Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История термина «цивилизация»
1. Цивилизация - комплексный предмет социальных и исторических исследований. Истоки употребления слова «цивилизация». Сложившееся употребление термина. Реальна ли цивилизация как всеобщее начало? Сравнительный подход к изучению цивилизаций. Соотношение формационного и цивилизационного подходов. Культурно-историческая концепция цивилизации. Основоположники цивилизационной теории. Н.Данилевский, Г. Рюккерт, О.Шпенглер, А.Тойнби. Вклад П.Сорокина в развитие теории.
Б.С. Ерасов. Цивилизации. Универсалии и самобытность. - размытость термина - теория ОЭФ – плодотворная, хотя и ограниченная по своим возможностям. Термин Ц. – воплощение «цветущей и жужжащей» неразберихи, в которой ««то фигурирует единая «мировая цивилизация», ожидающая вхождения туда и России, после того как она сменит свой «генетический год», то появляются десятки цивилизаций на одном континенте – Африканском или Южно-Американском»» (с. 8). «Цивилизованное поведение» суть приспособленное к нормам рыночного либерализма и западного гегемонизма, хотя подчас и смыкающегося с «криминальным капитализмом». Концептуальная апология агрессивного рыночного глобализма, сметающего со своего пути «архаичные» культуры и цивилизации.
? Ц. – единая или их много.
«Ц. парадигма подразумевает преодоление «линейной» истории и рассмотрение картины сосуществования различных обществ, имеющих в своей основе универсальные принципы устроения, но претворенные в определенной модели, присущей только данной социокультурной системе. В ходе эволюции этой системы как в прошлом, так и в настоящем каждое общество сохраняет свою самобытность и осознание своей «идентичности» во взаимодействии с другими обществами (с. 10).
Ц.: СЛОВО – ТЕРМИН – ТЕОРИЯ.
- космический и неизменный Сверхзакон (античность) - божественное провидение (средние века); «град божий» и «град земной» Общество – результат человечеких устремлений и чел. деятельности. Лат. civilis – качества гражданина как городского жителя. «Цивильный» - учтивость, любезность, приветливость, привычность к городской среде. Данте (14 в.): humana civilitas – расширение термина – всеобъемлющая человеческая общность и единство. Однако этимология слова и его раннее употребление разительно отличаются от тех смыслов, которые оно приобрело впоследствии.
Л.Февр (франц. ист.) – воссоздать историю франц. слова «Ц.» на деле означает «реконструировать этапы глубочайшей революции, которую совершила и через которую прошла французская мысль от второй половины XVIII в. и по наше время». Франц. и англ. просветители. civilizer – цивилизовать / отражение утверждения норм благопристойности, civilite – цивильность / воспитанности и образованности, кот. фрм. в civil – цивильный / значит. мере под влиянием придворных нравов и стиля общения, принятого в аристократических кругах (Н. Элиас «Цивилизационный процесс»; А.Фуретьер «Всеобщий словарь», изд. в Голландии в 1690 г.) Маркиз де Мирабо в трактате «Друг законов» (1757 г.). Df «Ц. есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития». Позитивная роль религии. В.Р.Мирабо в кн. «Друг людей, или Трактат о народонаселении» «Религия является, без сомнения, основной и наиболее действенной уздой человечества. Это первая пружина цивилизации». Однако новому человеку нужны были иная вера и иные смыслы для обретения мира. П.А.Гольбах, Ж.А. Кондорсе и др. «С приближением революции слово «Ц.» празднует победу». 1798 появл. В «Словаре Академии», издающийся Франц. академией с 1635 г. В Англии первое употребление слова зафиксировано в 1767 г. 1828 г. Ф.Гизо «История Ц. в Европе». / описательные 1830 г. Ф.Гизо «История Ц. во Франции». / исторические 1857-1861 Г.Бокль «История Ц. в Англии». / труды
Ж.Ж.Руссо; О.Шпенглер - о бесчеловечности Ц.
Франц. просветители: в Ц. заключается механизм, уберегающий общество от распада и ожесточения: «гуманитарное начало» и «живая душа общества». Категория Ц. имела не только познавательное, но и ориентирующее и аксиологическое значение. Семантика слова включала в себя противопоставление состоянию невежества, грубости, неупорядоченности, неправильности – тому, что входило в понятия «бескультурье» или «варварство». Наследие античного мира – противопоставление своей культуры, типа духовности и политической организации всем «варварским» обычаям. Позднее европейцы добавили к варварам еще и дикарей. Впрочем, это относилось не к другим народам, а к: - темным векам» феодализма и средневековья;
- держащим народ в невежестве феодальным правителям; - коронованным особам Европы, обрушившимся на рев. Францию; - правителям стран, сопротивлявшимся привезенным из-за моря порядкам; - населению самой Франции или Англии по мере удаления от столицы и даже сразу за ее пределами. Культура здесь выступает как компонент или синоним Ц. И то и другое означает развитое состояние чел. общества, результат деятельности рук и ума людей. Постепенно между двумя терминами устанавливается различие. Ц. – народы и страны в их развитом состоянии, а К. – форма и степень духовности, в которой выражаются высшие достижения Ц. Наполеон накануне высадки в Египте: «Солдаты, вам предстоят завоевания, влияние которых на цивилизацию и торговлю во всем мире будет неизмеримым». Около полутора веков ушло на то, чтобы мусульманская Ц. сформулировала и реализовала Ответ на Вызов Запада. XIX в. – разделение мира на «цивилизованную Европу» и «остальной мир».
Вехи продвижения западной Ц. - истребление коренного населения Северной Америки; - разрушение развитых государств Центральной и Южной Америки и уничтожение значительной части местного населения; - гигантские потоки работорговли между Африкой и Америкой. Слово Ц. приобретало идейную нагрузку в обоснованиях колониального режима. «Культуртрегерство», «цивилизаторская миссия», «бремя белого человека». Нести новые порядки «полудиким, угрюмым племенам» (Р.Киплинг). Эта миссия исчерпала себя, но вновь звучит в идеологических построениях прозападной политической элиты.
- культуртрегерство XIX в. несло в себе осознание долга в приобщении «диких племен» к достижениям европейской культуры; - началось постижение культурного многообразия мира, познание других развитых культур. Так, Наполеон привез в Египет десятки ученых, положивших начало французской египтологии. - достижения английской колониальной науки – многотомное издание древних индийских классических трактатов, из которых новые поколения индийцев узнавали о мудрости своих предков. Существенная сторона вздя Запада и Востока – глубинное неприятие ценностных и смысловых устоев Запада и нарастающий «ревайвал» неевропейских культур в условиях агрессивного вызова со стороны Запада. Этого обстоятельства не отменяют интенсивное увлечение ориентальными стилями, «тонким» восточным искусством, бегством романтиков на Восток в поисках роскошных наслаждений, освоение восточных мистических учений и психофизиологических практик, обращение к африканской магии. Эти поиски ослабевают по достижении практически значимого результата или вследствие разочарования в методе.
В 1819 г. слово Ц. впервые употребляется во множественном числе. Понятие обогащалось новыми значениями и обнаруживало свойства, которые нельзя было предвидеть.
Критика порядков, которые называются цивилизованными, но отказывают значительному большинству населения в социальной справедливости. Один из первых критиков Ц. Ж.Ж. Руссо «О влиянии наук на нравы» (1750). О пагубном влиянии на человека и общественные нравы Ц. неравенства с ее чисто внешними и лицемерными принципами. Марксизм. Негативные стороны исторического процесса, процессы упадка и крушения некогда великих обществ древности, воплощавших высший уровень цивилизованности, но не выдержавших вн. и вн. потрясений. В XIX в. позитивное восприятие термина Ц. оставалось преобладающим.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.01 с.) |