад ушел на пенсию и уволился.

Назовите направления деятельности прокуратуры. Что такое уголовное преследование в деятельности прокуратуры? К какому направлению деятельности прокуратуры относятся действия заместителя прокурора? Как должен поступить заместитель прокурора?

Кто такие нотариусы? Назовите виды нотариусов, порядок наделения их полномочиями и прекращения полномочий. Укажите объединения нотариусов в РФ и органы управления объединениями нотариусов. Назовите правовое положение и статус государственных нотариусов.

 

Словарь терминов

 

Основные понятия, на которые следует обратить внимание при изучении учебного курса "Правоохранительные органы в РФ".

 

1. Предмет учебного курса “Правоохранительные органы в России”

2. Задачи учебного курса "Правоохранительные органы в РФ"

3. Система учебного курса "Правоохранительные органы в РФ"

4. Методы изучения курса "Правоохранительные органы в РФ"

5. Законодательные и иные правовые источники учебного курса "Правоохранительные органы в РФ"

6. Правоохранительная деятельность

7. Правоохранительные органы

8. Система правоохранительных органов в России

9. Судебная власть

10. Суд

11. Судоустройство

12. Судебная система

13. Звено судебной системы

14. Структура суда

15. Состав суда

16. Компетенция суда, структурного подразделения суда

17. Полномочия должностного лица (председателя) суда

18. Аппарат суда

19. Работники аппарата суда

20. Судья

21. Статус судьи

22. Квалификационные классы судей

23. Присяжные, арбитражные заседатели

24. Судейское сообщество

25. Орган судейского сообщества

26. Квалификационные коллегии судей

27. Правосудие

28. Принципы правосудия

29. Судопроизводство

30. Судебная инстанция

31. Подведомственность

32. Подсудность

33. Судебный состав, осуществляющий правосудия

34. Прокуратура

35. Система органов прокуратуры

36. Структура Генеральной и нижестоящих прокуратур

37. Направления деятельности прокуратуры

38. Полномочия прокурора

39. Прокурорские работники

40. Классные чины и воинские звания прокурорских работников

41. Прокурорский надзор

42. Предварительное расследование

43. Органы предварительного следствия

44. Подследственность

45. Органы, осуществляющие дознание

46. Министерство юстиции РФ и Федеральные службы МЮ РФ

47. Функции Министерства юстиции РФ

48. Юридические услуги

49. Адвокатская деятельность

50. Адвокат

51. Статус адвоката

52. Адвокатура

53. Адвокатская палата

54. Адвокатские образования

55. Коллегия адвокатов

56. Нотариат

57. Нотариус

58. Нотариальная контора

59. Нотариальная палата

60. Нотариальный округ

61. Нотариальные действия

62. Нотариальное делопроизводство

63. Соотношение понятий

Учебный курс “Правоохранительные органы в РФ” -

правоохранительные органы России -

организация правоохранительных органов -

деятельность правоохранительных органов.

 

Предложенный список может послужить ориентиром в подборе учебного материала и выделении ключевых моментов в познании отдельных тем.

При изучении тем о конкретных правоохранительных органах в схему основных понятий, раскрывающих содержание темы, включаются следующие:

Понятие правоохранительного органа –

Задачи – Функции (направления деятельности) – Система органов –

Звено в системе правоохранительного органа – Структура звена правоохранительного органа – Состав звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа – Компетенция звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа –

Кадры правоохранительного органа: назначение, увольнение, продвижение по службе, поощрение и дисциплинарная ответственность работающих лиц – Полномочия должностных лиц правоохранительного органа, звена, структурного подразделения звена правоохранительного органа – Аппарат правоохранительного органа (руководители, сотрудники, работники, персонал и так далее).

Используя и зная содержание названных понятий в их совокупности и изложенной взаимозависимости, можно добиться и соответствующей глубины изучения вопросов темы о конкретном правоохранительном органе, например органах внутренних дел.

Необходимо и важно правильно устанавливать взаимосвязь понятий и раскрывать их соотношение, подчеркивая общие и специфические признаки.

Например, рассматривая соотношение таких понятий, как "учебный курс “Правоохранительные органы в РФ”" – "правоохранительные органы России" – "организация правоохранительных органов" – "деятельность правоохранительных органов", можно увидеть не только общие термины в этих словосочетаниях, но и раскрыть самостоятельность этих понятий, подчеркивающих специфические стороны изучаемого предмета. "Учебный курс “Правоохранительные органы РФ”" – это совокупность знаний, изучаемых студентами, о чем уже говорилось. "Правоохранительные органы России" – это реально существующие и действующие учреждения государства, их определение приводилось. Понятие "организация правоохранительных органов" указывает на организационное устройство органов, их систему в РФ. "Деятельность правоохранительных органов" раскрывает их функционирование, работу по выполнению поставленных задач, конкретные действия должностных лиц. Указываемые особенности подчеркивают специфику содержания юридических понятий, связанных с одним основным изучаемым элементом "правоохранительные органы".

Приводимые ниже определения понятий сформулированы специально для изучения данного курса с учетом его специфики. Отдельные дефиниции взяты из учебной литературы с указанием источника, чтобы с ними и учебным материалом можно было ознакомиться дополнительно.

 

Остановимся на определении следующих понятий:

Задачи учебного курса "Правоохранительные органы в РФ" – изучить учебную литературу о правоохранительных органах России, содержащую положения о предмете учебного курса и ознакомиться с нормативными актами, регулировавшими организацию и деятельность суда, прокуратуры, органов расследования в Российской империи, РСФСР, СССР, в отдельных зарубежных странах; научной литературой о правоохранительной деятельности и низовыми звеньями правоохранительных органов в районе, городе, области и соответствующем субъекте РФ.

Предмет учебного курса "Правоохранительные органы РФ" - это совокупность учебно-научной, законодательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органах России, организации работы и построении отдельных правоохранительных органов, суде, прокуратуре и адвокатуре отдельных зарубежных государств.

Система учебного курса "Правоохранительные органы в РФ" - это совокупность изучаемых в определенной последовательности и взаимосвязанных между собой тем и вопросов учебной дисциплины.

Методы изучения курса "Правоохранительные органы в РФ" - это способы и приемы познания предмета дисциплины.

Правоохранительная деятельность – это предусмотренная действующим законодательством государственная или санкционированная государством деятельность, направленная на охрану и защиту прав граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей, осуществляемая, как правило, в определенном процессуальном порядке специально уполномоченными на то лицами и связанная в большинстве случаев с применением законных мер государственного принуждения.

Правоохранительные органы – это специальные государственные органы, профессиональные объединения и особые физические лица, которые в силу закона и должностного или общественного положения обладают специфическими полномочиями по осуществлению правоохранительной деятельности для разрешения правовых споров, обеспечения и защиты законных прав и интересов граждан, юридических лиц и государства, а также применения законных мер государственного принуждения.

Система правоохранительных органов в России - это совокупность правоохранительных органов, существующих в государстве, взаимосвязанных между собой и расположенных в определенной последовательности в соответствии с выполняемыми ими функциями.

Законодательные и иные правовые акты (источники учебного курса "Правоохранительные органы в РФ") – это действующие нормативные акты высших законодательных, исполнительных и судебных органов власти, имеющие общее действие и регламентирующие порядок создания, организации, построения и деятельности правоохранительных органов.

Судебная власть - это предусмотренная законом разновидность государственной власти, предполагающая возможность и способность судей и судов воздействовать на поведение людей, деятельность органов и юридических лиц при разрешении правовых вопросов, осуществлении правосудия в установленном порядке судопроизводства, толковании действующего законодательства, при решении внутренних вопросов судейского сообщества его органами для обеспечения законности, справедливости и прогрессивного развития общества.

Судоустройство – это закрепленная в законе организация существующей в государстве системы судов, построения отдельных ее звеньев, судейского сообщества, приобретения и изменения статуса судей.

Суд – специальный государственный орган, предназначенный для осуществления правосудия и реализации судебной власти.

Судебная система России - предусмотренная законом и действующая на территории всей России совокупность судов.

Звено судебной системы – суд или совокупность судов, обладающих одинаковой компетенцией и занимающих определенное место в судебной системе.

Структура суда (звена судебной системы) – это предусмотренная законом совокупность взаимосвязанных между собой организационно-функциональных подразделений суда, являющегося звеном судебной системы.

Компетенция суда, структурного подразделения суда – это предоставленная суду или структурному подразделению суда возможность по осуществлению предусмотренного законом правосудия и реализации других прав и возложенных обязанностей в своей деятельности.

Судьи - это специальные государственные должностные лица, наделенные в установленном Федеральными конституционными или федеральными законами порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Судейское сообщество – это организационно-профессиональное объединение лиц, занимающих должности судей федеральных судов всех видов и уровней, судов субъектов Российской Федерации, которые составляют судебную систему России.

Органы судейского сообщества – это сформированные на основе закона организационные объединения судей для руководства судейским сообществом и выражения интересов судей.

Квалификационные коллегии судей – это предусмотренные законом рабочие органы судей, предназначенные для решения кадровых и внутренних вопросов судейского сообщества.

Статус судьи – это правовое положение по действующему законодательству судьи или лица, осуществляющего в соответствии с законом правосудие в качестве присяжного или арбитражного заседателя.

Квалификационные классы судей – это один из 6 квалификационных классов, которые присваиваются судьям по результатам оценки уровня профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств и соответствия требованиям, предъявляемым к судьям Законом РФ "О статусе судей в РФ", в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи, профессиональной подготовленности и уровня квалификации, которые не являются почетным или специальным званием.

Состав суда – это предусмотренный законом или иным нормативным актом штатно-должностной перечень судей и работников конкретного суда судебной системы, осуществляющих правосудие, выполняющих организационно-функциональные обязанности или работающих в суде согласно штатному расписанию этого судебного органа.

Присяжные, арбитражные заседатели – граждане РФ в установленном законом порядке признанные таковыми и привлекаемые к осуществлению правосудия по уголовным делам или в арбитражном судопроизводстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.172 с.)